Дистанционное обучение будущих журналистов в условиях пандемии COVID-19: барьеры эффективности
Рассмотрены особенности организации дистанционного обучения и преподавания журналистских дисциплин в условиях пандемии коронавируса. Выявлены актуальные проблемы дистанционного образования, с которыми столкнулись преподаватели и студенты Забайкальского государственного университета (г. Чита). Описаны барьеры, снижающие эффективность образовательного процесса. Барьеры технического характера непосредственно связаны с уровнем освоения цифровых технологий обучения. Организационные трудности обусловлены спецификой освоения профессиональных компетенций будущими журналистами, невозможностью задействовать инструментарий разных каналов коммуникации в режиме дистанта. Источник коммуникационных барьеров - в опосредованном межличностном общении. Показано, что в условиях дистанционного образования именно личностные особенности преподавателя и студента могут усугублять указанные трудности или, наоборот, способствовать их эффективному преодолению.
Future Journalists' Distance Learning in the Context of the COVID-19 Pandemic: Barriers to Effectiveness.pdf Введение В 2020 г. пандемия коронавируса внесла существенные изменения в образовательный процесс всех учебных заведений, которые были вынуждены в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим событиям, осознать и принять новые требования, оперативно и эффективно скорректировать учебный процесс, переведя его в дистанционный формат. Без преувеличения, такие условия стали испытанием и для учащихся, и для педагогов. В то же время вынужденный переход на онлайн-обучение предоставил возможность оценить достоинства и недостатки дистанционного образования, о котором российские исследователи начали говорить задолго до пандемии COVID-19. В частности, понятия, технологии, модели, характерные особенности дистанционного образования, его нормативно-правовые основы, преимущества и недостатки рассматривали Н. И. Сакович [1], А. А. Андреев и В. И. Солдаткин [2], Л. Я. Гозман и Е. Б. Шестопал [3], В. Е. Зубов [4], Н. М. Шахмаев [5], М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова и В. А. Шитова [6], И. М. Ибрагимов [7], Е. В. Куликова и Е. Г. Сорока [8], Л. Б. Таренко [9], С. Н. Водолад, М. П. Зайков-ская, Т. В. Ковалева и Г. В. Савельева [10], Е. Н. Дронова [11], М. П. Лапчик [12], Ф. В. Зеленов и М. В. Зотова, [13] и др. Так, А. О. Мальцева подчеркивает, что дистанционный формат в сфере образования наращивает свой потенциал и занимает все большую нишу, что обусловлено его гибкостью, рентабельностью, доступностью [14]. Л. Б. Таренко, считает, что «применение дистанционных технологий в обучении позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки студентов, систематизировать знания, индивидуализировать обучение» [9. С. 44]. В научном дискурсе раскрываются особенности современных студентов как представителей цифрового поколения - носителей мозаичной картины мира с соответствующими интеллектуальными способностями по систематизации и структурированию информации [11]. Рассматриваются законодательные аспекты внедрения дистанционных технологий, а также причины, препятствующие активному развитию электронного обучения [4]. Поднимается проблема документооборота профильного министерства, развития теоретической базы и организационно-практических основ внедрения дистанционного обучения, идентификации личности обучаемых [12]. Многие ученые артикулируют значимость глубокого анализа целей онлайн-обучения, возможностей новых технологий в организации дистанционного образования, критериев обученности и т.д. В актуальных научных исследованиях представлен мировой опыт организации электронного обучения в условиях пандемии, дается характеристика трудностей образовательной среды разных вузов, оцениваются готовность профессорско-преподавательского состава к работе в новых условиях, а также возможности студентов использовать коммуникационные средства обучения. Анализируются разные техники обучения - синхронные и асинхронные онлайн-дискуссии, онлайн-форумы и др. [15]. Подробно анализируются модели дистанционных технологий, дается их классификация [13]. Опытом работы в дистанционном формате, анализом проблем и особенностей преподавания творческих, прикладных дисциплин для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Журналистика», сегодня делятся теоретики и практики медиасферы, работающие в разных вузах: О. Р. Самарцев [16], Л. П. Шестеркина и Л. К. Лобо-денко [17], И. А. Полуэхтова [18], Т. В. Тришина [19], М. А. Крашенинникова [20], О. Н. Савинова [21] и др. Учитывая пройденный путь освоения дистанта, можно утверждать, что «онлайн-обучение стало своеобразным маркером владения информационными технологиями и цифровым инструментарием, состоятельности коммуникативных навыков и психологической устойчивости» [18. С. 496]. Крупнейший вуз региона в условиях пандемии Забайкальский государственный университет, лидер в регионе по количеству специальностей и направлений обучения, в целом оказался готов к дистанционному обучению благодаря своей электронной информационно-образовательной среде, которая действует уже несколько лет. На сайте ЗабГУ преподаватели имеют возможность размещать в личных кабинетах теоретические материалы, алгоритмы выполнения