Подготовка учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения | Язык и культура. 2016. № 1 (33).

Подготовка учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения

Основные усилия системы профессионального образования в России сегодня направлены на подготовку квалифицированных работников, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Поэтому в числе важнейших направлений следует назвать работу с учителями в процессе повышения квалификации. В соответствии с новыми требованиями разработана и внедрена программа подготовки учителей иностранного языка к использованию инновационных технологий обучения, выступающая средством реализации современных подходов обучения, основанная на андрагогических принципах и ориентированная на наиболее перспективные направления при проектировке образовательных программ. Кроме того, выявлены организационно-педагогические условия, способствующие совершенствованию подготовки учителей иностранного языка по использованию современных технологий обучения, такие как интеграция теоретической, методической, предметной и психолого-педагогической подготовки; широкое использование механизмов рефлексии и целенаправленное применение активных методов обучения в соответствии с проблемно-деятельностным подходом. Наш опыт по внедрению разработанной программы доказывает, что эффективность подготовки учителей к использованию новых подходов к обучению иностранному языку повышается при внедрении программы с включением в учебный план спецкурса «Совершенствование профессиональных компетенций учителей английского языка в условиях современной образовательной практики». Исследование подтвердило, что предложенные методы, принципы, формы и средства могут быть широко использованы с целью повышения эффективности работы учреждений дополнительного образования.

English Language teachers training in the use of modern educational technologies.pdf Введение Глобальные процессы трансформации и модернизации мирового сообщества придали проблеме распространения инновационного педагогического опыта новое звучание и приобрели особую актуальность. Именно поэтому в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., наряду со значимостью стимулирования инновационной деятельности действующих предприятий, содействия созданию новых инновационных компаний, подчеркивается важность поддержки инновационной направленности сектора науки и образования [1]. При этом основной целью постдипломного образования России сегодня является подготовка квалифицированного работника, владеющего всеми видами профессиональных компетенций и готового сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационно-стью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, а также к социальной и профессиональной мобильности. В соответствии с поставленными задачами возникает необходимость в качественно иной подготовке педагогов. Следовательно, в числе важнейших направлений деятельности всей системы образования можно выделить работу с педагогами в процессе повышения квалификации (ПК), так как именно повышение квалификации позволяет учителям углубить, систематизировать, обновить профессиональные знания, способствует развитию практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных проблем. Методология Теоретико-методологическую основу исследования представляют труды российских ученых. Основные положения исследования соотнесены с идеями о «непрерывном образовании», методологическое обоснование которого дано в работах Б.Г. Ананьева, Т.Г. Браже, B.C. Гершунского и других ученых, а также с ведущими положениями дидактики дополнительного профессионального образования, сформулированными в трудах С.Г. Вершловского, Э.М. Никитина, Т.И. Шамовой и др. На общенаучном уровне базу нашего исследования составляют труды П.А. Юцявичене (основы модульного обучения); идеи андраго-гического подхода в образовании (Б.Г. Ананьев, С.Г. Вершловский, С.И. Змеёв и др.). Основы педагогической инноватики получили методологическое и теоретическое обоснование в трудах В.А. Сластёнина, В.И. Загвязинского, А.В. Хуторского, Н.Р. Юсуфбековой, М.В. Кларина и др. Этими авторами предпринят анализ инновационных поисков современной педагогики на разных уровнях обучения, а также большое внимание уделено природе инновационных процессов. Проблемой совершенствования системы преподавания на основе современных технологий обучения занимались многие исследователи и методисты. Этой теме посвящены труды Ю.К. Бабанского, В.П. Бес-палько, А.А. Вербицкого, Р.П. Мильруд, Г.К. Селевко и др. В данных исследованиях авторам удалось классифицировать научные разработки, раскрыв внедренческие механизмы и сформулировав условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии. Значительный интерес для нас также представляет опыт исследований коммуникативной компетенции (В.В. Сафонова), развитие которой является залогом успешной профессиональной деятельности учителя иностранного языка [2]. Анализируя различные аспекты формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка, В.