Поликодовость экспрессивных средств англоязычной рекламы: сквозь призму времени | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/1

Поликодовость экспрессивных средств англоязычной рекламы: сквозь призму времени

С позиций поликодовости рассматриваются вербальные и невербальные экспрессивные средства в рекламе психотропных препаратов для женской целевой аудитории. Научный интерес к материалу исследования обусловлен способами реализации поликодового характера рекламы. Критериями отбора материала послужили следующие параметры: тематическая и гендерная направленность (реклама психотропных средств для женщин), а также хронологический период, который охватывает 50-60-е гг. XX в. Каждое рекламное обращение представляет собой англоязычный поликодовый текст, комбинация вербального и невербального кода которого оказывает комплексное воздействие, формирует чувства, эмоции и мотивацию целевой аудитории в данный момент. Представлена исследовательская интерпретация предполагаемого перцептивного эффекта. В рекламных обращениях были выявлены средства вербальной экспрессии, такие как метафора, параллельные конструкции, эллипсис, однородные члены предложения, саспенс, эпитеты, гипербола. Среди средств невербальной экспрессии можно выделить визуальную метафору и шрифтовое выделение. Особенность использования вербальных и невербальных стилистических средств в рассматриваемых обращениях состоит в том, что они напрямую обращены к эмоциональной сфере реципиентов. Типографические элемента: (шрифтовое выделение, многоточия) направляли внимание потенциальных потребителей на ключевые посылы рекламы. Поскольку на большинстве обращений изображены дети, можно заключить, что англоязычные рекламные обращения психотропных препаратов в рассматриваемом хронологическом периоде были в основном нацелены на матерей. Таким образом рекламодатели акцентировали внимание на заботе о детях и семейных ценностях. Включение детей в визуальные образы усиливало эмоциональное воздействие, превращая рекламное сообщение в своего рода моральный призыв. Установлено, что преобладают обращения, демонстрирующие негативные эмоции рекламных персонажей. Акцентирование внимания на тревогах и усталости матерей помогало рекламодателям создавать ощущение необходимости в продукте. Визуальная метафора, сопровождаемая текстом, способствовала передаче драматизма ситуации. Благодаря поликодовому характеру рассматриваемых обращений более эффективно создается тревожная атмосфера, что усиливает эффект воздействия на целевую аудиторию. Поликодовость рассматриваемых рекламных текстов является необходимым условием реализации прагматической функции рекламы. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

реклама, поликодовость, стилистические средства, вербальный и визуальный код, прагматическая функция рекламы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Запольская Алиса АлександровнаКемеровский государственный университетассистент кафедры переводоведения и лингвистикиzapolskaya.alya@mail.ru
Фомин Андрей ГеннадьевичКемеровский государственный университетдоктор филологических наук, профессор, профессор кафедры переводоведения и лингвистикиandfomin67@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Чабанюк Т.А. Теория и практика рекламы : учеб. пособие. Комсомольск-на Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. 62 с 2.
Стефанов С. И. Реклама и полиграфия : опыт словаря-справочника. М. : Гелла-Принт, 2004. 318 с. : ил. 3.
Фомин А. Г. Прагмалингвистические условия порождения рекламного текста (на материале англоязычной рекламы) : автореф. дис. канд. филол. наук. Кемерово, 1999.
Солнцева Е.С. Релевантность элементов поликодового текста // Litera. 2018. № 1. С. 77-84. URL: https://nbpublish.com/library_read_artide.php?id=25194 (дата обращения: 18.11.2024).
Кузьмина Н.А. Современный медиатекст : учеб. пособие. Омск : ОГУ, 2011. 414 с.
Чичерина Н.В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 9 (47). С. 159-166.
Шипова И.А. Функциональная сущность мультикодовости как многоуровневого лингвистического знака (на материале немецкоязычного художественного текста) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21). С. 1-5.
Мощева С.В. Креолизованный рекламный текст. URL: https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/sites/ru.e-publ.vgf/files/2007/vgf 2007-02-148.pdf (дата обращения: 18.11.2022).
Чигаев Д.П. Способы креолизации рекламного текста. М., 2010. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/197419174.pdf (дата обращения: 18.11.2024).
Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста : материалы науч. конф. при Моск. гос. пед. ин-те иностр. яз. им. М. Тореза : в 2 ч. Ч. 1. М., 1974. C. 103-109.
Большиянова Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М. : Ин-т языкознания, 1987. С. 50-56.
Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. 2000. Вып. № 3 (11). С. 104-110.
Сонин А.Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 115-123.
Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 4 (68). С. 19-24.
Пригарина Н. К. Риторическая аргументация как дискурсивная практика рекламной коммуникации // Социология. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritoricheskaya-argumentatsiya-kak-diskursivnaya-praktika-reklamnoy-kommunikatsii (дата обращения: 02.04.2024).
Блинова Е.Н., Щербакова О.В. Когнитивные механизмы понимания вербальных и иконических текстов // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 1. С. 66-79. doi: 10.31857/S020595920013333-2.
Моль А. Социодинамика культуры / вступ. ст., ред. и прим. Б.В. Бирюкова, Р.Х. Зарипова и С.Н. Плотникова. М. : Прогресс, 1973. С. 130.
Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык : учеб. для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М. : Флинта: Наука, 2002. 384 с.
Барт Р. Текстовой анализ одной новелла: Эдгара По // Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М. : Прогресс, 1989. С. 424-461.
Грицанов А.А, Можейко М.А Постмодернизм. Энциклопедия. Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с.
U.S Bureau of Labor Statistics. URL: https://www.bls.gov/opub/ted/2000/feb/wk3/art03.htm.
Фридан Б. Загадка Женственности. М. : Прогресс, Литера, 1963. 239 с.
Pietikainen P. Madness: A History. 2015. 354 р.
URL: https://www.merriam-webster.com/medical/mepazine.
URL: https://medlineplus.gov/druginfo/meds/a682089.html#:~:text=Phenelzine%20is%20used%20to%20treat,needed%20to%20maintain%20mental%20balance.
URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/.
Tone A. The Age of Anxiety: a History of America's Turbulent Affair with Tranquilizers. Basic Books, 2009. 298 р.
URL: https://medlineplus.gov/druginfo/meds/a601107.html#:~:text=Reserpine%20is%20used%20to%20treat,the%20blood%20vessels%20to%20relax.
URL: https://www.webmd.com/drugs/2/drug-1636-9080/dextroamphetamine-oral/dextro-amphetamine-oral/details.
 Поликодовость экспрессивных средств англоязычной рекламы: сквозь призму времени | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/1

Поликодовость экспрессивных средств англоязычной рекламы: сквозь призму времени | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/1