«Дневник в буквальном смысле слова» или литературная игра? Достоевский на пути к моножурналу | Имагология и компаративистика. 2021. № 16. DOI: 10.17223/24099554/16/8

«Дневник в буквальном смысле слова» или литературная игра? Достоевский на пути к моножурналу

Анализируются дневниковые записи и графика из неопубликованных тетрадей Ф.М. Достоевского второй половины 1860-1870-х гг. Выявляются коммуникативные особенности личных записей и ранних редакций художественного текста, рассматривается вопрос о жанровой природе «Дневника писателя».

“Diary in the Literal Sense” or a Subtle Literary Game? Dostoevsky on His Way to a Monojournal.pdf В феврале 1876 г. был опубликован первый выпуск «Дневника писателя», одного из самых спорных произведений Ф.М. Достоевского. За считанные дни только в Петербурге было распродано больше тысячи журналов, а в марте тираж достиг рекордной по тем временам цифры - шесть тысяч экземпляров. Через несколько месяцев его автор стал тем, кем остается до сих пор - одним из самых известных писателей России. Манифестируя будущий журнал в январском письме Вс.С. Соловьеву как «дневник в буквальном смысле слова»1, автор был не совсем искренен. Уже в апреле того же года в письме Х.Д. Алчевской он замечал: «Все это, конечно, идеал! Верите ли Вы, например, тому, я еще не успел уяснить себе форму “Дневника”, да и не знаю, налажу ли это когда-нибудь Я слишком наивно думал, что это будет настоящий дневник (выделено мной. - Л.Х.). Настоящий дневник почти невозможен, а только показной, для публики» [2. 1 «Я не летописец; это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично, - тут даже каприз. Это будет дневник в буквальном смысле слова, отчет о действительно выжитых в каждый месяц впечатлениях, отчет о виденном, слышанном и прочитанном» (11 января 1876 г.) [1. С. 36]. Л.В. Хачатурян 116 С. 518-519]. Двойственная позиция самого писателя дает исследователям основание назвать это произведение «предметом тонкой литературной игры» [3. С. 27], имитировавшим свойства дневникового жанра. Впервые тетради с дневниковыми записями Ф.М. Достоевского2 появились в поле зрения исследователей в 1883 г. при подготовке посмертного собрания сочинений. Сам Достоевский называл их «записными тетрадями», иногда - «записными книгами». Это же название повторила вдова писателя А.Г. Достоевская, составляя аннотации к тетрадям: «Обращаю внимание моих детей: На обложке тетради записан рукою Федора Михайловича мой адрес. Запись эта была сделана в первый день нашей работы, причем ФМ забыл записать мою фамилию и очень сокрушался весь тот день, не зная, как меня найти...» [4. Ед. хр. 5. Л. II]. В публикации 1883 г. отрывки из рабочих тетрадей были опубликованы под заголовком «Из записной книжки Ф.М. Достоевского» [5]. В 1935 г. в серии «Литературный архив» уже как «Записные тетради» были опубликованы четыре рабочих тетради, содержащих записи к «Братьям Карамазовым» и «Бесам» [6]. Почти через сорок лет «Литературное наследство» опубликовало «еще три записные книжки и пять рабочих тетрадей Достоевского» [7. С. 93] с записями к «Преступлению и наказанию», «Подростку» и «Братьям Карамазовым». Название тетрадей зависело исключительно от их рецепции: «рукописи», «черновики», «личные документы», «рабочие тетради», «записные книжки», «записные тетради», «письменные книги», «творческие дневники», «дневники в высшем смысле». Если же мы обратимся к подлинникам рабочих тетрадей, то будем разочарованы. Личные записи Достоевского удивительно скудны. Как правило, их появление продиктовано практической 2 Речь идет о трех рабочих тетрадях, находящихся в настоящее время в НИОР РГБ. В 1929 г. Исторический музей закрыл Музей Ф.М. Достоевского, экспонаты были переданы в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина. Еще 13 рабочих тетрадей хранились в личном сейфе А.Г. Достоевской в Центральном банке. В 1921 г. постановлением Совнаркома они были национализированы и переданы в Центрархив. Сейчас находятся в РГАЛИ (Ф. 212). Судьба остальных рабочих тетрадей Ф. М. Достоевского неизвестна. «Дневник в буквальном смысле слова» или литературная игра? 117 необходимостью. Точность и удобство здесь гораздо важнее анализа происходящего. Чаще всего это перечень закладываемых вещей, в котором зафиксированы номер, стоимость и сроки заклада [4. Ед. хр. 6. Л. 44-45]. от 20 авг. № 28610 44, оценка 55, часы и цепоч от 28 авг. № 32 790, 20, оц 27. Брошка серьги мал Столь же аккуратно Достоевский записывал эпилептические припадки, вероятно, пытаясь вести «историю болезни» [4. Ед. хр. 9. Л. 125-126]. Припадок - 3 сентября, поутру, во сне, из значительных. Создается впечатление, что Достоевский заставлял себя делать записи. Он каллиграфически выписывал даты, выстраивал иерархию заголовков, но бросал вести «Дневник» после первых двух-трех записей [4. Ед. хр. 7. Л. 69-70]. 1872 г. Дневник 10-го Сентября Письмо от Владиславлева и зов на крестины. Был Страхов, обедал. Вчера обедали брат Андрей и Коля. Дети здоровы и милы. УА Гны усталый вид. Погода серая, дождливая, из ветреных, но теплая. Вчера брат Андрей сообщил, что в адресном столе справлялся о моей Квартире Аскоченский (!). Страхову сообщил идею об альманахе. Единственным исключением стал «Дневник лечения в Эмсе», в котором педантично отражен весь месячный курс процедур - с четверга 25 июня до субботы 25 июля 1874 года. Но насколько же далеки эти записи от «дневника в высшем смысле»! Они предельно лаконичны, возможно - намеренно-лаконичны. В них нет внутреннего диалога: ни размышлений, ни оценки событий; более того - никаких следов работы над записью. Кажется, что дневник писателя Достоевского интересует Достоевского-писателя меньше всего. Дневник лечения В Эмсе 1874 г. Л.В. Хачатурян 118 Четверг 25 июня. В 7 часов утра, в сильный дождь первый раз пошел на источник. Кассельбрунен, два стакана. Хоть и прояснилось, было довольно ветрено наверху и свежо. Кажется, успел простудиться, на ночь кашлял и в груди хрипело. Ночью кошмарные сны (Голицын, брат, Аня) [4. Ед. хр. 12. Л. 199]. Среди нескольких тысяч рукописных листов рабочих тетрадей лишь на нескольких страницах мы встретим личные записи. Только самые сильные переживания (смерть жены, серьезные денежные затруднения, череда эпилептических припадков, смерть брата, страх собственной смерти) заставляют Достоевского прорываться через некий собственный запрет. Но даже эти записи крайне сдержаны. 16/28 июня Погода переменная, дождь и относительно холодно. Денег не шлют, и не знаю даже когда получу. Романа кончил 5-ю главу. 22 октября Утром во сне (в 7-м часу) припадок и когда заснул, то через час еще припадок. Теперь 26-е число, а я еще до крайности расстроен и каждую минуту жду еще припадок. Теперь ночь 26/27 окт, на дворе буря. Три последние ночи было северное сияние. У Ани зубы болят. Люба слава Богу. Денег нет. Была ярмарка. Надо писать, очень хочу, запозда

