Архитектурное проектирование системы инновационной организации и поддержки учебного процесса в высшем учебном заведении
Статья посвящена рассмотрению архитектуры программного комплекса, обеспечивающего автоматизацию планирования и организации учебного процесса крупного вуза с учетом современных тенденций интеграции российских высших учебных заведений в общеевропейское и мировое образовательное пространство. Основной задачей описываемых программных средств является обеспечение возможности интерактивного формирования для каждого студента вуза индивидуального учебного плана, систематизации и обобщению сформированных учебных планов с целью составления оптимального расписания учебных занятий и мониторинга их проведения. Приводится обоснование реализации данной системы как облачного сервиса, т.е. предоставления программного обеспечения как услуги (SaaS). Проводится анализ необходимого функционала данной системы, основанный на требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов, кредитно-рейтингового подхода, индивидуализации траекторий обучения, концепций CDIO, PBL и др.
Architectural design of the systemfor university innovation management and educational process supporting..pdf В настоящее время российская система высшего образования переживает ко-ренные изменения в организационной структуре, методах оценки знаний и мето-дологиях обучения [1]. Данные изменения обусловлены глобализацией образова-ния и требованиями современного бизнеса и производства. В последние годыгармонизация национальной образовательной системы, по крайней мере, с обра-зовательными стандартами европейского сообщества очень актуальна [1, 2]. Заме-тим, что процесс модернизации образовательных систем в рамках Болонского иКопенгагенского процессов стал выходить за рамки европейского сообщества, ох-ватывая все большее количество стран различных регионов мира [3].Таким образом, гармонизация образовательных стандартов выдвигает передвсеми ведущими мировыми державами такие цели [1] в области реформациивысшего профессионального образования, как создание четких и единых квали-фикаций, переход на двухуровневую систему подготовки, введение системы кре-дитов, обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей, ме-ждународное сотрудничество в обеспечении качества высшего образования, обра-зование в течение всей жизни (LLL - Lifelong learning) и др. Немаловажным, го-воря языком бизнеса, является ориентация на потребителя, т.е. в нашем случае ус-тановка студента в центр образовательного процесса.На сегодняшний день множество российских высших учебных заведений на-ходятся в процессе перехода к вышеназванным принципам построения процессаобучения и организации работы вуза, но они сталкиваются с множеством про-блем. В том числе, c одной из самых трудоемких - полностью управляемый сту-дентом план обучения, который требует тесного взаимодействия студентов, пре-подавателей курсов, составителей расписания, деканата, учебного управления идругих структур учебного заведения. Очевидно, что необходимо внедрение ин-формационной системы, позволяющей управлять процессом обучения и контро-лировать его на всех этапах.При проектировании данной информационной системы был сделан упор навведении принципиально нового системного подхода в организации образова-тельного процесса и сопутствующих ему управляющих процессов. Особенностьюданного подхода является акцентирование внимания на индивидуализацию обра-зовательных траекторий студентов, поддержку современных образовательныхконцепций (таких, как CDIO и PBL) [4] и обеспечение предельно дружественныхв использовании компьютерных технологий для выполнения всех видов органи-зационной деятельности. Кроме того, отдельное внимание при планировании бы-ло уделено социальным элементам системы.1. Возможности системыПрежде всего, проектируемая система является хранилищем данных обо всехаспектах учебной и организационной деятельности в вузе. После проведения ана-лиза работы типового университета были выделены следующие основные сущно-сти: учетные записи студентов, преподавателей и других сотрудников, аудитор-ный фонд, набор дисциплин и привязанных к ним материалов, учебные планы(как базовые, так и индивидуальные), структура подразделений, условия состав-ления расписания, индивидуальные расписания и некоторые другие вплоть доданных мониторинга текущей успеваемости.Очевидно, система должна предоставлять отдельный набор операций в зави-симости от роли вошедшего пользователя. Поэтому была имплементированаслужба ролей с разграничением доступа к функциям системы. Данная служба по-зволяет пользователю иметь несколько ролей, что необходимо для внедрения вреальном учебном заведении, так как зачастую один и тот же сотрудник исполня-ет несколько обязанностей из различных ролей.