Проблема использования зарубежных учебников в дополнительном языковом образовании взрослых в современных геополитических условиях
В последние годы Россия сталкивается с вызовами, связанными с сохранением своей уникальной культурной идентичности в условиях многокультурной среды. Рассматривается роль иностранного языка как средства межкультурной коммуникации и инструмента формирования культурной самоидентичности обучающихся. Особое внимание акцентируется на дополнительном образовании, где лингвистическая подготовка взрослых открывает новые возможности для формирования российской культурной идентичности, осознания собственной культурной принадлежности. Изучение иностранных языков в рамках дополнительных программ позволяет не только развивать языковые и речевые навыки и умения, но и расширять знания о культуре других стран, способствуя компаративному анализу с российской культурой, а также развивая критическое мышление и культурную осведомленность. В этом контексте учебно-методические комплексы играют центральную роль, обеспечивая интеграцию различных образовательных ресурсов, что способствует системному обучению и достижению образовательных целей обучающихся. Подчеркивается важность учебников и учебных материалов в современных образовательных процессах, их влияние на возможности развития российской культурной идентичности. В системе отечественного дополнительного образования традиционно использовались зарубежные учебно-методические комплексы (УМК). Авторы подчеркивают, что несмотря на геополитическую обстановку последних лет, использование зарубежных УМК в учебном процессе остается уместным, так как обучающиеся в дополнительном образовании не должны терять информационный контакт с материалами, исходящими из страны изучаемого языка. Отмечается, что такой подход несет в себе также ряд рисков, связанных с возможной недооценкой необходимости развития национально культурной идентичности обучающихся. Авторы анализируют наиболее популярные зарубежные учебные пособия и делают вывод о том, что все учебно-методические комплексы основываются на коммуникативном подходе к обучению иностранному языку и предназначены для обучающихся, желающих изучать общий английский. Учебные пособия рассчитаны на взрослый контингент слушателей, стремящихся использовать иностранный язык как средство коммуникации в путешествиях, переписке, для чтения и понимания художественной литературы, просмотра фильмов, прослушивания музыкальных текстов на английском языке. Приводится анализ наиболее распространенных УМК по выделенным авторами критериям и дается оценка тому, как представлен диалог культур и насколько возможно использовать зарубежные пособия для развития российской культурной идентичности взрослых при обучении иностранному языку. Отмечается, что если родная культура представлена фрагментарно или не представлена вовсе, преподавателю следует быть готовым к поиску и подготовке соответствующих материалов. Моделирование различных коммуникативных ситуаций межкультурного взаимодействия, их обсуждение и поиск возможных вариантов решения имеют важнейшее значение в подготовке взрослых к реальному диалогу культур и развитию российской культурной идентичности. Определенные грамматические явления, по мнению авторов статьи, необходимо связывать с культурологической составляющей, делая акцент на специфике грамматических структур родного и изучаемого языка, формируя, таким образом, в сознании обучающихся ментально-поведенческий образ Британии и США. Особое внимание следует уделить изучению и способам употребления модальных форм глагола, правилам согласования времен, использованию повелительного наклонения глагола в соответствующих ситуациях, активного и пассивного залога, порядку слов в предложении. Анализ зарубежных учебников дает основания полагать, что они имеют как свои преимущества, так и недостатки, но их полное исключение из процесса обучения иностранному языку взрослых представляется нецелесообразным. Авторы приходят к выводу о том, что основные материалы для обучения иностранным языкам должны быть изданы на территории Российской Федерации. Однако комбинированное использование различных средств обучения, в том числе и зарубежных УМК, способствует овладению аутентичным английским языком и формированию российской культурной идентичности. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
обучение иностранному языку, российская культурная идентичность, межкультурная коммуникация, зарубежные учебникиАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Оберемко Ольга Георгиевна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков Института дистанционного обучения | ogoberemko@lunn.ru , dolober@rambler.ru |
| Лукьянова Елена Александровна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Высшей школы перевода | eamalutina@lunn.ru , exert91@ya.ru |
Ссылки
Проблема использования зарубежных учебников в дополнительном языковом образовании взрослых в современных геополитических условиях | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/9
Вы можете добавить статью