В обзоре представлены результаты серии стратегических игр и сессий «Журфак-2030», проведенных на факультете журналистики ТГУ при участии исследователей и преподавателей ведущих вузов России. Мероприятия посвящены модернизации журналистского образования в эпоху глобализации и цифровых медиа, их первым результатом стало выявление критических проблем, преодоление которых является ключом к формированию новых стандартов медиаобразования.
Journalism School 2030": is the impossible possible? Strategic sessions on the issues of professional education at the .pdf Мир переживает глобальные изменения в медиасфере. Оправданными были бы и ожидания столь же быстрых изменений в медиаобразовании. Устойчивая и малоподвижная традиция российского образования в сфере журналистики не составляет исключения: к переменам ее толкают множественные внутренние и внешние факторы. Смена поколений образовательных стандартов и технологий, необходимость освоения методов открытого образования, в том числе массовых онлайн-курсов, поколенче-ские изменения в преподавательском корпусе, попытки переосмысления университетами своего места в общем разделении труда («Университет 3.0»), новая образовательная конкуренция - все это достраивает картину «тектонических» изменений в мире медиа, которому принадлежат и медиашколы. Если журфак как феномен останется в будущем университетском пространстве России, ему необходимы серьезные изменения, включая проекты, направленные на решение непреодолимых пока проблем. С такой изначальной посылкой на факультете журналистики Национального исследовательского Томского государственного уни-верситета в 2016-2017 гг. прошел цикл стратегических мероприятий: игр, совещаний и стратегических сессий «Журфак-2030: модели развития» с участием представителей ряда ведущих факультетов журналистики России. Эти мероприятия были призваны помочь отечественному образовательному сообществу сформировать пер -спективную целевую модель развития журналистского образования, задать горизонты развития образовательной практики в сфере масс-медиа, помочь подготовить к масштабным трансформациям, которые ожидают общество, университеты и медиасферу. Кроме необходимости стратегических, сущностных изменений, организаторов сессий торопили и вполне плановые факторы: переход университетского образования на ФГОС 3++, амбиция ряда университетов на создание собственных образовательных стандартов. Для Томского университета стремление сделать шаг в развитии содержания деятельности также было принципиальным. Являясь первым за Уралом центром подготовки специалистов медиаотрасли, отметившим свой сорокалетний юбилей, журфак ТГУ стал базой для открытой в 2017 г. Высшей школы журналистики, которая призвана стать не просто образовательным и исследовательским подразделением университета, но и центром стратегических разработок в сфере медиаобразования. В качестве экспертов в эту работу вступили также официальные партнеры ТГУ: Информационное агентство России «ТАСС» и Всероссийская государственная телерадиокомпания. Одна из первых стратегических сессий «Журфак-2030: модели развития» задала рисунок проблемного поля для всех последующих мероприятий. В сессии принимали участие преподаватели и исследователи из Московского педагогического государственного универси -тета, Уральского федерального университета (г. Екатеринбург), Сибирского федерального университета (г. Красноярск), Алтайского государственного университета (г. Барнаул), Новосибирского государственного университета, Томского государственного университета. В настоящем обзоре нет смысла приводить полный список обзоров и трендов, к которым обращались участники стратегической сессии, поскольку специалисту сегодня доступны многочисленные экспертные работы, дающие исчерпывающее описание картины изменений современных медиа [1, 2]. Однако во всей палитре изменений ряд трендов, процессов и фактов был рассмотрен участниками стратегической сессии как «вызовы первого ряда». Таким образом они сформулировали ряд изменений в профессиональных практиках, на которые, на их взгляд, сфера образования должна среагировать обязательно. Сохраняя язык конспекта стратегической сессии, мы пробуем передать также непосредственный характер языка обсуждения этих проблем, в формулировках которого, на наш взгляд, встречается намек как на ракурс рассмотрения трудностей, так и на методы их преодоления. 1. Мобильность аудитории (она вообще «больше не ждет»). 2. Новые единицы контента (разные траектории содержания, формы его «упаковки» и «переупаковки»). 3. Растущая роль образования для аудитории, «срастание» медиа и образования. 4. Самое высокое в истории значение визуализации информации. 5. Легкий вход в профессию: «Это может каждый!». Высокая активность аудитории, многие из читателей теснят профессионалов, надежно «отвоевав» свои участки информационного поля (например, блогеры). 6. Профессиональная техника становится все меньше, дешевле и доступнее. 