различных упражнений, тесты, вопросы для самопроверки, а студенты - выполненные домашние задания. Именно электронная информационно-образовательная среда вуза позволила быстро и достаточно эффективно установить контакт с учащимися при переходе на онлайн-обучение. Лекционные и семинарские занятия в Забайкальском государственном университете проводились преимущественно на интернет-платформах Zoom, Skype, BigBlueButton и Discord. Преподаватели были вынуждены осваивать дополнительный визуальный контент обучения: презентации и графика, видеоинструкции, аудио- и видеолекции и др. По некоторым профильным дисциплинам использовались национальная образовательная платформа «Открытое образование», образовательные ресурсы видеохостинга YouTube и издательства «Юрайт». В процессе проведения экзаменов и зачетов была задействована площадка Единого портала интернет-тестирования в сфере образования, созданы авторские модули тестирования по ряду курсов. Журналистские дисциплины в основном читались на платформе Zoom, которая в целом адаптирована для групповых занятий, позволяет общаться со студентами в режиме реального времени, писать сообщения в общем чате, демонстрировать презентации, аудио- и видеофайлы, вести мониторинг посещения лекций и осуществлять запись конференций и последующую их отправку по электронной почте тем студентам, кто не смог присутствовать на онлайн-занятиях. Преподаватели кафедры журналистики и связей с общественностью во время дистанционного обучения организовали на платформах Zoom и BigBlueButton предзащиту и защиту магистерских диссертаций, ВКР бакалавров, провели ряд мероприятий в рамках Дня науки, а также пленарное заседание и работу секций региональной научно-практической конференции «Региональные СМИ: пути взаимодействия с аудиторией», подвели итоги студенческого конкурса «Однажды на ди-станте», который проходил в социальной сети «ВКонтакте». В дистанционном формате был организован всероссийский конкурс молодых журналистов «МедиаВызов-2020». Практики-журналисты активно включились в работу, задействовали в процессе обучения материалы сайтов своих СМИ, а также личных блогов (например, канала «ЯЖ-ПРЕПОД», созданного с целью популяризации знаний о масс-медиа). Необходимо отметить, что в условиях изоляции все преподаватели стали интенсивнее взаимодействовать со студентами в различных мессенджерах, вести переписку в социальных сетях. Барьеры дистанционного обучения Основные трудности, с которыми столкнулись преподаватели кафедры журналистики и связей с общественностью ЗабГУ в условиях дистанционного обучения, можно разделить на три группы. Первая группа - это проблемы технического характера. Необходимо отметить многочисленные технические сбои во время дистанционной работы, связанные с увеличившейся нагрузкой на интернет-платформы и образовательные ресурсы в период пандемии коронавируса. В таких условиях педагоги не только испытывали дополнительный стресс, но и не всегда имели возможность в полном объеме и полноценно провести онлайн-занятие или услышать ответы студентов. Отсутствие или низкая скорость интернета в некоторых населенных пунктах Забайкальского края сделали практически недоступным учебный процесс для студентов, которые находились дома в период самоизоляции. К этой же группе проблем отнесем недостаток знаний по организации дистанционного обучения и невысокий уровень владения компьютерными образовательными технологиями, с которыми столкнулись многие педагоги. Сложившаяся ситуация вызвала у них потребность в повышении квалификации и цифровой грамотности на обучающих вебинарах и курсах. Вторая группа - это проблемы организационного характера. Объем работы преподавателей и студентов значительно увеличился, дистанционное образование требует дополнительных ресурсов, усилий и времени. Стало очевидно, что в большинстве своем журналистские дисциплины («Выпуск учебной газеты», «Радиожурналистика», «Телевизионная журналистика», «Интернет-журналистика», «Основы творческой деятельности журналиста», «Техника и технология СМИ», «Прикладные дисциплины») ориентированы на практическую деятельность и подразумевают работу с видеокамерами и диктофонами, запись программ в теле- и радиостудии, контакт с героями материалов и ньюсмейкерами и т.п. Дистанционный формат преподавания стал серьезным барьером для освоения студентами именно практических компетенций. «На удаленке» обучить студентов работать на профессиональном оборудовании с использованием программ верстки, монтажа, графики практически невозможно. Перед педагогами остро встал вопрос о поиске наиболее эффективных методов освоения и закрепления учебного материала, способов взаимодействия с учащимися. В условиях самоизоляции у большинства студентов была возможность работать с ресурсами интернета и собирать необходимый материал, поэтому учащимся предлагалось провести различные самостоятельные исследования. Например, в рамках дисциплины «Журналистика как социокультурный феномен» студенты изучали научную литературу, подбирали примеры из средств массовой информации, готовили медиапрезентации на такие темы, как «Религиозная культура современного общества», «Герой нашего времени: реконструкция по материалам СМИ», «Ценности и антиценности современного общества» и др. В рамках дисциплины «Профессиональная этика