Каждая роль имеет свой фронт-энд для удобного доступа ко всем разрешен-ным функциям через веб-интерфейс. На первом этапе развития системы былопринято решение сделать четыре типа фронт-энда: для студента, для преподава-теля, для администратора учебного заведения или его подразделения и для сво-бодного просмотра (гостя). В дальнейшем планируется добавить различныефронт-энды для других подразделений и сотрудников, например для ректора, ра-ботника деканата, заведующего корпусом и т.д.Фронт-энд студента привязан к аккаунту студента, который создается и запол-няется на этапе его поступления в учебное заведение (или при внедрении систе-мы, в случае, если студент уже находится на обучении), после чего студенту вы-даются данные для доступа. Студенту доступны следующие основные функции:редактирование и просмотр личных данных, запись на курсы, отслеживание соот-ветствия индивидуального учебного плана обязательной образовательной про-грамме и подсчет кредитов, просмотр индивидуального расписания, просмотр ма-териалов по выбранным курсам, оценка курсов и преподавателей, просмотр теку-щей успеваемости и заданий, связь с преподавателем.Фронт-энд преподавателя также привязан к аккаунту преподавателя, которыйсоздается или при вступлении в должность, или при внедрении системы для ужеработающих преподавателей. Было принято решение включить в систему воз-можность преподавателю заявлять пожелания и требования к составлению распи-сания и записи на его курсы.Получив доступ к аккаунту, преподаватель может добавить в систему своикурсы (или отметить себя преподавателем уже существующего в системе курса),добавить описание, рабочую программу, список занятий, учебно-методическиематериалы и др. Затем он должен определить ограничения для записи на курс. Та-кими ограничениями могут быть: максимальное количество слушателей, необхо-димый набор уже пройденных студентом предметов, институт, к которому дол-жен относиться слушатель, и т.п. Кроме того, преподаватель может предъявитьтребования к аудиториям, в которых будут проходить занятия: наличие экрана спроектором, аудиосистемы, компьютеров для каждого студента, специального ла-бораторного оборудования, размещение аудитории в конкретном корпусе (корпу-сах) и т.п. Преподавателю доступны следующие основные функции: редактирова-ние и просмотр личных данных, создание курсов и открытие их для записи сту-дентов, просмотр личного расписания, просмотр списка студентов на курсах, пуб-ликация материалов по своим курсам, публикация заданий для самостоятельноговыполнения студентами, ведение текущего контроля успеваемости и посещениязанятий, связь со студентами (как массовая рассылка, так и индивидуальная).Администраторы подразделений авторизуются в системе под одноименнымфронт-эндом. Основная цель этих пользователей - ввод данных об аудиториях,преподавателях, студентах и т.д. На более поздних этапах разработки данной сис-темы будут добавлены специальные роли для данных задач, такие, как отдел кад-ров или приемная комиссия. Они примут на себя обязанности по управлениювсеми статическими данными (корпуса, аудитории, персонала и т.д.), возлагаемыена этапе внедрения системы на администраторов подразделений.Также можно выделить отдельно роль и соответствующий фронт-энд техниче-ского администратора системы. В нем реализуется различный функционал поконтролю работоспособности всех уровней системы, её обслуживанию: проверкабазы данных на ошибки, редактирование прав доступа, контроль различных тех-нических характеристик (нагрузка системы, сообщения об ошибках) и т.д. Крометого, технический администратор осуществляет запуск различных ресурсоемкихпроцедур, таких, как составление общего расписания или подсчета статистики.Общий фронт-энд предназначен только для просмотра общедоступной инфор-мации. Одним из сценариев его применения является предоставление информа-ции о студенте работодателю. Данный функционал присутствует во многих сис-темах профессиональной сертификации, например в сертификационном центреMicrosoft. Работодатель может по коду, предоставленному выпускником этогоучебного заведения, получить информацию о пройденных курсах, их содержаниии успеваемости студента.Помимо доступа к функциям разрабатываемой информационной системы по-средством веб-браузера планируется имплементировать Web API (англ. WebApplication Programming Interface - сетевой интерфейс программирования прило-жений) для решения проблемы доступа к данным и функциям системы с исполь-зованием других программ [5]. Данный Web API впоследствии будет использо-ваться при реализации приложений для мобильных устройств и нативных прило-жений для различных операционных систем. Такой дополнительный метод взаи-модействия с системой, при наличии документации для API в свободном доступе,позволит разработчикам сторонних приложений расширять систему, создаватьразличные виджеты и т.