Имитационное статистическое моделирование рынка одного товара с оптимальной детерминированной стратегией поставки товара в условиях стохастичности спроса | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. № 1(18).

Имитационное статистическое моделирование рынка одного товара с оптимальной детерминированной стратегией поставки товара в условиях стохастичности спроса

Рассматривается имитационная модель инерционного рынка одного товара в условиях запаздывания поставок и флуктуаций покупательского спроса при оптимальной детерминированной стратегии поставки товара на рынок. Математическое описание рынка представляется рестриктивной (подчиняющейся ограничениям типа неравенств) динамической моделью с запаздывающим управлением, учитывающей случайные флуктуации покупательского спроса. Показано, что оптимальная в смысле максимума прибыли продавца стратегия поставки товара на рынок определяется условиями состояния рынка (товарного дефицита, затоваривания рынка, динамического равновесия рынка). Построен алгоритм нахождения оптимальной детерминированной стратегии поставки товара на рынок на основе упреждающей детерминированной модели рынка. Проведено имитационное моделирование и статистический анализ функционирования рынка с одновременным использованием стохастической и упреждающей детерминированной моделей.

Simulation statistical modelingof the market of one goods with the optimal deterministic strategy of the delivery ofgoods under condition of stochastic demand.pdf 1. Постановка задачиВ работе [1] рынок одного товара, функционирующий в условиях запаздыва-ния поставок товара на рынок, рассматривался как детерминированная инерцион-ная нелинейная управляемая динамическая система, подчиняющаяся ограничени-ям типа неравенств. Получено точное решение задачи оптимального управленияпоставкой товара на рынок при детерминированном спросе на товар в указанныхусловиях. Было показано, что оптимальная стратегия поставки товара на рынокможет быть реализована с помощью детерминированной математической модели,позволяющей точно прогнозировать состояние рынка вперёд на время запаздыва-ния. Проведено имитационное моделирование инерционного рынка одного товарапри оптимальном управлении поставкой товара на рынок в условиях запаздыва-ния поставок. В работе [2] описывается математическая модель рынка одного то-вара, в которую включено влияние флуктуаций покупательского спроса на пере-менные, описывающие функционирование рынка в условиях запаздывания по-ставки товара на рынок при той же детерминированной (но уже не оптимальной)стратегии поставки товара. В настоящей работе проводится статистическое ими-тационное моделирование рынка с флуктуирующим покупательским спросом иисследуются его статистические характеристики.Рассмотрим модель рынка одного товара, функционирующую в дискретномвремени t = 0,1,2,... . Пусть P(t) - цена товара в момент времени t, QO(t) - остатоктовара на рынке. Стратегия заказа товара определяется переменной QZ(t - ƒ) -объём товара, заказываемого в момент времени t - ƒ для поставки на рынок в мо-мент t (предполагается запаздывание ƒ в поставках товара). Пусть в момент t дис-кретного времени спрос QD(t) на товар при цене P(t) имеет вид простейшей ли-нейной зависимости с аддитивным членом ƒ(t), характеризующим случайныефлуктуации спроса:D ( ) ( ) ( )Q t =Qm −aP t +ƒ t, (1)где Qm > 0 и a > 0 - заданные константы.Будем считать, что ƒ(t) - стационарный некоррелированный случайный про-цесс с нулевым средним значением и произвольным стандартным отклонением ƒ.Неотрицательность спроса обеспечим нелинейной рестриктивной зависимостьюспроса от цены при любом значении ƒ путём усечения процесса ƒ(t):( ) ( ) ( ) ( ) ( )( ) ( ) { , если 0,0, если 0.D m mmQ t Q aPt t QQ aaPPtt tt− +ƒ − +ƒ >=− +ƒ ≤ (2)Объём товара Q(t), предлагаемого к продаже в момент времени t, складывает-ся из остатка товара в объёме QO(t) и товара в объёме QZ(t - ƒ), заказанного про-давцом в момент времени t - ƒ (с учётом запаздывания поставки) для поставки егона рынок к моменту времени t:Q(t)=QO(t)+QZ(t−ƒ) .