журналиста» учащимся было предложено провести самостоятельные исследования на тему «Этические нарушения в комментариях пользователей сети Интернет», а также прочитать роман Леонида Жуховицкого «Остановиться, оглянуться». Совместное обсуждение произведения на онлайн-площадке не только вызвало массу положительных эмоций у студентов, но и позволило в доступной форме рассмотреть сложную тему этических нарушений в журналистской практике. Нарратив лекционно-практического курса по «Психологии журналистики» был организован в форме проектной мастерской. Данный формат ориентирован на выполнение комплекса теоретических и прикладных заданий, включающих решение профессионально ориентированных задач через представление презентационных результатов исследовательской работы студентов и игрового моделирования востребованных технологий в журналистике. В процессе обсуждения актуальных психологических концепций масс-медиа студенты активно делились собственным опытом работы в редакциях разных СМИ. Третья группа - это проблемы коммуникационного характера. Живое общение и активная дискуссия со студентами, проходящие в доверительной и уважительной атмосфере аудитории, стали практически невозможными в условиях дистанционного обучения. Дефицит личных контактов при переходе на дистанционный образовательный формат многократно отмечали и преподаватели, и студенты. Согласимся с А.С. Смирновой, которая в своем исследовании пишет: «Студенты заметили, что им не хватает очного общения с однокурсниками и преподавателями, “атмосферы занятия” с шутками, дружеской обстановкой, “коллективным разумом”, которые создают психологический климат и рабочий настрой в коллективе» [15. С. 94]. Для многих педагогов психологической проблемой стало отсутствие возможности видеть лица студентов и их непосредственную реакцию на излагаемый материал. В онлайн-режиме достаточно трудно оценить степень понимания темы и включенность студента в работу. В новом дистанционном формате учащиеся также чувствовали себя менее уверенно, чем в учебной аудитории, предпочитая молчать во время онлайн-занятий. Студенты отмечали сложности восприятия большого объема информации на слух. В связи с этим многим педагогам пришлось не только упростить лекционный материал, но и оперативно создавать визуальный образовательный контент (видео- и аудиофайлы, презентации, учебные фильмы, сюжеты и т.п.). Так, в рамках дисциплины «Профессиональная этика журналиста» одно из занятий было посвящено рассмотрению положительного и отрицательного образа журналиста в российском и зарубежном кинематографе. Просмотр фрагментов фильмов оживил занятие, студенты принимали активное участие в дискуссии. Также студентам был предложен просмотр видеосюжетов, содержащих различные этические нарушения. Ряд курсов профильного направления включал анализ обучающих роликов, подготовку эссе-рецензии на документальную работу журналистов, запись и монтаж лекционно-практического материала по телевизионной журналистике. Использование визуального контента в период дистанционного обучения положительным образом отразилось на усвоении студентами учебного материала, сделало его более доступным и понятным. Заключение Новые условия работы образовательной сферы в период пандемии COVID-19 выявили ряд проблем дистанционного преподавания, которые в дальнейшем необходимо обобщить, осмыслить, чтобы найти оптимальные варианты их решения. Вынужденное онлайн-обучение поставило профессорско-преподавательский состав в исключительные условия экстренного освоения информационных технологий, цифровой инструментарий стал основным средством взаимодействия со студентами. Большое значение приобрели личностные качества преподавателя - уровень психологической стойкости, состоятельность коммуникативных навыков, стремление к самоактуализации и постоянному повышению профессиональной квалификации. Сказанное имеет отношение и ко второму субъекту образовательного процесса. Активность и позитивное мышление учащихся, гибкость и умение встраиваться в новые условия жизни способствовали более успешному освоению дистанционного формата обучения. И, наоборот, негативная идентификация, низкая самооценка, равнодушие к происходящему актуализировали барьеры на пути обучения. Часть студентов не смогла справиться с контрольными точками сессии, предпочитала плагиат и была не способна к творческой работе. Специфика дистанционного формата обучения заключается в преимущественно самостоятельном освоении учебного материала, что требует от учащихся таких личных качеств, как дисциплинированность, ответственность, инициативность. Психологическая неготовность студентов к такому формату обучения может отрицательно повлиять на качество и результаты дистанционного образования. В течение короткого времени цифровые образовательные технологии стали неизменной частью успешного и многогранного преподавания, без них уже трудно представить полноценное высшее образование, они, несомненно, обогатили педагогический инструментарий новыми возможностями. Поэтому вопросы эффективности и качества дистанционного обучения, снятия барьеров продуктивного образовательного процесса и доступности современных цифровых технологий для всех без исключения студентов, на наш взгляд, являются наиболее значимыми в современных условиях и требующими своевременного решения.
