Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков до сегодняшнего дня
В статье рассматривается история киберспорта и киберспортивной журналистики начиная с 1972 г. Показан процесс становления и развития киберспортивной журналистики - от первых международных публикаций до сегодняшнего дня. В качестве примеров рассматриваются эфиры телеканалов таких стран, как США, Швеция, Чехия, Украина и Россия. Основной акцент сделан на становлении и развитии телевизионной киберспортивной журналистики в России. Авторы отмечают, что российская телевизионная кибер-спортивная журналистика в самом начале своего пути, определяют перспективы ее развития.
TV ESports Journalism: From the Origin Until Today.pdf Введение В жизни каждого есть место развлечениям. Для одних это чтение книг, для других - просмотр фильма или путешествие, для третьих -виртуальная реальность. Увлечение компьютерными играми привело к появлению киберспорта и, соответственно, киберспортивной журналистики. Вслед за Е. В. Сутыриной под киберспортом («геймин-гом», «компьютерным», «виртуальным» или «электронным спортом») мы будем понимать соревнования в виртуальном пространстве, которые смоделированы при помощи компьютерных технологий, в частности, видеоигр [1. С. 2]. Цель нашей статьи - познакомиться с историей киберспортивной журналистики в глобальном и российском контекстах, осмыслить ее современное состояние и тенденции развития на российском телеэкране. Материалом анализа послужили сюжеты о киберспорте на ведущих российских телеканалах за последние годы. Теоретическую базу составили научные работы по киберспортивной журналистике (В. Викулов [2], А. Зарипов [3], В. Богуславская, А. Азизулова и Е. Будник [4] и т.д.) и рефлексия журналистов-практиков (И. Новиков [5], К. Никитин [6], Д. Матусовский [7] и т.д.). Киберспорт и киберспортивная журналистика Специалисты не могут сойтись во мнении, когда именно появился киберспорт. Известно, что первая компьютерная игра OXO (крестики-нолики) была представлена в 1952 г. В научных трудах также фигурирует 1962 г., когда была разработана первая соревновательная компьютерная игра Spacewar, позволявшая виртуально соперничать одновременно двум пользователям [8]. 19 октября 1972 г. прошел первый турнир по Spacewar, в котором приняли участие 25 человек. Посвященная этому турниру статья журналиста Стюарта Брэнда в журнале Rolling Stone считается одним из первых упоминаний о кибер-спорте в СМИ [9]. Позже издание организовало собственный турнир «Межгалактическая олимпиада», победителю полагалась годовая подписка на журнал. После этого видеоигры из экспериментов ученых превратились в массовое развлечение [10]. В 1981 г. начался выпуск первого специализированного журнала Electronic Games, полностью посвященного видеоиграм. В том же году в США прошел чемпионат по игре Space Invaders, организованный компанией Atari. Участие в нем приняли более десяти тысяч человек, уделяющих компьютерным играм по десять часов в день. В Штатах стали выпускаться консоли, приставки и компьютеры фирм Commodore и Apple. Появление недорогой техники еще больше повысило интерес американцев к компьютерным играм. Популярность завоевали и игровые автоматы. Летом 1981 г. Уолтером Деем была создана организация по регистрации и учету лучших результатов - Twin Galaxies. Чемпионов заносили в специальные таблицы, игроки не просто популяризировали кибер-спорт, а еще и демонстрировали невероятные достижения, которые позже вошли в «Книгу рекордов Гиннесса» [11]. Первыми на необычных игроков обратили внимание печатные издания. Упоминания об энтузиастах стали встречаться в газетах Life и Time. Эстафету быстро подхватили телеканалы, начались выпуски передач, посвященных электронному спорту. В числе первых стало американское шоу Starcade. За два года (1982-1984) в эфир вышло 133 серии. Одновременно с ним