Городская литературная экскурсия как средство побуждения к «творчеству читателя»
Городская литературная экскурсия располагает существенным образовательным потенциалом ввиду преимуществ для восприятия и освоения ее содержания, которые дает непосредственное погружение в историю и культуру мест, где творил автор; на протяжение продолжительного периода она рассматривалась наукой как средство воспитания подрастающего поколения, вне исследовательского фокуса при этом оставались определение аксиологических оснований и разработка научно-методического обеспечения экскурсионных показов, связанных с задачами личностного развития в контексте непрерывного образования. Цель исследования - обоснование и разработка модели городской литературной экскурсии, проводимой с образовательной целью побуждения взрослых экскурсантов к творчеству читателя. Актуальность обозначенной научной проблема: повышается в связи с последними научными достижениями «экскурсионной дидактики» в Германии. Объектом исследования являются городские литературные экскурсии как совокупность содержания экскурсионного показа, методов проведения экскурсии и организации образовательной деятельности экскурсантов. На первом этапе работы использовались теоретические методы исследования, метод изучения литературы и метод моделирования. Разработанная автором модель городской литературной экскурсии (как образовательного мероприятия) легла в основу методики оценки материалов экскурсионных показов (связанных с творчеством Ф.М. Достоевского), отзывов экскурсантов, невключенных наблюдений, экспертных интервью. В ходе исследования систематизированы основные методы проведения городской литературной экскурсии и организации деятельности экскурсантов; а также приемы работы экскурсовода, дифференцированные по каналу получения информации (посредством: слуха, зрения, моторики, осязания/обоняния, эмоций, эвристики, общения, медиа); выявлены типологические особенности содержания и методов, используемых в современных городских литературных экскурсиях, оценена их направленность на побуждение экскурсантов к творческому чтению. Исследование помогает профессиональным педагогам, а также экскурсоводам и организаторам экскурсий в выстраивании городских литературных экскурсий как образовательных мероприятий; открывает исследователям путь обоснованию и моделированию современных средств и приемов просветительской и образовательной деятельности, вносящей вклад в решение фундаментальной педагогической проблемы освоения ценностей; способствует повышению качества экскурсионных показов и формированию доверия экскурсантов к формату проведения литературных экскурсий, углубляющих герменевтические познания литературы. В научный оборот вводятся новейшие положения экскурсионной дидактики, обусловливающие дальнейшие многообещающие поиски в области научно-методического обеспечения литературного экскурсоведения. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
литературная экскурсия,
творчество читателя,
средство воспитания,
экскурсионная дидактика,
непрерывное образованиеАвторы
| Сахарчук Елена Сергеевна | Московский государственный институт культуры | доктор педагогических наук, доцент, эксперт Научного центра Российской академии образования | 1515303@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Norton S. Required reading: the role of the literary scholar in mapping difference and prompting interest in distant destinations Norton // Current Issues in Tourism. 2020. № 24 (17). Р. 2381-2385.
Levik S. The Case of Asiyan Museum. In: Authenticity in Literary Tourism Places // IGI Global. 2022. Р. 17-36.
Atsiz O., Temiz S. Literary Tourism: A Perspective ofthe Visitor Experience in the Museum of Innocence // Global Perspectives on Literary Tourism and Film-Induced Tourism. IGI Global. 2022. Р. 37-52.
Levik S. Literary tourism as a field of research over the period 1997-2016 // European Journal of Tourism Research. 2020. № 24 (2020). Р. 2407-2407.
Афанасьев О.Е., Чурилина И.Н., Логвина Е.В., Прохорова О.В. Сегмент «литературных туристов» в России: анализ и классификация // Современные проблемы сервиса и туризма. 2023. № 3. C. 29-40.
Матвеев М.Ю. Кризис чтения в России: подходы, гипотезы, сомнения // Вестник СПбГИК. 2024. № 1 (58). C. 164-171.
Хайретдинова О.А., Хайретдинова Н.Э. О методическом обеспечении экскурсионных инноваций // Вестник РМАТ. 2022. № 1. C. 117-123.
Школьные экскурсии: их значение и организация : сб. ст. / под ред. Б.Е. Райкова. СПб., 1910. 416 с.
Культурно-исторические экскурсии (Москва, московские музеи, подмосковные) / под общ. ред. Н.А. Гейнике. Новая Москва, 1923. 104 с.
Ангел А.В., Волкова Е.А., Кузнецова И.А. Литературная экскурсия - дорога к чтению // Культурный код. 2024. № 1. C. 7-20.
Hemmer M. Grundzuge der Exkursionsdidaktik und -methodik // Exkursionen in Naturpark Altmuhltal. 1996. S. 9-16.
Geneuss K., Hoifi C. Literarische Spaziergange im Deutschunterricht? Einleitende Uberlegungen zur Konstituierung von Gegenstanden, Zugangen und Forschungsfragen // Literarische Spaziergange im Deutschunterricht. Gegenstande, Arrangements, Begegnungsraume. Darmstadt : Academic, 2023. S. 11-17.
