Христианские монастыри Востока VI-VII вв. в «священном пространстве» Лествицы Иоанна Синайского
В памятнике византийской учительной литературы Лествице Иоанна Синайского имеются сведения о лавре Саввы Освященного, а также о семи египетских монастырях, при этом названия трех из них отсутствуют. Замалчивание названия монастыря, находившегося близ Александрии, может быть связано с тем, что он являлся центром монофелитской ереси и тем самым заслужил «проклятие памяти». В статье речль идет о типах монашеского подвига и называются отшельнические скиты вблизи монастыря святой Екатерины.
Christian Monasteries of the East of the 6th-7th Centuries in the “Sacred Space” of The Ladder of Divine Ascent b.pdf Одним из популярнейших в Средние века памятников византийской учительной литературы является книга, написанная в начале VII в. игуменом Синайского монастыря Иоанном, получившая в греческой традиции название КМра^ (Лествица). Иоанн Лествичник принял монашеский постриг на Синае в возрасте 16 лет. В Синайской пустыне он провел всю жизнь, за исключением краткосрочного путешествия в один из александрийских монастырей. Личный опыт и впечатления от путешествия нашли яркое художественное воплощение в его творчестве. Под «священным пространством», вслед за М. Гардзанити, понимаются такие места, в которых в том или ином виде проявлялась Божественная сила [1. С. 49]. В Лествице присутствуют и святой град Иерусалим как центр истории всего человечества, и святая река Иордан, и Голгофа как место спасения и искупления, и Неопалимая Купина, и гора Моисея, и множество других библейских топонимов. Однако понятие «священное пространство» в христианской литературе намного шире, чем география Библии. Применительно к Лествице в него входят и монастырь, и темница (монастырская тюрьма), и пещера отшельника. Всюду проявляется действие ангельских сил, которым противостоят бесовские; всюду в центре авторского повествования стоит Иисус Христос, его учение, его смерть и его Воскресение. 124 Имагология / Imagology Как считает святой Иоанн Лествичник, каждый желающий посвятить себя Христу прежде всего должен выбрать подходящее для его подвига место: ’Еѵ тріоі уеѵікютатоц катаотаоеоі каѲіодатюѵ апаоа Л доѵахікд поАатеІа періёхетаі, л ёѵ аѲ^лті-кр аѵахюрлоеі каі доѵш, л дета ёѵо?, л то поХб 5бо лоихаСеіѵ, л ёѵ коlѵоP^ф бподоѵлтікй? каѲё^еоѲаі (Col. 641D)1 (Все житие монашеское содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве, или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя, или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии). При этом когда мы, живя в каком-нибудь месте, бываем боримы к переходу на другое, то брань эта будет для нас указанием нашего благоугождения Богу на том месте, ибо когда бываем боримы, то это значит, что мы противоборствуем: ГеѵёоѲю 'лдіѵ л ёк тйѵ топюѵ поХедоидёѵл аѵахйрлоц тл? лдетёра? ёкеше ебареотДоею? апобеі^ц, етпер то поХедешѲаі, олдеюѵ тоб поХедетѵ (Col. 720A). Скитаться, переходя от одной обители к другой, нехорошо, и место, которое выбрал инок, да будет ему гробом прежде гроба: Мѵлда ооі про дѵлдато? о топо? ёотю (Col. 716B). Для первого топоса в Лествице встречаются именования: уединение дотла, местопребывание отшельников топо? тйѵ аѵахюргрйѵ, безмолвное место ёѵ тоц лоихаотікоц топои?, безмолвнейшее место ёѵ 'доохаотікютёроц топоі?. Именно в этих местах особенно лютуют бесы, изгнанные Господом в пустыню и в бездну ради нашего спасения: Тіѵё?, каѲй? каі фѲаоаѵте? ехподеѵ, ёѵ тоц лоихаотікоц топот»? поАХй пХёоѵ поХедеІоѲаі пефбкаоі. Каі об Ѳабда, фйохюробоі уар ёке! поААй пХёоѵ оі 5а^доѵе?, бпо тоб Коріои ёѵ тат? ёрлдоі?, каі ёѵ тр арбооф ё^оріоѲёѵте? про? оюглршѵ лдйѵ (Col. 893A). Например, бес уныния (5a^дюѵ тл? акг^а?), увидев в пустыне келию отшельника, улыбается и, приблизившись к нему, поселяется подле него: кёААаѵ аѵахюрптоб 15обоа, ёде^аое, каі прооеууіоаоа абтй, пХДоюѵ ёокдѵюоеѵ (Col. 860B). В качестве примера для подражания желающим стать пустынниками приводится Арсений Великий (ло^а? 5ё тбпо?, о дёуа? каі іоаууеХо? Лог»хаотл? Ароёѵю?), удалившийся от людей в затвор в Скитской пу- 1 Здесь и далее текст Лествицы цитируется по изданию: Climaci Joannis Scala paradisi. Patrologiae cursus completus. Series graeca / ed. J.P. Migne. T. 88, Col. 631-1210. Parisiis, 1860. 125 Попова Т.Г. Христианские монастыри Востока VI-VII вв. стыне и полностью предавший себя общению с Богом (Col. 1112D). Безмолвник есть земной образ Ангела: Ноохаотр ёоті ттао^ АууёХои ёлгуекх; (Col. 1100A). Второй топос монашества называется, как и первый, безмолвное место, однако уточняется, что монах находится в этом месте не один, а, например, в послушании с отцом (ёѵ роохаотікф толю цета латро
Ключевые слова
Лествица Иоанна Синайского,
история восточного монашества,
топонимика средневекового ЕгиптаАвторы
Попова Татьяна Георгиевна | Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | д-р филол. наук, профессор Института гуманитарных наук | lestvic@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Гардзанити М. Библейские цитаты в церковнославянской книжности. М. : Индрик, 2014. 230 с.
Dahari U. Monastic Settlements in South Sinai in the Byzantine Period: The Archaeological Remains. Jerusalem : Israel Antiquities Authority, 2000. 250 с.
Pierre-Beylot M.-J. Raithou, Pharan, la Sainte Montagne et les trois Moise. Elements d’histoire monastique a l’epoque de Jean Climaque // Monachismes d’Orient. Images, echanges, influences. Turnhout : Brepols, 2011. С. 65-122.
Meesters R. The Afterlife of John Klimax in Byzantine Book Epigrams. Edition, Translation and Commentary of Two Poetic Cycles. Proefschrift voorgelegd tot het behalen van de graad van Doctor in de taalen letterkunde. Universiteit Gent, 2017. 503 с.
Православная энциклопедия. М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. 24. 745 с.
Дуйчев И. Стара българска книжнина. Книжовни и исторически паметници отъ второто българско царство. София : Хемус, 1945. 436 с.
Ромодановская Е.К. Литературная деятельность Тобольского архиерейского дома в XVII в. // Славянский альманах. М. : Индрик, 2003. С. 16-24.
Seemann K. Eine Heiligenlegende als Vorbild von Gogol’s «Mantel» // Zeitschrift fur slavische Philologie. 1966. T. 33 (1). С. 7-21.
Patrologia Cursus Completus. Series Graeca. Paris : Jacques Paul Migne’s Imprimerie Catholique, 1857-1866. Vol. 88.
Patrologia Cursus Completus. Series Latina. Paris : Jacques Paul Migne’s Imprimerie Catholique, 1844-1855. Vol. 23.
Лурье В.М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная псалтырь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.). 1-2 // Византийский временник. 1997. T. 56 (81). C. 228-237.
Лурье В.М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная псалтырь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.). 3 // Византийский временник. 1999. T. 58 (83). C. 76-83.
Подковырова В.Г., Попова Т.Г. «Слово о покаянии» Иоанна Лествичника: зримое слово и воплотившийся образ // Palaeoslavica. 2012. Т. 20 (1). С. 16-82.
Богдановић Д. Покаjни канон Лествице у старом српском преводу // Зборник Филозофског факултета. 1974. T. XII (1). С. 251-289.
Виноградов А.Ю., Желтов М.С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Slověne. 2014. Вып. 1. С. 43-71.