Журналистиковедение: предметно-объектное поле и структура
В статье рассматривается отечественная теория журналистики как сложившаяся интердисциплинарная наука о массово-информа-ционной деятельности. Отвергая распространенное мнение о неопределенности предмета журналистской науки, автор исходит из того, что ее онтологическое поле давно сформировано. На основании анализа существующих теоретических подходов формулируется релевантное определение понятия журналистской науки: это наука о массово-информационной деятельности, имеющая интердисциплинарный характер и объединяющая усилия филологов и историков, философов и психологов, социологов и политологов, правоведов и экономистов. Разнообразие методов исследования и подвижность категориального аппарата, находящегося в постоянном становлении, связывается с социальной природой объекта журналистской науки (социальная информация и общественное сознание), имеющей дело не со статическими состояниями, а с динамическими процессами, развитие которых порой непредсказуемо.
Journalism studies: the subject-object field and the structure.pdf В последнее время активизировалось обсуждение теоретических проблем массовой коммуникации, и, в частности, было высказано мнение, что «за долгие годы исследований в области журналистики ученые так и не смогли выработать единое определение науки и достичь понимания ее предмета» [1]. Автор придерживается противоположной точки зрения, считая, что онтологическое поле теории журналистики давно сформировано и что анализ различных подходов к определению нашей науки [2-5] дает основание сформулировать вполне адекватную дефиницию: теория журналистики, или журналистиковедение, - это наука о массово-информационной деятельности, имеющая интердисциплинарный характер, объединяющая усилия филологов и историков, философов и психологов, социологов и политологов, правоведов и экономистов и др. Методы и формы исследования, исследовательский инструментарий также описаны и успешно применяются, хотя категориальный и понятийный аппарат все еще уточняется [6], что связано с многофакторностью объекта исследования - постоянно обновляемой журналистики. Действительно, теоретик журналистики имеет дело с трудно уловимыми «материями» - социальной психологией (обыденно-практический уровень) и идеологией (научно-теоретический уровень), а, главное, со специфическим родом общественного сознания - массовым сознанием, которое составляют идеи, суждения, представления, иллюзии, чувства, настроения и т.п. То есть объективная сложность исследований связана с тем, что ученые постигают и описывают не статичные, а продолжающиеся и порой непредсказуемые процессы: то же общественное мнение под влиянием СМИ может мгновенно поменяться. Еще один важный момент: журналистиковед имеет дело с социальными объектами, с обществом (героями, аудиторией), где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием, морально-этическими установками. При этом исследователь, призванный к объективности, будучи членом общества, не может не испытывать влияния на его позицию и оценки окружающего социума общепринятых и личностных ценностных ори-ентаций. Таким образом, теория журналистики, в отличие от наук естественнонаучного направления, где субъект познания имеет дело с относительно «чистыми» объектами, опирается на социальное познание, и у нее свой сложнейший объект исследования -сущность многофакторного и текучего процесса функционирова-ния постоянно обновляемой социальной информации. Теория журналистики планомерно и систематически фиксирует процесс отражения медиапрактиками фактов текущей действительности, отмечая тенденции, выявляя закономерности и рождая новое знание, истинность которого логически обосновывается. При этом важны как эмпирические, ориентированные на явления, так и теоретические исследования, ориентированные на сущность. В первом случае ученые отдают предпочтение таким методам исследования, как наблюдение, эксперимент, во втором - системному подходу, идеализации и т. п. «Эмпирики» нацелены на конкретные факты, классификации, эмпирические закономерности, «теоретики» - на законы, раскрытие существенных связей и теории. Например, сегодня, с вступлением в «эпоху компьютеров и интернета» мы должны пережить этап обобщения и классификации эмпирических фактов, связанных с освоением новых жанровых форм, которые диктует конвергентный подход. Автор также не согласен с мнением, что интердисциплинарный характер отечественной теории журналистики лишь декларируется, - в качестве доказательства достаточно перечислить существующие научные направления: история журналистики [7-11]; функциональный стиль массовой коммуникации [12; 13]; поэтика публицистики [14-18]; психология журналистики [1921]; социология журналистики [22-24]; типология СМИ [25-28]; медиадизайн [29-33]; медиаэкономика [34-36] и др. При этом в теории журналистики есть как лакуны (например, практически не исследована журналистика XX в.; история журналистики все еще представлена как история журналистики двух столиц), так и перекосы (например, учеными забыта поэтика публицистики; заметно уменьшилось количество диссертаций и монографий, посвященных проблематике СМИ; при изучении новых медиа и современных технологий исследователи порой ограничиваются лишь «технологическим» аспектом). Среди элементов структуры любой теории, помимо исходных оснований, логики, философских, социокультурных, ценностных