на канале ABC выходила программа That's Incredible. В ее студии в 1983 г. прошло соревнование между тремя игроками в аркады за звание национального чемпиона видеоигр [2]. Рекорды также регистрировали на телевидении. Подобные специальные выпуски вел Уолтер Дей [11]. Локальные сети позволяли вести соревновательные игры, а не просто ставить личные рекорды в противоборстве с компьютером. В 1988 г. вышла аркадная игра Netrek. К ее особенностям можно отнести поддержку интернет-соединения и возможность играть одновременно шестнадцати пользователям. Со все большим распространением персональных компьютеров и созданием в 1989 г. Всемирной паутины появились онлайн-игры, которые дали возможность участвовать в игре одновременно нескольким пользователям из разных точек планеты. В 1993 г. Джон Кармак и Джон Ромеро, сотрудники американской компании id Software, выпустили обновленную версию игры DOOM, изменившей представление о киберспорте. 19 сентября 1996 г. состоялся турнир QuakeWorldLaunch, он проводился всего на 20 компьютерах, но привлек внимание СМИ. В июне 1997 г. в США Эйнджел Мунез создал профессиональную лигу по компьютерному спорту Cyberathlete Professional League (CPL). В 1996 г. был запущен первый игровой онлайн-сервис Blizzard Battle.net, действующий до сих пор. В 2000 г. турниры серии World Cyber Games транслировали южнокорейские каналы. А первой европейской страной, показавшей в эфире киберспортивный турнир, стала Швеция. Местный канал TV 6 по сей день успешно освещает турниры от DreamHack в Стокгольме. Был в Европе и отрицательный опыт: чешский телеканал COOL показал в эфире все 84 матча второго сезона DreamLeague, но не смог привлечь аудиторию и отказался от освещения киберспорта. Со временем киберспорт на Западе приобрел такую популярность, что стал транслироваться даже на детских телеканалах Disney XD и Nickelodeon. Корпорация Disney совместно с японской компанией Nintendo выпустила передачу, в которой родители с детьми вместе играют в Super Mario Odyssey и Just Dance 2018. С 2011 по 2016 г. украинский телеканал «QTV» выпускал программу «Игронавты» о киберспортивных событиях, достижениях геймеров и игровых новинках, а также транслировал турниры по Dota 2, CS:GO и Point Blank. С 2012 г. на Украине функционирует кабельный телеканал XSPORT, основу его сетки вещания составляют программы и репортажи о традиционном спорте и здоровом образе жизни, но в прошлом году он стал рассказывать и о киберспорте и даже транслировать украинские киберспортивные турниры. Украинский интернет-провайдер «Сеть Ланет» поддерживает канал «Ланет.?^». В его эфире выходила передача «Iгровi теревеш» («Игровая болтовня») о новых играх и турнирах. Сейчас телеканал транслирует стримы и чемпионаты от «Сети Ланет». Новое тысячелетие ознаменовалось запуском во многих странах круглосуточных телевизионных каналов, ориентированных на кибер-спорт. Среди них esportsTV, осуществляющий вещание в странах Европы, Африки и Северной Америки, GIGA Television (с 1998 г. до наших дней) в Германии, OnGameNet (OGN, с 2000 г. до наших дней) и MBC Game (2000-2012) в Южной Корее, XLeague.tv (2007-2009) в Великобритании и ряд других. Компьютерный спорт привлек интерес и таких телевизионных каналов, как ESPN (США), Eurosport (ЕС), российских Первого канала, России 24, НТВ, РБК, Рен ТВ, 2х2, E TV и Матч ТВ. В мировом сообществе идут споры об официальном признании киберспорта видом спорта. По данным на 2016 г., среди членов Международной федерации киберспорта (IeSF) эту инициативу поддержали 22 страны: Азербайджан, Вьетнам, Грузия, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Намибия, Непал, ОАЭ, Россия, Таджикистан, Тайбэй, Финляндия, Южная Африка, Южная Корея [12]. Киберспортивная тележурналистика в России Первые игровые автоматы появились еще в СССР, тогда играли в морской бой, сафари, городки