В монографии дается теоретическая основа современной публицистики, рассматриваются сложившаяся информационно-коммуникационная система, публицистика как вид творческой деятельности, автор публицистического творчества, публицистическое произведение, публицистические жанры. Далее на примере СМИ Воронежской области разбирается ряд тенденций, характеризующих наиболее существенные стороны функционирования региональной прессы. Издание будет полезно обучающимся факультетов журналистики, исследователям и работникам СМИ.
In a Dialogue Mode: A New Monograph by Voronezh Researchers. Book Review: Kroychik L.E., Zholud R.V. & Mazenko V.S. (202.pdf Рецензируемая книга представляет большой интерес для читателей, прежде всего именами исследователей, их принадлежностью к известной в стране воронежской школе изучения журналистики, особенно прославившейся трудами по теории публицистики и по теории жанров. В числе авторов - один из основателей воронежской научной школы профессор Лев Ефремович Кройчик, ныне, увы, покойный, и его ученики, ставшие коллегами, - Р. В. Жолудь и В. С. Мазенко. Так что можно сказать, что монография - продукт труда единомышленников, представляющих разные поколения, но спаянных единством научных подходов и принципов, образующих единый и цельный именно для этой работы образ Автора. Большая часть монографии написана Учителем, Л. Е. Кройчиком, и это повышает не только научный, но и человеческий интерес к данному труду, дающему уникальную возможность еще раз приобщиться к идеям крупного ученого, талантливого литератора, чуткого педагога и настоящего русского интеллигента, вступить в интеллектуальный диалог с ним. Книга поразительна тем, что с ее страниц явно и отчетливо как бы звучит голос Льва Ефремовича, с характерными интонациями и модуляциями, что усиливает впечатление диалога, о котором так много размышляет Мастер. Проблематика исследования - сверхактуальная, мысль исследователей бьется над разрешением тех вопросов и вызовов, которые ставит перед журналистикой наша негладкая и отнюдь не гармоничная действительность. Мысль не ослабевает, а приобретает от главы к главе еще большую напряженность, она не избегает острых углов и не боится противоречий, она не боится признать, что не на все вопросы есть ответы, но мысль всех трех исследователей неутомима, последовательна, настойчива и логична. Научный поиск идет в широчайшем контексте, включая в свое поле цитаты тех ученых, которые ранее занимались проблемами природы слова и словесного образа, проблемами автора и проблемами аудитории. То союзниками, то противниками выступают А. Потебня, М. Бахтин и Ю. Лотман и другие ученые; их голоса как бы включаются в научный полилог. При этом автор не дает читателю запутаться в дебрях научных теорий, но как добрый наставник ведет к пониманию диалектики жизни и творчества, неоднозначности теорий и вечному обновлению познания. Первые главы «Информационно-коммуникативная система», «Публицистика как вид творческой деятельности», «Автор публицистического творчества», «Публицистическое произведение», «Публицистические жанры» особенно насыщены теорией. Вызывает восхищение высокая научная культура работы автора с идеями, концепциями, аргументами своих предшественников. Поразительно, как естественно сплетаются в первых главах история и теория, как один подход объясняет. нет, не ошибки прошлого, а неизбежность неких выводов, обусловленных реальной данностью других времен, и как новые реалии неизбежно взывают к необходимости новых, иных теорий. Л. Е. Кройчик, равно блестяще владея обоими подходами, нигде не выступает судьей - ни временам, ни людям. В монографии, описывающей тектонические сдвиги в публицистике, нет стенаний о прошлом, как и нет преклонения перед новинками и возможностями современности, он везде трезв и здрав в суждениях, как настоящий историк видит неизбежность перемен и как настоящий и объективный ученый отмечает потери и утраты в текущей публицистической практике, не впадая в уныние и пессимизм. В монографии при всей ее научной объективности нет нравственной индифферентности, а напротив, отчетливо видна человеческая и гражданская позиция, в которой светится вера в возможность развитие человека, в его неиссякаемую устремленность к добру, красоте и справедливости. Вот почему вся книга анализирует, как и зачем публицист вызывает в читателе со-размышление, со-чувствие, чтобы далее сам читатель нацелился на со-действие и со-творчество. Категорически отвергая циркулирующие в современной прессе мнения о пассивности аудитории, авторы разбивают поверхностные выводы части «работников пера» о легкости манипуляции аудиторией, об ее инертности. Здесь видна глубокая нравственная культура, воспитанная русской классической литературой и публицистикой, убеждение, что, даже безмолвствуя, народ вершит свой нравственный суд над лже-вождями (А. Пушкин), лишает их нравственной поддержки и тем выносит им приговор, обрезая нить исторической перспективы. Вторая часть монографии написана учениками Л. Е. Кройчика -Р. В. Жолудем («Особенности современной публицистики») и В. С. Мазенко («Организация работы редакции как звена коммуникативного процесса»). Авторы более сосредоточены на современных явлениях, политико-экономических, культурологических и философских, которые вызывают перемены в публицистике. Например, Р. В. Жолудь анализирует такое явление, как «постправда», и его обусловленность цивилизационными и технологическими сдвигами современной жизни. В. С. Мазенко на примере явлений современной воронежской журналистики разбирает примеры видов взаимодействия в информационной цепочке «журналисты - редакция - аудитория - социальные институты» для гармонизации коммуникации и ради развития общества. Хотя на первый взгляд стиль и система аргументации авторов различаются, но по мере вчитывания в концепцию монографии становится ясно, что они едины в своей вере в силу слова, жизнеспособность гуманистических традиций, в устойчивость профессиональных принципов публицистики и неиссякаемость таланта публициста. Вот почему рядом с примерами ошибок, заблуждений и недобросовестности некоторых авторов, утративших свою профессиональную ориентацию, в книге есть много примеров честного слова и горячего сердца. За этим стоит вера педагогов в своих учеников, студентов и будущих коллег, без которой нельзя заниматься преподавательской деятельностью. В книге заметно критическое, но не апокалипсическое отношение к перехлестам современности, проявляющееся, прежде всего, в культе материального, но авторы верят в победу свободы духа и мысли, в смелость и возможность воспитания силой слова духовной самостоятельности и независимости. В этом и проявляется оптимизм Л. Е. Кройчика, ученого и педагога, создавшего научную школу. Книгу отличает стройность композиции, которая позволяет постоянно удерживать внимание читателей, то обращая их внимание на занимательные факты, то раскрывая необозримый горизонт мысли и картину хода исторического процесса. Еще одним фактором, формирующим читательское внимание, является язык монографии, он по-научному строгий и четкий, не скрывающий авторскую позицию, но при этом живой, подвижный, искрящийся юмором, иронией, афористичной краткостью. В книге так много идей, фактов, научных прозрений, что она не нуждается в квазинаучном стиле, засоренном избыточной терминологией. Общей чертой стиля монографии можно назвать стиль диалога или беседы, основанный на доверии к собеседнику. Прозрачность языка подчеркивает кристальную крепость концепции и убеждений, высказанных в рецензируемой коллективной монографии. Это язык устоявшегося знания, не требующий путаного многословия. Монография Льва Кройчика, Романа Жолудя и Владимира Мазен-ко «Актуальные проблемы теории публицистики» - это достойный труд ученых-представителей воронежской научной школы по изучению публицистики, а ее аудиторией должны стать не только студенческая молодежь и вузовские преподаватели, но и все культурные и образованные люди, неравнодушные к русской гуманистической традиции, идее человеческого и социального совершенствования.