У истоков исторической имагологии: натурфилософская мифография Исаака Ньютона. Перевод и комментарии | Имагология и компаративистика. 2022. № 17. DOI: 10.17223/24099554/17/8

У истоков исторической имагологии: натурфилософская мифография Исаака Ньютона. Перевод и комментарии

Рассматривается понимание Исааком Ньютоном происхождения исторической имагологии. В исследовании имагологии Ньютон выступает не только историком и натурфилософом, но и мифографом. Он предпринимает попытку всестороннего таксономического и хронологического анализа языческих божеств древних народов Средиземноморья. С его точки зрения, языческие религии, мифы и поэтические произведения, связанные с ними, явились основой зарождения в античном мире исторической имагологии как практики трактовки образа «чужого народа». Приводятся комментированные фрагменты авторского перевода с латинского языка ряда архивных сочинений Ньютона, посвященных мифографии и зарождению имагологии. Перевод с латинского выполнен впервые.

At the Origins of Historical Imagology: Isaac Newton’s Nature-Philosophical Mythography. Translation and Commentaries.pdf Введение Исаак Ньютон в ряде своих неопубликованных архивных сочинений исследует вопрос о зарождении исторической имагологии как практики создания образов иного, чужого, другого народа [1. P 72]. Ньютон принимает библейское свидетельство о Вселенском потопе как непреложный исторический факт, а потому сводит ко временам сразу после пото-144 Имагология / Imagology па истоки всех религий, народностей и государств [2. C. 427, 430, 528; 3. C. 19; 4. C. 188]. Сама по себе такая точка зрения не особо оригинальна, поскольку многие мыслители XVI-XVIII вв. - мифографы, историки древнего права и исследователи античной поэтики, например Гуго Гро-ций, Джон Селден, Джон Лайтфут, Самуэль Бокхарт, наконец, Джамбаттиста Вико, разделяли сходные идеи [5. C. 257-258; 6. P. 110, 157]. Тем не менее Ньютону удается избежать вторичности и предложить по-настоящему уникальную гипотезу о том, что появившаяся в послепо-топные времена практическая имагология тесно связана с древней астрономией [7. P. 3; 8. P. 154], а та, в свою очередь, с зарождающимися языческими мифологиями древних народностей Средиземноморья [9. P. 211, 217, 380-382; 10. P. 240]. Поэтому неудивительно, что и корни исторической имагологии Ньютон относит к эпохе первых ноахидов - потомков Ноя. В этом английский мыслитель проявляет себя как двойной эвгемерист1 [5. C. 264-265; 14. C. 16, 18]. Исследуя таксономию древних египетских, финикийских, ассирийских, халдейских, ливийских и греческих божеств, философ приходит к нескольким выводам: 1) образы языческих божеств, мифологии и древняя поэтика, связанная с ними, явились основой создания самой первой исторической имагологии в Древнем мире; 2) божества различных народов, ставшие со временем веховыми, важнейшими имагологическими знаками, исходно являлись реальными людьми: царями, жрецами, законодателями, мудрецами; 3) большинство из этих реально живших людей относились к первым поколениям ноахидов - потомков Ноя; 4) образы многих языческих божеств народностей Средиземноморья возникали из искажения, порчи, «коррупции» истинной примитивной ветхозаветной религии (Ньютон называет ее Ур-религией), основы которой Ной передал своим непосредственным потомкам; 5) со временем в Египте жрецами была распространена идея о том, что древние мудрецы и правители, превратившись после своей смерти в бессмертных богов, переселились с земли на небо как на новое постоянное место жительства, и таким образом возникли 1 Подробнее о двойном эвгемеризме см. работы С.С. Аванесова [11], Р.В. Светлова [12], Р. Шмитта и А. Петровой [13]. 145 Шаров К.С. У истоков исторической имагологии названия небесных тел, соответствующие именам богов, а уже в результате этого произошло зарождение поклонения небесным телам (солнцу, луне, звездам) в более поздних формах язычества; 6) это языческое учение проникло из Египта в Сирию, Финикию, Халдею, Персию, Индию, наконец, в Малую Азию, Македонию и Грецию, и таким образом возникли древняя астрология и древняя астрономия; 7) самая первая в мире историческая имагология, таким образом, основана на сепаратном различном прочтении одних и тех же исторических рассказов, легенд и мифов разными ветвями потомков Ноя; то, что исходно объединяло людей и служило знаком единой общности и культуры, уже через одно-два поколения ноахидов превратилось в набор имагологических