Science play in the verbatim theatre: God and Newton’s religious worldview in Craig Baxter’s Play Let Newton Be! (2011) | Имагология и компаративистика. 2025. № 23. DOI: 10.17223/24099554/23/10

Science play in the verbatim theatre: God and Newton’s religious worldview in Craig Baxter’s Play Let Newton Be! (2011)

Научная пьеса - жанр популярный и далеко не новый - оказывается одним из способов нового прочтения личности известного ученого. В нашей работе таким ученым является Исаак Ньютон с относительно недавними свидетельствами в пользу тайной, всепоглощающей страсти ученого к богословию и алхимии. Цель статьи - дать анализ репрезентации образа Ньютона-теолога и натурфилософа в документальной пьесе Крейга Бакстера «Да будет Ньютон!» (2011). Используя метод герменевтического анализа, мы прослеживаем документальный и исторический принцип реконструкции драматургом образа Ньютона на протяжении всей его жизни: «Исака», «Ньютона», «Сэра Исаака». Интертекстуальность соткана из цитат работ самого Ньютона, как опубликованных («Математических начал натуральной философии», вступительного эссе «Общей схолии», «Оптики»), так и неопубликованных (переписки с друзьями, многочисленных записей из тетрадей, дневников и гроссбуха), а также корреспонденции Лейбница и Кларка; отрывков из Библии, свидетельств и анекдотов друзей и биографов. Фактологическая основа является объектом адаптации, суть которой сосредоточить внимание на любви Ньютона к богословию; драматург опускает важные события в жизни Ньютона - службу хранителем и управляющим Монетного двора, возведение Ньютона в рыцарское достоинство королевой Анной, а приоритетный спор с Лейбницем переносит в теологическую плоскость. Диалоги с Галлеем и Лейбницем позволяют драматургу раскрыть картину мира Ньютона, неразрывно связанную с его религиозными мировоззрениями. Так, приезд Галлея открывает завесу экспериментальных опытов Ньютона в алхимии и исследовательской работе ученого в области физико-теологии. Спор Ньютона с Лейбницем раскрывает божественную метафизику Ньютона, когда Бог материально присутствует в каждой точке Вселенной, а пространство - не что иное, как «чувствилище Бога». Образ Ньютона-богослова выстраивается драматургом с помощью экспрессивных средств, среди которых самым частотным является фигура повтора. Полученные результаты демонстрируют малоизвестную сторону личности Ньютона и дают возможность показать тесную взаимосвязь науки и религии в исторической перспективе. Более того, анализ пьесы возвращает современного зрителя и исследователя к вечному вопросу документального театра, научной пьесы и адаптации в широком смысле этого слова - границе документальной, фактической правды и свободы художника. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

