Православные СМИ Республики Мордовия: типологические и уникальные черты
На примере разнообразного спектра православных средств массовой информации Республики Мордовия представлено современное состояние православных региональных СМИ. Анализируя сложившуюся систему, авторы предлагают функционально-типологическое описание православных медиаре-сурсов регионального культурно-информационного пространства, выявляют тематическую направленность изданий, формулируют ряд существенных проблем в развитии православной журналистики Мордовии.
Orthodox media of the Republic of Mordovia: typological and unique features.pdf Активное развитие современного российского общества подразумевает многообразие и интенсивное преобразование всех его сторон, соответствующих им социальных институтов, а также усложнение и совершенствование их взаимодействия с широкой общественностью. Наиболее ярко и отчетливо это проявляется в становлении и функционировании тематических разновидностей журналистики, отражающих потребность различных социальных институтов в продуктивном сотрудничестве с населением - целевой и нецелевой аудиторией. При этом если некоторые тематические разновидности журналистики существовали и в советскую эпоху (спортивная журналистика, автомобильная журналистика и т. д.), то другие являются «приметой» нового времени, порождением этапа развития страны, когда были преодолены различные запреты, в том числе связанные с религией. Относительная новизна конфессиональной журналистики в России и главным образом журналистики православной, поскольку основная масса изданий такого плана относится к православным медиаресурсам, обусловливает ее недостаточную изученность сегодня и прежде всего в ее региональном формате, ставя перед исследователями в качестве одной из приоритетных задач ее подробное аналитическое рассмотрение и функционально-типологическое описание. При этом нельзя констатировать полное отсутствие внимания к православным СМИ: ведутся дискуссии о правомерности и параметрах их выделения в самостоятельный сегмент современной российской журналистики, его границах, функциональной направленности и т.д., однако до формирования целостного и полного о нем представления пока еще далеко. Еще более сложная ситуация складывается с православными региональными СМИ, которые как особое явление в современной ме-диасреде подробно практически не изучались, не считая отдельных наблюдений ряда исследователей относительно развития православной журналистики в том или ином регионе без учета общих и уникальных тенденций в функционировании [1-4]. В Республике Мордовия религиозная жизнь и деятельность Русской православной церкви изучалась в разных аспектах и в разные временные периоды [5-7]. Так, в статье А.К. Моисеева «Межконфессиональный диалог как основа действующей религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия)» рассмотрена проблема координации и взаимодействия органов власти республики, правоохранительных и иных органов, заинтересованных в совершенствовании межконфессиональных отношений, а особое внимание уделено взаимодействию властных структур с нетрадиционными конфессиями [8]. Конфессиональная пресса в регионе в целом изучалась в рамках отдельных работ [9-11]. Например, в статье В.И. Антоновой аргументируется предметно-функциональная сущность конфессиональных СМИ, их роль в процессе формирования нравственных ориентиров региональной молодежной аудитории [9]. Тем не менее глубокого комплексного анализа православных СМИ проведено не было. Таким образом, не осмыслена их роль в современном медиапространстве региона, не выявлены их типология и функции. Православные медиаиздания Республики Мордовия по территориальному признаку / широте распространения относятся к региональным, что во многом обусловливает такие их уникальные характеристики, как: - непродолжительная история развития; - малочисленность; - преимущественная активность только печатных и интернет-СМИ при отсутствии активно функционирующих теле- и радиопроектов; - непредставленность многих специализированных изданий Мордовской митрополии в интернет-среде, вытекающая из этого их незаинтересованность в обратной связи с читателями; - несбалансированность различных сегментов православной журналистики (например, отсутствие в онлайн-среде изданий, учрежденных митрополией, но присутствие в интернете широкого круга изданий, посвященных православной тематике, но не относящихся к митрополии); - сосредоточенность православной журналистики Мордовии на событиях и вопросах, актуальных именно для этого региона; - стремление к тематической всеохватности, компенсирующей