символов, однозначно отделяющих «чужое» от «собственного»; 8) эта первая имагология со временем явилась одной из важнейших культурных основ формирования древних народностей Средиземноморья и Ближнего Востока. В данной работе на основе исследования ньютоновских сочинений «Заметки о древней истории и мифологии» (рукопись MSS.Temp.Miss в ньютоновском архиве Библиотеки Американского философского общества, Филадельфия, США) [15]; «Черновые отрывки и заметки, относящиеся к “Философским основаниям языческих теологий” и “Происхождению монархий”» (рукопись в архиве Яхуды № 16 в Национальной библиотеке Израиля) [16] и «Три группы заметок для работы над физико-теологией древних, относящиеся к “Философским основаниям языческих теологий”» (рукопись в архиве Яхуды № 17 в Национальной библиотеке Израиля) [17] мы проанализируем точку зрения Ньютона на появление древнейшей има-гологии и ее связь с древней астрономией. Ньютоновская исследовательская методология была призвана подчеркнуть неразрывное единство богословского, исторического и естественно-научного знания [18. P. 4; 19. P. 27; 20. P. 8]. В статье будут приведены некоторые фрагменты ньютоновских рукописей в переводе с латыни на русский язык, снабженные авторскими комментариями. Перевод с латинского осуществлен автором впервые. 146 Имагология / Imagology Сэр Исаак Ньютон. Черновые отрывки и заметки, относящиеся к «Философским основаниям языческих теологий» и «Происхождению монархий». Фрагменты. Пер. с латинского1 О том, что языческая теология была философской и преимущественно искала астрономическое и физическое объяснение системы мира, и о том, что двенадцать богов основных народностей представляют собой семь планет вместе с четырьмя элементами и квинтэссенцией земли В египетских процессиях немедленно после гимнов идет Астроном со священными книгами, содержащими знание о звездах. За ним следует Сакральный писец, который понимает лики Неба, Земли, Звезд и священные вещи. Наконец, Жрец и Хранитель реликвий, знаток всего, связанного со священными ритуалами и теологией, закрывают процессию. Совмещением науки о звездах с теологией и ставя эту науку на первое место (в сакральных процессиях. -Прим. перев.) египтяне утверждали, что их теология включает в рассмотрение звезды. И в самом деле, боги египтян были звездами и элементами. Это утверждает как Диодор2, так и Лаэрций3. Горапол-лон также свидетельствует, что для египтян образ звезды означает бога. Некоторые египтяне никогда не говорили о каких-либо богах как только о планетах и неподвижных звездах, но без исключения относили все свои божественные истории к планетам, звездам и реке Нилу и верили, что дела человеческие зависят от них. Это же самое очевидно из имен божеств, т.е. Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Аполлон, Луна, Диана, Вулкан, Нептун, Рея, Плутон, Церера, Либер, Океан и им подобных. Эти боги явно означали звезды и элементы, и они разошлись (распространились, propagati sunt) по древним народам (per gentes antiquitus) из Египта. В теологии финикийцев, которые первыми из древних народов наравне с египтянами посвятили себя исследованию натуральной 1 См.: [16. Part 2]. 2 Диодор Сицилийский (90-30 до н. э.) - греческий историк и мифограф. 3 Диоген Лаэрций (180-240) - греческий историк философии. 147 Шаров К.С. У истоков исторической имагологии философии, можно найти (положение. - Прим. перев.), что за богов они почитали только Солнце, Луну и блуждающие звезды (stellas errantes)1 вместе с элементами и вещами, с ними связанными. И это описано в книгах финикийцев. Автор Книги Премудрости поэтому пишет: «Они полагают, что огонь, ветер или шумящий воздух, или круг звезд, или затопляющие все воды были богами, правителями земли»2. И когда Иов пытался очистить (выказать себя правым перед Богом. - Прим. перев.), он сказал3: «Если я видел Солнце в своем блеске и движущуюся сияющую Луну, и мое сердце тайно ликовало, и я целовал свою руку губами своими, это также было бы беззаконием, требующим наказания от Судей, ибо я тогда отверг бы Всевышнего Бога» 4 [Об одинаковости мифолого-астрономической имагологии египтян и эфиопов.] ...Астрономия пришла к грекам от египтян. А эфиопы, о которых Лукиан говорит, что они первыми открыли законы движений и свойства небесных тел. населяли Верхний Египет, который называется Фиваидой... Евстафий, Гомер и Филострат утверждают, что (саму. - Прим. перев.) Фиваиду называли Эфиопией в древние 1 Ньютон пишет о кометах, называя их так же, как и Евсевий Кесарийский, на которого он здесь явно ссылается. 