Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля технических университетов в области информационных технологий и математического моделирования | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. № 2 (7).

Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля технических университетов в области информационных технологий и математического моделирования

В работе рассмотрены вопросы подготовки специалистов инженерно-экономического профиля технических университетов в области информационных технологий. Акцентировано внимание на необходимости подготовкистудентов специальности «Информационные системы и технологии в экономике» по многим смежным дисциплинам: инженерным, экономическим,математическим, и особенно в области программирования и информационных технологий. Представлен перечень дисциплин учебного плана специальности.

The training in technical universities of engineeringeconomicstype specialists in the field of information technologies and mathematicalmodeling.pdf Отличительной чертой процветающего общества является быстрое возраста-ние уровня информатизации экономической и социальной сфер. Информатизацияэкономики происходит на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечи-вающих новые возможности экономического развития, значительного роста про-изводительности труда, решения социальных и экономических проблем.Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитиеинформационного производства позволило многим государствам преодолеть ог-ромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению сразвитыми странами. Вступление в постиндустриальную информационную эко-номику ведет к увеличению доли информационного сектора в валовом нацио-нальном продукте, повышению доли работников, занятых обработкой и передачейинформации в общей численности занятых.После распада СССР Республика Беларусь (РБ) сохранила интеллектуальныйпотенциал своей нации, ряд производств электронной промышленности, научнуюбазу и доступную систему высшего образования. Вот почему в последнее времянаша страна имеет ряд успехов в развитии высоких и информационных техноло-гий (ИТ). В настоящее время информационный бизнес в республике Беларусьподдерживается как рядом государственных программ, таких, как ЭлектроннаяБеларусь, CALS-технологии, так и развитием частных IT-компаний, совместныхпредприятий. Новой формой ведения IT-бизнеса стало создание Парка высокихтехнологий, объединившего отечественные IT-компании на основе льготных ус-ловий ведения бизнеса. Ожидается, что предприятия IT-индустрии принесут в го-сударственную казну дохода не меньше, чем крупнейшие предприятия страны. Всвязи с подъемом отрасли ощущается нехватка квалифицированных специали-стов. Главная надежда на основных поставщиков кадров в Республике: Белорус-102 С.А. Поттосина, Н.А. Кириенкоский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорус-скую политехническую академию, Белорусский государственный университет.Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроникиявляется ведущим в отрасли государственным высшим учебным заведением и всоответствии с решением совета глав правительств от 25.11.2005г. является базо-вой организацией государств-участников _____Содружества Независимых Государствпо образованию в области информатики и радиоэлектроники. На инженерно-экономическом факультете университета ведется подготовка специалистов поспециальности «Информационные системы и технологии (в экономике)», выпу-скники получают квалификацию «инженер-программист-экономист». Подготовкаданных специалистов осуществляется кафедрой экономической информатики.1. Особенности подготовки студентов по специальности«Информационные системы и технологии (в экономике)»Отличительной особенностью специальности является то, что наряду с необ-ходимым набором базовых инженерных дисциплин и хорошей подготовкой в об-ласти экономики, учебным планом обеспечивается расширенная подготовка в об-ласти программирования и информационных технологий, а также изучение рядадисциплин экономико-математического профиля.Потенциал информационных технологий, приобретаемый выпускниками,можно условно разделить на три блока: блок 1 - общенаучных и общеобразова-тельных дисциплин, блок 2 - специальных дисциплин, блок 3 - дисциплин на-правления_____.