Иноязычные письменные творческие задания в языковом вузе в эпоху ChatGPT: проблемы и классификация путей решения
Творческая деятельность традиционно считается непременным элементом обучения иностранному языку, имеющим значимость и для устного, и для письменного его аспектов. Письменные творческие задания, такие как сочинения, эссе, критические обзоры, рецензии, выполняемые на изучаемом иностранном языке, способствуют развитию навыков письменной речи и формированию самостоятельного мышления обучающихся. При этом набирающая обороты цифровизация образовательной сферы и наиболее современные нейросетевые технологии оказывают трансформирующее влияние на особенности работы с подобными письменными творческими заданиями. Данная проблема носит злободневный характер, о чем свидетельствует растущее количество публикаций, посвященных вопросам влияния нейросетевых технологий на обучение иностранному языку в целом и на частные его аспекты. Исследователи, с одной стороны, рассматривают позитивные стороны обращения к большим языковым моделям (БЯМ), таким как ChatGPT, в иноязычном обучении и перспективные направления развития нейросетевых технологий, значимые для образовательной сферы, а с другой - указывают на ряд проблемных аспектов применения таких технологий. Одной из проблемных зон широкого использования нейросетевых технологий оказывается нежелательное и нерегламентированное обращение студентов к БЯМ при написании эссе, сочинений, критических обзоров, рецензий на иностранном языке. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и систематизации эффективных и отвечающих требованиям времени путей решения проблемы нежелательного использования обучающимися БЯМ при выполнении письменных творческих работ на изучаемом иностранном языке в языковом вузе. Цель исследования заключается в систематизации и классификации спектра предложенных в обширном корпусе рассмотренных научных публикаций путей решения проблемы нежелательного и нерегламентированного использования обучающимися БЯМ при выполнении письменных творческих работ на иностранном языке. Материалом исследования послужили актуальные научные публикации последних пяти лет, посвященные проблемным аспектам влияния нейросетевых технологий на образовательную сферу в целом и на вузовское иноязычное обучение в частности. Выделены наиболее перспективные пути решения проблема: нежелательного обращения обучающихся к БЯМ при выполнения письменных творческих заданий на изучаемом иностранном языке. На основе анализа современных исследований с опорой на экспертный подход автором статьи разработана классификация перспективных путей решения рассматриваемой проблемы. Предложенная классификация группирует возможные варианты решения проблема: в пять классов, организованных по следующим признакам: 1) изменение формата творческого задания; 2) изменение особенностей задания при общем сохранении его формата; 3) изменение критериев оценки. Кроме этого, выделены 4) технологические и 5) прочие пути решения проблемы нежелательного использования БЯМ при выполнении студентами языковых направлений подготовки письменных творческих заданий. Приведены детальные описания каждого из возможных путей решения рассматриваемой проблемы, а также некоторые потенциальные сценарии их использования, выделены их сильные и слабые стороны. С учетом современной ситуации цифровой трансформации образовательной среды и в условиях отсутствия универсальных и достаточно надежных способов детекции текстов, сгенерированных БЯМ, обосновывается необходимость комбинации нескольких путей решения проблемы нежелательного использования БЯМ при выполнении письменных творческих заданий на иностранном языке. Хотя данное исследование рассматривает условия обучения иностранному языку студентов языковых направлений подготовки, его результаты в виде предложенной классификации могут быть востребованы и в других образовательных контекстах. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
иноязычное обучение,
письменное творческое задание,
эссе,
нейросеть,
большая языковая модель,
БЯМ,
ChatGPTАвторы
| Мотов Сергей Владимирович | Университет Иллинойса (Урбана-Шампейн) | докторант, научный сотрудник кафедры славянских языков и литератур | englishtambov@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М. : Знание, 1979. 48 с.
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М. : Глосса-пресс, 2010. 640 с.
Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. : Высш. шк., 1982. 374 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М. : Академия, 2006. 336 с.
Lily A.E., Ismail A.F., Abunaser F.M., Al-Lami F., Abdulatif A.K.A. ChatGPT and the rise of semi-humans // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10/1. P. 1-12.
Подорога В.А. Мимесис. Материала: по аналитической антропологии литературы. Т. 1: Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М. : Культурная революция, 2006. 688 c.