ограниченное число конфессиональных СМИ в республике; - неразвитость информационно-аналитического направления в церковных СМИ, учрежденных митрополией, которое мы расцениваем как наиболее важное и актуальное для читателя, своего рода «мостик» между Церковью и аудиторией, имеющей множество актуальных и сложных, спорных, но требующих грамотного разбора и комментирования вопросов (частично данная задача решается лишь в СМИ, учрежденных не митрополией). Типологическими чертами православных СМИ Мордовии мы считаем многотемность и многофункциональность. Рассмотрим систему православных СМИ Республики Мордовия и их характеристики подробнее. Начало активной работы православных СМИ в Республике Мордовия непосредственно связано с моментом образования и регистрации Саранской епархии как религиозного органа в 1999 г., хотя их появление фиксируется немногим ранее. Подготовка к созданию епархии подразумевала и широкую работу с общественностью, в связи с чем было принято решение об учреждении в 1991 г. епархиального информационно-новостного издания - газеты «Саранские епархиальные ведомости», которая сейчас преобразована в журнал и носит название «Ведомости Мордовской митрополии». За 27 лет ситуация в православной журналистике Саранска и Мордовии практически не изменилась. «Религиозного бума» не случилось, несмотря на общую популярность православной темы в региональных изданиях. Анализ системы православных СМИ в Республике Мордовия позволяет нам выделить следующие их разновидности, в упрощенном виде повторяющие типологию всех существующих в современной России религиозных изданий [12]. К числу специализированных православных медиаизданий Республики Мордовия можно отнести, безусловно, основной печатный орган Мордовской митрополии - журнал «Ведомости Мордовской митрополии». Он содержит общую новостную информацию о религиозной жизни региона. Также нередко в нем присутствуют сочинения ученых и публицистов на религиозные темы. Систему печатных православных СМИ, изданных при участии Саранской епархии, дополняет молодежная газета «Альфа», издаваемая МРМОО «Союз православной молодежи Мордовии». Ее можно назвать не только информационно-новостной, но и духовно-просветительской, на что указывает постоянная рубрика «Советы духовника». Существенным отличием ее от журнала «Ведомости Мордовской митрополии» является подчеркнутая ориентация на молодежные вопросы. Этим обусловлена частая публикация материалов на темы: - духовного просвещения подрастающего поколения; - его религиозного воспитания, прежде всего с опорой на религиозные традиции, существовавшие в дореволюционной России; - нравственных качеств и духовных ориентиров православного человека, к осознанию и обретению которых необходимо стремиться; - связанные с деятельностью исторических реконструкторов -«Владычного полка», члены которого также являются активными участниками православного молодежного движения в республике, а его выступления всегда собирают большое число зрителей; - связанные с поступлением в образовательные духовные учреждения или с участием в православных лагерях, экскурсиях, паломничествах, широко организуемых мордовским духовенством и миссионерскими организациями для детей различных возрастов, испытывающих потребность в духовном общении в свободное от учебы время. К специализированным изданиям Мордовской митрополии можно отнести и журнал «Духовная школа», выпускаемый Саранской духовной семинарией Саранской и Мордовской епархии Русской православной церкви. По сравнению с рассмотренными выше изданиями заметна специфика этого журнала, имеющего главным образом духовно-просветительскую и проповедническую направленность при нивелировании роли собственно новостного сегмента. Духовно-просветительская и проповедническая направленность диктует его многотемность. В то же время используются не все существующие в журналистике жанры. Так, анализируя выпуск № 1 за 2015 г., можно отметить: - напутствия архипастыря, официальные обращения духовенства к мирянам и священнослужителям, в том числе к будущим, по случаю каких-либо важных событий, праздников и т.д. (см., напр.: Слово Вы-сокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, произнесенное в Саранском Духовном училище в праздник Обретения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 9 марта 2015 г.); - проповеди (см., напр: прот. Павел Горбунов. Вход Господень в Иерусалим); - исторические сведения и очерки (см., напр.: Сысуев Д.