и баскетбол; с распадом Советского Союза им на смену пришли Mortal Квmbat, Street Fighter и Pac-Man. В 1990-е гг. в России появились специализированные клубы и интернет-кафе, а в 1996 г. прошли первые турниры по играм Quake и Starcraft. Россия стала первой страной в мире, которая признала ки-берспорт официальным видом спорта, случилось это 25 июля 2001 г. [13]1. В 2002 г. наши соотечественники завоевали золотые медали на мировом первенстве по компьютерному спорту. Постепенно росло число проводимых турниров, открывались все новые компьютерные клубы. Сегодня Россия первая в Европе и третья в мире по численности аудитории киберспортивных соревнований, игроков здесь насчитывается 10,2 миллиона человек [15]. Киберспорт стал «золотой жилой» для инвесторов: по данным компании «Медиа Альянс», в 2018 г. его оборот исчислялся в 905,6 миллиона долларов США [16]. С 2006 г. каждую осень в Москве проходит крупномасштабная выставка видеоигр «ИгроМир», количество посетителей которой растет год от года; за четыре дня в 2018 г. выставку посетило свыше 160 тысяч человек, среди них две тысячи представителей СМИ. Разумеется, настолько развитое явление не могло быть не замечено журналистами, и в России также возникла киберспортивная журналистика. На 2019 г. намечен запуск в России нового международного ки-берспортивного телеканала GINX Esports TV. На российском телевидении на протяжении вот уже нескольких лет выходят разного рода программы, посвященные событиям в мире киберспорта. В 2015 г. был запущен первый и пока единственный на российском телевидении кабельный тематический киберспортивный канал E TV. В целом, оценивая уровень развития киберспортивной тележурналистики в России, можно говорить о том, что, в силу относительной молодости этого явления, в ней еще не выработаны устойчивые жанры и форматы телепрограмм, в настоящее время проходит множество телевизионных экспериментов. Впервые на российском телевидении киберспорт появился на канале НТВ в эфире программы «Намедни» в 2002 г. В десятиминутном сюжете зрителям рассказали об участниках команды «M19» по Counter-Strike. В финале чемпионата в Южной Корее они одержали победу над киберспортсменами из Нидерландов. Еще один российский игрок занял первое место в одиночной дисциплине. Стоит отметить и то, что в сюжет был включен стендап журналиста Андрея Лошака, в котором он поясняет некоторые слова из сленга геймеров [17]. Вновь компьютерный спорт появился в эфире НТВ весной 2016 г. в программе «Итоги дня». Ведущие в студии обсуждали финансовую составляющую киберспорта: самый большой объем рынка индустрии - в Азии (371 миллион долларов), самый маленький - в Южной Америке (24 миллиона). Журналисты также отметили, что Россия занимает первое место в Европе по числу игроков. В спецрепортаже корреспондент Орхан Мустафаев встретился с российскими геймерами и рассказал, каким образом они зарабатывают деньги. В сюжете было отмечено, что крупнейшие бизнесмены спонсируют развитие кибер-спорта в России, среди них миллиардер Алишер Усманов и белорусский предприниматель Виктор Кислый [18]. НТВ продолжал и дальше следить за новостями в мире виртуального спорта. Сюжеты о киберспорте дважды выходили в информационной программе «Сегодня». В конце 2016 г. корреспондент Андрей Максимчук рассказал о том, что в России ведется подготовка молодых геймеров; занятия в необычной школе состоят из физической подготовки, ежедневных компьютерных игр и их рефлексии совместно с тренером [19]. Летом 2017 г. вышел следующий сюжет, в котором Марат Сетдинов рассказал о победе российской киберспортивной команды «Gambit Esports» на чемпионате в Кракове. Новостью стало и предложение депутата Госдумы Бориса Чернышева о создании факультета киберспорта в России: по его словам, виртуальному спорту нужны комментаторы, менеджеры и специалисты по рекламе, поэтому