В. Сафонова и Е.Н. Соловова уделяют особое внимание развитию рефлексивного мышления и его роли в создании психологической готовности учителя к решению профессиональных проблем. Авторы размышляют о взаимосвязи рефлексии, проектной и исследовательской деятельности учителя иностранного языка и подчеркивают важность использования инновационных подходов к обучению. Кроме того, большую значимость для нашего исследования приобретают труды И.Л. Бим, И.А. Зимней, Е.И. Пассова, в которых раскрываются теоретические концепции и методические подходы к обучению учителей иностранного языка в системе повышения квалификации, рассматриваются интенсивные технологии обучения на основе коммуникативного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, а также исследования В.С. Лазарева и М.М. Поташника, в которых раскрыты методологические аспекты управленческой деятельности в учебном заведении. Основное содержание Характеризуя последние тенденции в работе учреждений повышения квалификации Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс обучения педагогов имеет особенные качества, такие как направленность средств обучения на актуализацию практики учебных заведений посредством реализации рефлексивных процессов, осуществление постоянной самооценки собственных результатов и достижений и вариативность индивидуальных программ обучения. Составителями образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров подчеркивается, что возможность выбора образовательных программ дополнительного образования, также как и принцип конкурсности, способствует созданию антимонопольной ситуации в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников системы образования и расширяет образовательное пространство [3]. Поэтому сегодня ощущается необходимость разработки таких образовательных программ, которые дают возможность быстро изменять тематическую направленность и гибко перестраивать и содержание материала с учетом уровневои подготовки педагогов, их профессиональных интересов, а также исходя из количества часов и возможностей контроля и качества. Стимулирующе-мотивационный блок Методы стимулирования мотивации учителей ИЯ к использованию инновационных технологий обучения: консультирование; дискуссии; «круглые столы»; _листы самодиагностики и др._ V Операционно-деятельностный блок Содержательный блок Целевой блок Комплексная подготовка учителей ИЯ: - теоретическая; - методическая; - предметная; - психолого-педагогическая Комплексная цель: - формирование готовности учителя иностранного языка к использованию инновационных технологий обучения; - интегрированные цели; - частные дидактические цели Личностно-ориентированные технологии обучения: - модульное обучение; - проблемное обучение; - метод проектов; - развитие критического мышления; - ролевые игры и др. Контрольно-регули £ иров очный блок Средства контроля: тесты; анкеты; контрольные вопросы и задания для аудиторной и самостоятельной работы; дневники профессиональных наблюдений слушателей Оценочно-результативный блок Компоненты профессиональной педагогической культуры учителей Рефлексивно-оценочный Мотивационный Когнитивный Технологический Результат - готовность учителей иностранного языка к использованию современных инновационных технологий обучения Уровни готовности Средний Высокий Низкий Рис. 1. Структура программы подготовки учителей иностранного языка к использованию современных инновационных технологий обучения При разработке программ обучения важно учитывать, что «программы как особые средства обеспечения целенаправленности и инте-грированности усилий многих людей» должны обладать определенными качествами, к которым В. С. Лазарев и М.М. Поташник относят: актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость и чувствительность к сбоям [4. С. 193-194]. В соответствии с данными требования мы разработали программу подготовки учителей иностранного языка (в системе ПК) к использованию современных инновационных технологий обучения, ориентированную на наиболее актуальные направления при проектировке образовательных программ: компетентностный подход и модульную структуризацию, основанную на андрагогических принципах обучения и включающую цель, задачи, этапы и структурные элементы. Таким образом, основными структурными элементами программы, необходимыми для организации процесса комплексной подготовки учителей выступают (в соответствии со структурой обучения по Ю.