Моделирование работы универсального морского порта на основе управляемой сети массового обслуживания | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19988605/72/1

Моделирование работы универсального морского порта на основе управляемой сети массового обслуживания

Разрабатывается методика моделирования процесса перевалки в универсальных морских портах. Модели имеют вид управляемых сетей массового обслуживания, в которые поступает несколько неординарных входящих потоков заявок, описывающих прибытие грузов на наземном и морском транспорте. Подсистемы порта моделируются разными типами систем массового обслуживания, в том числе управляемыми, допускающими регулирование параметров. В результате в модели учитываются влияние случайных факторов на работу порта и вариативность технологии перегрузки в его подсистемах. Для апробации методики выбран универсальный морской порт Куангнинь, Вьетнам. На основе результатов численного исследования его модели сделаны выводы о текущей пропускной способности объекта и построен прогноз эффективности его работы при увеличении грузопотоков. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

теория массового обслуживания, универсальный порт, моделирование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ву Хоанг ЗангИркутский национальный исследовательский технический университетаспирант Института информационных технологий и анализа данныхgiangtrang14022016@gmail.com
Жарков Максим ЛеонидовичИнститут динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова Сибирского отделения Российской академии науккандидат технических наук, старший научный сотрудникzharkm@mail.ru
Казаков Александр ЛеонидовичИнститут динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова Сибирского отделения Российской академии наук; Иркутский национальный исследовательский технический университетпрофессор, профессор РАН, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник; профессор Института информационных технологий и анализа данныхkazakov@icc.ru
Всего: 3

Ссылки

Ботвинов В.Ф. Устройство и оборудование морского порта. М. : РУТ (МИИТ), 2012. 128 с.
024 Review of maritime transport : United Nations conference on trade and development. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2024_en.pdf (accessed: 15.05.2025).
Вишневский В.М. Теоретические основы проектирования компьютерных сетей. М. : Техносфера, 2003. 512 с.
Edmond E.D., Maggs R.P. How useful are queue models in port investment decisions for container berths? // Journal of the Opera tional Research Society. 1978. V. 29 (8). P. 741-750. doi: 10.1057/jors.1978.162.
Roy D., De Koster R. Optimal stack layout configurations at automated container terminals using queuing network models // Hand book of Terminal Planning / J.W. Bose (ed.). Springer-Verlag, 2020. P. 437-461. doi: 10.1007/978-3-030-39990-0_19.
Zhang X., Li H., Wu M. Optimization of resource allocation in automated container terminals // Sustainability. 2022. V. 14 (24). Art. 16869. doi: 10.3390/su142416869.
Roy D., De Koster R., Bekker R. Modeling and Design of Container Terminal Operations // Operations Research. 2020. V. 68 (3). P. 686-715. doi: 10.1287/opre.2019.1920.
Legato P., Mazza R.M. Queueing analysis for operations modeling in port logistics // Maritime Business Review. 2020. V. 5 (1). P. 67-83. doi:10.1108/MABR-09-2019-0035.
Babeli K., Hess S., Hess M. Capacity utilization of the container terminal as multiphase service system // European Transport. 2022. V. 86 (4). P. 1-15.
Guo S., Wang H., Wang S.Network disruptions and ripple effects: queueing model, simulation, and data analysis of port congestion // Journal of Marine Science and Engineering. 2023. V. 11 (9). Art. 1745. doi: 10.3390/jmse11091745.
Kazakov A., Lempert A., Zharkov M. Modeling of a coal transshipment complex based on a queuing network // Applied Sciences. 2024. V. 14 (16). Art. 6970. doi: 10.3390/app14166970.
Лемперт А.А., Жарков М.Л., Казаков А.Л., Ву Х.З. Моделирование морского контейнерного терминала с использованием сети массового обслуживания // Управление большими системами. 2024. № 112. С. 310-337.
Ву Х.З. Исследование универсального морского порта во Вьетнаме с использованием сети массового обслуживания // System Analysis & Mathematical Modeling. 2025. Т. 7, № 1. С. 72-83.
Назаров А.А. Управляемые системы массового обслуживания. Томск : Том. гос. ун-т, 1984. 234 с.
Полин Е.П., Моисеева С.П., Рожкова С.В. Асимптотический анализ неоднородной системы массового обслуживания M|M| да в марковской случайной среде // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 47. С. 75-83. doi: 10.17223/19988605/47/9.
Цициашвили Г.Ш., Харченко Ю.А. Управляемые системы массового обслуживания со стационарным равномерным распределением // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2024. № 68. С. 59-65. doi: 10.17223/19988605/68/6.
 Моделирование работы универсального морского порта на основе управляемой сети массового обслуживания | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19988605/72/1

Моделирование работы универсального морского порта на основе управляемой сети массового обслуживания | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19988605/72/1