Научная журналистика по-американски. Рецензия на книгу: Полевое руководство для научных журналистов | Вопросы журналистики. 2020. № 7. DOI: 10.17223/26188422/7/10

Научная журналистика по-американски. Рецензия на книгу: Полевое руководство для научных журналистов

American Science Writing. Book Review: Blum, A., Knudson, M., Henig, R.M. (Eds) (2018) Polevoye Rukovodstvo dlya Nauchny.pdf Современные СМИ пестрят новостями о глобальном потеплении, исследовании стволовых клеток, биологическом оружии или этических проблемах изучения наших генов. Никогда прежде диалог между миром науки и широкой общественностью не был так актуален. В предлагаемом читателю официальном руководстве Национальной ассоциации научных журналистов ведущие специалисты в своей области делятся секретами ремесла - от поиска идей и источников до безупречного стиля. Авторы объясняют, как пробиваться через информационный поток к действительно важным сюжетам и как написать захватывающую историю, способную заинтересовать как специалиста, так и простого обывателя. Книга Деборы Блюм, Робин Хениг и Мэри Кнудсон A Field Guide for Science Writers: The Official Guide of the National Association of Science Writers вышла в свет еще в 2005 г. (Oxford University Press). До русскоязычного читателя она добиралась почти тринадцать лет, поэтому многим взявшим в руки перевод, опубликованный в 2018 г., показалось, что книга написана на старом материале. Несмотря на это впечатление, книга, без сомнения, сохранила актуальность для журналистов, пишущих о науке, и вошла в недлинный список практических пособий по научной журналистике, от учебников К. Е. Левитина [1, 2] до руководства по научным коммуникациям М. Шипмана [3]. Для российских специалистов этот труд ценен особо: с тех пор, как профессор Э. А. Лазаревич около 40 лет назад обозначила четыре основных принципа научной популяризации - «научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения» [4. С. 214], никто в России не добавил чего-либо принципиально нового. Достоинства и недостатки «Полевого руководства», предназначенного, по словам М. Кнудсон, для будущих и начинающих научных журналистов, взаимосвязаны и вытекают из структуры книги. Особенность издания состоит в его сборном характере. В общей сложности почти пять десятков научных журналистов и университетских преподавателей, в основном из США, лауреатов профессиональных наград и авторов собственных книг, в авторских параграфах, посвященных отдельным аспектам темы, делятся своим многолетним опытом. Наиболее важную информацию о каждом авторе можно узнать, ознакомившись с краткими аннотациями, предваряющими каждую главу книги. Руководство разбито на шесть частей: «Учимся мастерству», «Выбираем свой рынок», «Пишем разными стилями», «Освещаем науки о жизни», «Освещение естественных наук», «Научная коммуникация в организациях». Каждая из частей, в свою очередь, состоит из шести-девяти параграфов, написанных разными авторами. Первая часть посвящена составляющим мастерства научного журналиста. Филип Ям рассказывает, где и как можно найти темы для хороших историй, которыми заинтересуются редакторы. Том Сигфрид объясняет, как читать и понимать научные статьи, Льюис Коуп учит разбираться в статистике, а Дэвид Эверетт помогает обрести свой авторский голос и стиль и т.д. В центре раздела - параграф «Как писать о науке: техники от преподавателей», созданный на основе советов нескольких авторов. Опытные журналисты делятся, как лучше начать статью, простроить ее структуру, объяснить термин: Энн Финкбейнер указывает на маркеры часто возникающих проблем с логикой текста - повторы или неуклюжий переход к новому абзацу; Рут Леви Гайер призывает рассказывать истории и создавать образы ученых в научно-популярных материалах; Мэри Кнудсон учит задавать нужный темп истории с помощью действительного залога, «сильных глаголов», настоящего времени, аллитерации, примеров и игры со структурой, а также используя повествовательный стиль. Вторая часть «Выбираем свой рынок» позволяет читателю представить специфику работы научного корреспондента в различных типах массмедиа. С одной стороны, создатели книги говорят, что важно представлять свою аудиторию (например, журналист небольшой