Ньютон, научная пьеса, документальный театр, физико-теология, божественная метафизика, алхимия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аленькина Татьяна БорисовнаМосковский физико-технический институтканд. филол. наук, доцент Департамента иностранных языковtba2104@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Djerassi, C. (2004) Program Note. In: Djerassi, C. Calculus. A play in 2 acts. Version 8 for London Production. [Online] Available from: https://www.djerassi.com/calculus/calculusfull.pdf:1-3.
Fauvel, F. (1988) Introduction. In: Fauvel, F., Flood, R., Shorthand, M. & Wilson, R. (eds) Let Newton Be! A New Perspective on His Life and Works. Oxford/New York: Oxford University Press. pp. 1-21.
Dobbs, B.J.T. (1983) The Foundations of Newton’s Alchemy, or "The Hunting of the Greene Lyon ”. Cambridge: Cambridge University Press.
Brewster, D. (2010) [1855] Memoirs of the Life, Writings, and Discoveries of Sir Isaac Newton. Cambridge/New York: Cambridge University Press.
More, L.T. (1934) Isaac Newton, A Biography. New York/London: C.Scribner’s Sons.
Iliffe, R. (2011) Arts Review: Let Newton Be! Times Higher Education, March 31, 2011. [Online] Available from: https://www.timeshighereducation.com/features/culture/arts-review-let-newton-be/415635.article.
Newman, W.R. (2019) Science, Enigma, and the Quest for Nature’s "Secret Fire”. Princeton: Princeton University Press.
Hawking, S. (1988) A Brief History of Time. New York: Bantam Books.
Gleick, J. (2003) Isaac Newton. Pantheon.
Krull, K. (2006) Isaac Newton. New York: Viking.
Westfall, R.S. (2007) Isaac Newton. Oxford/New York: Oxford University Press.
Guicciardini, N. (2018) Isaac Newton and Natural Philosophy. London: Reaktion Books.
Freistetter, F. (2018) Isaac Newton, the Asshole who Reinvented the Universe. Amherst, New York: Prometheus Books.
Kollerstrom, N.A. (2019) The Dark Side of Isaac Newton: Science’s Greatest Fraud. Bounsley: Pen and Sword Books Ltd.
Keyes, G.(1998) Newton’s Cannon. Del Rey.
Keyes, G. (1999) A Calculus of Angels. Del Rey.
Stephenson, N. (2003) Quicksilver. The Baroque Cycle. William Morrow imprint of HarperCollins.
White, M. (1998) Isaac Newton, the Last Sorcerer.London: Fourth Estate.
White, M. (2006) Equinox. London: Arrow.
Schleiermacher, F. (1998) Hermeneutics and Criticism and Other Writings. Edited by A. Bowie. Cambridge: Cambridge University Press.
Gadamer, H.-G. (2004) Truth and Method. 2nd ed. Continuum.
Baxter, C. (2011) Let Newton Be! UK: Faraday Institute.
Dobbs, B.J.T. (1991) The Janus Faces of Genius: The Role of Alchemy in Newton’s Thought. Cambridge: Cambridge University Press.
Iliffe, R. (2013) Priest of Nature: The Religious Worlds of Isaac Newton. Oxford: Oxford University Press.
Greenham, P. (2017) Clarifying Divine Discourse in Early Modern Science: Divinity, Physico-theology, and Divine Metaphysics in Isaac Newton’s Chymistry. The Seventeenth Century. 32 (2). pp. 191-215. doi: 10.1080/0268117X.2016.1271744.
Keynes, J.M. (1963) Newton, the Man. In: Keynes, J.M. (ed.) Essays in Biography. New York: W.W. Norton and Co. pp. 310-323.
Fallon, S.M. (2019) John Milton, Isaac Newton, and the Life of Matter. In: Martin, C.G. (ed.) Milton and the New Scientific Age: Poetry, Science, Fiction. New York: Routledge. pp. 211-237.
Iliffe, R. (2013) Priest of Nature: The Religious Worlds of Isaac Newton. Oxford: Oxford University Press.
Otyutskiy, G.P. (2021) Revealing the Place of God in the Naturalistic Worldviews of Leibniz and Newton Using Content Analysis. Laplage em Revista International. 7 (2). pp. 42-49.
Gorham, G. (2011) Newton on God’s Relation to Space and Time: The Cartesian Framework. Archiv fur Geschichte der Philosophie. 93 (3). pp. 281-320. doi: 10.1515/agph.2011.013.
Stott, R. & Morrish, H. (2009) Newton in Three Dimensions. Science. 326 (13). p. 937. doi: 10.1126/science.1183342.
 Science play in the verbatim theatre: God and Newton’s religious worldview in Craig Baxter’s Play <i>Let Newton Be!</i> (2011) | Имагология и компаративистика. 2025. № 23. DOI: 10.17223/24099554/23/10

Science play in the verbatim theatre: God and Newton’s religious worldview in Craig Baxter’s Play Let Newton Be! (2011) | Имагология и компаративистика. 2025. № 23. DOI: 10.17223/24099554/23/10