Российские медиа в период пандемии. Статья вторая: медиаманипуляции как ресурс воздействия на сознание и поведение людей
В настоящее время под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. Для успешного решения задач и достижения целей манипулятивного воздействия существуют коммуникативные средства, которые называют технологиями, методами, уловками, приемами. В статье изложены результаты исследования технологий манипулятивного воздействия на сознание и поведение потребителей массовой информации в период пандемии COVID-19.
Ключевые слова
медиаманипуляция,
приемы медиаманипуляцииАвторы
Дзялошинский Иосиф Михайлович | Высшая школа экономики | д-р филол. наук, профессор департамента медиа | idzyaloshinsky@hse.ru |
Дзялошинская Марина Иоанновна | | канд. филол. наук, доцент, независимый исследователь | marinika2000@yandex.ru |
Всего: 2
Ссылки
Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Российские медиа в период пандемии. Статья первая: целевые установки, коммуникативные технологии и способы воздействия на сознание и поведение людей // Вопросы журналистики. 2022. № 11. С. 5-41.
Агрессия в языке и речи: сб. ст. / сост. и отв. ред. И. А. Шаронов. М.: Из-дат. центр Рос. гос. гуманит. ун-та, 2004. 281 с.
Бедненко А. В. Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2003. 21 с.
Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / [пер. с англ. В. В. Кулебы и Я. А. Лебеденко]. М.: Вильямс, 2004. 425 с.
Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия: сб. ст. М.: Прогресс, 1987. С. 44-87.
Владимирова М. Б. Скрытое воздействие на массовое сознание (манипулирование) как современная проблема социальной философии // Журналист: Социальные коммуникации. 2011. № 4. С. 22-34.
Гранова И. Приемы манипуляции человеческим сознанием, используемые современными корпорациями // Консультант директора. 2005. № 3. С. 2-9.
Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, формы, способы и технология информационно-психологического воздействия. М.: ИФРАН, 1999. 230 с.
Емельянова М. В. Цифровая манипуляция в фотожурналистике как этическая проблема: история, причины возникновения, способы: дипломная работа. М.: МГУ, 2014. 85 с.
Енина Л. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения: сб. М.: Независ. ин-т коммуникативистики, 2002. С. 104-110.
Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995. 203 с.
Зелинский С. А. Анализ массовых манипуляций в России: анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход. СПб.: Скифия, 2008. 277 с.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / [пер. с англ. под ред. А. Свенцицкого]. М.: Питер, 2011. 444 с.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2008. 862 с.
Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми: практ. рук. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 323 с.
Пузырей А. А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотерапии // Вопросы методологии. 1997. № 3-4. С. 148-164.
Пую Ю. В. Философия манипулирования. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2009. 243 с.
Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход / [Ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. Самара: Бахрах-М, 2001. 751 с.
Речевая агрессия в современной культуре: сб. науч. тр. / [Науч. ред. и сост. М. В. Загидуллина]. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. 242 с.
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / отв. ред. Ф. М. Березин, Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1990. 135 с.
Таранов П. С. Приемы влияния на людей. М.: Изд.-торговый дом "Гранд": Агентство "ФАИР", 1997. 602 с.
Франке Г. Манипулируемый человек. М., 1978.
Чалдини Р. Психология влияния. М.: Питер, 2012. 294 с.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. 326 с.
Шостром Э. Анти Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск: Полифакт, 1992. 127 с.
ЭДмюллер А., Вильгельм Т. Техники манипуляции. Распознавание и противодействие. М.: Омега-Л, 2006. 133 с.
Дзялошинский И. М. В плену манипулятивных технологий // Советник. 1997. № 7.
Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2005. № 1. С. 2 -54.
Дзялошинский И. М. Манипулирование в системе медиавоздействия // Ценности современного общества и средства массовой информации. М.: МГУ, 2012. С. 22-23.
Дзялошинский И. М. Экология медиасреды: технологии манипулирования в интернете. М.: Изд-во АПК и НПРО, 2017. 258 с.
Дзялошинский И. М. Мифологемы и идеологемы российских медиа: опыт систематизации // Вопросы журналистики. 2017. № 1. С. 47-74.
Дзялошинский И. М. Российские медиа: проблемы вражды, агрессии, насилия: учеб. пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 519 с.