городской газеты всегда знает, чем живут, интересуются его читатели и что их волнует в данный момент, а автору научного или отраслевого журнала не стоит забывать, что его аудитория - ученые / специалисты, которые не нуждаются в объяснениях элементарных понятий и явлений, но тоже ждут интересных историй о людях: жизни, судьбе, достижениях, проблемах своих коллег). С другой стороны, в руководстве дается понимание специфики различных медиа, ведь телевидение, радио, газета, лонгриды в интернете предъявляют собственные требования к материалам о науке (именно поэтому некоторые главы второй части по большей мере посвящены особенностям аудиовизуальных выразительных средств конкретных медиа). Кроме того, отдельные главы посвящены редактуре научно-популярных материалов и созданию научно-популярных книг. Прочитав третью часть руководства, можно сформировать представление о разных жанровых формах и стилях научной популяризации. Всего таких выделяется шесть: оперативная журналистика, журналистское расследование, «вот-это-да-журналистика», объяснительная журналистика, повествовательная журналистика и научное эссе. Все эти параграфы написаны людьми, зарекомендовавшими себя именно в этих жанрах и стилях. Многочисленные примеры из собственной журналистской деятельности дают возможность авторам проиллюстрировать важные постулаты, а также особенности своего излюбленного жанра. Четвертая и пятая части включают главы, дающие советы, как писать в рамках определенной тематики. Часть «Науки о жизни» посвящена темам, связанным со здоровьем человека: «Медицина», «Инфекционные болезни», «Наука о питании», «Психическое здоровье» и др. Пятая часть «Освещение естественных наук» объединяет главы «Технологии и инженерное дело», «Науки о космосе», «Окружающая среда», «Природа», «Науки о Земле», «Климат», «Пишем о риске». Шестая часть «Научная коммуникация в организациях» касается журналистики лишь косвенно и все же включена в эту книгу. Здесь рассказывается о работе пресс-секретарей научных и научно-образовательных учреждений - вузов, научно-исследовательских институтов, музеев и т. д. Конечно, ключевые тезисы и постулаты для начинающих научных журналистов из части в часть могут пересекаться и даже повторяться. К примеру, призыв писать «просто», «по-человечески», «ясно» звучит в каждой части книги, как и совет больше общаться с учеными лично и не стесняться давать им на проверку свой текст. Но так как все разделы руководства написаны разными авторами, они воплощают их индивидуальность: каждый постулат звучит в разных контекстах и наполняется неповторимым содержанием. Каждый автор рассказывает истории из своей практики, делится собственным бэкграундом и опытом написания текстов о науке, давая возможность читателям понять, что научная популяризация - невероятно сложная, но одна из самых интересных профессий, востребованных обществом.

Ключевые слова

научные коммуникации, научная журналистика, рассказывание историй, учебные пособия, science communications, science journalism, storytelling, tutorials

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Литке Марианна ВикторовнаТомский государственный университетст. преподаватель кафедры телерадиожурналистикиlitke81@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Левитин К. Е. Изреченная мысль: Размышления вслух о семи встречах : учеб. пособие по дисциплине «Актуальные проблемы современной науки и журналистика». М. : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2009. 70 с.
Левитин К. Е. Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого ученого : учебник по научно-популярной журналистике. М. : АНО «Журнал "Экология и жизнь"», 2012. 304 с.
Шипман М. Научная коммуникация: Руководство для научных пресс-секретарей и журналистов / пер. с англ. М. : Альпина нон-фикшн, 2018. 186 с.
Лазаревич Э. А. Популяризация науки в России. М. : Изд-во МГУ, 1981. 244 с.
 Научная журналистика по-американски. Рецензия на книгу: Полевое руководство для научных журналистов | Вопросы журналистики. 2020. № 7. DOI: 10.17223/26188422/7/10

Научная журналистика по-американски. Рецензия на книгу: Полевое руководство для научных журналистов | Вопросы журналистики. 2020. № 7. DOI: 10.17223/26188422/7/10