А. Очерк истории Свято-Предтеченской церкви города Саранска (К 215-й годовщине ее устроения)); - историко-литературные разыскания (см., напр.: Прот. Алексей Пенькевич. «Восхваления Господа» („Laudes Domini"), памятник древнехристианской латинской поэзии начала IV века; - философско-просветительские наставления (см., напр.: Грыжан-кова М.Ю. Добродетель как социальный идеал в наследии святителя Иоанна Златоуста); - спортивную информацию (Фокин Е.Н. Культура и спорт: обзор православных новостей интернета); - новостную отчетную информацию (см., напр.: Гордеев В.П. Поездка студентов СПДУ в Москву и Санкт-Петербург) и т.д. Изучая тематику и проблематику материалов журнала «Духовная школа», можно констатировать тот факт, что данное издание успешно реализует практически все тематические направления, заданные его духовно-просветительской и проповеднической ориентацией, однако, к сожалению, информационно-аналитическая составляющая в нем отсутствует, что лишает его остроты, стремления работать над серьезными, животрепещущими и, возможно, спорными, дискуссионными темами, всегда привлекающими внимание и интерес самого широкого круга читателей. Отсутствие информационно-аналитической составляющей - одна из характерных черт православных изданий Республики Мордовия, вышедших в свет при поддержке митрополии. Причины этого мы можем усмотреть в таких моментах, как материальная незаинтересованность в читателе, низкий профессиональный уровень редакторских групп и сотрудничающих с ними авторов, аутентичность журналисткой среды в епархии и т. д. При этом возможность использования аналитических жанровых форм в православных СМИ доказывают примеры других изданий, таких как «Журнал Московской Патриархии» [13-15]. Подчеркнем, что ни одно из специализированных православных медиаизданий Республики Мордовия, учрежденных митрополией, не имеет электронных версий с онлайновым доступом: широкому кругу читателей приходится либо обращаться в библиотеки, прежде всего в библиотеку Саранской епархии, что по понятным причинам весьма сложно и неудобно, либо довольствоваться архивными выпусками. Соответственно, нет и обратной связи с читателями, мнения которых могли бы содействовать совершенствованию конфессиональных ме-диаисточников, усилению их актуальности и ориентации на вопросы, действительно волнующие многих мирян, в том числе только вступающих на путь веры. Наоборот, узкоспециализированные православные СМИ Республики Мордовия имеют главным образом электронное распространение. Среди них отметим постоянно обновляющие новостную информацию официальные сайты епархии и епархиальных отделов, благо-чиний, приходов и монастырей: сайт Саранской епархии Мордовской митрополии РПЦ, сайт Свято-Феодоровского кафедрального собора, сайт отдела по благотворительности и социальному служению, сайт миссионерского отдела, сайт епархиального отдела по культуре, сайт Центрального благочиния г. Саранска, сайт Юго-западного благочиния г. Саранска, сайт Восточного благочиния г. Саранска, сайт Южного благочиния г. Саранска, сайт Храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла г. Саранска с расписанием богослужений, описанием новостей приходов и т. д. Обращает на себя внимание широкое присутствие узкоспециализированных православных СМИ Республики Мордовия в социальных сетях и других интернет-источниках. Например, Саранская епархия имеет официальную «публичную страницу» в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Православная Мордовия. Новости (Саранск)», а также свой телеканал на видеохостинге Youtube «Саранская епархия», правда, с небольшим количеством подписчиков. В социальной сети «ВКонтакте» можно обнаружить официальные «публичные страницы» различных молодежных движений, функционирующих при Саранской епархии и ее миссионерском отделе: «Союз православной молодежи Мордовии», «Молодежный клуб храма Кирилла и Ме-фодия», «Молодежное братство "Трезвение" (Саранск)», «Мультклуб "Китеж"», «Дискуссионный клуб», Клуб «Архистрати», г. Саранск, «Инициативная группа "Доброделание"», г. Саранск, «Молодежное служение на приходе Кафедрального собора святого воина Феодора Ушакова» и др. Все это свидетельствует об активной социальной работе молодежного сегмента Саранской епархии и деятельности самой епархии в информационно-новостном направлении. Православная тематика в светской журналистике Республики Мордовия представлена главным образом отдельными рубриками и публикациями в политематических информационно-новостных изданиях: «Известия Мордовии», «Столица С», «Вечерний Саранск», имеющих электронные версии, т. е. охватывающие еще и интернет, обеспечивающие легкий доступ для широкой аудитории, обратную связь с ней. Стоит отметить отсутствие каких-то магистральных направлений православной тематики в светских СМИ, помимо собственно новостной составляющей, ориентированной на сообщение важной информации о будущих событиях в жизни верующих региона (организация православных выставок и других религиозных мероприятий, встреча святынь в приходах, праздничные богослужения и т.