В блок 1 входят такие дисциплины, как «Основы информатики и программи-рование» (семестр 1, 2), «Основы и лингвистическое обеспечение баз данных»(семестр 4), «Компьютерные сети» (семестр 5). Блок 2 наполняют такие дисцип-лины, как «Объектно-ориентированное проектирование и программирование» (сразделами «Визуальные средства разработки приложений», «Языки программи-рования для разработки сетевых приложений») (семестры 3 - 6, курсовой проект),«Прикладные системы обработки данных» (семестр 3), «Системный анализ и про-ектирование систем (с разделом «Проектирование баз данных и знаний») (семестр6 - 7, курсовой проект), «Операционные системы» (семестр 5), «Криптография иохрана коммерческой информации» (семестр 9). Блок 3 содержит такие дисцип-лины, как «Сетевые информационные технологии» (с разделами «ТехнологииWWW», «Web-дизайн», «Разработка приложений для WWW») (семестр 8), «Про-ектирование распределенных информационных систем» (с разделом «Корпора-тивная информационная система») (семестр 8), «Интеллектуальные информаци-онные системы в экономике» (семестр 8), «Современные технологии обработкиэкономической информации» (с разделом «Технологии автоматизации делопроиз-водства») (семестры 8 - 9, курсовой проект).Базовыми языками программирования выбраны С, С++, JAVA, С#. На курсо-вом проектировании студенты усваивают CASE-технологии (для функционально-го и информационного моделирования). Для описания и разработки образова-тельных ресурсов предлагается спецификация IMS, языки разметки HTML, XML.Для реализации специальности важную роль, наряду с основным набором ма-тематических дисциплин (высшая математика, теория вероятностей и математи-ческая статистика), играют дисциплины экономико-математического профиля.Специфику этого направления обучения определяют такие дисциплины: «Вычис-Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля 103лительные методы и методы оптимизации в экономике», «Основы дискретной ма-тематики и теории алгоритмов», «Экономико-математические модели и методы»(блок 1), «Эконометрика» (блок 2), «Исследование операций в экономике», «Ма-тематика рынка ценных бумаг» (блок 3).2. Подготовка студентов по дисциплине«Визуальные средства разработки приложений»Одним из важнейших курсов блока 2 является курс «Визуальные средства раз-работки приложений». Цель изучения данной дисциплины - овладение знаниямии навыками использования языка С++, библиотеки классов MFC и средыMicrosoft Visual Studio для разработки Windows-приложений, применяемых приавтоматизации решения экономических задач.Важность этого курса объясняется тем, что он является одним из первых кур-сов на пути практической работы с классами, основополагающими понятиямиобъектно-ориентированного программирования. Большое значение приобретаетвозможность за короткие сроки (благодаря использованию библиотеки MFC) раз-работать приложение, совмещающее сложную обработку данных с богатымисредствами их отображения на экране. Visual C++ дает возможность использова-ния технологии клиент-сервер, программирования для Internet, автоматизирован-ной разработки справочной системы.Как следует из названия дисциплины («Визуальные средства разработки при-ложений»), в круг изучения входят вопросы создания средств отображения на эк-ране информации, с которой оперирует приложение, созданное на языке С++. По-скольку Windows - графическая система, базирующаяся на понятии окна, то онапредъявляет определенные требования к форме и содержанию информации, ото-бражаемой на экране. Программисту предлагается набор изобразительныхсредств, которые реализованы в системных библиотеках, а также в библиотекеклассов Microsoft Foundation Class Library (MFC).Программа курса включает такие разделы, как технология проектированияприложений под Windows, архитектура Document-View, программирование диа-логовых окон, программирование доступа к базам данных, введение в технологииOLE и ActiveX, программирование сетевых приложений, организация многопо-точных приложений, создание и использование динамически связываемых биб-лиотек, программирование сетевых приложений.Подготовка специалистов данной специальности ведется по дневной, заочнойи дистанционной форме. Студенты дневной формы обучения имеют в своем рас-писании 17 лекций, 12 лабораторных работ, что является вполне достаточным дляосвоения программы курса. Студенты заочной формы имеют малое количествочасов (лекционных и лабораторных) для обучения преподавателем. В сущест-вующих условиях большой акцент делается на самостоятельную практическуюработу. Для управления самостоятельной работой студентам предлагается мето-дические пособия и электронные методические комплексы, охватывающие описа-ние всех изучаемых тем. Лектор должен построить процесс обучения таким обра-зом, чтобы студент хорошо усвоил наиболее значимые в курсе темы под его руко-водством, оставив на самостоятельную проработку менее важный и менее слож-ный материал. Опыт преподавания показал, что наиболее значимым материалом вэтом курсе являются темы «Программирование диалоговых окон» и «Программи-рование доступа к базам данных». Это связано с тем, что такие функции исполь-104 С.