Непараметрическая оценка Тёрнбулла для ин-тервально-цензурированных данных в маркетинговом исследовании спроса на биоэнергетические напитки | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 3(24).

Непараметрическая оценка Тёрнбулла для ин-тервально-цензурированных данных в маркетинговом исследовании спроса на биоэнергетические напитки

С помощью непараметрического алгоритма Тёрнбулла по интервально-цензурированным данным оценивается ожидаемая цена спроса на биоэнергетический напиток, выводимый на рынок томским предприятием НПК «САВА». Диапазоны цен для анализа получены в результате масштабного маркетингового исследования, включающего в себя несколько фокус-групп и опросов. Работа носит междисциплинарный прикладной характер.

Nonparametric Turnbull estimator for intervalcensored data in the marketingresearch of the demand of bio-energy drinks.pdf В процессе вывода нового продукта на рынок очень важно определить ту цену, с которой производитель готов выйти на массового потребителя. При этом возникает ряд проблем, связанных с тем, что он не обладает достаточной информацией о возможном уровне цен, так как предприятие не имеет накопленной статистики по продажам, что вынуждает маркетологов пользоваться так называемым историческим методом, когда в основу анализа ложатся данные о продажах схожего по свойству товара, уже выпускаемого фирмой. Нередко предприятие пытается организовать производство принципиально нового для него продукта, при этом основным, а зачастую и единственным ориентиром, является себестоимость конечного изделия. Однако этой информации явно недостаточно для определения рыночной цены. Тогда производитель вынужден прибегать к дорогостоящим инструментам маркетинговых исследований, таких, как фокус-группы, опросы, анкетирование потенциальной целевой группы потребителей и пр. Полученные в итоге данные носят стохастический характер и требуют качественной статистической обработки. Особенно в случаях, когда наблюдения являются цензурированными, при этом использование классических методов приводит к неадекватным некорректным результатам. В данной работе рассматривается вопрос определения цены потребительского спроса на товар-новинку, в основу исследования положены интервальные данные об ощущаемой ценности товара для потребителя, полученные в процессе многоэтапного маркетингового исследования. По результатам анализа фирме даны рекомендации о возможном уровне цены. 1. Непараметрическая оценка Тёрнбулла для интервально-цензурированных данных Неполные данные часто встречаются в медицинских, биологических, социальных и экономических исследованиях, в страховании, а также в инженерных задачах, например при анализе надежности и времени отказа технических устройств [1-6]. Здесь рассматриваются интервально-цензурированные данные, возникающие при проведении маркетинговых исследований, в частности в процессе работы фокус-групп, при опросах и анкетировании, когда опрашиваемый не может или не хочет указывать конкретное значение исследуемого показателя, например своего дохода, а оперирует лишь некоторым промежутком. При этом нередко маркетологи обрабатывают полученные цензурированные выборки некорректно, игнорируя цензуриро-ванные значения или ориентируясь на одну из границ интервала, что в итоге приводит к неадекватным результатам, которые используются как основа при принятии управленческих решений, чреватых финансовыми потерями. Рассмотрим случайную величину (с.в.) т> 0 с функцией распределения (ф.р.) F(x) = Р(т < x). Исходная выборка объема N состоит из интервалов вида (L,Ui], i = 1,N, т.е. известно, что i-е наблюдение попало в промежуток (Li,Ui], но его точное значение неизвестно. Для оценивания ф.р. F(x) рассмотрим разбиение 0 < т0 < Xj

Ключевые слова

интервальное цензурирование, непараметрический алгоритм Тёрнбулла, маркетинговые исследования, ценообразование, interval-censored data, the nonparametric Turnbull algorithm, marketing research, price formation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зенкова Жанна НиколаевнаТомский государственный университет; Томский политехнический университеткандидат физико-математических наук, МВА, доцент кафедры теоретической кибернетики факультета прикладной математики и кибернетики; доцент кафедры высшей математики Физико-технического институтаthankoff@fpmk.tsu.ru
Краковецкая Инна ВалентиновнаТомский государственный университет; Томский политехнический университеткандидат экономических наук, доцент кафедры системного менеджмента и предпринимательства экономического факультета; доцент кафедры инженерного предпринимательства Института социально-гуманитарных технологийinna_krakov@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Giolo S.R., Turnbull's N. Estimator for interval-censored data // Technical Report, August, 2004.
Klein J.P., Moeschberger M.L. Survival Analysis: Techniques for Censored and Truncated Data. Springer, 2010. 551 p.
Анализ надежности технических систем по цензурированным выборкам / В.М. Скрип-ник, А.Е. Назин, Ю.Г. Приходько, Ю.Н. Благовещенский. М.: Радио и связь, 1988. 184 с.
Zhao, Guolin M.A. Nonparametric and parametric survival analysis of censored data with possible violation of method assumptions // Thesis Submitted to the Faculty of the Graduate School at the University of North Carolina at Greensboro in Partial Fulfillm
Franses Ph.H., Paap R. Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge University Press, 2001. 206 p.
Blattberg R.C., Kim P., Kim B., Neslin S.A. Database Marketing: Analyzing and Managing Customers. Springer, 2008. 871 p.
Chang M.N., Yang G.L. Strong consistency of a nonparametric estimator of the survival function with doubly censored data // The Annals of Statistics. 1987. V. 15. No. 4. P. 1536-1547.
НПК «Сава» готовится к производству натуральных биоэнергетических напитков. http://incubator.tsu.ru/taxonomy/term/1?page=1 [режим доступа - свободный]
Анализ рынка энергетических напитков в России в 2005-2010 гг., прогноз на 20112014 гг. Отчет о результатах маркетингового исследования компании BusinesStat. http://marketing.rbc.ru [режим доступа - свободный]
MapeHKoe Н. Особенности установления цен на новые товары. http://www.inventech.ru/ lib/cost/cost-0014/ [режим доступа - свободный]
Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник. М.:ИКФ Омега-Л, 2002. С. 272-273.
 Непараметрическая оценка Тёрнбулла для ин-тервально-цензурированных данных в маркетинговом исследовании спроса на биоэнергетические напитки | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. №  3(24).

Непараметрическая оценка Тёрнбулла для ин-тервально-цензурированных данных в маркетинговом исследовании спроса на биоэнергетические напитки | Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 3(24).

Полнотекстовая версия