2 Ср.: Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (Прем. 13:1-2). 3 Ср.: Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего (Иов 31:26-28). 4 В этих двух примерах Ньютон подчеркивает и особенности имагологиче-ских картин, характеризующих язычников в миропонимании иудеев. Для ветхозаветных иудеев, верующих в истинного Бога Саваофа, Создателя Неба и Земли, Царя и Судию всех, языческие астрологические понятия и ритуальные жесты, свидетельствующие о поклонении небесным телам, были мерзостью и отличительными знаками народов, окружавших Израиль, - в первую очередь, финикийцев (одного из ханаанских народов) и египтян. Неслучайно в иудейской има-гологической картине Сидон и Египет - символы ближайших соседей, финикийцев и египтян, - были сродни позорным клеймам [21. С. 475]. 148 Имагология / Imagology времена. Но священная философия, по-видимому, процветала изначально также и в (настоящей. - Прим. перев.) Эфиопии, которая прилегает к Фиваиде с Юга, начинается при Филее (Phylas), лежит по обоим берегам Нила и простирается на большое расстояние (in longum porrigitur) вдоль него, как и сам Египет, и схожим образом орошается его водами (et aquis similiter irrigua), и ее главный город и царский дворец на острове Мерое, расположены недалеко от Фив. Те эфиопы были отгорожены (circumcidebantur) ото всего мира, подобно египтянам, и имели тесное общение только с Египтом, а также использовали те же самые законы, как сакральные, так и политические. Они (эти законы. - Прим. перев.) перешли к эфиопам от египтян, как говорит, если я не ошибаюсь, Диодор, когда Осирис основал там колонию, когда покинул Египет. Диодор пишет, что обычным языком (linguam vulgarem)1 этих эфиопов был священный язык (lingua sacra) египтян, и из этого он заключает, что египтяне научились священным астрономическим символам от эфиопов. Но я полагаю, что этот священный язык вначале был общим и для египтян, и для эфиопов, однако ко времени Диодора он уже вышел из употребления в Египте из-за вторжений вавиловян (Babyloniorum), персов (Persarum) и греков (Gracorum), за исключением того, что он сохранился в священных книгах и летописях (in libris sacris et historicis conservabatur)... Итак, египтяне и эфиопы разделяли ту же самую религию, а следовательно, те же самые священные и астрономические понятия и один и тот же священный язык. Египтяне и эфиопы не воспринимали друг друга как чужеродные друг другу нации, как, например, египтяне относились к ханаанитам или эфиопы к савеям. Планеты и элементы, которые обозначались именами богов, были пронумерованы египтянами в следующем порядке: Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Огонь, Воздух, Вода, Земля (в смысле стихия. - Прим. перев ). Земля (в смысле планета. - Прим. пе-рев. ) представлена четырьмя элементами и пятой эссенцией и завершает число двенадцать. И тот же самый принцип лежит в основе 1 Вероятно, Ньютон этим выражением хочет сказать: «обычным языком церемоний», поскольку вряд ли он предполагал, что простые эфиопы из широких слоев населения общаются между собой на священном астрономическом языке, разделяемом в Египте только жрецами и звездочетами. 149 Шаров К.С. У истоков исторической имагологии знаков зодиака, которым соответствуют месяцы, поскольку для египтян знаки зодиака (Dodecatemoria) были двенадцатью основными богами (Dii Consentes), а планеты считались стражами, стоявшими на посту как служители при дворе Солнца (qui accensi Solis consistorio adstent)... Также и халдеи, как Диодор утверждает в своей второй книге, признали двенадцать старших богов и приписали один месяц и один знак зодиака каждому из них (unum attribuebant) Латиняне (Latini) сохранили то же число богов и назвали их Советом богов (Dei Consentes)1, как если бы Юпитер ничего не мог делать без их совета. И как египтяне и халдеи распределили месяцы года между этими богами, так же, по-видимому, делали вначале и латиняне. Овидий говорит, что до времен Нумы Помпилия первый месяц принадлежал Марсу, второй - Венере, а именно апрель2 (происходящий. - Прим. перев.) от слова афро4 ѢЛ . > > - JtLAMi TtMUjyj'< ,k;~. \\ , >f uk. (&■ " (ji Q- дай. V- !f*~* * mui,.,y (& jfc . Й, wi- ' yv/k*rv °i< /У' / A k-\\ (frir**-*****/ Ф + іуСм C f .{&*** /■ чѴ-#>*ѵ{ ‘Ь A*»« . U-rts И C ЛіЛу/,- , 4u І4Г P*7^S u>ki. Ь***" WU#** **!, _ .'’ m iiU*~*s£g, Xх^ **i! 1 Afk~*> ->»; ■ да 1' а /?

