В статье рассматривается проблема, связанная с изменением структуры медиасреды и коммуникации в профессиональных сообществах и обусловленная появлением нового коммуникативного пространства. Интернет с его телекоммуникационными технологиями создал условия для трансформации целого ряда дискурсивных областей за счет значительного расширения форм и способов взаимодействия, появления новых дискурсивных практик. Представляется, что их исследование наиболее эффективно может быть осуществлено с применением дискурсивной методологии.
Mass Media Content and Professional Communities' Interaction Aspects (The Problem Statement).pdf Изменение медийной среды, ее значительное расширение за счет интернета, послужило катализатором для развития социально значимых коммуникаций, к каковым, без сомнения, может быть отнесена профессиональная коммуникация. Фундаментальная проблема, которая видится нам в этой динамике, связана с изучением форм реального существования и развития дискурсивных областей профессиональных сообществ. Ведь одним из наиболее продуктивных подходов к изучению социальных коммуникаций в последнее время считается дискурсивный, синтезирующий собственно лингвистические, социальные, культурные и исторические аспекты взаимодействия. Современная лингвистика в движении «от языка к речи», заданном во второй половине XX в., обращается к изучению реальных процессов и форм речевой деятельности в рамках дискурсивного подхода. Однако исследования в этой области показывают, что само понятие дискурса остается достаточно неопределенным (обращение к спектру определений в работе П. Серио в сборнике «Квадратура смысла» позволяет говорить о том, что ситуация не стала яснее) [1. С. 25-27]. Также нельзя признать полностью удовлетворительными попытки выделения и типологизации дискурсивных областей: те, что мы наблюдаем, как правило, проводятся по разным основаниям (ср. дискурс войны vs юридический дискурс vs виртуальный дискурс) и не всегда учитывают все формы коммуникативного поведения как систему дискурсивных практик, а также игнорируют явление поли- и интердискурсивности. Об этой сложности и неоднозначности организации дискурса как поля рассеянных событий писал один из отцов-основателей дискурсивного подхода М. Фуко [2]. Как правило, попытки представления моделей определенных дискурсивных формаций сталкиваются с двумя ключевыми проблемами: 1) сложностью разграничения дискурсов на основании одного параметра, обусловленной разнообразием видов речевой деятельности, и 2) внутренней и внешней динамикой, обусловленной самой природой дискурсивной формации. Это, например, в полной мере относится и к такой, достаточно стабильной и легко определяемой социально дискурсивной институциализированной формации, как профессиональная речевая деятельность. Вместе с тем исследования последних лет позволили выявить формы устойчивых речевых практик, не учтенные в разработанных на текущий момент типологиях дискурсивных областей. К таковым могут быть отнесены: неофициальные формы коммуникации в профессиональных сообществах, например медицинском (О.С. Зубкова, Д.В. Казакова), новые формы междискурсивных взаимодействий, обусловленные как новыми вызовами к профессиональным сообществам со стороны социума, так и параметрами новых коммуникативных областей (интернет, в том числе социальные сети). Взаимодействие в профессиональных областях, профессиональная коммуникация, всегда было одной из наиболее значимых для общества форм социальной организации и стратификации, многие профессиональные корпорации имеют давнюю историю (медицинская, юридическая) и продолжают развиваться по сей день. В то же время возникают и активно развиваются новые профессии, формируются новые профессиональные объединения, например IT. Профессия как деятельность занимает значительную часть жизни каждого члена социума и в количественном, и в содержательном плане. Более того, если человек не включен в профессиональное сообщество, то он как бы «не существует» для общества (ср. пренебрежительное отношение к домохозяйкам). По мнению Е.И. Головановой, «профессиональная деятельность выступает составной частью культуры этноса, она аккумулирует особенности данной культуры и вместе с тем формирует ее специфику» [3. С. 229]. Научный взгляд на профессиональную коммуникацию связан с множеством параметров этого вида социальной организации: исследуются социальные (корпоративные), психологические, лингвистические, дидактические, собственно профессиональные аспекты. В настоящее время профессиональная коммуникация понимается в научной литературе как система речевых практик в социально-профессиональной области, которая объединяет носителей языка, принадлежащих к профессиональному сообществу, и соответствует требованиям профессионального взаимодействия [3-5]. Исходя из этого определения, стоит признать, что одним из значимым параметров этого типа коммуникации всегда выступала специфика языковых структур. Вариант общенационального языка, используемый в профессиональной коммуникации, имеет в литературе различные наименования: корпоративный язык / подъязык, профессиональный язык / подъязык, специальный язык / подъязык, язык для специальных целей. Именно он в первую очередь попадает в поле внимания ученых-лингвистов. Первоначально исследовательские интересы в этой области фокусировались в описании собственно профессиональной части - терминосистем отдельных дисциплин (А.