Тогда объём продаж QS(t) на интервале t дискретного времени равенQS(t)=min(QD(t),QO (t)+QZ (t− ƒ)), (3)а остатки товара удовлетворяют рекуррентному соотношениюQO(t+1) =QO(t)+QZ (t−ƒ)−QS (t). (4)Будем считать целевой функцией рыночного механизма ценообразования при-быль продавца J(t) в момент времени t. В рассматриваемых условиях прибыльпродавца равна разности между выручкой от продажи товара и затратами на егоприобретение и хранение. Если P1 - цена закупки товара (на оптовом рынке или упроизводителя), P2 - цена хранения единицы товара, не проданного на предыду-щем интервале дискретного времени, то прибыль продавца в момент времени tсоставит величину( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ( ) ( ))21 2 12J t =QSt P t −QZt P −QO t P − R P t −P t− . (5)Последнее слагаемое (с коэффициентом R > 0) «штрафует» продавца за изме-нение цены товара и определяет инерционность рынка - за резкое повышение це-ны могут последовать санкции законодательного характера, за резкое снижениецены - «санкции» конкурентов, выражающиеся в нанесении ущерба продавцу вразмере, эквивалентном этой штрафной функции.Решим задачу нахождения такой цены товара P(t) (устанавливаемой рынком) итакой дополнительной поставки QZ(t - ƒ) товара на рынок (устанавливаемой про-давцом), чтобы прибыль продавца при заданной линии спроса на t-ом интерваледискретного времени была максимальной:( )( ), ( )supP t QZ tJ t−ƒ . (6)При решении этой задачи должны выполняться ограничения на величину ценытовара P(t):P1 < Pmin < P(t) < Pmax(t) = (Qm + ƒ(t)) / aи на величину дополнительного заказа товара QZ(t - ƒ) ≥ 0.2. Стохастическая и детерминированная модели.Оптимизация цены и поставки товараПринцип решения поставленной задачи (6) без учета возможных флуктуацийспроса описан в работе [1]. При наличии флуктуаций спроса ƒ(t) схема решенияостаётся аналогичной и впервые представлена в работе [2]:1) Находится оптимальная (обеспечивающая максимум прибыли продавца (5))цена P(t) товара при фиксированных значениях предыдущей цены P(t − 1) товараи объёма предложения Q(t) (следовательно, при фиксированном объёме заказаQZ(t - ƒ)):( )( )| ( )maxP t Q tJ t  .2) Находится оптимальное значение объёма Q(t) товара, предлагаемого нарынке, и заказа QZ(t - ƒ) товара в зависимости от его остатка QO(t) на рынке.Однако имеется важное различие между стохастической и детерминированнойзадачами оптимизации. В детерминированной постановке задачи в каждый мо-мент дискретного времени t на рынок поступает оптимальный объём QZ(t - ƒ) то-вара, заказанного за ƒ шагов до момента t в условиях полной предсказуемости по-ведения рынка в течение этих шагов. А в стохастической постановке рынок идётпо стохастической траектории, так что предсказать точно будущий спрос на товари найти точное значение оптимального объёма QZ(t - ƒ) поставки товара на рынокв момент t - ƒ невозможно (будущие значения флуктуаций спроса ƒ(t) ещё не из-вестны).Поэтому решать стохастическую задачу приходится с использованием двухмоделей. Одна модель (стохастическая) является имитационной. Она моделируетстохастическую динамику рынка при известном на каждом шаге t объёме постав-ки QZ(t - ƒ). Другая модель (детерминированная) − скользящая упреждающая. Оназапускается на каждом текущем шаге t на ƒ шагов вперёд с начальными условия-ми, выражающими состояние стохастической модели в этот момент времени, дляпредсказания будущего состояния рынка на момент t + ƒ. По предсказанному со-стоянию производится расчёт требуемой к этому моменту времени оптимальнойдетерминированной поставки товара QZ(t + ƒ), которая и принимается к реализа-ции в имитационной модели (или на настоящем рынке).На рис. 1 приведена схема взаимодействия стохастической и детерминирован-ной моделей рынка.При решении как стохастической, так и детерминированной задачи (с учётомеё рестриктивности в силу соотношения (3)) следует выделить области, соответ-ствующие дефициту товара на рынке (область 1, в которой Q(t) < QD(t)), затова-риванию рынка (область 2, в которой Q(t) > QD(t)) и балансу спроса и предложе-ния (область 3, область динамического равновесия, в которой Q(t) = QD(t)). Соот-ношения, получаемые для стохастической модели, являются более общими. В де-терминированной модели во всех формулах следует положить ƒ(t) = 0.Детерминированная модельСтохастическая модель функционирования рынкаtРис. 