д.). Однако поскольку обращение к такого рода православной тематике в большей мере является результатом личной инициативы заинтересованных в этой теме корреспондентов, то нередко можно встретить на страницах этих изданий и материалы информационно-аналитической направленности, как мы отмечали выше, наиболее актуальные для читателей, поскольку пишутся на «злобу дня», затрагивая наиболее интересующие их моменты. Так, в во время Чемпионата мира по футболу были организованы и сопутствующие ему светские мероприятия (в частности, Фестиваль болельщиков ФИФА на прихрамовой площади). В этой связи в издании «Столица С» от 21 июня 2018 г. было опубликовано интервью со священнослужителем по поводу участия верующих в этих мероприятиях, их поведении с учетом того, что данные спортивные и культурные события пришлись на середину Петрова поста, о котором забывать никак нельзя («Во время чемпионата мира по футболу жители Саранска впали в грех?!»). Именно в этом издании имеется и специальная рубрика «Религия», включающая в себя не только, как мы видим, информационно-новостные и информационно-аналитические материалы, но и публикации социокультурной, исторической направленности (см., напр.: Краевед Сергей Ба-хмустов о Крещении в советском Саранске: «Многие партийные и сами погружались в холодную воду» // Столица С. 2018. 17 янв.) Не менее активной в этом отношении выглядит газета «Известия Мордовии», в которой материалы на религиозную тематику выходят под рубрикой «Общество», однако они, как правило, исключительно новостного содержания: «В Мордовии на Никольской церкви села Сиалеевская Пятина установили новые купола» (2018. 6 июля); «В Мордовии откроют новую часовню над святым источником» (2018. 5 июля) и др. Не приживаются в регионе радио- и телевизионные православные СМИ. Так, анонсированная на сайте Саранской епархии телепередача «Просто о главном» на 10-м телевизионном канале (ведущий - ректор Саранского духовного училища протоиерей Александр Пелин) имела всего десять выпусков, после чего закрылась. Успешным стал телепроект «Мордовская голгофа», подготовленный в рамках грантовой поддержки конкурса «Православная инициатива» телеканалом ГТРК «Мордовия», который рассказал об узниках, замученных в застенках НКВД: «.. .о заключенных лагеря в 30-е годы на территории Чуфаров-ского монастыря. Попадали туда священники, а также обычные люди за политические анекдоты, за нежелание идти в колхоз». Телепроект «Мордовская голгофа» получил поддержку мордовской митрополии («Россия. ГТРК Мордовии». 2018. 19 апр.) В 2016-2017 гг. выходила в эфире ГТРК Мордовии радиопередача «Православная беседа» о роли православия в жизни человека с участием священников Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря. Другим опытом стало православное интернет-радио «Ковчег спасения», созданное при Кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова. В его эфире весьма недолго звучали проповеди, отрывки из Святого Писания, проводились беседы по различным вопросам, интересующим православных. Сейчас радиостанция также прекратила свое существование. При этом отдельные новостные репортажи, посвященные темам, связанным с православной жизнью региона, на всех функционирующих в республике телеканалах выходят достаточно часто и регулярно. Активное присутствие в региональном информационном пространстве Республики Мордовия разных по принципу содержательной направленности православных изданий (и узкоспециализированных, и специализированных, и светских, затрагивающих тему православия, последние из которых указывают на вовлечение в религиозное информирование и просвещение населения светских СМИ), различный характер их деятельности (информационно-новостной, проповеднический, духовно-просветительский, социально-педагогический (образовательно-воспитательный), в меньшей мере - информационно-аналитический) и обусловленные им функции объясняют многотемность православной журналистики. Анализ публикаций в православных СМИ Республики Мордовия позволяет выделить отдельные тематические конструкты, наиболее свойственные православной журналистике данного региона, а на их основе - тематические направления, активно реализующиеся в православных медиаресурсах. Среди них: 1. Информирование об актуальных новостных событиях в православно-религиозном поле региона, наиболее хорошо представленное в светских СМИ. Это могут быть события, связанные: - с открытием новых храмов или их освещением, с реконструкцией уже ранее действовавших и т.