Hoifi C. Literarische Spaziergange und regionale Literaturgeschichtsschreibung -Diversitatsorientierte Erkundungen im Munchener Stadtraum // Literarische Spaziergange im Deutschunterricht. Gegenstande, Arrangements, Begegnungsraume : Darmstadt. Academic, 2023. S. 39-62.
Hammer-Bernhard E. Gedanken-Gange - Mentale und reale Ermittlungs-Spaziergange in der Kriminalliteratur // Literarische Spaziergange im Deutschunterricht. Gegenstande, Arrangements, Begegnungsraume : Darmstadt. Academic, 2023. S. 63-78.
Wicke A. Literarische Audiowalks - Horspaziergange aus Sicht der Deutschdidaktik // Literarische Spaziergange im Deutschunterricht. Gegenstande, Arrangements, Begegnungsraume : Darmstadt. Academic, 2023. S. 133-144.
Baleiro R. Reading Between the Scenes: Cinematic Representations of Literary Tourism // Global Perspectives on Literary Tourism and Film-Induced Tourism. 2022. Р. 1-16.
Peter С., Sprenger S. Raumanalyse mit virtuellen Exkursionen. Mit digitalen Medien Exkursionskonzepte zum Hafen Hamburg und zum Wald gestalten // Exkursionsdidaktik. Geographische Bildung in der Grundschule. Bad Heilbrunn : Verlag Julius Klinkhardt, 2023. S. 213-227.
Glasze G., Ptttz F., Weber F. Einfuhrung in Grundpfeiler der Exkursionsdidaktik und Exkursionstypen // Interaktive Exkursionen: Konzeption - Vorbereitung - Durchfuhrung. 2021. S. 1-7.
Baumeister A. Exkursionen in der Erwachsenenbildung - Die Anwendung des landerkundlichen Schemas am Beispiel landwirtschaftlicher Produktion // Exkursionen und Exkursionsdidaktik in der Hochschullehre. 2020. S. 229-239.
Glasze G., Weber F. Follow-up: Work following the excursion // Interaktive Exkursionen: Konzeption - Vorbereitung - Durchfuhrung. 2021.
Schletterer M., Berg L., Reisenbttchler M., Rutschmann P., Schwedhelm H., Zeiringer B., Kuzovlev V. V., Hein T., Schmutz S. Forschungsorientierte Lehre im Rahmen von Auslands-Exkursion(en) - eine SoTL-Analyse uber zwei Exkursionen nach Russland // Forschung und Innovation in der Hochschulbildung. 2022. Bd. 16. S. 21-43.
Поташова К.А. Космическая образность русской поэзии рубежа XVni-XIX веков: стратегии узучения // Научный диалог. 2023. Т. 12, № 10. C. 211-228.
Rhein J. Literatur im Museum und literarische Musealitat. Theorien und Anwendungsbeispiele (Jean-Philippe Toussaint und Michel Houellebecq). Tubingen. Narr. 2025. 940 S.
Knott K. Brucken zwischen Wissenschaft und Praxis schlagen: LiLeStra (Literarisches Lernen mit Strategien): Transfer in die verschiedenen Phasen der Lehrkraftebildung. Conference: IX. Arbeitstreffen der AG Leseverstehen des SDD: Professionalisierung von Lehrkraften - Hintergrundwissen und Kernpraktiken. 2025.
Matsevko-Bekerska L. Zeitgenossische literarische Bildung im Horizont der “neuen Aufrichtigkeit” der Metamoderne // Polonia University Scientific Journal. 2023. № 57 (2). Р. 59-73.
Da Silva Souza V., Bacelar de Vasconcelos Marques S. Urban tourists' receptivity to ecogamification: A technology, environment, and entertainment-based typology // European Journal of Tourism. 2024. Vol. 37, Hf. 1-36. doi: 10.54055/ejtr.v37i.3300.
Ferreira da Silva М., Martins F., Costa С., Pita С. Visitors’ experience in a coastal heritage context: A segmentation analysis and its influence on in situ destination image and loyalty // European Journal of Tourism. 2024. Vol. 37. doi: 10.54055/ejtr.v37i.3238.
Baleiro R. Understanding visitors’ experiences at Portuguese literary museums: An analysis of TripAdvisor reviews // European Journal of Tourism Research. 2023. doi: 10.54055/ejtr.v33i.2839.
Сахарчук Е.С. Семейное путешествие как образовательное событие: операционализация понятия // Непрерывное образование: XXI век. 2025. Т. 13, № 1. С. 47-65.
Сахарчук Е.С. Проблемы развития эмоциональной восприимчивости современного человека средствами городских дитературных экскурсий // Сборник трудов IV международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательных систем в интересах общества, личности, государства» (26-27 марта 2025 г.). Ч. 2. С. 341-343. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1IbauTldQ5p1j Us3ydpaOXWKIjEWIR9Uh?usp=sharing.