1. Взаимодействие детерминированной и стохастической моделей рынка1) В области товарного дефицита Q(t) < QD(t), и в соответствии с соотноше-нием (3) имеем QS(t) = Q(t), так что( ) ( ) ( ) ( ) ( )( ) ( ( ) ( ))( ) ( )21 1 2|1 sup2OP t Q tJ t =Q t P t −Q t P +Q t P −P − R P t −P t −  . (7)Это вогнутая квадратичная функция переменной P(t), достигающая условногомаксимума при( ) ( 1) ( ) (1) ( )Q tP t P t P tR= − + = . (8)Как видим, P(1)(t) растет с ростом Q(t) по линейному закону. Выражение (8)справедливо не при любом Q(t), а лишь при Q(t), удовлетворяющем условиюQ(t) < QD(t) принадлежности к области 1. Это условие с учетом (1) и (8) имеетвид( ) m ( ) (1) ( ) m ( ) ( 1) ( )Q t Q t aP t Q t aP t a Q tR< +ƒ − = +ƒ − − − ,откуда ( ) R(Qm (t) aP(t 1)) (1) ( )Q t Q ta R+ ƒ − −< =+. (9)Поскольку в силу (2) D ( ) ( ) (1) ( ) 0Q t =Qm +ƒ t −aP t ≥ , возможная (допустимая)флуктуация ƒ(t), не приводящая к отрицательности спроса, подчиняется неравен-ствуƒ(t)≥ −(Qm −aP(t−1)), (10)что обеспечивает выполнение неравенства Q(1) (t) ≥ 0 . Таким образом, в области 1P(t) линейно растёт с ростом Q(t) от значения(1) ( ) ( ) ( )P t|Q t =0=P t−1до значения( ) ( ) ( ) ( ) ( )( ) ( ) ( ) ( ) 11 1max1| mQ t Q tQ t RPtP t P t= a R+ ƒ + −= =+,причем условие принадлежности Q(t) к области 1 выражается неравенством (9) сучётом (10), то есть 0 ≤ Q(t) < Q(1)(t). После подстановки P(t) = P(1)(t) в выражение(7) для J(t) имеем( ) ( ) ( ( ) ) ( ) ( )( ) ( ) ( )211 1 1 22Q t OJt Pt P Q t Q t P P J tR= + − − + − = .Дальнейшая оптимизация J(1)(t) по Q(t) производится только в детерминиро-ванной модели, не содержащей в течение ƒ предыдущих шагов флуктуации спросаƒ(t), и нужна для определения оптимального объёма поставки QZ(t - ƒ) товарапродавцом.Видно, что J(1)(t) монотонно растет с ростом Q(t) по линейно-квадратичномузакону, достигая максимального значения на границе области при Q(t) = Q(1)(t):( ) ( ) ( ) ( ) ( ) (1) ( )1 1max |Q t Q t J t J t = = .Если остаток товара QO(t) от продаж предыдущего интервала дискретноговремени не превышает величину Q(1)(t), то дополнительный заказ и поставка това-ра на рынок в объеме QZ(t - ƒ) = Q(1)(t) - QO(t) (в частности, QZ(t - ƒ) = 0 приQO(t) = Q(1)(t)) обеспечивает максимум прибыли. Иначе, при QO(t) > Q(1)(t), следу-ет искать решение задачи оптимизации прибыли в областях 2 или 3.2) В области затоваривания рынка Q(t) > QD(t), и в соответствии с выраже-нием (3) имеем QS(t) = QD(t), так что с учетом (1)( ) ( ( ) ( )) ( ) ( )1 ( )(1 2 )OJ t = Qm+ƒ t −aP t P t −Q t P +Q t P −P −( ( ) ( ))( ) ( )2|1 sup2 P t Q t−R P t −P t−  . (11)Это вогнутая квадратичная функция переменной P(t) с точкой максимума( ) ( ) ( 1) (2) ( )2Qm t RPtP t P ta R+ ƒ + −= =+. (12)При выполнении условия (10) эта величина неотрицательна и не меньшеP(1)(t). Как видим, P(2)(t) не зависит от Q(t) (остаётся постоянной при любом Q(t) вэтой области). Выражение (12) справедливо лишь при условии, что Q(t) > QD(t),то есть при условии( ) ( ) (2) ( ) ( )( ( )) ( 1)2mma R Q t aRP tQ t Q t aP ta R+ +ƒ − −> +ƒ − =+,откуда ( ) ( ( ) ( 1)) ( ( )) (2) ( )2R Qm t aP t a Qm tQ t Q ta R+ ƒ − − + + ƒ> =+. (13)Последнее неравенство определяет условие принадлежности Q(t) к области 2.Нетрудно показать, что Q(2)(t) > Q(1)(t). В области 2 Q(t) > Q(2)(t). После подста-новки в J(t) P(t) = P(2)(t), не зависящего от Q(t), имеем( ) ( ( ) (2) ( )) (2) ( ) ( ) ( )( )1 1 2oJ t = Qm+ƒ t −aP t P t −Q t P +Q t P −P −( ( )( ) ( )) ( ) ( ) 2 1 2 22−R P t −Pt− =J t .Дальнейшая оптимизация J(2)(t) по Q(t) производится только в детерминиро-ванной модели, не содержащей в течение ƒ предыдущих шагов флуктуации спросаƒ(t), и нужна для определения оптимального объёма поставки QZ(t - ƒ) продавцом.Как видим, J(2)(t) монотонно убывает с ростом Q(t) по линейному закону, такчто достигает в этой области наибольшего значения при Q(t) = Q(2)(t):( ) ( ) ( ) ( ) ( ) (2) ( )2 2max |Q t Q t J t J t = = .Если QO(t) < Q(2)(t), то дополнительный заказ и поставка товара на рынок вобъеме QZ(t - ƒ) = Q(2)(t) - QO(t) обеспечивает получение этого максимума прибы-ли. Если же QO(t) > Q(2)(t), то QZ(t - ƒ) = 0 и достигается лишь значение прибыли( ) ( ) ( ) ( )2 (2) ( )|Q t QO t max J t J t = < .3) В области баланса спроса и предложения (то есть в области динамиче-ского равновесия рынка) Q(t) = QD(t) и в соответствии с выражением (3) имеем,как и в области 2, объём продаж, равный спросу, то есть QS(t) = QD(t), и прибыльJ(t) в виде (10). Но Q(t) = Qm + ƒ(t) - aP(t), откуда( ) Qm (t) Q(t) (3) ( )P t P ta+ ƒ −= = . (14)Границами области 3 по Q(t) являются точки Q(1)(t) и Q(2)(t):Q(1) (t)≤Q(t)≤Q(2) (t) .