д. (см., напр.: В Мордовии Никольский храм украсят золотой росписью // Известия Мордовии. 2018. 31 янв.); Николаев В. Старинный храм нуждается в обновлении (В Саранске «законсервируют» старейший в городе собор // Московский Комсомолец. Саранск. 2018. 27 апр.; Новый храм строится в Темниковском районе Мордовии // Известия Мордовии. 2018. 21 июня; В Мордовии освятили новый храм // МордовМедиа (информационный портал). 2017. 30 окт.); В Теньгушевском районе Мордовии откроется новый храм // Известия Мордовии. 2017. 31 окт.) и др. По своей жанровой природе это, как правило, новостные заметки, отличающиеся предельной сжатостью, лаконичностью в подаче информации и содержащие всего несколько строк о событии. В большинстве своем это двухчастные материалы с блоками вводной и основной или основной и дополнительной информации. Например, в заметке «В Мордовии освятили купола нового храма» читаем: «Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий освятил крест и купола строящегося храма в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Атьма Ромодановского района. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Саранской епархии, клирики Свято-Феодоровского кафедрального собора» (блок основной информации). «Напомним, первая встреча и обсуждение вопросов закладки и строительства будущего храма с жителями села состоялась летом 2014 года. Менее чем за две недели была подготовлена строительная площадка и залит фундамент храма» (блок дополнительной информации) (Известия Мордовии. 2017. 25 февр.) Дополнительная информация служит средством воссоздания цепочки событий, связанных с данной новостью, формирования о них более полного представления у читателя, создания ощущения наблюдения буквально «своими глазами» за возведением новой святыни в Мордовии, которая в будущем, несомненно, станет средоточием духовной жизни целого поселения, пополнит копилку святынь республики и сделает свой посильный вклад в возрождение православия на нашей земле. Реже структура подобного рода новостной заметки может быть трехчастной, включать, помимо обозначенных выше, третью часть, содержащую комментарий компетентного в освещаемом вопросе лица; например, в материале «В Мордовии освятили новый храм» читаем: «Чин освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери совершил митрополит саранский и мордовский Зиновий. Напомним, что его возведение началось несколькими годами ранее. Владыка приехал в село Ключарево Рузаевского района. После освящения глава митрополии возглавил в новой церкви божественную литургию. "После богослужения архиерей обратился к сельчанам, которые отныне смогут вести полноценную церковно-приходскую жизнь, с поздравлениями. Также митрополит Зиновий отметил епархиальными наградами потрудившихся в деле строительства храма в Ключарево", - отметили в пресс-службе Саранской епархии» (МордовМедиа (информационный портал). 2017. 30 окт.); - с прибытием в действующие храмы различных святынь из других городов России и даже зарубежья. Например, в 2011 г. практически все информационные источники Мордовии, включая сайты приходов и монастырей, светские издания, а также издания Мордовской митрополии, были наполнены новостными сообщениями о прибытии в Саранск Пояса Пресвятой Богородицы из афонского монастыря (В Саранск прибывает уникальная святыня - Пояс Богородицы // Вечерний Саранск. 2011. 2 нояб.; В Саранск привезут Пояс Богородиц // Новостной портал «МордовМедиа». 2011. 5 окт. и др.). Новостные заметки данной тематической направленности в итоге сложились в широкомасштабную информационную кампанию, цель которой заключалась в оповещении о будущем событии всех жителей республики и соседних регионов, желающих помолиться святыне. О других подобных событиях информационных заметок публикуется намного меньше (В Саранск прибыла частица Креста Господня // Столица С. 2017. 27 сент.; Козлова А. В Саранск прибудет Распятие с частицей Креста Господня // СаранскБезформата.гц. 2017. 26 сент.; Ефремов А. В Мордовию привезли подлинную частицу Креста Господня // Известия Мордовии. 2017. 26 сент. и др.). Менее значительные события, разумеется, привлекают и меньше внимания, однако вереница новостных сообщений прослеживается практически всегда - в данном случае светские и специализированные СМИ работают в продуктивном тандеме. При этом если светские СМИ в подаче новостной информации, связанной с религией, придерживаются в большей мере перспективной формы подачи материала (т.