Ключевые слова

Исаак Ньютон, историческая имагология, натурфилософская мифография, эвгемеризм, интерпретация мифов, языческие религии Средиземноморья, древняя астрономия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шаров Константин СергеевичИнститут биологии развития имени Н.К. Кольцова РАНканд. филос. наук, старший научный сотрудникconst.sharov@mail ru
Всего: 1

Ссылки

Sharov K.S. L’universite hierotopique comme une part de l’architecture sacree dans l’historiographie d’Isaac Newton // Journal of Visual Theology. 2019. № 1. P. 70-88.
Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб. : Алетейя, 1999. 784 с.
Дмитриев И.С. Чисто английская карьера: почему английские интеллектуалы XVII в. начали изучать природу? // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8, № 4. С. 9-27.
Дмитриев И.С. Peripateticus creatus: Галилей против Аристотеля // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11, № 1. С. 185193.
Шаров К. С. Исаак Ньютон: математико-герменевтическая методология пророческой экзегезы // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 1, Ч. 2. С. 254-273.
McGuire J.E. Tradition and Innovation: Newton’s Metaphysics of Nature. Dordrecht : Kluwer, 1995. 312 p.
Sassin W. Zu den Grenzen menschlicher Erkenntnis // Homiletics: Ideology and Society. 2018. Vol. 1. 0104102. P. 1-7.
Hafele W., Sassin W. Energy strategies // Energy. 1976. Vol. 1, № 2. P. 147-163.
Buchwald J.Z., Feingold M. Newton and the Origin of Civilization. Palo Alto, CA : Princeton University Press, 2012. 544 p.
Snobelen S.D. ’The true frame of Nature’: Isaac Newton, Heresy, and the Reformation of Natural Philosophy // Heterodoxy in Early Modern Science and Religion / ed. by J. Brooke and I. Maclean. Oxford : Oxford University Press, 2005. P. 223-262.
Аванесов С. С. О визуальной теологии // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 13-43.
Светлов Р.В. Криптоэпифания у Платона // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 44-54.
Schmitt R., Petrova A. Implikationen der kirchenraumlichen Interaktionsarchitektur: Das Beispiel Alpha-Gottesdienst // Journal of Visual Theology. 2019. № 1. P. 89-114.
Шаров К.С. Роль библейских пророчеств во всемирном историческом процессе с точки зрения историографии Исаака Ньютона // Genesis: исторические исследования. 2019. № 3. С. 13-21.
Newton I. Notes on ancient history and mythology. MSS. Temp 3. Miss. Library of the American Philosophical Society, Philadelphia, Pennsylvania, USA.
Newton I. Rough draft portions of and notes for “Theologi® Gentilis Origines Philosophic®” and “The Original of Monarchies”. Yahuda Ms. 16. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. 1684-1690.
Newton I. Three bundles of notes for a work on the ancients' physicotheology, related to “Theologi® Gentilis Origines Philosophic®”. Yahuda Ms. 17. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. 1680s - early 1690s.
Lysenko L. Prospects of homiletics in our time // Homiletics: Ideology and Society. 2018. Vol. 1. 0102103. P. 1-5.
