Юкечев В. П. Рецензия на книгу: Телевидение Сибири: история, теория и практика | Вопросы журналистики. 2017. № 1. DOI: 10.17223/26188422/1/10

Юкечев В. П. Рецензия на книгу: Телевидение Сибири: история, теория и практика

Book review: Television of the Siberia: history, theory and the practice.pdf Монография представляет собой концептуальное осмысление истории, теории и практики сибирского телевещания с момента возникновения коммерческого телевещания до наших дней. В фокусе внимания - Томская, Новосибирская, Кемеровская, Омская, Иркутская области, Алтайский и Красноярский края. Впервые книга с названием «Телевидение Сибири» вышла в Томске в 2010 г., а годом позже появилось ее второе, дополненное и расширенное издание. «За последние пять лег, - пишут авторы монографии 2015 г., - в региональном развитии и в телевизионном пространстве региона произошли такие изменения, которые требуют от исследователей, по меньшей мере, корректировки прогностических моделей. Поскольку новая книга не является дополнением и расширением издания 2011 года, мы определили ее как второй выпуск и дали новое название, которое уточняет три аспекта комплексного исследования телевидения Сибири» (С. 8). Телевидение СИБИРИ история, теория На мой взгляд, основная ценность нынешней монографии -в выявлении и осмыслении изменений, произошедших в российском медиапространстве (да и в обществе в целом) с 2010 по 2015 г. Непосредственно в тексте нынешней книги этого сопоставления нет. Но, спасибо авторам, монография построена так, что не обратиться к исследованию пятилетней давности просто невозможно. Изменения особенно наглядны в описании типичной региональной телекомпании. Вот как изменилась она и ее взаимоотношения с внешней средой за эти годы (ниже приведены цитаты из обеих монографий). Форма собственности 2011. Общество с ограниченной ответственностью, учрежденное несколькими физическими лицами. 2015. Частно-государственное партнерство (вероятно, общество с ограниченной ответственностью как самая юридически отработанная правовая форма предприятия) с участием государственного капитала или, вероятнее, высокопоставленных чиновников и их поручителей. Финансовая самостоятельность 2011. Продажа эфирного времени местным рекламодателям позволяет телекомпании оплачивать доставку аналогового сигна-ла аудитории, аренду производственных и офисных помещений, зарплату пяти десяткам сотрудников. Собственных финансовых средств на постройку здания или на техническую модернизацию производственной базы у телестанции не хватает. 2015. Такой канал активно использует государственные субсидии, которые на конкурсной основе даются для производства социально важных программ, а проще говоря, для производства лояльности, как-то: прямая линия с губернатором и т.п. Программирование 2011. Она является сетевым партнером РЕН ТВ (или СТС) и вставляет в региональные окна вещательной сетки около трех с половиной часов собственных программ в эфирные сутки. Собственными программами региональной телестанции являются утренний информационно-развлекательный телеканал (два часа прямого эфира), получасовой выпуск новостей вечером и повтор информационной программы ночью с подверсткой новых комментариев или «гостя студии». 2015. Канал является сетевым партнером РЕН-ТВ и имеет региональные окна утром и вечером, которые используются для выпуска новостей и заказных программ. Канал имеет также по общей лицензии право на вещание в кабельных сетях, которое он и осуществляет по договору с двумя местными ин-тернет-провайдерами. Способы выживания 2011. Региональным телекомпаниям надо создавать ассоциации, профессиональные гильдии, союзы, чтобы не пропасть поодиночке. 2015. У вещателя есть основания считать, что его канал попадет в цифровой мультиплекс, когда этот пакет будет сформирован для данной территории. Отношения с местной властью 2011. Будущее телекомпании слишком сильно зависит от расположения местной власти и от состояния деловой активности в регионе. 2015. Руководитель канала входит в пул доверенных редакторов, которых приглашают на планерки и ответственные совещания с участием первых лиц области. Можно сказать, что руководитель входит в новую номенклатуру и имеет доступ к губернатору. «Такая модель выкристаллизовывалась за последнее десятилетие, - констатируют авторы, - и именно она определяет сегодня медиаландшафтрегионов» (С. 153). За время и во имя «кристаллизации» этой модели произошел сначала расцвет, а затем разгром лучших региональных телекомпаний, и то, как это делалось, убедительно проанализировано в монографии - особенно ярко на примере томской ТВ-2. Шаг за шагом, в каждой главе книги по-своему, авторы монографии отвечают на вопросы «как», «почему» и «зачем» это делалось. Общий вывод неутешителен: «Эта система противостоит прямой демократии, отрицает обратную связь и общественное мнение. Суть ее в создании искусственной повестки дня, которую сами чиновники, манипулирующие аудиторией, называют "позитивом". Главный продукт их медиапроизводства - лояльность. Задача системы - обеспечить такие изменения повестки дня, чтобы подавляющее большинство поддерживало соответствующие идеи вне зависимости от того, какое мнение у этого большинства было вчера или возникло сегодня по поводу близкой им повестки дня (локальной, профессиональной или социальной)» (С. 153). Что ж, главная задача исследователей выполнена честно, диагноз поставлен достаточно точно. Но кто прислушается к нему, чтобы начать «лечение»? Профессор Ю.М. Ершов, под чьим научным руководством выпущены обе монографии, уточняет, кому адресуются главные выводы исследования: «... государство может дать преимущество одним моделям телевещания и ограничить возможности других типов. Но для того, чтобы реализовать это право на пользу всему обществу, государственные чиновники должны досконально ра-зобраться в самих типологических характеристиках и в их соответствии общественному благу» (С. 117-118). В 2014 г. Институт развития прессы - Сибирь выпустил книгу «Какие медиа - такое и общество», где была сделана попытка обосновать зависимость состояния всех государственных и общественных институтов от качества системы массовых коммуникаций («кровеносной системы общества»). Данная монография блестяще подтверждает эту зависимость.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юкечев Виктор ПавловичИнститут развития прессы - Сибирьдиректор независимого партнерства; член Общественной коллегии по жалобам на прессу.victor.yukechev@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

 Юкечев В. П. Рецензия на книгу: Телевидение Сибири: история, теория и практика | Вопросы журналистики. 2017. № 1. DOI: 10.17223/26188422/1/10

Юкечев В. П. Рецензия на книгу: Телевидение Сибири: история, теория и практика | Вопросы журналистики. 2017. № 1. DOI: 10.17223/26188422/1/10