факторов, совокупности законов и утверждений, выделяется идеализированный объект - некая абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. Это можно проиллюстрировать на примере развития такого, например, направления, как медиадизайн, который в начале 1990-х гг. пережил настоящую научно-техническую революции. То, о чем начиная с 1920-х гг. размышляли исследователи оформления периодических изданий (стандарт-макеты, форм-стандарты, композиционно-графические модели), смогло воплотиться в жизнь благодаря компьютерным технологиям, пришедшим в медиаотрасль. И неудивительно, что их вскоре с легкостью освоила вся страна - работники секретариатов, опираясь на мощную теоретическую и методическую базу [37-47], создавали фирменные стили своих изданий. По сути, они занялись процессом, который из модного, но факультативного превратился в необходи-мый и обязательный: ведь без созданного стиля, введенного в память компьютера, невозможно создать ни одного файла верстки. Когда переход на рыночные отношения потребовал новых подходов к организации редакционной деятельности, где дизайн, а также реклама стали рассматриваться в качестве важнейших аспектов маркетинга и менеджмента и в качестве одного из ти-поформирующих признаков изданий [48-50; 33; 36; 41], практики смогли опереться на целый ряд научных трудов, посвященных изучению типологии СМИ [51-58]. Своеобразным итогом работы, проделанной медиатеоретика-ми в XX в., стала книга Е.П. Прохорова «Исследуя журналистику», в которой знаменитый отечественный ученый рассмотрел всю совокупность методологических проблем журналистикове-дения. На основе представления о сущности и задачах изучения журналистики и типов исследований он охарактеризовал совокупность используемых методов и методик, а также процесс научного исследования в целом [59]. В настоящее время научная специальность 10.01.10 «Журналистика» представлена в политических и филологических науках: в первой отрасли паспорт специальности включает 15 направлений, связанных с функционированием журналистики в системе информационной политики, во второй - 60 направлений, связанных с исследованием журналистики как информационного, культурологического и творческого феномена, как системы СМИ и т.д. В первом случае проводятся политологические исследования, объектом которых выступают информационная среда, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть; во втором содержанием специальности являются история, теория и практика журналистики. Понятно, что включение журналистики в номенклатурный список научных работников, например, подотрасли «Литературоведение», с одной стороны, конкретизирует, с другой - сужает возможности исследователей, и, видимо, не случайно который уже год дискутируется идея о переименовании данной научной специальности - например, в коммуникативистику. Останавливает, видимо, то, что слишком широкими и не привязанными к социальным сферам становятся направления исследований. Тем более что у теории журналистики определен свой объект познания. В октябре 2017 г. на факультете журналистики Московского государственного университета состоялся научно-методологи-ческий семинар, в программе которого фигурировали серьезные дискуссионные вопросы: «Отечественный и зарубежный пути теоретизации медиа: факторы национального своеобразия отечественной медиатеории», «Теория журналистики и теория медиа: части целого или самостоятельные явления?», «Фундаментальность медиатеории: природа и сущностные основания», «Системность теории медиа: перспектива на будущее». Отвечая на поставленные вопросы, следует заметить, что национальное своеобразие отечественной теории журналистики связано с национальным своеобразием нашей прессы, которая, с одной стороны, возникла как государственная подцензурная деятельность, а с другой стороны, получила развитие в эпоху «персонального журнализма» и «художественной публицистики». В истории российской журналистики среди редакторов, памфлетистов, очеркистов, репортеров значатся имена лучших отечественных писателей. Особая журналистика сформировала особую аудиторию «самой читающей страны». Если в категориальном аппарате журналистики одним из основных понятий является понятие «средства массовой информации», то медиа опираются на понятие «средства массовой коммуникации», т.е. «медиа», с одной стороны, шире журналистики, с другой - отражают скорее технологический аспект информационных процессов. Отечественная теория журналистики складывалась на протяжении всего прошлого века, опираясь на мощный историко-филологический ствол. При этом представители московской, ленинградской, свердловской, ростовской, воронежской и других школ развивали различные направления: историческое, социологическое, психологическое, профессионально-творческое, типологическое, экономическое и др. Назвать имена всех тех, кто внес существенный вклад в отечественное журналистиковедение, непросто - перечислим лишь некоторых из тех, кто стоял у его истоков: А.Ф. Бережной, В.Г. Березина, Г.А. Гуковский, С.М. Гуревич, В.Е. Евгеньев-Макси-мов, Б.И. Есин, А.В. Западов, Я.Н. Засурский, В.Д. Пельт, Е.И. Пронин, Е.П. Прохоров, В.В. Ученова. Труды этих и других ученых отличало сочетание фундаментальных и прикладных подходов, и наличие научных направлений, о которых упоминалось выше, как раз отвечает принципу системности, взятому на вооружение учеными, развивающими российскую теорию журналистики.