е. речь идет о будущих событиях), то специализированные СМИ - ретроспективной (хроникальной) формы (т.е. речь идет об уже прошедших событиях в виде отчета). Об этом можно судить, например, исходя из рубрик «Ведомостей Мордовской митрополии»: «Из хроник Главы Мордовской митрополии», «Итоги» (в предрождественском выпуске за 2017 г. под этой рубрикой опубликован материал «В Иоанно-Богословском Макаровском монастыре прошло итоговое годовое собрание духовенства Саранской епархии»). Приведем примеры и других публикаций из этого выпуска, демонстрирующих ретроспективную форму подачи новостной информации: «Столетие органов ЗАГС России (В Саранске состоялось торжественное собрание, посвященное 100-летию органов ЗАГС Российской Федерации)» (рубрика «Дата»); «Рождественские образовательные чтения "Нравственные ценности и будущее человечества" (С 8 по 10 декабря 2017 года на нескольких площадках города Саранска и Республики Мордовия прошли региональные Рождественские образовательные чтения на тему "Нравственные ценности и будущее человечества")»; «Молодежное служение: "Наша задача - открыть молодым людям истинность и красоту православия" (С 10 по 11 декабря 2017 года в Саранске на базе Паломнического центра Иоанно- Богословского Макаровского мужского монастыря прошел III Межрегиональный обучающий форум для руководителей православного молодежного движения Приволжского федерального округа "Пересвет")» и др. Такой же подход к работе над актуальной новостной информацией присутствует и в узкоспециализированных СМИ (например, на сайтах приходов и благочиний г. Саранска). Однако в отличие от светских СМИ здесь часто применяется более развернутая и эмоциональная подача материала, поэтому на смену новостным заметкам приходят отчеты и репортажи (см., напр.: Они служат нам образцом... (об открытии фотовыставки «Святые царственные страстотерпцы - идеал христианской семьи», подготовленной Северо-Западным благочинием г. Саранска и епархиальной комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства // Ведомости Мордовской митрополии, 2017. Предрождественский выпуск). Заметен больший синкретизм при реализации собственно информирующей и духовно-просветительской функций православной журналистики; - с проведением различных мероприятий и акций, организуемых миссионерскими организациями. Как правило, такая новостная информация репрезентируется в виде небольших сообщений-объявлений в социальных сетях - на «публичных страницах» миссионерских организаций, т. е. в узкоспециализированных СМИ: «Дорогие друзья! Нужны добровольцы для расчистки завалов после урагана на месте святого источника Казанской иконы Божией Матери. Сбор добровольцев состоится в четверг, 5 июля, в 14.00 возле храма Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое. С собой нужно будет взять топоры, ножовки и бензопилы (если есть). Очень просим помочь!» (сайт «ВКонтакте», «Миссионерский отдел Саранской епархии», 4 июля 2018 г.); «Доброго всем утра! Дорогие наши друзья, мы сейчас проводим акцию ко Дню защиты детей! Совместно с молодежным клубом при Храме Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия мы решили собрать помощь по силам для нашего Гуманитарного склада» (сайт «ВКонтакте», «Молодежный клуб храма Кирилла и Мефодия», 4 июля 2018 г.) и др. 2. Историко-культурное информирование, предусматривающее: - сообщение региональной историко-культурной информации -различных историко-культурных сведений об известных православных святынях и храмах региона, рассказ о личностях, задействованных в строительстве или реставрации, росписи храмов и т.д. Данное тематическое направление является не особо популярным ни в специализированных, ни в светских СМИ, однако неизменно присутствует на их страницах как элемент историко-культурного просвещения и воспитания патриотизма, любви к родной земле - своей «малой родине», важность чего вполне осознают совершенно разные по принципу содержательной направленности издания. Например: Каким мог быть собор Ушакова: нереализованный проект главного храма Мордовии // Известия Мордовии. 2017. 27 февр.); «Тайна сохраняется до сих пор! (В Иоанно-Богословском храме хранится уникальная Владимирская икона Божией Матери. У одной из самых чтимых реликвий оказалась непростая судьба) // Столица С. 2016. 20 нояб.); Зеткина И.А. Школьное просвещение нерусского населения Мордовского края во второй половине XVI-XVIII вв. // Духовная школа. 2015. № 2; Зотова В.Д. Наш храм (О возрождении религиозной жизни в Мордовии в 1990-х годах ХХ столетия) // Духовная школа. 