А. Поттосина, Н.А. Кириенкозуются практически в каждом приложении, разрабатываемом для экономическихзадач.Трудно представить современный бизнес-процесс без хорошо организованнойи эффективной информационной поддержки. В основе всех информационныхсистем лежит хранилище информации, которое может быть организовано различ-ными средствами. Наиболее распространенный способ организации данных - базаданных, представляющая собой совокупность связанных данных, организованных_____по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания,хранения и манипулирования. База данных является информационной модельюпредметной области. Обращение к базам данных осуществляется с помощью сис-темы управления базами данных (СУБД).Система управления базами данных - комплекс программных и лингвистиче-ских средств общего или специального назначения, реализующий поддержку соз-дания баз данных, централизованного управления и организации доступа к нимразличных пользователей в условиях принятой технологии обработки данных.СУБД характеризуется используемой моделью, средствами администрирования иразработки прикладных процессов. СУБД обеспечивает: описание и сжатие дан-ных, манипулирование данными, физическое размещение и сортировку записей,защиту от сбоев, поддержку целостности данных и их восстановление, работу странзакциями и файлами, безопасность данных.В настоящее время используется большое число СУБД, управляющих огром-ными хранилищами данных, и позволяющих выполнять широкий спектр опера-ций над ними. При этом существует острая необходимость в создании уникаль-ных программных средств для осуществления доступа к хранилищам данных внекоторый момент времени из некоторого текущего процесса (вычислительного,производственного, социального) с некоторыми параметрическими запросами. Вэтом случае разрабатывается приложение (программное средство, программныйкомплекс, система), осуществляющее доступ к хранилищу данных через органи-зацию взаимодействия с той или иной СУБД и представление пользователю ре-зультата выборки в удобной для пользователя форме. Часто результаты выборкииз хранилища данных являются исходными данными для дальнейшей обработки,выполняемой программным средством. Наиболее яркий пример - функциониро-вание сети Интернет, широко опирающееся на работу с различными хранилища-ми данных, но не привлекающее пользователя к необходимости использованияязыка той или иной СУБД.Очевидна необходимость разработки приложений, осуществляющих доступ кхранилищу данных, называемому в дальнейшем источником данных, из кода тогоили иного языка программирования. В настоящее время именно так и обстоит де-ло. Практически все современные языки программирования имеют средства про-граммирования доступа к источникам данных. Имеются такие средства и в языкеС++, и на их изучение делается акцент при подготовке студентов. При оценкезнаний студентов (особенно слабых) знанию этих разделов придается особое зна-чение.В связи с вышеизложенным осуществлялся подбор материала для лекций, чи-таемым студентам-заочникам. В рамках 3 - 4 лекций рассматриваются следующиеосновные темы: основы программирования для Windows; создание MFC-прило-жений, использующих архитектуру Document-View; использование диалоговыхокон в приложениях; создание приложений управления базой данных; технологияOpen Database Connectivity (ODBC) доступа к базам данных; применение техноло-Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля 105гии ADO для доступа к данным. Остальные темы предлагается студентам прора-ботать самостоятельно, используя электронный конспект и рекомендуемую лите-ратуру.