д.Важной функцией рассматриваемой информационной системы является непо-средственно генерация учебного расписания, удовлетворяющего всему множествузаданных ранее условий. Эта задача является наиболее нетривиальной и ресурсо-емкой в рамках разрабатываемой системы [6, 7], так как является NP-полной и всравнении с распространенными системами генерации расписаний, работающимис небольшим набором групп (классов) и, в большинстве случаев, не берущими врасчет никаких дополнительных условий - данная информационная система ра-ботает с большѝм количеством индивидуальных планов студентов и учитываетразличные условия, предъявленные преподавателями при объявлении курсов.По причине высокой ресурсоемкости было принято решение выделить в сете-вой архитектуре системы отдельный вычислительный кластер для задач генера-ции расписания. Данное решение принято для разгрузки центрального серверасистемы, так как он отвечает за взаимодействие с пользователями и может суще-ственно снизить время ответа при генерации расписания на том же сервере. Гене-рация расписания является полностью автономной задачей и не требует вмеша-тельств в процессе выполнения. Таким образом, эта задача является идеальнойдля выполнения одним из сервисов облачных вычислений [8]. В настоящий мо-мент выбор в пользу сервисов облачных вычислений оправдан как экономически,так и удобством внедрения и обслуживания [9]. Отсутствие необходимости за-купки серверного оборудования, аренды помещения, обеспечения сохранностиданных и т.д. делает облачные сервисы наилучшим инструментом для выполне-ния удаленных вычислений.В общем случае генерация расписания происходит несколько раз в учебныйгод. Генерация инициируется администратором системы после проверки наличиявсех необходимых компонентов: индивидуальных учебных планов, дисциплин,различных условий генерации и описания аудиторного фонда. В случае, если сту-дент не предоставил индивидуальный учебный план, применяется базовый пландля его специальности.Хранилище данных накапливает данные по дисциплинам, индивидуальнымучебным планам и расписаниям. После окончания учебного года, а порой и семе-стра, данная информация становится неактуальной, но не может быть удалена, таккак может понадобиться для статистических или других целей. В данный моментв большинстве высших учебных заведениях такая информация наполняет бумаж-ные архивы в худшем случае и неструктурированные электронные хранилища - влучшем. Оставлять устаревшие данные в основной базе данных системы тоже яв-ляется не лучшим решением, так как при малой полезности эти данные замедляютскорость запросов с каждым годом все больше и больше. По этой причине былопринято решение выделить в сетевой архитектуре системы отдельное хранилищеданных, которое не должно обеспечивать оперативный доступ к данным. Такимобразом, будет снижена нагрузка на основную БД и произведена кластеризацияданных по признаку их текущей полезности [10].2. Сетевая архитектура системыБазируясь на заявленном ранее функционале системы, была разработана сле-дующая сетевая архитектура информационной системы (рис. 1).Рис. 1. Схема сетевой архитектуры системы информационной поддержкивысшего учебного заведенияОсновой архитектуры являются облачные веб-приложения и хранилище дан-ных. Основное веб-приложение выполняет важнейшую функцию распределенияправ, предоставления и обработки данных. Хранилище данных не имеет средствразграничения доступа, поэтому вся работа с ним происходит только через веб-приложение. На схеме база данных обозначена как сетевая единица, но при необ-ходимости может быть масштабирована путем внедрения системы репликациибез модификации других частей системы.На левой половине схемы изображены возможные варианты клиентского дос-тупа к системе: мобильные и обычные веб-клиенты (доступ посредством браузерак соответствующей версии веб-сайта), нативные программы для мобильных уст-ройств и различных операционных систем (доступ посредством Web API). Все ва-рианты доступа реализуются через единые механизмы основногосистемы в учебном заведении). Дальнейшая работа по сопровождению делегиру-ется службе информатизации вуза. Следующим этапом является внесение в хра-нилище данных - аудиторий, студентов, преподавателей, и т.д. На этом, благода-ря использованию системы как облачного сервиса внедрение непосредственнопрограммного комплекса заканчивается.