Аутентичные цифровые корпоративные ресурсы в обучении иностранному языку будущих инженеров | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/8

Аутентичные цифровые корпоративные ресурсы в обучении иностранному языку будущих инженеров

Рассматривается специфика организации обучения иностранному языку будущих инженеров в вузе с использованием аутентичных цифровых корпоративных ресурсов (АЦКР). Включение данных ресурсов в учебный процесс обосновано необходимостью учета требований к набору компетенций современного инженера и существующих реалий, касающихся, с одной стороны, цифровых навыков, необходимых будущему специалисту инженерного профиля в условиях цифровизации сферы его деятельности, с другой - надпрофессиональных навыков, влияющих на эффективность профессиональной деятельности будущего инженера. Становится очевидным, что будущие инженеры, которым предстоит решать задачи нового уровня в новых условиях, должны обладать соответствующими современным запросам компетенциями. При этом стремительная цифровизация производства в условиях активного развития цифровой экономики обнаруживает дефицит конкурентоспособных инженерных кадров, способных адаптироваться под меняющиеся реалии соответствующей сферы профессиональной деятельности. Таким образом, современные потребности относительно набора компетенций будущих инженерных кадров находят отражение в достаточно широком перечне цифровых навыков и умений, касающихся работа: с базовыми цифровыми инструментами, инструментами автоматизации и анализа данных, владения основами кибербезопасности и цифрового документооборота и пр. Исходя из этого, к критически необходимым компетенциям инженера будущего, который будет востребованным на рынке труда, относится цифровая компетенция, наличие которой является необходимой в связи с цифровизацией производственных процессов. Также важной составляющей компетентностной модели специалиста, как отмечают многие авторитетные представители бизнеса в сфере проектирования и инженерных изысканий, являются коммуникативные и управленческие навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать в режиме командной работы и приобретать опыт управления проектами, в том числе в удаленном формате. Данным навыкам придается особое значение, поскольку для решения различных проектных задач часто нужны специалисты, обладающие разными компетенциями. Для решения таких задач и создаются команды. Именно поэтому в контексте модернизации инженерного образования большое значение придается навыкам общения и работы в команде, навыкам эффективного управления командами, в том числе удаленными, предполагающим наличие у будущих специалистов лидерских качеств. Данные навыки в научно-методической литературе и нормативных документах в сфере образования обозначены как надпрофессиональные компетенции. В представленном исследовании рассматриваются лингводидактические свойства АЦКР и возможности интеграции данных ресурсов в дисциплину «Иностранный язык» инженерных направлений подготовки в вузе. На основе результатов проведенного лингвостилистического анализа корпуса текстов аутентичных цифровых корпоративных ресурсов (веб-сайты, социальные медиа компаний и специализированных мероприятий по направлениям подготовки обучающихся инженерных направлений подготовки) выявляются такие лингвостилистические особенности данных ресурсов, характеризующие их лингводидактический потенциал, как наличие текстов с различной жанрово-стилевой организацией в рамках официальной и неофициальной коммуникации в профессиональной сфере, наличие значимой и актуальной для специалистов специальной лексики, используемой в устной и письменной формах общения, наличие текстов с разной степенью концентрации в них релевантных для профессиональной деятельности будущих инженеров терминологических единиц, наличие в текстах языковых средств, используемых в коммуникации с представителями различных целевых аудиторий, наличие текстов, посвященных темам, релевантным и актуальным для профессиональной деятельности будущих инженеров. В исследовании описываются следующие лингводидактические свойства АЦКР, являющиеся релевантными для организации результативного процесса обучения иностранному языку будущих инженеров в уровневой системе высшего образования: возможность погружения в реальную коммуникацию в сфере профессионального общения, полиформатность (конвергентность) корпоративной коммуникации в цифровом пространстве, достоверность размещаемой в корпоративных ресурсах информации, различная глубина и сложность освещения профессионально значимых тем в разных видах цифровых корпоративных ресурсов, постоянная обновляемость и актуализация публикуемой информации, ориентированность на интерактивные коммуникации, этичность корпоративной коммуникации, включение лингвострановедческой информации в контекст корпоративной коммуникации, структурированность контента и простота навигации по корпоративным цифровым ресурсам, мультимодальный формат представления информации и пр. Ключевым в представленном исследовании является описание интеграции АЦКР в учебный процесс посредством системы специальных упражнений и заданий. Результаты исследования позволили заключить, что интеграция АЦКР в учебный процесс способствует более результативному развитию иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере будущих инженеров и их надпрофессиональных компетенций посредством использования и комбинирования разных форм организации обучения на основе АКЦР (индивидуальная, самостоятельная, групповая, парная, в микрогруппах, коллаборативная) и реализации проектной, творческой, исследовательской деятельности. Разнообразие используемых АЦКР, их ориентированность на массовый и круглосуточный доступ, различная степень глубины и сложности профессионально значимых тем повышают эффективность организации учебного процесса в условиях смешанного обучения. Реализация системы заданий, разработанных на основе АЦКР, позволяет развивать у обучающихся как навыки самостоятельной учебной деятельности, так и умение работать в команде с учетом интересов и потребностей обучающихся. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