Ключевые слова

дневник, графика, черновые тетради, Федор Достоевский, моножурнал, архивные материалы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хачатурян Любовь ВалерьевнаВысшая школа экономикиканд. культурол. наук, доцент Школы филологических наукlhachaturyan@hse.ru
Всего: 1

Ссылки

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1981. Т. 22. 407 с.
Достоевский Ф.М. Собр. соч. : в 15 т. СПб. : Наука, 1996. Т. 15. 861 с.
Волгин И.Л. Воссозданный Достоевский: текст как текст // Тарасова Н.А. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского (1876-1877). Критика текста. М. : Квадрига, 2011. С. 5-17.
РГАЛИ. Ф. 212. Оп. 1.
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1883. 839 с.
Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. Л. : Изд-во АН СССР, 1935. 603 с.
Литературное наследство. М. : Наука, 1971. Т. 83: Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 1860-1881. 727 с.
Захаров В.Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. М. : Индрик, 2012. 263 с.
Лихачев Д.С. Готические окна Достоевского // Избранные работы : в 3 т. Л. : Художественная литература, 1987. Т. 3. С. 35-57.
Тихомиров Б.Н. Портретные зарисовки Достоевского: из новых атрибуций // Неизвестный Достоевский. 2014. № 1-2. С. 83-94.
Баршт К.А. Об атрибуции портретных рисунков Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2015. № 2. С. 77-109.
Баршт К.А. Рисунки в рукописях Достоевского. СПб. : Формика, 1996. 319 с.
Зализняк А.А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. № 106. С. 162-180.
Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М. : Языки русской культуры, 1996. С. 39-61.
Томашевский Б.В. Писатель и книга. Очерк текстологии. Л. : Прибой, 1928. 231 с.
Долинин А.В. В творческой лаборатории Достоевского (история создания романа «Подросток»). Л. : Советский писатель, 1947. 174 с.
Баршт К., Тороп П. Рукописи Достоевского: рисунок и каллиграфия // Текст и культура. Труды по знаковым системам. XVI. Тарту, 1983. С. 135-152.
Волгин И.Л. «Дневник писателя» как миросозидающий проект // Достоевский и журнализм. СПб. : Дмитрий Буланин, 2013. С. 27-38.
 «Дневник в буквальном смысле слова» или литературная игра? Достоевский на пути к моножурналу | Имагология и компаративистика. 2021. № 16. DOI: 10.17223/24099554/16/8

«Дневник в буквальном смысле слова» или литературная игра? Достоевский на пути к моножурналу | Имагология и компаративистика. 2021. № 16. DOI: 10.17223/24099554/16/8