2015. № 2); Иконописец из Саранска, расписавший 40 храмов, отметил юбилей // Саранск.13.гц (новостной портал). (дата обращения: 6 февр. 2018 г.)); - сообщение общей историко-культурной информации: сведений о величайших христианских святых и их духовном опыте, наставлениях, православных праздниках, свойственное только специализированным и узкоспециализированным изданиям. Как правило, такие публикации приурочены к определенным календарным датам (см., напр.: Прот. Алексей Зверев. Покаяние и молитва: нравственно-аскетические воззрения святого преподобного Марка Подвижника // Духовная школа. 2015. № 2; Слово Высокопреосвященнейшего Зиновия, митрополита Саранского и Мордовского, произнесенное в Саранском Духовном училище на Пасхальной Вечерне (13 апреля 2015 г.) // Духовная школа». 2015. № 2; Прот. Павел Горбунов. Вознесение Господне (проповедь) // Духовная школа. 2015. № 2 и др.). Обращает на себя внимание представленность большинства информационных жанров данного тематического направления: среди отмеченных материалов примеры и новостных заметок, и интервью (в светских СМИ), и докладов, и воспоминаний, и проповедей (в том числе похвальных слов), и наставлений (на что нередко указывается в подзаголовке публикаций). 3. Проблематизация различных вопросов духовной жизни, свойственная прежде всего светским СМИ (например: Во время чемпионата мира по футболу жители Саранска впали в грех?! // Столица С. 2018. 21 июня). В этой публикации речь идет о необходимости выбора православными мирянами взвешенного поведения во время празднеств, приуроченных к спортивному первенству, поскольку его проведение совпало со сложным периодом в жизни верующих - Петровым постом. Как было отмечено выше, материалы подобного характера в православной журналистике Республики Мордовия встречаются достаточно редко. 4. Обмен личным духовным опытом (в форме воспоминаний, дневниковых записей, литературно-художественных материалов, эссе), присутствующий на страницах специализированных православных изданий, прежде всего журналов «Ведомости Мордовской митрополии», «Духовная школа» и газеты «Альфа» (см., напр.: Кажа-ев В.Г. Моя служба в армии // Духовная школа. 2015. № 2; Прот. Алексей Пенькевич. Письма с фронта // Там же; Большаков Д. Размышления прихожанина // Там же; Дунин С. Светильник под спудом // Духовная школа. 2015. № 2 и др.). В таких материалах присутствует проповедническая составляющая, поданная сквозь призму исключительно личных воззрений и эмоциональных переживаний; авторы обращаются к читателю на простом языке обычного мирянина. В некоторых случаях подобная тематика прослеживается и в материалах светских СМИ, но облеченная в форму интервью, она теряет ощущение камерности и доверительности общения, ввиду чего мы можем ее назвать уникальной для специализированной православной журналистики Республики Мордовия. Анализ тематических направлений православной журналистики Республики Мордовия на основе изучения публикаций в узкоспециализированных, специализированных и светских СМИ различного характера (информационно-новостного, информационно-аналитического, духовно-просветительского, проповеднического, историко-культурного и литературно-художественного) позволил выделить: - тематические направления, широко представленные во всех СМИ при выборе разной подачи и разных жанровых форм: а) информирование об актуальных новостных событиях в православно-религиозном поле региона, связанных с открытием новых храмов или их освещением, реконструкцией уже ранее действовавших и т. д., с прибытием в действующие храмы различных святынь из других городов России и даже зарубежья; б) историко-культурное информирование, предусматривающее сообщение региональной историко-культурной информации об известных православных святынях и храмах региона, рассказ о личностях, задействованных в строительстве или реставрации, росписи храмов; - тематические направления, представленные преимущественно в специализированных СМИ: а) на «публичных страницах» молодежных миссионерских организаций: информирование об актуальных новостных событиях в православно-религиозном поле региона, связанных с проведением различных мероприятий и акций; б) в изданиях Мордовской митрополии: историко-культурное информирование о величайших христианских святых и их духовном опыте, наставлениях, православных праздниках; обмен личным духовным опытом; - тематические направления, обозначенные главным образом в светских СМИ: проблематизация различных вопросов духовной жизни. Дифференциация и специфика репрезентации этих направлений сопряжены с особенностями и целевыми установками