Как видим из (13), в этой области P(3)(t) линейно убывает с ростом Q(t) от( ) ( ) ( ) ( ) ( )( ) ( ) ( ) 13 1max1| mQ t Q tQ RPtP t P t= a R+ −= =+до ( ) ( ) ( ) ( ) ( )( ) ( ) ( ) ( ) 23 2 1|2mQ t Q tQ t RPtP t P t= a R+ ƒ + −= =+.После подстановки P(t) = P(3)(t) в J(t) для этой области имеем( ) ( ) ( ) ( ) ( )1 ( )(1 2 )Qm t Qt oJ t Q t Q t P Q t P Pa+ ƒ −= − + − −( ) ( ) ( ) ( ) ( )21 32R Qm t Qt P t J ta− ⎛⎜ + ƒ − − − ⎞⎟=⎝ ⎠.Дальнейшая оптимизация J(3)(t) по Q(t) производится только в детерминиро-ванной модели, не содержащей в течение ƒ предыдущих шагов флуктуации спросаƒ(t), и нужна для определения оптимального объёма поставки QZ(t - ƒ). J(3)(t) - во-гнутая линейно-квадратичная функция переменной Q(t). В точке( ) ( ( ) ( 1)) ( ( ) 1) (3) ( )2R Qm t aP t a Qm t aPQ t Q ta R+ ƒ − − + + ƒ −= =+прибыль J(3)(t) достигает максимального значения. Нетрудно показать, чтоQ(1)(t) < Q(3)(t) < Q(2)(t), то есть точка максимума Q(3)(t) лежит в области 3. Макси-мальное значение прибыли в области 3 (при QO(t) < Q(3)(t))( ) ( ) ( ) ( ) ( ) (3) ( )3 3max |Q t Q t J t J t = = .Это значение является и глобально максимальным, потенциально возможнымпри QO(t) ≤ Q(3)(t). Если же Q(3)(t) < QO(t) ≤ Q(2)(t), то глобально максимальное зна-чение прибыли не может быть достигнуто, и достигается только условно-максимальное значение (при фиксированном QO(t)) внутри области 3, лежащеемежду (3) ( )Jmax t и J(2)(t).3. Статистический анализ стохастической динамики рынкаСтатистический анализ функционирования имитационной модели рынка в ус-ловиях стохастических флуктуаций спроса проводился в различных ситуациях, втом числе в ситуации, когда сначала, до некоторого момента времени t = 0 вклю-чительно, рынок находился в состоянии равновесия и флуктуации спроса отсутст-вовали. Равновесная цена товара P* = (Qm + aP1) / (2a), спрос QD* = Qm − aP* рав-нялся предложению, запасы товара на складе отсутствовали (QO* = 0). Таким об-разом, в момент времени t = 0 цена товара P0 оставалась равной P*, остаток товараQ0 = 0. Начиная со следующего момента, спрос начинал флуктуировать, вследст-вие чего рынок выводился из состояния равновесия. Флуктуации спроса модели-ровались последовательностью независимых нормально распределённых случай-ных величин с нулевым средним и одинаковой дисперсией ƒ2. При этом для обес-печения неотрицательности спроса производилось его усечение в соответствии срестриктивным преобразованием (2). Расчёты проводились при R = 50, Qm = 4,a = 0,4, T = 2000, P0 = P*, P1 = 3, P2 = 0,1, Pmin = P1 + P2, Pmax = Qm / a, P* = 6,5,Q0 = 0, ƒ = 7, ƒ = 0,1. Эксперимент повторялся N = 2000 раз. При каждой n-й реа-лизации имитационного моделированияH0: r(t, t+ƒ) = 0 о некоррелированности флуктуаций. Они определяются t-крите-рием Стьюдента и равны ( ) 22, 0,971 1+N−2 tN− 5 = ± 0,0438, где tN−2, 0,975 −квантиль уровня 0,975 распределения Стьюдента с N - 2 степенями свободы. Каквидно на рис. 8, при критическом уровне значимости 5 %-й корреляции значенийцены товара статистически значимо отличаются от нуля для всех значений пара-метра ƒ сдвига в интервале от ƒ = 1 до ƒ = 200, не менее. Аналогично ведёт себя ифункция автокорреляции rQZ(t,t + ƒ) предложения (заказа) товара. Все остальныепеременные имеют слабо коррелированные во времени значения. Наименее авто-коррелированы остатки QO непроданного товара, функция автокорреляцииrQO(t,t + ƒ) которых приведена на рис. 9. Поверхности функций автокорреляцииобъёма QS продаж, спроса QD и прибыли J имеют вид, промежуточный между по-верхностями, изображёнными на рис. 8 и 9, но ближе к рис. 9. Почти всюду их ав-токорреляции практически статистически незначимы.rPt ƒРис. 8. Нормированная автокорреляционная функция ценыи границы 95 %-го интервала её незначимостиrQt ƒРис. 9. Нормированная автокорреляционная функция остаткови границы 95 %-го интервала её незначимостиЗаключениеИтак, в работе получены точные соотношения, определяющие имитационнуюматематическую модель оптимального (по критерию максимума прибыли про-давца) инерционного рынка одного товара в условиях запаздывания поставок то-вара на рынок и флуктуаций покупательского спроса. Построена оптимальная де-терминированная стратегия поставки товара на рынок. Показано, что в силу нели-нейности модели случайные колебания спроса отклоняют статистическое равно-весие рынка от детерминированного равновесия.