Затем происходит публикация дисциплин, их описаний, материалов, требова-ний преподавателями. После этого студенты выбирают дисциплины для изученияиз списков доступных и составляют индивидуальный учебный план на ближай-ший семестр. Каждый учебный план проверяется на соответствие всем нормам итребованиям как учебного заведения, так и Федеральным государственным обра-зовательным стандартам.С использованием собранных данных составляется индивидуальное расписа-ние для каждого студента и преподавателя, удовлетворяющее всем поставленнымстрогим требованиям и максимально подходящее под все нестрогие. Алгоритми-чески модуль генерации расписания основан на комплексном использовании эво-люционных вычислений и метода штрафов. Данная комбинация позволяет вклю-чать дополнительные условия в процесс генерации и уменьшить время генерациирасписания по сравнению с использованием этих методов отдельно или примене-ния некоторых других методик [13]. Процедура составления расписания можетпроводиться несколько раз с параллельным изменением настроек или требованийк расписанию, пока не будет получен оптимальный результат. В качестве объек-тивного критерия оптимальности принимается минимальное отклонение от функ-ции штрафов, задаваемой массивом требований к расписанию с различными зна-чениями приоритета. Кроме того, возможна (субъективная) ручная оценка от-дельных срезов расписания и последующая корректировка.ЗаключениеСледует отметить, что подобные системы существуют, но в основном внедре-ны за рубежом, например TechAct University Management System или AccelUMS.Использование этих систем в российских учебных учреждениях невозможно, таккак они не учитывают особенностей переходного состояния нашей системы обра-зования и имеют жесткую привязку к зарубежным стандартам делопроизводства иорганизации образовательного процесса.Представленная в данной статье информационная система позиционируетсядля последующего внедрения в крупные высшие учебные заведения России, в ча-стности в национальные исследовательские университеты.
Ключевые слова
информационная система,
организация учебного процесса,
индивидуальная траектория обучения,
SaaS (Software as a Service),
information system,
educational process management,
individual studying trajectory,
SaaS (Software as a Service)Авторы
Капилевич Вячеслав Леонидович | Национальный исследовательский Томский политехнический университет | магистрант кафедры информатики и проектирования систем | skkapi@gmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Sadaf Naseem Jat, Shengxiang Yang. A hybrid genetic algorithm and tabu search approach for post enrolment course timetabling // J. Scheduling. V. 14. Nо. 6. Amsterdam, 2011. P. 617−637.
Doelitzscher F., Sulistio A., Reich C., Kuijs H., Wolf D. Private cloud for collaboration and e- Learning services: from IaaS to SaaS // Computing Magazine V. 91. Nо. 1. Wien, 2000. P. 23−42.
Moore R.W. Archiving experimental data // Encyclopedia of Database Systems. Springer, 2009. P. 132−135.
Иванченко Д.А. Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели SaaS // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 121−126.
Dong, B., Zheng, Q., Yang, J., Li. An E-learning ecosystem based on cloud computing infrastructure // Advanced Learning Technologies, Ninth IEEE International Conference. Riga, 2009. P. 125-127.
Vinay Chawla, Prenul Sogani. Cloud computing - the future // High Performance Architecture and Grid Computing, Communications in Computer and Information Science. V. 169. Heidelberg, 2011. P. 113−118.
Barry McCollum. University timetabling: bridging the gap between research and practice // 5th International Conference on the Practice and Theory of Automated Timetabling. Amsterdam, 2006. P. 13−35.
Carter M.W., Laporte G. Recent developments in practical course timetabling // Springer Practice and Theory of Automated Timetabling II. London, 1998. P. 3−19.
Bianchini D., Valeria De Antonellis. Semantics-enabled web API organization and recommendation // Advances in Conceptual Modeling. Recent Developments and New Directions. Heidelberg, 2011. P. 34−43.
Zhu Ming, Meng Li. Exploration and practice in engineering education reform of EE major based on CDIO mode // Engineering Education and Management. V. 112. Berlin, 2011. P. 19−23.
Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.
Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. 2007. № 32 (573).
Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц: Приложение к письму Министерства образования РФ № 1-55-357 ин/15 от 09.03.2004.
Капилевич В.Л., Ботыгин И.А. Архитектура системы информационной поддержки инновационной организации и планирования учебного процесса в высшем учебном заведении // Сборник трудов IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и современные информационные технологии». Томск, 2011. С. 206−207.