Iliffe R. Priest of Nature: The Religious Worlds of Isaac Newton. Oxford : Oxford University press, 2017. 536 p.
Sassin W. Die Transformation des sozialen Bewusstseins // Homiletics: Ideology and Society. 2018. Vol. 1. 0103101. P. 1-15.
Kurdybaylo D. On symbolon and synthema in the Platonic Theology of Proclus // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13, № 2. С. 463-485.
Castro D.H. Aphrodite Ζείδωρος: the subversion of the myth of Prometheus and Pandora in Empedocles // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13, № 2. С. 430-450.
Mouzala M.G. Logos as ‘weaving together or communion of indications about ousia’ in Plato’s Sophist // Platonic Investigations. 2019. № 1(10). P. 35-75.
Murray E.Intellectual Conversion and the Way Back in Plato // Platonic Investigations. 2019. № 1(10). P. 76-88.
Nesteruk A.V. Plato’s cosmology and Platonism in modern cosmology // Platonic Investigations. 2018. № 2(9). P. 205-228.
Myakin T. De poetis Lesbiorum, de herma, deo fertilitatis, et de mysteriis Artemidis apud Mytilenaeos olim celebratis // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. Vol. 12, № 2. P. 349-364.
Dudley J. Plato’s Concept of Chance // Platonic Investigations. 2018. № 2(9). P. 56-71.
Galanin R. Listening carefully: Plato tells about the Sophists // Platonic Investigations. 2018. № 2(9). P. 81-95.
Protopopova I.A. Two types of Eidos and two types of participation: The Parmenides and the Hippias Major // Platonic Investigations. 2018. № 2(9). P. 72-80.
Tantlevskij I.R The Concept of the Universe as a Divine ‘imprint’ in Plato’s Timaeus and in doctrines of Medieval Jewish thinkers // Platonic Investigations. 2019. № 1(10). P. 158-171.
Bochart S. Geographia sacra, seu, Phaleg et Canaan: cui accedunt variae dissertationes philologicae, geographicae, theologicae, etc. antehac ineditae: ut et tabulae geographicae et indices, longe quam antea luculentiores et locupletiores. Lug-Lugdunum : C. Boutesteyn et J. Luchtmans, 1692. 520 p.
Сазонова Н.И. Христианский храм в городском пространстве и коллизия двух концепций города // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 55-69.
Newton I. Draft chapters of a treatise on the origin of religion and its corruption. Yahuda Ms. 41. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. Early 1690s.
Volkova N.P. Plotinus’ two theodicies // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. Vol. 12, № 2. P. 582-598.
Goldish M. Judaism in the Theology of Sir Isaac Newton. Dordrecht : Springer, 1998. 244 p.
Донских О.А. Поэзия как начало философии и науки // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13, № 2. С. 717-733.
Донских О.А. Ситуация в современном образовании: актуальность Аристотеля // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12, № 1. С. 207-219.
Donskikh O.A. Splitting concepts: Steps of reflection // ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2018. Vol. 12, № 2. P. 402-425.
Donskikh O.A. Horror zivilizationis, oder Horror der Subjektivitat // Homiletics: Ideology and Society. 2019. Vol. 2. 0202103. P. 1-9.
Донских О.А. Роль поэзии в развитии философии // Сибирское измерение российской философии: школы, направления, традиции. Новосибирск : НГУ, 2019. С. 234-237.
Newton I. Of the Church. Martin Bodmer Foundation Library. Cologny, Switzerland. 1700s.
Vico G. Principj di una Scienza Nuova Intorno alla Natura delle Nazioni per la Quale si Ritruovano i Principj di Altro Sistema del Diritto Naturale delle Genti. Milano : Rizzoli, 1959. 546 p.
Manuel F.E. The Religion of Isaac Newton. Oxford : Oxford University Press, 1974. 141 p.
 У истоков исторической имагологии: натурфилософская мифография Исаака Ньютона. Перевод и комментарии | Имагология и компаративистика. 2022. № 17. DOI: 10.17223/24099554/17/8

У истоков исторической имагологии: натурфилософская мифография Исаака Ньютона. Перевод и комментарии | Имагология и компаративистика. 2022. № 17. DOI: 10.17223/24099554/17/8