студенты будут учиться обслуживать индустрию, а не играть в компьютерные игры [20]. «Первый канал» посвятил киберспорту два сюжета в программе «Доброе утро». Зимой 2015 г. корреспондент Елена Руславская познакомила зрителей с сильнейшими российскими игроками. Стоит отметить, что один из них, Алан Енилеев, самый известный и титулованный NFS-прогеймер России, был почетным знаменосцем на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. [21]. Полгода спустя, летом 2016 г., «Первый канал» снял сюжет «Киберспорт - тоже спорт!», в котором корреспондент Александр Железнов познакомил аудиторию со стремительно развивающимся в России новым видом спорта [22]. Телеканал «Россия 24» следит за развитием киберспорта более пристально. На сайте канала размещено свыше пятидесяти видео о виртуальном спорте. Тематический материал вышел в эфире программы «Факты» с Натальей Литовко в январе 2016 г. В сюжете под названием «Взрослые игры: феномен киберспорта» речь снова шла о финансовой стороне компьютерного спорта, в частности, о 100 миллионов долларов Алишера Усманова, которые были направлены на создание в России киберспортивной арены и организацию чемпионатов. Отличительной чертой сюжета стал портрет геймера - это мужчина 35 лет, который ежемесячно тратит около 200 долларов на компьютерные игры. Ведущая также сказала об успешном опыте британского телеканала ВВС, киберспортивные турниры в эфире которого смотрели 32 миллиона человек по всему миру [23]. Осенью 2016 г. в информационной программе «Вести» освещали EPICENTER - крупнейший ежегодный турнир по киберспорту в России [24]. Героем стал украинец Денис Костин, игрок одной из сильнейших команд Natus Vincere (Navi). Также корреспондент Екатерина Кадушкина заметила, что в Москве строят стадион для киберспорта. В 2017 г. в программе «Вирус» снова обратились к финансовому вопросу киберспортивной индустрии: в нее вкладывает теперь и соучредитель компании Mail.ru Group Юрий Мильнер. Ведущий обратил внимание на заслуги компании перед российским киберспортом, главная из которых - создание игр free to play (бесплатных) [25]. Экономикой киберспорта интересуется и канал РБК. В 2016 г. вышел специальный репортаж «Игра миллиардеров: прибыль мирового спортивного кибер-рынка растет». Корреспондент побеседовал с комментатором кибертурниров Дмитрием Куприяновым и гендиректором ESforce Holding Антоном Черепенниковым. Кроме того, специальный корреспондент Алексей Лемаев побывал на белорусском фестивале «World of Tanks» [26]. В 2017 г. в эфир вышел сюжет с субтитрами об открытии в Москве самой большой киберарены в Европе «Yota Arena», а также о российском и мировом игровом рынке [27]. Летом того же года вышел репортаж с субтитрами с крупнейшего международного киберспортивного турнира по Dota 2 [28]. Другой взгляд на киберспорт показал телеканал ОТР в эфире программы «ОТРажение» летом 2018 г. В студии эксперт высказался по поводу игромании, которая была официально признана болезнью [29]. В 2017 г. «Рен ТВ» выпустил одиозный материал «Киберспортсмены против НЛО». Речь здесь шла о геймерах-агентах, чьи способности используют спецслужбы в борьбе с пришельцами. Одним из них, по данным телеканала, является датчанин Матиас Лауридсен [30]. С 2016 г. киберспорт занял особое место в программной сетке телеканала «Матч ТВ». Начало положила трансляция финала турнира «EPICENTER: Moscow 2016». В 2017 г. один из выпусков программы «Реальный спорт» был посвящен компьютерному спорту. В студии ведущие и эксперты подводят итоги года в киберспорте. Постепенно в эфире канала стали появляться репортажи с киберспортивных мероприятий, а осенью 2018 г. была запущена «Кибератлетика», передача об игровой индустрии. Первое время «Матч ТВ» проводил совместные трансляции киберспортивных соревнований со студией RuHub, позже начался опыт самостоятельных прямых