Olenina A.H. Psychomotor Aesthetics: Movement and Affect in Modern Literature and Film. New York : Oxford University Press, 2020. 410 p.
Ftttterer T., Fischer C., Alekseeva A., Chen X., Tate T., Warschauer M., Gerjets P. ChatGPT in education: global reactions to AI innovations // Scientific Reports. 2023. Vol. 13/1. P. 1-14.
Eke D.O. ChatGPT and the rise of generative AI: Threat to academic integrity? // Journal of Responsible Technology. 2023. Vol. 13/1. P. 1-4.
Stokel-Walker C. ChatGPT listed as author on research papers // Nature. 2023. Vol. 613/1. P. 620-621.
Dehouche N. Plagiarism in the age of massive Generative Pre-trained Transformers (GPT-3) // Ethics in Science and Environmental Politics. 2021. Vol. 21/1. P. 17-23.
Sweeney S. Who wrote this? Essay mills and assessment - Considerations regarding contract cheating and AI in higher education // The International Journal of Management Education. 2023. Vol. 21/2. P. 1-7.
Lindebaum D., Vesa M., den Hond F. Insights from “The Machine Stops” to better understand rational assumptions in algorithmic decision making and its implications for organizations // Academy of Management Review. 2020. Vol. 45/1. P. 247-263.
Lim W.M., Gunasekara A., Pallant J.L., Pallant J.I., Pechenkina E. Generative AI and the future of education: Ragnarok or reformation? A paradoxical perspective from management educators // The International Journal of Management Education. 2023. Vol. 21/2. P. 1-13.
Kutbi M., Al-Hoorie A.H., Al-Shammari AH. Detecting contract cheating through linguistic fingerprint // Humanities and Social Sciences Communications. 2024. Vol. 11/1. P. 1-9.
Tseng W., Warschauer M. AI-writing tools in education: if you can’t beat them, join them // Journal of China Computer-Assisted Language Learning. 2023. Vol. 3/2. P. 258-262.
Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261.
Титова С.В., Темурян К.Т. Интеллектуальные агенты в обучении ИЯ: типология, возможности, вызовы // Язык и культура. 2024. № 65. С. 262-287.
Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты и голосовые помощники в развитии иноязычных речевых умений обучающихся // Язык и культура. 2023. № 63. С. 272-289.
Сысоев П. В. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 2. С. 294-308.
Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблема: плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 31-53.
Титова С. В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 2. С. 18-37.
Zawacki-Richter O., Marin V.I., BondM., Gouverneur F. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education - where are the educators? // International Journal ofEducational Technology in Higher Education. 2019. Vol. 16/39. P. 1 27.
Gombert S., Fink A., Giorashvili T., Jivet I., Di Mitri D., Yau J., Frey A., Drachsler H. From the automated assessment of student essay contest to highly informative feedback: a case study // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40593-023-00387-6 (accessed: 25.08.2024).
Liu Z., Zhang W. A qualitative analysis of Chinese higher education students’ intentions and influencing factors in using ChatGPT: a grounded theory approach // Scientific Reports. 2024. Vol. 14/1. P. 1-11.
Von Garrel J., Mayer J. Artificial intelligence in studies - use of ChatGPT and AI-based tools among students in Germany // Humanities and Social Communications. 2023. Vol. 10/1. P. 1-9.
Константинова Л.В., Ворожихин В.В., Петров А.М., Титова Е.С., Штыхно Д.А. Генеративный искусственный интеллект в образовании: дискуссии и прогнозы // Открытое образование. 2023. Т. 27, № 2. С. 36-48.
Tlili A., Shehata B., Adarkwah M.A, Bozkurt A., Hickley D.T., Huang R., Agyemang B. What if the devil is my guardian angel: ChatGPT as a case study of using chatbots in education // Smart Learning Environments. 2023. Vol. 10/15. P. 1-24.
Fleckenstein J., Meyer J., Jansen T., Keller S.D., Koller O., Moller J. Do teachers spot AI? Evaluating the detectability of AI-generated texts among student essays // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2024. Vol. 6/1. P. 1-9.
Dabis A., Csaki C. AI and ethics: Investigating the first policy responses of higher education institutions to the challenge of generative AI // Humanities and Social Sciences Communications. 2024. Vol. 11/1. P. 1-13.
