Проблемное обучение чтению на занятиях по иностранному языку как инструмент формирования читательской автономии у студентов вуза | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/7

Проблемное обучение чтению на занятиях по иностранному языку как инструмент формирования читательской автономии у студентов вуза

В контексте современных вызовов высшего образования, связанных с цифровизацией, фрагментацией восприятия информации и некорректным использованием искусственного интеллекта студентами, формирование читательской автономии приобретает особую актуальность как основа непрерывного самообразования. Представлена: результата: исследования, направленного на разработку и обоснование модели проблемного обучения иноязычному чтению как инструмента формирования читательской автономии студентов вуза. Основной вклад авторов заключается в создании шестиэтапной модели, реализующей последовательный переход от создания проблемной ситуации до переноса освоенных стратегий в новые условия. Модель включает следующие этапы: осознание проблемной ситуации, формулировка учебной проблемы, поиск недостающих знаний, применение новых знаний, рефлексия и перенос стратегий. Практическая реализация модели детально проиллюстрирована на примере работы с аутентичной статьей о цифровом детоксе, где раскрыты конкретные задания и педагогические приемы для каждого этапа. Особое внимание уделяется методам проблематизации, включающим контрастирование, когнитивные ловушки, метод незаконченного текста и микроисследования. Определены ключевые педагогические условия эффективной реализации модели: разнообразие текстового материала, личная вовлеченность студентов, наличие проблемной составляющей в текстах, организация аналитической деятельности и включение рефлексивного компонента. Установлено, что предложенный подход способствует не только развитию читательской автономии, но и формированию критического мышления, метакогнитивных навыков и способности к самостоятельной учебной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной модели в образовательном процессе высшей школы для подготовки конкурентоспособных специалистов, способных к непрерывному самообразованию и эффективной профессиональной деятельности в условиях межкультурного взаимодействия. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

проблемное обучение, читательская автономия, иноязычное чтение, метакогнитивные навыки, педагогические условия, проблематизация, высшее образование, критическое мышление, учебная самостоятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ариян Маргарита АнастасовнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовадоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологииfenkot603@yandex.ru
Тё Дарья АлександровнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовааспирантdaryatyo1213@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 720 с.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта. 2-е изд. М. : Луч, 2018. 640 с.
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань : Матариф-Вакыт, 2016. 423 с.
Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 64 с.
Зимняя И. А. Проблемность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2016. № 3. С. 45-48.
Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система. М. : МНПИ, 2015. 247 с.
Duek J.E. Whose group is it, anyway? Equity of student discourse in problem - based learning. In: Problem - based learning: A research perspective on learning interactions. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 2004.
Lambros A. Problem - based learning in middle and high: school classrooms A teacher’s guide to implementation. Thousand Oaks, CA : Corwil Press, 2004.
Savin-Baden M., Major C.H. Foundations of problem-based learning. The society for research into higher education. Open University Press, 2004.
Колесник Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему (на материале обучения чтению на иностранном языке) : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.
Юткина С. В. Развивающее обучение на уроке иностранного языка в школе (на материале понимания иноязычного текста) : дис. канд. пед. наук. М., 1995. 147 с.
Dickinson L. Self-instruction in Language Learning. Cambridge : Cambridge University Press, 1987.
Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning. Oxford : Pergamon Press, 1981.
Кружкова С.И. Проблема автономии в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2009. С. 52-58.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж : ВГУ, 1977. 304 с.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема: школьного учебника. М. : Рус. яз., 1977. 288 с.
Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск : Издательство Томского государственного университета, 2023. 343 с.
Delisle R. How to use problem-based learning in the classroom. Alexandria, VA : Association for supervision and curriculum development, 1997.
 Проблемное обучение чтению на занятиях по иностранному языку как инструмент формирования читательской автономии у студентов вуза | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/7

Проблемное обучение чтению на занятиях по иностранному языку как инструмент формирования читательской автономии у студентов вуза | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/7