Проблема использования зарубежных учебников в дополнительном языковом образовании взрослых в современных геополитических условиях | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/9

Проблема использования зарубежных учебников в дополнительном языковом образовании взрослых в современных геополитических условиях

В последние годы Россия сталкивается с вызовами, связанными с сохранением своей уникальной культурной идентичности в условиях многокультурной среды. Рассматривается роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации и инструмента формирования культурной самоидентичности обучающихся. Особое внимание акцентируется на дополнительном образовании, где лингвистическая подготовка взрослых открывает новые возможности для формирования российской культурной идентичности, осознания собственной культурной принадлежности. Изучение иностранных языков в рамках дополнительных программ позволяет не только развивать языковые и речевые навыки и умения, но и расширять знания о культуре других стран, способствуя компаративному анализу с российской культурой, а также развивая критическое мышление и культурную осведомленность. В этом контексте учебно-методические комплексы играют центральную роль, обеспечивая интеграцию различных образовательных ресурсов, что способствует системному обучению и достижению образовательных целей обучающихся. Подчеркивается важность учебников и учебных материалов в современных образовательных процессах, их влияние на возможности развития российской культурной идентичности. В системе отечественного дополнительного образования традиционно использовались зарубежные учебно-методические комплексы (УМК). Авторы подчеркивают, что несмотря на геополитическую обстановку последних лет, использование зарубежных УМК в учебном процессе остается уместным, так как обучающиеся в дополнительном образовании не должны терять информационный контакт с материалами, исходящими из страны изучаемого языка. Отмечается, что такой подход несет в себе также ряд рисков, связанных с возможной недооценкой необходимости развития национально культурной идентичности обучающихся. Авторы анализируют наиболее популярные зарубежные учебные пособия и делают вывод о том, что все учебно-методические комплексы основываются на коммуникативном подходе к обучению иностранному языку и предназначены для обучающихся, желающих изучать общий английский. Учебные пособия рассчитаны на взрослый контингент слушателей, стремящихся использовать иностранный язык как средство коммуникации в путешествиях, переписке, для чтения и понимания художественной литературы, просмотра фильмов, прослушивания музыкальных текстов на английском языке. Приводится анализ наиболее распространенных УМК по выделенным авторами критериям и дается оценка тому, как представлен диалог культур и насколько возможно использовать зарубежные пособия для развития российской культурной идентичности взрослых при обучении иностранному языку. Отмечается, что если родная культура представлена фрагментарно или не представлена вовсе, преподавателю следует быть готовым к поиску и подготовке соответствующих материалов. Моделирование различных коммуникативных ситуаций межкультурного взаимодействия, их обсуждение и поиск возможных вариантов решения имеют важнейшее значение в подготовке взрослых к реальному диалогу культур и развитию российской культурной идентичности. Определенные грамматические явления, по мнению авторов статьи, необходимо связывать с культурологической составляющей, делая акцент на специфике грамматических структур родного и изучаемого языка, формируя, таким образом, в сознании обучающихся ментально-поведенческий образ Британии и США. Особое внимание следует уделить изучению и способам употребления модальных форм глагола, правилам согласования времен, использованию повелительного наклонения глагола в соответствующих ситуациях, активного и пассивного залога, порядку слов в предложении. Анализ зарубежных учебников дает основания полагать, что они имеют как свои преимущества, так и недостатки, но их полное исключение из процесса обучения иностранному языку взрослых представляется нецелесообразным. Авторы приходят к выводу о том, что основные материалы для обучения иностранным языкам должны быть изданы на территории Российской Федерации. Однако комбинированное использование различных средств обучения, в том числе и зарубежных УМК, способствует овладению аутентичным английским языком и формированию российской культурной идентичности. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

обучение иностранному языку, российская культурная идентичность, межкультурная коммуникация, зарубежные учебники

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Оберемко Ольга ГеоргиевнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовадоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков Института дистанционного обученияogoberemko@lunn.ru , dolober@rambler.ru
Лукьянова Елена АлександровнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовакандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Высшей школы переводаeamalutina@lunn.ru , exert91@ya.ru
Всего: 2

Ссылки

Оберемко О.Г., Малютина Е.А. Развитие устной речи взрослых обучающихся на курсах иностранных языков в условиях неопределенности // Язык и культура. 2023. № 61. С. 256-272.
Сысоев П.В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалога культур» и «не-диалога культур» // Язык и культура. 2018. № 43. С. 261-281.
Сысоев П.В. Задания на культурную рефлексию в рамках проблемных культуроведческих заданий // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 279-284.
Бим И. Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 1-7.
Босова Л.Л. Огечественный и зарубежный опыт создания учебных материалов нового поколения // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 179-185.
Рогинко Е.В. Анализ применения учебных пособий зарубежных издательств при обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку // Непрерывное педагогическое образование.гп. 2013. № 3. С. 122.
Лазарева А. С., Агеева Н.В. Психологические барьеры при обучении взрослых устной иноязычной речи в корпоративном формате обучения // Язык и культура. 2022. № 58. С. 188-202.
Волканова Е.В. Разведывательный эксперимент методики формирования иноязычной этнокультурной компетенции: процесс и результаты // Образование от «А» до «Я». 2023. № 2. С. 22-25.
Пирожкова И. С., Тенихина А. С. Образ России в британских учебниках английского языка для русскоязычных обучающихся // Педагогическое образование в России. 2019. № 9. С. 92-98.
Смокотин В.М., Гураль С.К. Специфические характеристики английского языка как языка всемирной коммуникации // Язык и культура. 2024. № 66. С. 80-99.
Сафонова В. В. Философская бинарная оппозиция «диалог культур - не-диалог культур» в лингводидактическом рассмотрении // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 20-39.
Михеева С. В. Использование современных зарубежных учебников в практике преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Педагогические науки. 2020. № 1 (100). С. 27-31.
Тарева Е.Г. Диалог культур и не-диалог культур в обучении иностранным языкам // В диалоге языков и культур : материалы VI Междунар. науч.-дидакт. конф. 2017. С. 439-450.
Чебуракова В.В. Применение аутентичных материалов на уроках английского языка в средних классах общеобразовательной школы // Человек и общество в системе религиозного и социально-гуманитарного знания. 2023. № 9. С. 164-172.
 Проблема использования зарубежных учебников в дополнительном языковом образовании взрослых в современных геополитических условиях | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/9

Проблема использования зарубежных учебников в дополнительном языковом образовании взрослых в современных геополитических условиях | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/9