Ключевые слова
дистанционное образование,
журналистика,
пандемия COVID-19,
эффективность образования,
барьеры обученияАвторы
Сафронова Ольга Викторовна | Забайкальский государственный университет | канд. филос. наук, журналистики и связей с общественностью | olga2127@yandex.ru |
Ерофеева Ирина Викторовна | Забайкальский государственный университет | д-р филол. наук, зав. кафедрой журналистики и связей с общественностью | irina-jour@yandex.ru |
Всего: 2
Ссылки
Сакович Н. И. Дистанционное обучение: ценностные ориентации и формирование информационной компетентности личности. Челябинск : ЮжноУральское кн. изд-во, 2007. 208 с.
Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. 2013. № 1. С. 14-20.
Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д : Мысль, 1999. 368 с.
Зубов В. Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. № 4. С. 636-643.
Шахмаев Н. М. Технические средства дистанционного обучения. М. : Знание, 2000. 276 с.
Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А. Методика дистанционного обучения : учеб. пособие для вузов. М. : Юрайт, 2019. 194 с.
Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2005. 336 с.
Куликова Е. В., Сорока Е. Г. Дистанционно обучение как технологическое решение электронно-образовательной среды вуза // Вестник Сибирского ин-та бизнеса и информационных технологий. 2017. № 1 (21). С. 108-113.
Таренко Л. Б. Формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий // Вестник Марийского гос. ун-та. 2016. № 1 (21). С. 44-48.
Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2010. № 1 (13). С. 129-138.
Дронова Е. Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель. XXI век. 2018. № 3. С. 26-34.
Лапчик М. П. О развитии нормативно-правовых основ дистанционного образования в России // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. 2014. № 4. С. 100- 113.
Зеленов Ф. В., Зотова М. В. Особенности дистанционных образовательных технологий в современных условиях // Решетневские чтения. 2014. Т. 1. С. 159-162.
Мальцева А. О. Средства коммуникаций дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 3. С. 106-109.
Смирнова А. С. Организация дистанционного обучения студентов в условиях пандемии // Вестник Приамурского гос. ун-та им. Шолом-Алейхема. 2020. № 4 (41). С. 93-100.
Самарцев О. Р. Актуальные проблемы дистанционного образования журналистов в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Журналистика в 2020 г.: творчество, профессия, индустрия : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. М. : Ф-т журн. МГУ, 2021. C. 506-508.
Шестеркина Л. П., Лободенко Л. К. Методические новации в дистанционном обучении журналистике: опыт ЮУрГУ // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия : сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. М. : Ф-т журн. МГУ, 2021. C. 512-513.
Полуэхтова И. А. Дистанционное обучение глазами студентов: результаты социологического исследования // Журналистика в 2020 г.: творчество, профессия, индустрия : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. М. : Ф-т журн. МГУ, 2021. C. 504-506.
Тришина Т. В. Учебная профессионально-ознакомительная практика студентов-журналистов в период пандемии: организационный и методический аспекты // Журналистика в 2020 г.: творчество, профессия, индустрия : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. М. : Ф-т журн. МГУ, 2021. C. 508-509.
Крашенинникова М. А. Трудности реализации практических компетенций студента-журналиста в период дистанционного обучения // Журналистика в 2020 г.: творчество, профессия, индустрия : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. М. : Ф-т журн. МГУ, 2021. C. 500-501.
Савинова О. Н. Образование в медиатизированном обществе: дистанционные парадигмы // Медиа в меняющемся мире: проблемы изучения и преподавания : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2021. С. 5-11.
Ерофеева И. В. Дистанционное обучение как маркер компетентности // Журналистика в 2020 г.: творчество, профессия, индустрия : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. М. : Ф-т журн. МГУ, 2021. С. 496-497.