эфиров. В 2015 г. канал «2х2» впервые показал гранд-финал League of Legends World Championship. Результаты были впечатляющие: за трансляцией следило 600 тыс. зрителей. В 2017 г. «2х2» транслировал EPICENTER. В 2016 г. городской телеканал «Москва 24» выпустил сюжет о турнире EPICENTER по Counter-Strike: Global Offensive. В пятиминутном видео журналист рассказал об организации шоу, отборочном туре, командах-фаворитах и результатах турнира [31]. В России на сегодняшний день существует только один телеканал, специализирующийся на киберспорте. С 2015 г. и до недавнего времени он назывался Game Show TV. В 2018 г. он претерпел изменения, в результате чего в настоящее время функционирует как кабельный телеканал E TV в пакете «Развлекательный» от НТВ Плюс. Выводы Подводя итоги, стоит отметить, что киберспорт занял особое место в российской культуре. Несмотря на то, что Россия была и остается крупной киберспортивной державой, наши команды регулярно побеждают на мировых первенствах по компьютерным играм, российская телевизионная журналистика долго не принимала киберспорт за серьезное явление и не отводила ему большое место в эфирной сетке. При этом аудитория киберспорта неуклонно растет, интерес среди новичков побуждает их узнавать все больше об играх, и именно телевидение может привлечь новых зрителей, создав контент, который будет отвечать их современным запросам. Киберспорта на российском телевидении немного и по сей день; почти все, что о нем говорят журналисты и привлекаемые ими эксперты, касается только его положительных сторон, минусы смогли найти немногие спикеры и журналисты. Совершенно очевидно, что российская телевизионная ки-берспортивная журналистика пока только начинает развиваться, мы становимся свидетелями зарождения новых журналистских подходов к освещению, можно по праву сказать, спортивных соревнований. Телевизионные журналисты будут изобретать новые способы освещения киберспорта и связанных с ним событий, ведь, к сожалению или к счастью, наше будущее - в виртуальной реальности.
Ключевые слова
eSports journalism history,
eSports journalism,
eSports history,
virtual sports,
computer sports,
gaming,
eSports,
телевидение,
киберспортивная журналистика,
электронный спорт,
виртуальный спорт,
компьютерный спорт,
гейминг,
киберспортАвторы
Симакова Светлана Ивановна | Челябинский государственный университет | канд. филол. наук, зав. кафедрой журналистики и массовых коммуникаций | simakovi@mail.ru |
Сидунова Мария Константиновна | Челябинский государственный университет | студентка факультета журналистики | mashunechkas@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Телеканал НТВ про победу Gambit на мажоре и про факультет киберспор-та CS:GO. URL: https://www.youtube.com/watch?v=phLN_ngmh6g&t=127s
Любители Dota 2 собрались в Бостоне на турнир // Сегодня. НТВ. 2016. 3 дек. URL: https://www.ntv.ru/video/1365550/?-from=newspage
Киберспорт и телевидение. URL: http://m19.team/ru/novosti/kibersport-i-televidenie/
Киберспорт // Итоги Дня. НТВ. 2016. 11 апр. URL: https://www.you-tube. com/watch?v=pgjj dd0YeCk
«Медиа Альянс» запустит локальную версию канала GINX Esports TV в России // Кабельщик. 2019. 29 янв. URL: https://www.cableman.ru/content/media-alyans-zapustit-lokalnuyu-versiyu-kanala-ginx-esports-tv-v-rossii
В России появится телеканал о киберспорте GINX Esports TV // Известия. 2019. 29 янв. URL: https://iz.ru/839554/2019-01-29/v-rossii-poiavitsia-telekanal-o-kibersporte
Государственная система правовой информации. Приказ о признании и включении киберспорта во всероссийский реестр видов спорта. URL: http://publication. pravo. gov.ru/Document/View/00012016060700-22?in-dex=0&rangeSize= 1
Шевченко Р. Как Россия первой в мире признала киберспорт. URL: https://matchtv.ru/cyber/match-tvnews_NI678327_Kak_Rossija_pervoj_v_mire_priz-nala_kibersport.
