В сборнике представлены статьи, в которых рассматриваются современные СМИ Крымского полуострова, ставшего в 2014 г. частью России. Авторы анализируют все сегменты медиарынка Крыма и Севастополя; обращают внимание на проблемы, с которыми пришлось столкнуться в условиях перехода под юрисдикцию России; не забывают про исторический контекст развития медиа. Для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов и отделений журналистики, журналистов-практиков.
Crimean Repartition. Book Review: Zhukov, D.V. & Shchepilova, G.G. (eds) (2018) SMI Kryma i Sevastopolya v mediasisteme .pdf В 2014 г. Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав России. Так начинается книга, посвященная изменениям медиаландшафта полуострова, сменившего свою государственную принадлежность. Четыре года назад никто не мог сказать, сколько крымских СМИ пройдет перерегистрацию в Роском-надзоре, какие крымские телеканалы эмигрируют в Одессу или в Киев, много ли материковых СМИ из России зайдет в Крым и как вообще изменится конкурентная ситуация с переделом информационного пространства? Для медиаисследователей это стало уникальной возможностью научных наблюдений за тектоническими сдвигами, которые произошли в локальной медиасистеме за три года. Книга явилась плодом трехлетней исследовательской работы кафедры журналистики филиала МГУ в г. Севастополе. В сборник вошли статьи, в которых рассматриваются крымская периодическая печать, радиовещание, телевидение и новые медиа. Второй раздел книги посвящен контент-стратегиям редакций, информационной политике и рекламным возможностям медиа. В сборнике опубликована специфическая статья о бытовании эногастрономической (винной) журналистики, которая интересна для данного региона не меньше, чем для столиц с их разнообразием ресторанов и винных лавок. Внимание привлекает и статья о языковых маркерах региональной идентификации в текстах СМИ. Актуальность вышедшей книги определена не только геополитическим значением присоединенного полуострова, но и системным представлением о крымских СМИ, которые в постсоветское время у нас практически не изучались. В России крайне не хватает достоверных данных о состоянии медиаотрасли как в национальном масштабе, так и в регионах. С одной стороны, это связано со стратегиями выживания бизнеса, который совсем не стремится к прозрачности и публичной отчетности. С другой стороны, нам мешает путаница в отраслевых каталогах и идентификаторах того, что есть СМИ, а что СМИ не является. В этих условиях регион может иметь 3 121 зарегистрированных СМИ, но реально работавших, по оценкам экспертов, было не более 150. Важно не просто сосчитать количество печатных периодических изданий, но построить их классификацию на момент перерегистрации (апрель 2016 г.). Авторы этой классификации С.А. Петухов и В. А. Мельников опираются на типологический анализ по системе Л. Л. Реснянской и М. В. Шкондина и выделяют три группы изданий с подвидами (общественно-политические, рекламно-информационные, развлекательные, деловые, культурно-исторические, профессионально-отраслевые, религиозные и издания национальных общин). Статистические подсчеты внутри типологических групп выявляют неожиданные цифры, за которыми, несомненно, стоят содержательные процессы социально-культурного характера. Например, пять лет назад православных печатных изданий на полуострове было на порядок больше, чем сегодня. Только в Севастополе издавалось 8 православных газет (то есть больше, чем городских общественно-политических!). После передела православные издания уходят в онлайн, а сегмент мусульманских печатных изданий, напротив, расширяет свое присутствие на полуострове. Особый интерес вызывает раздел, посвященный телевидению Крыма и Севастополя. Автор этой статьи Д. В. Жуков рассматривает трансформацию телевизионного эфира после интеграции Крыма в Россию. Из ранее работавших здесь региональных телеканалов два прекратили существование («Морион», г. Евпатория и «ЖИСА»), четыре перебазировались в Киев и Одессу («Черноморская», крымскотатарские АTR и Lale, ТРЦ «Бриз» ВМС ВСУ Украины), возникли два новых («Крым 24» и «Миллет»), большинство же сохранили вещание, зарегистрировавшись в новом правовом поле («Крым» - «Первый крымский», ИТВ, «ТВ FM», СТВ - «Информационный канал Севастополя», НТС, «Первый севастопольский», «Народный канал»). Все телекомпании Крыма и Севастополя, относящиеся к региональным, работают по принципу полного программирования и вещают по 24 часа в сутки, что является существенным отличием от других регионов России, где большую часть программной сетки занимает контент сетевых партнеров. Еще одной особенностью крымского телевизионного пространства является полное отсутствие телеизмерений. Уполномоченная в России организация для проведения исследований долей зрительской аудитории - компания «Медиаскоп» - не зашла в Крым и не начала измерения на полуострове. Отметим, что в книге несколько раз возникает мотив, почему какая-то компания или коммерческий банк не заходят на полуостров? Боятся ли они международных санкций, административного давления или чего-то еще - не всегда понятно. Но ясно, что Крым - это все еще не вполне Россия. В сборнике статей ставятся вопросы самобытности медиаканалов и «крымского текста» (медиатекстов региональных СМИ). Когда регион получает «человеческое измерение» и становится значимым для человека, приобретая статус пространства идентичности? Какое место занимает региональная идентичность в жизни современного российского человека? Какие особенности имеет идентичность именно жителя Крыма как полуостровной территории и Севастополя как достаточно самостоятельного образования? Это крайне важные вопросы для регионалистики, поиск ответа на которые поднимает авторов книги до осмысления «островной психологии» и сборки будущего. Да, в сборнике статей последовательно и с дотошностью энциклопедистов исследуется медийная система. Но трансформация СМИ региона закономерно связана с изменениями в политическом устройстве жизни в Крыму. Журналистика - значимый институт современного общества, и в институциональном плане медиа отражают весь комплекс проблем социума, выступая и важнейшей площадкой организации общественного мнения, и модератором общественной дискуссии. Читая 220-страничный труд московских и крымских медиаисследова-телей, я испытал некоторые затруднения в определении жанра издания. Книга содержит полное и всестороннее исследование одной проблемы -перехода крымских СМИ под юрисдикцию России. И поскольку авторы стоят на общей методологической позиции, они - единомышленники, приверженцы одного научного подхода, книгу можно было бы назвать коллективной монографией. В то же время в книге не представлена какая-то одна концепция, которая объединила бы тексты тринадцати авторов. Нет в книге и приложений, примечаний, комментариев, которые обычно являются частью научного аппарата монографий. Поэтому с самоопределением издания как сборника статей можно, пожалуй, согласиться. Однако это не тот сборник, который станет «братской могилой» никому неинтересных текстов. Нет никаких сомнений в том, что книга будет востребована студентами и преподавателями факультетов журналистики, найдет отклик у журналистов-практиков и медиаменеджеров, будет цитироваться в научных статьях и станет определенной вехой в исследованиях региональных медиасистем.
Ершов Юрий Михайлович | Томский государственный университет | д-р филол. наук, зав. кафедрой телерадиожурналистики, научный руководитель Научно-образовательного центра «Высшая школа журналистики» | ershov@newsman.tsu.ru |