Технология ODBC доступа к базам данных была выбрана в силу следующихпричин. Эта технология существует давно и на ней базируется большое числохранилищ данных. В этой технологии хорошо просматривается механизм работыс данными с помощью классов библиотеки MFC. Вместе с тем появилась совре-менная, основанная на COM, OLE DB-технология. Ей так же уделяется вниманиев лекциях. Эта технология характеризуется удобным интерфейсом, простотойсоздания кода. Студент может проследить, как от работы с классами (ODBC) про-исходит переход к работе с объектами COM (OLE DB, ADO). В курсе лекций длязаочников обязательно рассматриваются вопросы создания приложений, исполь-зующих ActiveX-элементы управления ADO Data Control и DataGrid Control длядоступа к базам данных.3. Изучение экономико-математических моделей и методовпри подготовке инженеров-экономистовВ процессе реализации специальности на кафедре экономической информати-ки читаются следующие дисциплины экономико-математического профиля: осно-вы дискретной математики и теории алгоритмов, экономико-математические мо-дели и методы, эконометрика, исследование операций в экономике, математикарынка ценных бумаг. Ниже приведено краткое содержание этих дисциплин, ори-ентированных на выпускников технического университета.Программа _____курса «Основы дискретной математики и теории алгоритмов» (се-местр 4, 34 часа лекций, 17 часов практических занятий): Множества. Отноше-ния. Алгебры. Элементы математической логики. Элементы логики предикатов.Элементы теории графов. Задачи комбинаторики и методы комбинаторного по-иска. Элементы теории алгоритмов и автоматов.Изучение всех разделов данного курса сопровождается практическими заня-тиями и выполнением студентами индивидуальных заданий, среди которых естьзадачи на разработку и реализацию алгоритмов комбинаторного поиска, алгорит-мов анализа графов с оценкой их вычислительной сложности.Программа курса «Экономико-математические модели и методы» (семестр 6,34 часа лекций, 34 часа практических занятий) состоит из следующих разделов:Линейные балансовые модели. Модели сетевого планирования и управления. Мо-дели линейного программирования. Модели простой и множественной линейнойрегрессии. Модели управления запасами. Имитационное моделирование.Курс «Эконометрика» (семестр 7, 34 часа лекций, 17 часов практических заня-тий, 17 часов лабораторных работ) содержит тот минимум знаний по эконометри-ке, которым должен владеть каждый инженер-экономист:Эконометрические модели (множественная регрессия с переменными пара-метрами, системы одновременных уравнений и их идентификация, оцениваниерегрессионных моделей в условиях мультиколлинеарности, гетероскедастичностии автокорреляции). Эконометрические методы (обобщенный метод наименьшихквадратов, двухшаговый метод наименьших квадратов, косвенный и двойствен-ный методы наименьших квадратов). Эконометрические приложения (производ-ственные функции, функции инвестиций, функции спроса, проблемы оцениванияи агрегирования). Анализ и прогнозирование временных рядов (авторегрессионные106 С.А. Поттосина, Н.А. Кириенкомодели скользящей средней, авторегрессионные интегрированные модели сколь-зящей средней, адаптивные модели краткосрочного прогнозирования, анализ вре-менных рядов при случайных моментах измерений).Изучение эконометрики, как и предыдущей математической дисциплины, до-полняется практическими занятиями, лабораторными работами на компьютере спривлечением современных информационных технологий, статистической обра-ботки данных, в частности пакета прикладных программ «Статистика», электрон-ных таблиц «Ехсel», выполнением системы индивидуальных заданий.Программа курса «Исследование операций в экономике» (семестр 8, 48 часовлекций, 17 часов практических занятий) состоит из четырех разделов: Детермини-рованные оптимизационные модели исследования операций (задачи нелинейногопрограммирования). Игровые модели исследования операций (игры с нулевой и не-нулевой суммой, кооперативные игры с побочными платежами). Оптимизационныезадачи на сетях и графах (задачи о покрывающих множествах, задачи о кратчай-ших цепях, достижимость и исследование структуры организаций, задачи о разме-щении центров и медиан, потоки в сетях). Модели массового обслуживания.Достаточное внимание в лекциях и на практических занятиях уделяется прямымприложениям математической теории игр для анализа микроэкономических про-блем. В частности, применение теории игр для анализа рыночного равновесия каккооперативной игры многих лиц, применение статистических функций решений всфере деятельности промышленных и торговых предприятий, принятие макроэко-номических решений в условиях неопределенности и риска. Рассматриваются во-просы принятия решений при нестохастической неопределенности для многокрите-риальной функции полезности (метод анализа иерархий Саати), а также возможно-сти использования в задачах экономики аппарата теории нечетких множеств.