Проблемное обучение чтению на занятиях по иностранному языку как инструмент формирования читательской автономии у студентов вуза
В контексте современных вызовов высшего образования, связанных с цифровизацией, фрагментацией восприятия информации и некорректным использованием искусственного интеллекта студентами, формирование читательской автономии приобретает особую актуальность как основа непрерывного самообразования. Представлена: результата: исследования, направленного на разработку и обоснование модели проблемного обучения иноязычному чтению как инструмента формирования читательской автономии студентов вуза. Основной вклад авторов заключается в создании шестиэтапной модели, реализующей последовательный переход от создания проблемной ситуации до переноса освоенных стратегий в новые условия. Модель включает следующие этапы: осознание проблемной ситуации, формулировка учебной проблемы, поиск недостающих знаний, применение новых знаний, рефлексия и перенос стратегий. Практическая реализация модели детально проиллюстрирована на примере работы с аутентичной статьей о цифровом детоксе, где раскрыты конкретные задания и педагогические приемы для каждого этапа. Особое внимание уделяется методам проблематизации, включающим контрастирование, когнитивные ловушки, метод незаконченного текста и микроисследования. Определены ключевые педагогические условия эффективной реализации модели: разнообразие текстового материала, личная вовлеченность студентов, наличие проблемной составляющей в текстах, организация аналитической деятельности и включение рефлексивного компонента. Установлено, что предложенный подход способствует не только развитию читательской автономии, но и формированию критического мышления, метакогнитивных навыков и способности к самостоятельной учебной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной модели в образовательном процессе высшей школы для подготовки конкурентоспособных специалистов, способных к непрерывному самообразованию и эффективной профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
проблемное обучение, читательская автономия, иноязычное чтение, метакогнитивные навыки, педагогические условия, проблематизация, высшее образование, критическое мышление, учебная самостоятельностьАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Ариян Маргарита Анастасовна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии | fenkot603@yandex.ru |
| Тё Дарья Александровна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | аспирант | daryatyo1213@mail.ru |
Ссылки
Проблемное обучение чтению на занятиях по иностранному языку как инструмент формирования читательской автономии у студентов вуза | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/7
Вы можете добавить статью