обучение иностранному языку, лингводидактический потенциал аутентичных цифровых корпоративных ресурсов, немецкий язык, инженерные направления подготовки, технический вуз

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глумова Елена ПетровнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовакандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактикиel.glumova2010@yandex.ru
Жигалев Борис АндреевичНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовапрофессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры английской филологииzhigalev@lunn.ru
Морозова Майя АндреевнаНовосибирский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардиидоцент кафедры перевода и переводоведенияmajamorozova@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Филина Н. Инженер будущего: какими компетенциями должен обладать современный специалист // Информационно-образовательный портал TheHRD. URL: https://thehrd.ru/articles/inzhener-buduschego-kakimi-kompetentsijami-dolzhen-obladat-sovremennyj-spetsialist/(дата обращения: 25.11.2023).
Комиссаров А.Г., Степашкина Е.А., Соболева О.Б., Гужеля Д.Ю., Селезнев П.С. Методология оценки надпрофессиональных компетенций в российских образовательных организациях // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. 2022. № 12 (6). С. 53-62.
Степашкина Е.А., Суходоев А.К., Гужеля Д.Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов // Современная аналитика образования. 2022. № 2 (62). 33 с.
Морозова М.А. Аутентичные корпоративные электронные ресурсы в обучении иностранному языку в вузе : учеб. пособие. Новосибирск : НГТУ, 2016. 96 с.
Павлова И.П. Как сделать аутентичный текст доступным для студентов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2015. № 14 (725). С. 152-167.
Авдеева И. Б. Стратегии обучения иностранных учащихся инженерного профиля чтению аутентичных текстов научного стиля // МИРС. 2017. № 2. С. 67-78.
Атабекова А. А. Лингвистический дизайн WEB-страниц (сопоставительный анализ языкового оформления англо- и русскоязычных web-страниц). М. : Изд-во РУДН, 2003. 202 с.
Данюшина Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса : автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 2011. 49 с.
Гермашева Т.М. Исследование лингвистических и паралингвистических характеристик блог-дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 126. С. 150-156.
Горошко Е.И., Полякова Т.Л. Лингвистические особенности англоязычного Твиттера // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63), № 2. Ч. 1. С. 53-58.
Попцов Д.А. «Мягкая сила» публичной дипломатии в контексте современных информационных коммуникаций // MANAGEMENT ISSUES. 2020. № 3 (64). С. 20-30.
Шилина М.Г. Корпоративная интернет-коммуникация в системе связей с общественностью // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2012. № 1. С. 87-100.
Соколова О.В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR. М. : Гнозис, 2014. 304 с.
Азимов Э.Г. Современный словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М. : Русский язык, Фонд Русский мир, 2019. 493 с.
Интегрированные коммуникации в новых медиа / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. 211 с.
Шилина М.Г. Связи с общественностью в интернете: корпоративный аспект // МЕДИАСКОП. 2011. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/node/899 (дата обращения: 26.11.2023).
Минакова Л.Ю. Обучение иноязычному дискурсу студентов неязыковых специальностей с использованием профессионально ориентированной проектной деятельности / под ред. С.К. Гураль. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2015. 96 с.
Глумова Е.П., Панченко Ю.Ю. Коммуникативно-коннективная интеграция социальных сетей как средство развития речевых умений иноязычной письменной диалогической речи студентов бакалавриат // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 482. C. 182-191.
Профессионально-ориентированное обучение английскому языку: методы, приемы, оценивание = ESP Teaching, Learning, Assessment: Modem Tools, Strategies, Practices / К.Э. Безукладников, Б.А. Жигалев, Б.А. Крузе, М.Н. Новосёлов [и др.]. 2-е изд., стер. Пермь ; Нижний Новгород : ПГГПУ, 2018. 122 с.
Конкурс студенческих видеопроектов на иностранных языках // nstu.ru. URL: https://www.nstu.ru/studies/study/langlearning/invideo (дата обращения: 26.11.2024).
Международная научно-практическая конференция «Aspire to Science» // nstu.ru. URL: https://ciu.nstu.ru/kaf/iya/mezhdunarodnaya_nauchnoprakticheskaya_konferenciya_aspire_to_science (дата обращения: 26.11.2024).
Международный конкурс творческих работ на немецком языке «Traditionen in Deutschland: Deutsche Winterfeste» // nstu.ru. URL: http://winterfest.conf.nstu.ru/winterfest/ (дата обращения: 26.11.2024).
 Аутентичные цифровые корпоративные ресурсы в обучении иностранному языку будущих инженеров | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/8

Аутентичные цифровые корпоративные ресурсы в обучении иностранному языку будущих инженеров | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/8