Ключевые слова

statistical simulation modeling, casual fluctuations of demand, optimization, market of one goods, time-lag control, restrictions of an inequality type, dynamic system, статистическое имитационное моделирование, флуктуации спроса, рынок одного товара, оптимизация, запаздывающее управление, ограничения типа неравенств, динамическая система

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Поддубный Василий ВасильевичНациональный исследовательский Томский государственный университетпрофессор, доктор технических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информатикиvvpoddubny@gmail.com
Романович Ольга ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры теоретических основ информатики факультета информатикиnjkm@ngs.ru
Всего: 2

Ссылки

Поддубный В.В., Романович О.В. Имитационная модель рынка одного товара с оптимальной детерминированной стратегией поставки товара в условиях стохастичности спроса // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2011): Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25−26 ноября 2011 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Ч. 2. − С. 47−53.
Поддубный В.В., Романович О.В. Рестриктивная динамическая модель инерционного рынка одного товара с оптимальной поставкой товара на рынок в условиях запаздывания // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2011. 4(17). С. 16-24.
 Имитационное статистическое моделирование рынка одного товара с оптимальной детерминированной стратегией поставки товара в условиях стохастичности спроса | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. № 1(18).

Имитационное статистическое моделирование рынка одного товара с оптимальной детерминированной стратегией поставки товара в условиях стохастичности спроса | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2012. № 1(18).

Полнотекстовая версия