А. Реформатский, В.В. Виноградов, М.В. Лейчик, Л.А. Ка-панадзе, Т.Л. Канделаки, В.Н. Прохорова, О.В. Фельде и др.). Позже акцент был перенесен на изучение социальных аспектов профессиональных языков (Э.В. Гафиятова, Е.И. Голованова, А.С. Кобыскан, В.П. Коровушкин, Л.З. Подберезкина, М.И. Солнышкина, Т.Н. Хому-това), в литературе они определяются как социолекты и рассматриваются как отдельные области социального взаимодействия. Подобная логика наблюдается и в работах зарубежных исследователей (L. Hoffmann, K.D. Baumann, H. Weinrich, H. Fluck, J. Trim и др.). Тем не менее, область профессиональной коммуникации, как дискурсивное образование, еще редко выступает объектом исследовательского интереса в российской лингвистике и, по преимуществу, осмысляется как новая проблемная область. К наиболее изученным в российской лингвистике можно отнести коммуникацию в медицине и юриспруденции (Л. С. Бейлинсон, Л.А. Борисова, Н.А. Дзараева, О.В. Косоногова, Е.А. Костяшина, Л.А. Нефедова, Э.Ш. Никифорова, Р.А. Рогожникова, К.А. Устинова, Л.С. Шуравина). В то же время ведутся исследования других видов профессиональной коммуникации: экономистов [6], журналистов [7-10], сферы услуг [11], фотографов [12], спортсменов [13], авиаторов [14], инженеров [15], военных [16]. Дискурсивный подход позволяет взглянуть на профессиональную коммуникацию как на систему дискурсивных (речевых) практик, позволяющих реализовать самые разные цели пользователей дискурса. Профессиональная коммуникация может быть ориентирована в разных направлениях: 1) на участников сообщества с целью координирования информационных потоков в рамках профессионального взаимодействия; 2) на социум в целом с целью позиционирования в социальном пространстве. Социальный имидж профессионального сообщества - одна из главных его задач, так как формирование позитивного образа профессии, повышение социального статуса влечет за собой доступ к ресурсам, дает возможность оказывать влияние на общество. Имидж профессии может изменяться с течением времени как результат работы сообщества в этом направлении либо под давлением внешних обстоятельств. Так, в работе немецкого историка С. Шаттенберг «Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы» [17] представлен репрезентативный обзор литературных, кинематографических, газетных источников, отразивших смену идеологического взгляда на профессиональное сообщество инженеров и сформировавших образ нового инженера. Изменения социально-политической реальности, как правило, отражаются в жизни всего общества. Особенно это заметно при смене государственного строя и идеологических ориентиров. Последствия Октябрьской революции 1917 г. ощутимо отразились на всех профессиональных сообществах России: изменились социальный статус, образ профессиональной деятельности для врачей, представителей интеллектуальных профессий, в том числе инженеров. Сюзанна Шаттенберг последовательно показывает трансформации корпоративной символики, этики, традиций инженерного образования и специфики профессиональной деятельности, формируя из обломков технической интеллигенции нового «советского инженера». Значительную роль в этом процессе сыграли средства массовой информации, автор пишет о последовательном уничтожении инженеров старой формации путем создания «дискурса о вредителях» в прессе, литературе и кино. В то же время формируется инженер нового типа, над положительным образом которого работают лучшие представители творческой интеллигенции. Значительное внимание представителям различных видов деятельности всегда уделяла советская журналистика, моделируя ситуацию профессионального равенства, но, вместе с тем, предпочтение отдавалось все же представителям рабочих профессий. Однако старейшие профессиональные корпорации всегда имели место в медийном пространстве, вспомним такие известные теле- и радиопрограммы, как «Здоровье», «Человек и закон», «Очевидное - невероятное», «Театральные встречи», «Наука и техника», «Писатель у микрофона», «Культура», создающие медийный канал для медиков, юристов, ученых, работников искусства и культуры [18]. Развитие интернет-коммуникаций дает новые возможности для самых разных форм профессионального взаимодействия. Эта область коммуникации оказывает активное влияние и на позиционирование профессиональных сообществ. Современный интернет все более уподобляется реальному социальному пространству: в нем представлены практически все социальные сообщества, имеющие самый разный социальный статус. В работе Р.