тех или иных изданий (например, информировать общественность о грядущих событиях, что важно для светских СМИ, работающих с актуальной новостной информацией, или, наоборот, констатировать факт проведения тех или иных мероприятий, создавая определенное общественное мнение о деятельности РПЦ, что важно для специализированных СМИ). Более того, существенными оказываются и стилевые доминанты изданий, в частности недопустимость открытого проповедничества в светских СМИ, ориентированных на совершенно иную манеру подачи информации с целью ее своевременного сообщения, а не развития религиозного сознания читателей, что свойственно специализированным православным медиаре-сурсам. Таким образом, анализ уникальных и типологических характеристик православных СМИ Республики Мордовия позволил нам не только структурировать их систему, обозначив диспозиции «интернет -печатное», «узкоспециализированное - специализированное - светское», но и выявить ряд существенных проблем в развитии православной журналистики Мордовии, связанных, на наш взгляд, с отсутствием у нее информационно-аналитического направления, множества высокопрофессиональных журналистов, с высокой степенью аутентичности изданий, учрежденных Мордовской митрополией. Однако мы имеем дело с молодой православной журналистикой, которая в будущем способна преодолеть существующие проблемы и сложности.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 112
Ключевые слова
православная региональная журналистика, православные медиаресурсы, региональное информационное пространство, средства массовой информации, типология православных СМИ, Orthodox church regional journalism, Orthodox media resources, regional information space, mass media, typology of Orthodox mass mediaАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Дементьева Ксения Владимировна | Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева | канд. филол. наук, доцент кафедры журналистики | dementievakv@gmail.com |
Зеткин Сергей Николаевич | Саранская епархия | председатель информационно-издательского отдела; заместитель руководителя группы компаний «СИ-ТИОИЛ» по маркетингу и PR | serzet@mail.ru |
Ссылки
Гулюк Л.А. Православный медиадискурс региональной периодики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2013. № 9. С. 288-296.
Дымова И.А. Вероучительная проблематика православной интернет-публицистики: языковой и стилистический аспекты // Вестник Оренбург. гос. унта. 2017. № 2. С. 122-128.
Иванова Т.Н. Современная русская православная периодическая печать: типология, основные направления, жанровая структура : автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2003. 175 с.
Иванова Т.Н. Функции современных российских православных миссионерских изданий // Журналистика и культура : сб. научных статей I Международной научно-практической конференции (г. Пенза, декабрь 2014 г.). Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. С. 14-15.
Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. 247 с.
Моисеева Е.Н. Система социального служения Русской православной церкви в регионе : дис.. канд. филос. наук. Саранск, 2010. 187 с.
Власенко Д.В. Конфессиональная ситуация в Мордовии в 1990-е - первой половине 2010-х гг. : автореф. дис.. канд. истор. наук. Саранск, 2016. 22 с.
Моисеев А.К. Межконфессиональный диалог как основа действующей религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник Чуваш. ун-та. 2010. № 2. С. 63-69.
Антонова В.И. Конфессиональная журналистика как средство формирования нравственных ориентиров молодежной аудитории Поволжского региона // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 91-95.
Кузюткин М.А. Религиозная тематика в республиканских СМИ (на примере еженедельной газеты «Столица С») // Огарёв-online. 2017. № 6 (95). С. 6.
Меринова Д.А. Особенности освещения религиозной тематики в региональной прессе (на примере материалов СМИ Республики Мордовия) // XLVI Огаревские чтения: материалы научной конференции : в 3 ч. Гуманитарные науки. 2018. С. 115-119.
Бакина О.В. Современная православная журналистика России. Киров : КФ МГЭИ, 2003. 224 с.
Нравственные ценности - основа единства мультикультурного общества // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 3. С. 20-25.
Корытко О. Работа и служение // Журнал Московской Патриархии. 2018. № 3. С. 54-62.
Касмауль С. От (аз) до (буки) // Журнал Московской Патриархии. 2017. № 5. С. 86-88.

Православные СМИ Республики Мордовия: типологические и уникальные черты | Вопросы журналистики. 2018. № 3. DOI: 10.17223/26188422/3/1
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 429