История развития киберспорта в России и мире. URL: http://киберспорт.рф/esport/history
Руденко И. Какие страны признали киберспорт // Cybersport.ru. 2016. 14 дек. URL: https://www.cybersport.ru/other/news/kakie-strany-priznali-kibersport
Животнев В. Киберспорт эпохи хиппи: как первый турнир по видеоигре попал в Rolling Stone и почему его участников поили пивом // Cybersport.ru. 2018. 13 сент. URL: https://www.cybersport.ru/news/kibersport-epokhi-khippi-kak-pervyi-turnir-po-videoigre-popal-v-rolling-stone-i-pochemu-ego-uchastnikov-poili-pivom
Baker С. Stewart Brand Recalls First "Spacewar" Video Game Tournament // RollingStone. May 25, 2016. URL: https://www.rollingstone.com/culture/culture-news/stewart-brand-recalls-first-spacewar-video-game-tournament-187669
Буянова А. В. Киберспорт: история становления, современное состояние и перспективы развития // Социально-политические науки. Сер. Физическая культура и спорт. 2017. № 5.
Матусовский Д. «Матч ТВ» увеличит число киберспортивных трансляций // Cybersport.ru. 2017. 12 янв. URL: https://www.cybersport.ru/news/match-tv-uvelichit-chislo-kibersportivnykh-translyatsiy
Никитин К. Киберспорт - это спорт будущего или развлечение? // Парламентская газ. 2017. 2 июня. URL: https://www.pnp.ru/economics/kibersport-eto-sport-budushhego-ili-razvlechenie.html
Новиков И. Киберспорт и телевидение: новый этап? // Сов. спорт. 2018. 17 июня. URL: https://m.sovsport.ru/cyber-sport/articles/1059042-kibersport-i-televidenie-novyj-etap
Богуславская В. В., Азизулова А. О., Будник Е. А. Лингвистическая репрезентация киберспортивного медиасообщества // Знак: проблемное поле медиаобра-зования : науч. журн. Челябинск, 2018. № 4 (30). С. 104-111.
Зарипов А. Р. Лексический аспект киберспортивного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (56) : в 2 ч. Ч. 1. C. 99-101.
Викулов В. В. Журналистика в киберспорте // Вестник ТвГУ. Сер.: Филология. 2017. № 3. С. 198-201.
Сутырина Е. В. Правое регулирование деятельности профессионального киберспортсмена // Universum: экономика и юриспруденция. Сер. Государство и право. Юридические науки. 2017. № 12 (45). С. 1-8.
Кое-что о киберспорте // Доброе утро. Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/mezhdu-tem/koe-chto-o-kiber-sporte1
Киберспорт - тоже спорт! // Доброе утро. Первый канал. 2016. 6 июля. URL: https://www.1-tv.ru/shows/dobroe-utro/mezhdu-tem/kibersport--tozhe-sport-dobroe-utro-fragment-vypuska-ot-06072016
Взрослые игры: феномен киберспорта // Россия 24. 2016. 7 янв. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IU0aP1a3oB8
В Москве проходит турнир по киберспорту. URL: https://www.you-tube.com/watch?v=YVW-WY-jXDl_w
Вирус. В киберспорт пришли реальные деньги. URL: https://www.you-tube. com/watch?v=Ci-SL7uJoXJ8
Игра миллиардеров: прибыль мирового спортивного кибер-рынка растет // РБК. 2016. 1 июня. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2ZmSeuavO80
Зачем крупные предприниматели идут в киберспорт // РБК. 2017. 19 мая. URL: https://www.youtube.com/watch?v=S1-24ure7mo
The International: как устроен крупнейший киберспортивный турнир // РБК. 2017. 12 авг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=igr5VnxgcSQ
Михаил Хорс: Зависим любой человек, который, оторвавшись от игры, чувствует дискомфорт // ОТР. 2018. 19 июня. URL: https://www.you-tube. com/watch?v=psgKff_aVU8
Киберспортсмены против НЛО на РЕН ТВ (документальный фильм). URL: https://www.youtube.com/watch?v=9pEYyTPei-8&feature=youtu.be
Игропром: киберспортивный турнир EPICENTER CS:GO // Москва 24. 2016. 29 окт. URL: https://tv.m24.ru/videos/115168