Н. Абрамова, исследующего социальные аспекты профессиональной коммуникации, в том числе пути получения профессиональной информации, отмечается, что в качестве наиболее распространенного канала профессиональной коммуникации респонденты указывают интернет [15]. Мы можем наблюдать своего рода экспансию профессиональной коммуникации в пространство интернета. С одной стороны, возникают новые формы профессиональной коммуникации - посреднические, существующие на границе профессионального сообщества и остального социума. К таковым можно отнести формы презентации профессионального сообщества в медиасреде, самые разнообразные ресурсы, связанные с позиционированием сообщества в социуме прямым или косвенным образом [19]. С другой стороны, расширяется область публичной коммуникации внутри профессионального сообщества. Увеличивается доля неофициальных профессиональных взаимодействий благодаря ресурсам, предоставляющим возможность неофициальной коммуникации. В этой связи актуализируется проблема описания дискурсивных практик и форм речевого поведения в интернет-коммуникации представителей различных профессиональных сообществ (журналистов, инженеров, медицинских работников, переводчиков, психологов, работников сферы образования, торговли, туризма, юристов, экономистов, экспертов - судебно-медицинских, лингвокриминалистов, технических - и др.) в аспекте их дискурсивной (полидискурсивной?) природы. Второй аспект проблемы, на котором сосредоточен фокус исследовательского интереса, - сопоставительный. Языковая специфика интересующих нас профессиональных областей недостаточно изучена в аспекте системы речевых практик в целом, она была частично описана в работах, посвященных различным видам профессиональной коммуникации, но некоторые формы собственно профессиональной (производственная деятельность, работа с клиентами, позиционирование сообщества и отдельных его представителей в социальном (интернет) пространстве - медиатизация профессионального сообщества) и неофициальной профессиональной коммуникации (профессиональные интернет-форумы) не выступали ранее объектом описания, так как занимают позицию, не попадающую в поле институализирован-ных дискурсов. Третий аспект связан с необходимостью описания дискурсивных практик в области взаимодействия профессиональных дискурсов в новых коммуникативных условиях, так как многие сообщества формируют новые виды профессиональной коммуникации - посреднические, существующие на границе профессионального сообщества и остального социума. К таковым можно отнести формы презентации профессионального сообщества в медиасреде, самые разнообразные ресурсы, связанные с позиционированием сообщества в социуме прямым или косвенным образом. В качестве базовой методологии в нашем исследовании предлагается дискурсивный подход, позволяющий охарактеризовать исследуемые объекты с точки зрения их коммуникативного позиционирования и цели, структуры, жанрового своеобразия, языковой специфики. Основой методологических установок анализа дискурса является последовательно констатируемая взаимозависимость языковых параметров текста (высказывания) и социальных условий (начиная от интенций говорящего, ситуации текстопорождения, социальной области, в рамках которой она осуществляется), а также системы ценностей и мировоззренческих установок, определяемых на настоящем этапе развития профессионального сообщества. Такой подход был предложен ранее в работах М. Фуко [2], представителями французской школы анализа дискурса [1], критическом дискурс-анализе [20], в исследовательских проектах Т. ван Дейка [21] и реализован по преимуществу на материале научной, политической, рекламной коммуникации и т.п. Применение его к области профессиональной коммуникации предполагает корректировку системы методических приемов. В этом случае исследовательская процедура представляет собой поэтапный анализ, включающий в качестве приемов социолингвистические (характеристика среды коммуникации, конситуации, социальных ролей участников коммуникативного акта) и собственно лингвистические методы (текстологический, структурно-семантический, стилистический анализ), а также анализ социального контекста и системы мировоззренческих установок. Современные исследования интернета позволяют утверждать, что его виртуальное пространство оценивается и маркируется пользователями, в первую очередь, как пространство социальное, в котором формируются социально значимые топосы, реализующие различные варианты существующих форм коммуникативного взаимодействия. Условно их можно разбить на четыре класса: 1) коммуникационные - сайты, предоставляющие почтовые ресурсы, чаты, форумы; 2) информационные - сайты, порталы, на которых размещен любой информационный контент (от новостных лент до интернет-магазинов); 3) развлекательные - сайты, размещающие в сети игры, музыкальные ресурсы и т.п.; 4) инструментальные - поисковые сайты, сайты, предлагающие софт [22]. Дискурсивная специфика интернет-коммуникации во многом связана с техническими параметрами ее реализации. Во-первых, парадоксальность хронотопа, состоящая в различии пространственно-временной локализации, обусловлена положением коммуникантов в компьютерной коммуникации, не предполагающим непосредственный контакт. За счет этого коммуникант одновременно изолирован и включен в коммуникацию. Во-вторых, отсутствие непосредственного контакта приводит к редукции параметров естественной коммуникации, переводя ее вербально-визуальный регистр. Редуцированные параметры восполняются за счет опоры на разнообразные семиотические ресурсы. В-третьих, невозможность непосредственного наблюдения коммуниканта дает ему, в свою очередь, возможность изменять собственные