Аутентичные цифровые корпоративные ресурсы в обучении иностранному языку будущих инженеров
Рассматривается специфика организации обучения иностранному языку будущих инженеров в вузе с использованием аутентичных цифровых корпоративных ресурсов (АЦКР). Включение данных ресурсов в учебный процесс обосновано необходимостью учета требований к набору компетенций современного инженера и существующих реалий, касающихся, с одной стороны, цифровых навыков, необходимых будущему специалисту инженерного профиля в условиях цифровизации сферы его деятельности, с другой - надпрофессиональных навыков, влияющих на эффективность профессиональной деятельности будущего инженера. Становится очевидным, что будущие инженеры, которым предстоит решать задачи нового уровня в новых условиях, должны обладать соответствующими современным запросам компетенциями. При этом стремительная цифровизация производства в условиях активного развития цифровой экономики обнаруживает дефицит конкурентоспособных инженерных кадров, способных адаптироваться под меняющиеся реалии соответствующей сферы профессиональной деятельности. Таким образом, современные потребности относительно набора компетенций будущих инженерных кадров находят отражение в достаточно широком перечне цифровых навыков и умений, касающихся работа: с базовыми цифровыми инструментами, инструментами автоматизации и анализа данных, владения основами кибербезопасности и цифрового документооборота и пр. Исходя из этого, к критически необходимым компетенциям инженера будущего, который будет востребованным на рынке труда, относится цифровая компетенция, наличие которой является необходимой в связи с цифровизацией производственных процессов. Также важной составляющей компетентностной модели специалиста, как отмечают многие авторитетные представители бизнеса в сфере проектирования и инженерных изысканий, являются коммуникативные и управленческие навыки, позволяющие эффективно взаимодействовать в режиме командной работы и приобретать опыт управления проектами, в том числе в удаленном формате. Данным навыкам придается особое значение, поскольку для решения различных проектных задач часто нужны специалисты, обладающие разными компетенциями. Для решения таких задач и создаются команды. Именно поэтому в контексте модернизации инженерного образования большое значение придается навыкам общения и работы в команде, навыкам эффективного управления командами, в том числе удаленными, предполагающим наличие у будущих специалистов лидерских качеств. Данные навыки в научно-методической литературе и нормативных документах в сфере образования обозначены как надпрофессиональные компетенции. В представленном исследовании рассматриваются лингводидактические свойства АЦКР и возможности интеграции данных ресурсов в дисциплину «Иностранный язык» инженерных направлений подготовки в вузе. На основе результатов проведенного лингвостилистического анализа корпуса текстов аутентичных цифровых корпоративных ресурсов (веб-сайты, социальные медиа компаний и специализированных мероприятий по направлениям подготовки обучающихся инженерных направлений подготовки) выявляются такие лингвостилистические особенности данных ресурсов, характеризующие их лингводидактический потенциал, как наличие текстов с различной жанрово-стилевой организацией в рамках официальной и неофициальной коммуникации в профессиональной сфере, наличие значимой и актуальной для специалистов специальной лексики, используемой в устной и письменной формах общения, наличие текстов с разной степенью концентрации в них релевантных для профессиональной деятельности будущих инженеров терминологических единиц, наличие в текстах языковых средств, используемых в коммуникации с представителями различных целевых аудиторий, наличие текстов, посвященных темам, релевантным и актуальным для профессиональной деятельности будущих инженеров. В исследовании описываются следующие лингводидактические свойства АЦКР, являющиеся релевантными для организации результативного процесса обучения иностранному языку будущих инженеров в уровневой системе высшего образования: возможность погружения в реальную коммуникацию в сфере профессионального общения, полиформатность (конвергентность) корпоративной коммуникации в цифровом пространстве, достоверность размещаемой в корпоративных ресурсах информации, различная глубина и сложность освещения профессионально значимых тем в разных видах цифровых корпоративных ресурсов, постоянная обновляемость и актуализация публикуемой информации, ориентированность на интерактивные коммуникации, этичность корпоративной коммуникации, включение лингвострановедческой информации в контекст корпоративной коммуникации, структурированность контента и простота навигации по корпоративным цифровым ресурсам, мультимодальный формат представления информации и пр. Ключевым в представленном исследовании является описание интеграции АЦКР в учебный процесс посредством системы специальных упражнений и заданий. Результаты исследования позволили заключить, что интеграция АЦКР в учебный процесс способствует более результативному развитию иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере будущих инженеров и их надпрофессиональных компетенций посредством использования и комбинирования разных форм организации обучения на основе АКЦР (индивидуальная, самостоятельная, групповая, парная, в микрогруппах, коллаборативная) и реализации проектной, творческой, исследовательской деятельности. Разнообразие используемых АЦКР, их ориентированность на массовый и круглосуточный доступ, различная степень глубины и сложности профессионально значимых тем повышают эффективность организации учебного процесса в условиях смешанного обучения. Реализация системы заданий, разработанных на основе АЦКР, позволяет развивать у обучающихся как навыки самостоятельной учебной деятельности, так и умение работать в команде с учетом интересов и потребностей обучающихся. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
обучение иностранному языку, лингводидактический потенциал аутентичных цифровых корпоративных ресурсов, немецкий язык, инженерные направления подготовки, технический вузАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Глумова Елена Петровна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики | el.glumova2010@yandex.ru |
Жигалев Борис Андреевич | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры английской филологии | zhigalev@lunn.ru |
Морозова Майя Андреевна | Новосибирский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии | доцент кафедры перевода и переводоведения | majamorozova@mail.ru |
Ссылки

Аутентичные цифровые корпоративные ресурсы в обучении иностранному языку будущих инженеров | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/8