Yeo M.A. Academic integrity in the age of Artificial Intelligence (AI) authoring apps // TESOL Journal. 2023. Vol. 14/3. P. 1-12.
Мотов С.В. Обучение английскому языку на лингвокогнитивной основе: фразеологический аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2021. Т. 26, № 194. С. 35-45.
Hutson J., Plate D. Working with (not against) the technology: GPT3 and artificial intelligence (AI) in college composition // Journal of Robotics and Automation Research. 2023. Vol. 4/1. P. 330-337.
Grose T.K. Disruptive influence // ASEE Prism. 2023. Vol. 32/3. P. 14-17.
Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения учащихся и студентов написанию эссе в триаде «обучающийся - преподаватель - искусственный интеллект» // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 2. С. 38-54.
Farahat A.E/ements of academic integrity in a cross-cultural middle eastern educational system: Saudi Arabia, Egypt, and Jordan case study // International Journal of Academic Integrity. 2022. Vol. 18/1. P. 1-18.
Oravec J.A. Artificial intelligence implications for academic cheating: Expanding the dimensions of responsible human-AI collaboration with ChatGPT and Bard // Journal of Interactive Learning Research. 2023. Vol. 34/2. P. 213-237.
Tarchi C., Zappoli A., Ledesma L. C., Brante E. W. The use of ChatGPT in source-based writing tasks // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s40593-024-00413-1 (accessed: 25.08.2024).
Zhao X., Cox A., Cai L. ChatGPT and the digitization of writing // Humanities and Social Sciences Communications. 2024. Vol. 11/1. P. 1-9.
Barrett A., Pack A. Not quite eye to A.I.: student and teacher perspectives on the use of generative artificial intelligence in the writing process // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023. Vol. 20/1. P. 1-24.
Sharples M. Automated essay writing: An AIED opinion // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2022. Vol. 32/1. P. 1119-1126.
Herbold S., Hautli-Janisz A., Heuer U., Kikteva Z., Trautsch A. A large-scale comparison of human-written versus ChatGPT-generated essays // Scientific Reports. 2023. Vol. 13/1. P. 1-13.
Alexander K., Savvidou C., Alexander C. Who wrote this essay? Detecting AI-generated writing in second language education in higher education // Teaching English with Technology. 2023. Vol. 23/2. P. 25-43.
Taloni A., Scorcia V., Giannaccare G. Modern threats in academia: evaluating plagiarism and artificial detection scores of ChatGPT // Eye. 2024. Vol. 38/1. P. 397-400.
Cingillioglu I. Detecting AI-generated essays: The ChatGPT challenge // International Journal of Information and Learning Technology. 2023. Vol. 40/3. P. 259-268.
Homed A. A., Wu X. Detection of ChatGPT fake science with the xFakeSci learning algorithm // Scientific Reports. 2024. Vol. 14/1. P. 1-15.
Filighera A., Ochs S., Steuer T., Tregel T. Cheating automatic short answer grading with the adversarial usage of adjectives and adverbs // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2024. Vol. 34/1. P. 616-646.
Oravec J.A. AI, biometric analysis, and emerging cheating detection systems: The engineering of academic integrity? // Education Policy Analysis Archives. 2022. Vol. 30/175. P. 1-18.
Yan D., Fauss M., Hao J., Cui W. Detection of AI-generated essays in writing assessments // Psychological Test and Assessment Modeling. 2023. Vol. 65/1. P. 125-144.
Cotton D.R.E., Cotton P.A., Reuben Shipway J. Chatting and cheating: Ensuring academic integrity in the era of ChatGPT // Innovations in Education and Teaching International. 2024. Vol. 61/2. P. 228-239.
Basic Z., Banovac А., Kruzic I., Jerkovic I. ChatGPT-3.5 as writing assistance in students’ essays // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. Vol. 10/1. P. 1-5.
Мусницкая Е.В. Обучение письму. М. : МГПИИЯ им. М. Тореза, 1983. 58 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2008. 270 с.
Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М. : Либроком, 2019. 264 с.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : Икар, 2009. 448 с.
Мотов С. В. Коммуникативный аспект лингвокогнитивного подхода к иноязычному обучению // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 5. С. 1179-1193.