Модель процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение» | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/9

Модель процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение»

Цель настоящего исследования - представление и обоснование разработанной модели процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». В условиях расширения международных региональных связей актуальность таких исследований возрастает, так как современные регионоведы должны обладать не только глубокими знаниями о регионе, но и высоким уровнем иноязычной компетенции для эффективной коммуникации на международном и межрегиональном уровнях. Проводится анализ основных современных требований к подготовке студентов-регионоведов на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Эти требования охватывают как теоретические аспекты, так и практические навыки и умения, необходимые для успешной работы в сфере регионоведения. Также детально изучаются требования рынка труда, соответствующие направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Это позволяет понять, какими качествами, навыками и умениями должны обладать выпускники, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Научная новизна исследования заключается в двух ключевых аспектах. Во-первых, определен актуальный компонентный состав иноязычной региональной коммуникативной компетенции (ИРКК), который адаптирован к специфике направления подготовки. Это означает, что были выявлены те аспекты иноязычной компетенции, которые наиболее важны для студентов-регионоведов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, разработана адаптируемая система оценочных средств. Эта система позволяет точнее проверить уровень сформированности ИРКК у студентов, что поможет преподавателям корректировать процесс обучения и повысить его эффективность. В результате проведенного исследования была успешно разработана модель по формированию ИРКК у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Эта модель объединяет теорию и практику, а также учитывает современные тенденции в образовании и требования рынка труда. Она может стать эффективным инструментом для университетов и преподавателей, которые готовят студентов для успешной карьеры в сфере регионоведения. Данная модель имеет значительную практическую ценность. Для студентов она становится ориентиром на пути к профессиональному росту. С ее помощью студенты могут систематически развивать свои иноязычные региональные навыки и умения с опорой на выявленные недостатки и потребности. Например, с использованием адаптируемой системы оценочных средств студента: могут проводить самопроверку, отслеживать свой прогресс и принимать меры по развитию определенных компонентов компетенции. Для университетов модель может стать основой для переосмысления образовательной программы по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение». Университеты могут использовать ее в целях адаптации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, внедрить новые методы обучения и материалы, которые будут способствовать формированию иноязычной региональной коммуникативной компетенции. Кроме того, модель может способствовать партнерству между университетами и работодателями. Работодатели могут участвовать в разработке и внедрении модели, чтобы получить более квалифицированных специалистов, готовых к работе в сфере регионоведения сразу после окончания обучения. При внедрении модели в различимте учебные заведения важно учитывать индивидуальные особенности студентов. Каждое учебное заведение имеет свою специфику, и модель должна быть адаптирована под различные уровни подготовки студентов, их уровень сформированности иноязычных навыков и умений, а также их потребности. Например, в вузах с сильным языковым фокусом модель может быть реализована с большим акцентом на региональную языковую подготовку, в то время как в университетах с широким спектром дисциплин модель может быть интегрирована с другими направлениями подготовки, чтобы создать более комплексный образовательный опыт. В будущем исследования в этом направлении могут быть расширены. Можно будет проводить эксперименты по внедрению модели в различных учебных заведениях, сравнивать эффективность ее применения в разных контекстах. Также целесообразно будет изучать влияние модели на долгосрочную карьеру выпускников, чтобы убедиться в ее долговременной эффективности и полезности. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

моделирование процесса, иноязычная региональная коммуникативная компетенция, будущий регионовед, направление подготовки «Зарубежное регионоведение»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Жань ЛинНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовааспирант, старший преподаватель кафедры иностранных языков Высшей школы международных отношений и мировой политики303678943@qq.com
Глумова Елена ПетровнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовакандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактикиel.glumova2010@yandex.ru, glumova@lunn.ru
Жигалев Борис АндреевичНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовадоктор педагогических наук, профессор кафедры английской филологииzhigalev@lunn.ru
Всего: 3

Ссылки

Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феликс, 2017. 350 с.
Риверс У. Лингвистические и психологические факторы восприятия речи и их применение в обучении // Методика преподавания иностранного языка за рубежом. Т. 2. М. : Просвещение, 1976. С. 96-108.
Зимняя И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. 3-е изд. пересмотр. Москва : Изд-во Московского психологосоциального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
Вербицкий А.А. Контекстное обучение: теория и технология // Педагогические технологии контекстного обучения / под ред. А. А. Вербицкого. М. : Знание, 1994.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: (Опыт системно-структурного описания). М. : Рус. яз., 1977.
Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методу:. М. : Высш. шк., 1980. 368 с.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуальная лексика. М. : Новь, 1999.
Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология. М. : Дом интеллектуал. кн., 1998.
Ильин В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс : учеб. пособие для вузов. М. : Педагогика, 1984.
Глумова Е.П. Модель формирования региональной компетенции будущего учителя иностранных языков // Новые подходы в лингвистике и педагогическом образовании. Н. Новгород : НГЛУ, 2020.
Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 033200 «Иностр. яз.». М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 245 с. (Учебное пособие для вузов).
Миролюбова А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Обнинск : Титул, 2012.
Валиева Ф.И. Инновационные идеи и подходу: к интегрированному обучению иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в системе высшего образования : материала: Междунар. школы-конференции, 27-30 марта 2017 г. СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2017. 424 с.
Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания система: упражнений для обучения иностранному языку // Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе. Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1978.
Ариян М.А., Шамов А.Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекта: : учеб. пособие / отв. ред. А.Н. Шамов. М. : ФЛИНТА: Наука, 2017. 224 с.
Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студентов. 4-е изд. М. : Филоматис: Изд-во «Омега-Л», 2004.
 Модель процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение» | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/9

Модель процесса формирования иноязычной региональной коммуникативной компетенции студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение» | Язык и культура. 2025. № 72. DOI: 10.17223/19996195/72/9