Ключевые слова
теория журналистики,
журналистиковедение,
история журналистики,
функциональный стиль массовой коммуникации,
поэтика публицистика,
психология журналистики,
социология журналистики,
типология СМИ,
медиадизайн,
медиаэкономика,
theory of journalism,
journalism studies,
history of journalism,
functional style of mass communication,
poetics of journalism,
psychology of journalism,
sociology of journalism,
media typology,
media design,
media economicsАвторы
Тулупов Владимир Васильевич | Воронежский государственный университет | д-р филол. наук, завкафедрой рекламы и дизайна, декан факультета журналистики | vlvtul@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Короткое А.В., Шамина О.А. Журналистика как наука: от предметной области к преподаванию // Вести. МГИМО-Университета. 2011. № 1 (16). С. 300-308.
Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы. М., 2009.
Демина И.Н., Шкондин М.В. Синергетика и теория журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 1. С. 14-28.
Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995, 2003.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2002.
Свитич Л.Г. Миссия журналистики: поле понятий и терминов // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 3. С. 16-36.
Бик-Булатов А.Ш. Концептуализация истории отечественной журналистики на современном этапе (методологический аспект) // Ученые записки Казанского университета. 2012. Т. 154, кн. 6. С. 169-179.
Ахмадулин Е.В., Овсепян Р.П. История отечественной журналистики XX века. Ростов н/Д., 2008.
Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М., 2000.
История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. Л.П. Громовой. СПб., 2003.
История русской журналистики XVIII-XIX веков / под ред. А.В. Запа-дова. Л., 1973.
Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. Воронеж, 1993.
Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007.
Пельт В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984.
Социальная практика и журналистский текст. М., 1992.
Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.
Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.
Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.
Олешко В.Ф. Психология журналистики. СПб., 2006.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007.
Социология журналистики / под ред. С.Г. Корконосенко. М., 2004.
Социология журналистики / под ред. Е.П. Прохорова. М., 1981.
Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, практика. Ростов н/Д., 2002.
Система средств массовой информации России / под. ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
Шкондин М.В. Основы организации системы печати в СССР. М., 1979.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации и пропаганды в СССР. М., 1986.
Тулупов В.В. Историографический обзор литературы по пресс-дизайну // Медиадизайн: история, теория, практика: Межвуз. сб. науч. ст. Воронеж, 2016. С. 140-151.
Волкова В.В. Специфика медиадизайна // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 4. С. 5-21.
Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М., 2005.
Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). М., 1990.
Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики: методологический этюд. М., 2010.
Основы медиабизнеса / под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2009.
Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000.
Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт, методики, рекомендации / под ред. Я.Н. Засурского. М., 1988.
Гребнев А.В. Как делается газета. М., 1967.
Гуревич С.М. Номер газеты. М., 1977, 2002.
Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1987.
Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М., 1999.
Планирование работы в редакции. М., 1979.
Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974.
Цукасов С.В. В штабе газеты. Секретариат редакции: традиции, опыт, проблемы. М., 1976.
Цукасов С.В. Время зрелости. М., 1979.
Цукасов С.В. Научные основы организации работы редакции газеты. М., 1977.
Цукасов С.В. Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель. М., 1986.
Волкова В.В. Дизайн рекламы. М., 1999.
Гуревич С.М. Газета и рынок: как добиться успеха. М., 1994.
Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.
Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985.
Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1973. № 3.
Западов Л.В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1979. № 2.
Корнилов Е.А. Типология периодической печати. Основные понятия и категории // Типология периодических изданий. Ростов н/Д., 1984.
Методика типологического анализа периодической печати / под ред. Д.А. Вороновой, Л.Л. Реснянской, И.А. Руденко. М., 1995.
Реснянская Л.Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий // Типология периодической печати. М., 2007.
Типология периодических изданий / под ред. Я.Н. Засурского. М., 1995.
Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М., 2007.
Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005.