7. Обилие простых программных средств для выполнения практически любых видов работ, а также автоматических переводчиков, снимающих вопрос о языковом барьере. 8. Роботизация новостей, технологизация процесса агрегации новостей и создания простейших текстов. 9. Возможность использования «большихданных». 10. Развитие контент-менеджмента и корпоративной журналистики как смежных профессий на иных ценностных основах. 11. Размывание границ профессионального продукта журналистов («пиаризация» журналистики). 12. Снижение доли журналистского контента в общем потоке информации. 13. Уменьшение доли публицистических материалов в общем информационном потоке. 14. Распад старых экономических моделей до формирования новых. 15. Специализация на сверхузких аудиториях (travel, fashion, «скандальная», «мещанская» журналистики как амплуа-специализации). Узкие ниши, фрагментация аудитории. 16. Новая информационная конкуренция, например, на поле инфо-разв лечения. 17. Обилие «вторичной» информации, «реакция на информацию» против нее самой. 18. Утрата обществом ценности достоверности. «Фейковость» как полноценный феномен. Утрата журналистики как социальной ценности. 19. Усиление роли стейкхолдеров журналистики (государства, корпораций). 20. Наступление «клиповой», «разорванной» картины мира. Участники стратегической сессии сформулировали критические «разрывы» как характеристики ситуации, с одной стороны, требующие немедленной реакции действующего сообщества, угрожающие его целостности, состоятельности (чреватые тем, что деятельность будет либо сворачиваться, либо сведется к имитации), а с другой стороны, не имеющие готового варианта решения. Таких противоречий участники сессии сформулировали три: 1. «Мы готовим специалистов к требованиям рынка, которого еще фактически нет (невозможность на "длинном шаге" обучения заранее предусмотреть технологические, профессиональные, социокультурные рамки будущего, цикл принципиальных изменений стал короче, чем образовательный цикл). В итоге мы не можем учить быстро (это приводит к падению качества образования), и не можем учить долго (устаревание знаний)». 2. «Мы готовим специалистов к работе в условиях давления, потери или ускользания профессии (политическое давление в виде уменьшения свободы слова), экономическое размывание, "растаскивание" медиарынков), социокультурное давление (снижение уровня доверия, снижение запроса на качественную информацию, потребительское отношение к знанию, ощущение, что журналистикой может заниматься "кто угодно", утрата высоких профессиональных стандартов). В этой ситуации университет может остаться единственным пристанищем профессии, что, с одной стороны, необходимо, с другой - теряет всякий смысл (внутреннее замыкание)». 3. «Мы за короткий срок должны дать студентам все: завершить школьное образование, послужить площадкой социализации, передать гуманитарное знание, "ремесленное" профессиональное знание, все стандарты профессии, умение работать в понятиях и технологиях будущего, а также познакомить и свести с работодателем. С одной стороны, в наших временных рамках это невозможно, с другой - без каждого из элементов образование будет неполным». Этот проблемный ряд, вероятно, знаком каждой школе журналистики в современном российском университете - если деятельность в ней осуществляется рефлексивно и если ей не удалось заблаговременно отыскать «королевский путь», который заранее снимает остроту проблем, заданную изменениями в мире медиа и зафиксированную участниками стратегической сессии. Эта всеобщность усугублена и невозможностью прямого займет -вования решений у школ журналистики с многолетним опытом, например, университетов США и стран Европы: западные медиа, как и российские, оказываются в сегодняшнем дне впервые, а «догоняющую» скорость реакции современный российский журфак уже не может себе позволить. Итоги и последствия сессий и игр о стратегиях журналистского образования могут быть различными: от ощущения устаревания и фиксации безысходности (расформирование школ журналистики, перерождение их в общие «медиашколы») до азарта «фронтального столкновения» с неизвестным и постановки амбициозных задач: создать модель медиаобразования, которой история еще не знала. Но какими должны стать мы сами, чтобы с легкостью (или хотя бы с большим трудом) преодолевать «разрывы», которые сегодня кажут-ся неодолимыми? Предлагаем искать ответ на следующих играх и сессиях серии «Журфак-2030». Не исключено, что дать внятный и универсальный ответ на «фатальные» вопросы медиаобразования невозможно, но можно сконструировать его в практике новых про -грамм и политик медиашкол.
Мясников Илья Юрьевич | Томский государственный университет | канд. филол. наук, доцент кафедры новых медиа, фотожурналистики и медиадизайна, и.о. декана факультета журналистики | bit.magazine@gmail.com |
Newman, N. (2017) Journalism, Media and Technology Trends and Predictions 2017. Reuters Institute for the Study of Journalism.
Bennett, M. & Senor, J. (2017) Innovations in News Media. World Report. Innovation Media Consulting Group.