В разделе «Оптимизационные задачи на сетях и графах» особое внимание уде-ляется задачам и алгоритмам поиска кратчайших путей и близких к ним, такихкак наиболее надежные пути, пути с максимальной пропускной способностью,пути с «узкими» местами, пути с усилением. Все эти задачи иллюстрируютсяприложениями из экономической деятельности. Так, задачу о финансисте, кото-рый наилучшим образом распределяет во времени вложение своего капитала вразличные активы, можно рассматривать как задачу о путях с усилением в неко-тором графе.Для исследования структуры руководства или влияний некоторой организацииполезно знание некоторых фундаментальных понятий, касающихся достижимостии связности графов, а также алгоритмов для определения базы и антибазы графа,графа конденсаций, сильной и ограниченной базы, сильной компоненты графа. Сзадачей о покрытии булевой матрицы тесно связана задача построения диагно-стического теста, решение которой позволяет найти минимальное подмножествовнешних признаков, позволяющее диагностировать (опознавать) некоторое явле-ние (процесс), о котором мы можем только догадываться. Организация проверкизначений некоторого признака связана с определенными затратами, отсюда и по-является необходимость в минимизации числа признаков, образующих тест.Данный раздел сопровождается выполнением студентами индивидуальных за-даний. В каждом задании предлагается определенная экономическая, организаци-онная или управленческая задача, решение которой необходимо свести к реше-нию некоторой оптимизационной задачи на графах, предложить алгоритм реше-ния. При этом используются такие методы анализа графа, как методы поиска вглубину и ширину, комбинаторные алгоритмы выбора, методы ветвей и границ.Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля 107В разделе «Модели массового обслуживания» достаточное внимание уделяет-ся марковским случайным процессам. Марковские модели представлены цепямиМаркова с дискретным и непрерывным временем, марковскими цепями с дохода-ми и переоценкой доходов, марковскими моделями систем массового обслужива-ния (СМО). Это позволяет решать задачи, связанные с марковскими моделямипринятия решений и расчетом характеристик функционирования простейшихСМО. Демонстрируется применение марковских цепей в качестве вероятностныхмоделей различных финансово-экономических ситуаций, а также возможность спомощью потоков Эрланга сводить немарковские процессы к марковским. Дан-ный раздел также сопровождается выполнением студентами индивидуальных за-даний.ЗаключениеВ настоящее время информационный бизнес в республике Беларусь поддер-живается как рядом государственных программ, так и развитием частных IT-компаний. Ожидается, что предприятия IT-индустрии принесут в государствен-ную казну дохода не меньше, чем крупнейшие предприятия страны. Значитель-ный рост потребности в специалистах в смежных областях - экономики и инфор-мационных технологий - выдвигает требования к увеличению количества иулучшению качества их подготовки. В работе представлены особенности подго-товки студентов по специальности «Информационные системы и технологии вэкономике» в Белорусском государственном университете информатики и радио-электроники.

Ключевые слова

подготовка специалистов, информационные системы и технологии в экономике, визуальные средства разработки приложений, экономико-математические методы и модели, training specialists, information systems and technologies in economics, visual tools for developing applications, economic-mathematical methods and models

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Поттосина Светлана АнатольевнаБелорусский государственный университет информатикии радиоэлектроники (г. Минск, Беларусь)кандидат технических наук, доцентpottosina@sam-solutions.net
Кириенко Наталья АлександровнаБелорусский государственный университет информатикии радиоэлектроники (г. Минск, Беларусь)кандидат технических наук, доцентkir@newman.bas-net.by
Всего: 2

Ссылки

 Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля технических университетов в области информационных технологий и математического моделирования | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. № 2 (7).

Подготовка специалистов инженерно-экономического профиля технических университетов в области информационных технологий и математического моделирования | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2009. № 2 (7).

Полнотекстовая версия