коммуникативные параметры, моделировать свой образ, опираясь на различные семиотические и текстовые ресурсы интернета. Это определяет еще один специфический дискурсивный параметр - принципиальную интертекстуальность и интердискурсивность этой области [23]. Рассмотренные дискурсивные параметры обусловливают, в свою очередь, параметризацию социальных коммуникаций на их основе. Рассмотрим их с точки зрения модели, представленной в работе М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой [24. С. 8-10]. Итак, социальные коммуникации в интернете могут быть охарактеризованы как социе-тальные, реализующиеся для общества в целом, глобальные - не ограниченные пространственно, технически опосредованные, публичные, как адресные, так и рассеянные, политематические, полижанровые, полифункциональные, горизонтальные, неполяризованные в аспекте распределения ролей. В рамки этой модели укладываются различные способы представления в интернет-среде профессиональных сообществ: 1. Информационно-справочные ресурсы: «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru), Бесплатный фармакологический справочник онлайн (http://www.spravocnikpolekarstvam.ru), «Онлайн доктор» (https://onlinedoctor.ru), GEOLIB.NET Справочник по геологии (http://www.geolib.net) и др. 2. Порталы / cайты корпораций. 3. Сайты отдельных персон, представляющих профессиональные корпорации: А. Курпатов (http://www.kurpatov.ru), А. Мясников (https://drmyasnikov.ru/), адвокат А.И. Устюгов (http://ustugov.tom.ru) и др. 4. Отдельные публикации на информационных порталах, посвященные профессиональным событиям: «Томич создал кулинарный сайт с рецептами от шеф-поваров» (https://news.vtomske.ru/article/ 158640-tomich-sozdal-kulinarnyi-sait-s-receptami-ot-shef-povarov). 5. Профессиональные форумы: Форум машиностроителей (http://www.i-mash.ru/forum), Строительный форум (http://stroitelnii-portal.ru/forum), Коневодство (https://www.agroxxi.ru/forum/f61), Форум сантехников (www.santechniki.com). 6. Профессиональные чаты. 7. Сообщества в социальных сетях. Например, при поиске сообществ в социальной сети «ВКонтакте» на запрос «инженер» мы получили выдачу 10 132 сообществ (Чудеса инженерной мысли / Наука / 909 241; Я у бати инженер! / Юмор / 385 962; Чудеса инженерии 2.0 / Открытая группа / 253 007; Студент Инженер / Образование / 105 446; Сообщество инженеров / Строительство, ремонт / 41 706) [25]. Предметом обсуждения в рамках такой профессиональной коммуникации в интернет-среде становится самая разная проблематика: - решение собственно профессиональных вопросов, обмен профессиональной информацией; - имидж и работа с клиентами за счет позиционирования в социальном пространстве корпораций или их отдельных представителей; - неформальная профессиональная коммуникация; - коммуникация вне профессиональных тем. Например, на Форуме машиностроителей наряду с сугубо специальными темами («Редуктор с двумя выходными валами», «Технология обработки поверхности стальной детали и назначение», «САПР Сварка для Компас», «Термообработка плиты для спайки пластика») обсуждаются и менее специализированные задачи: «Как крепим елку?», «Как доказать начальству что инженер достоин большего?», «В Европе отменили сопромат? :-)», «Вакансии и предложения о работе», «Инженеры в кино». Строительный форум предлагает для обсуждения профессиональные темы («Видео ремонта в Томске», «Замена труб», «Все о фундаменте и не только»), а также темы, связанные с бизнесом («Дополнительный доход строителей») и имиджем отдельных представителей сообщества («Черный список строителей в Томске»). Форум коневодов посвящен обсуждению как общих вопросов по содержанию и разведению лошадей, так и очень частных («Как выкормить жеребенка?», «Как отучить лошадей от нехороших привычек?»). Вместе с тем здесь же размещены темы, связанные с мероприятиями презентационного характера («Новогодние конные представления», «Эксклюзивное интервью с исполнительницей номера "Леди Совершенство" Орловой Е.О.», «Ежегодная международная выставка Equiros 2015 Москва. Авторская статья о ситуации с коневодством и видеообзор») и отзывам («Наталья Андрейченко похвалила конный номер по мотивам фильма "Мэри Поп-пинс, до свидания!"»). Подводя итоги, можно говорить о том, что: 1) появление новой коммуникативной среды повлекло за собой трансформацию традиционных форм включенности профессиональных сообществ в медийное пространство; 2) исследование форм и способов вхождения профессиональных сообществ в медиапространство может быть реализовано на основе многокомпонентной модели, включающей: - описание системы дискурсивных практик (в том числе речевых) интернет-коммуникации, объединяющих профессиональное сообщество; - системное описание лингвистической специфики профессиональной коммуникации в интернет-среде; - характеристику жанрового состава и составление типологии текстов профессиональной коммуникации в интернет-среде; - описание системы ценностей и мировоззренческих установок (корпоративные ценности, идеология), отраженных в текстах представителей профессиональных сообществ в интернет-коммуникации; - описание динамических процессов, происходящих в рамках профессионального языка в интернет-коммуникации.
Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса : пер. с фр. и португ. / общ. ред. и вступ. ст. П. Серио ; предисл. Ю. С. Степанова. М., 1999. 416 с.
Фуко М. Археология знания / пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянни ковой ; вступ. ст. А. С. Колесникова. СПб., 2004. 416 с.
Голованова Е. И. Категория профессионального деятеля: Формирование. Развитие. Статус в языке. Челябинск, 2004. 330 с.
Голованова Е. И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр професси ональной коммуникации: соотношение понятий // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2013. № 1 (292), вып. 73. С. 32-35.
Голованова Е. И. Типология единиц профессиональной коммуникации: когнитивно-прагматический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 9. С. 25-28.
Куликова О. В. Дискурсивно-прагматические характеристики профессио нальной коммуникации (на примере экономического дискурса) // Вестник МГЛУ. 2013. Вып. 8 (668). С. 9-24.
Голованова Е. И. Языковая игра в профессиональной коммуникации // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2017. № 2. С. 39-52.
Рачков М. П. К портрету журналиста Дмитрия Киселёва // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 1. С. 99-104.
Вайрах Ю. В., Гилева А. М. Профессионализмы как языковой факт журна листского дискурса // Постулат. 2016. № 6 (8). С. 13.
Попова М. А. Профессиональная языковая личность журналиста в свете лингвориторического подхода // Коммуникация в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2017. С. 168-170.
Антипова Е. А. Профессиональная коммуникация сферы услуг (на примере сопоставления торговли и образования) // Lingua mobilis. 2011. № 6 (32). С. 47-50.
Голованова Е. И. Отражение профессионального восприятия мира в устной коммуникации фотографов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). С. 208-211.
Габдуллина А. Х. Японизмы в профессиональной коммуникации спортсменов // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). С. 77-79.
Мельникова М. А. Интернет-коммуникация в профессиональных авиационных сообществах // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. № 215. С. 127132.
Абрамов Р. Н. Профессиональные коммуникации российских инженерно-технических специалистов: эмпирический анализ // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16, № 3. С. 586-597.
Гараева Л. М., Баклашова Т. А. Реализация дихотомии «свой» - «чужой» в профессиональной коммуникации посредством инвективных номинаций (на примере русского и английского языков) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (61). С. 70-72.
Шаттенберг С. Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы // Портал «ВикиЧтение». URL: https://history.wikireading.ru/ 260788 (дата обращения: 12.11.2018).
Музей телевидения и радио в Интернете. URL: http://www.tvmuseum.ru/ catalog. asp?ob_no= 10515&pg= 1.
Загидуллина М. В. Возрастание роли PR-компетенций в условиях медиатизации социума // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 13 (395). С. 76-80.
Филиппс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004. 336 с.
Дейк Т. ван. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации : пер. с англ. М., 2013. 337 с.
Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты). URL: http://planeta.gramota.ru/gnt.html.
Мишанкина Н. А. Социальные нормы в Интернет-коммуникации: социолингвистический аспект // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 72-78.
Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета : учеб. пособие. М., 2005. 87 с.
Мишанкина Н. А., Скрипченко Н. В. Трансформация современной медиасреды в аспекте включенности профессиональных сообществ // Журналистика регионов: дискурсы и медиапрактики : материалы Междунар. науч.-практ. онлайн-конференции (22 ноября 2018 г., г. Томск). М., 2019. С. 35-39.