К. Бабанскому): целевой; стимулирующе-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; контрольно-регулировочный; оценочно-результативный компоненты [5] (рис. 1). При разработке и последующем внедрении программы мы учитывали, чтобы организационно-методические условия ее реализации отражали принципы рефлексивности на разных этапах решения учебных задач: начиная с анализа собственной практики изучения и преподавания английского языка и опыта коллег и заканчивая моделированием и анализом новых учебных ситуаций; чтобы все коммуникативные задания, предлагаемые для выполнения слушателям, отражали принципы про-блемно-деятельностного подхода, а их тематика соответствовала профессионально-методическим интересам учителей иностранного языка. Мы считаем, что программа может быть успешно реализована, если при подготовке учебно-методического материала будут реализована взаимосвязь модульной и других технологий личностно-ориенти-рованного обучения (проектной технологии, технологии проблемного обучения, развития критического мышления и др.) и разработана система тестовых и практических заданий с критериями их выполнения для слушателей курсов повышения квалификации. Компоненты программы подготовки учителей иностранного языка к использованию современных инновационных технологий обучения Далее рассмотрим каждый блок в более развернутом виде. Целевой блок представлен комплексной целью - формирование готовности учителя иностранного языка к использованию инновационных технологий обучения. Для ее достижения необходимо решить интегрированные цели модулей (в соответствии с модульной структуризацией содержания обучения). Такими целями являются: - расширение представлений об инновационных процессах в системе российского образования и за рубежом; - развитие практических навыков и проектировочных умений использования современных технологий и методов обучения английскому языку; - совершенствование уровня профессиональной речевой культуры учителей иностранного языка (профессионально направленной коммуникативной компетенции) и расширение их культурологического кругозора; - развитие критического мышления педагогов; - выработка навыков по преодолению психолого-дидактических затруднений и проблем, возникающих при освоении и использовании новых образовательных технологий в практике преподавания иностранного языка; - взаимообогащение опыта преподавания иностранного языка между коллегами. Перечислим частные дидактические цели, соответствующие содержанию отдельных модулей: - формирование системы знаний о целях, содержании, принципах обучения иностранным языкам в условиях инновационной образовательной практики; - овладение методическими приемами использования технологий проблемного подхода, развития критического мышления, проектного обучения и др. при обучении всем видам речевой деятельности; - обогащение методических знаний, необходимых для организации процесса обучения в инновационном режиме (организация пространства, времени; возможности использования интонации и т. д.); - выработка навыков решения проблем, связанных с организацией процесса обучения: разноуровневой подготовки учащихся, нехватки языковых средств у учащихся, дисциплины, создания мотивации и т. д. Стимулирующе-мотивационный блок программы предназначен для активизации слушателей в выборе форм, методов обучения и самообразовательной деятельности. Для стимулирования положительной мотивации слушателей рекомендуется использовать такие формы работы, как консультирование, организационно-деятельностные игры, дискуссии, «круглые столы». Заполнение листов самодиагностики способствует активизации самообразовательной деятельности и помогает установить индивидуальный темп усвоения материала. Использование активных методов обучения также стимулирует педагогов к работе по освоению новых технологий и методов. Развитию положительной мотивации способствует и сама организация учебного процесса, направленная на взаимообогащение педагогического опыта через общение с коллегами и служащая решению психологических проблем, связанных с использованием новых форм работы. С этой целью в процессе обучения широко используются групповые формы работы. Содержательный блок представляет собой совокупность теоретической, методической, предметной и психолого-педагогической подготовки, в основе которой лежит изучение экспериментального спецкурса «Совершенствование профессиональных компетенций учителей английского языка в условиях современной образовательной практики». Актуальность изучения спецкурса определяется необходимостью содействовать развитию профессиональной компетентности педагога -его способности решать профессиональные задачи, обусловленные модернизацией постдипломного образования. В этой связи отличительной особенностью проектирования программы данного спецкурса являеются опора на компетентностный и практико-ориентированный подходы и использование интерактивных форм обучения, которые предполагают взаимодействие коллег между собой и преподавателем. Следует отметить, что ориентация на данные подходы обусловлена необходимостью подготовки учителей к широкому использованию деятельностного подхода и интерактивных технологий обучения, так как исследователей и практиков образования беспокоит то, что сегодня можно говорить о явном преобладании на уроках иностранного языка приемов бланкового тестирования лексики и грамматики, а также чтения и слушания над методическими приемами обучения естественной коммуникации. В связи с этим, по их мнению, оказалась забытой проблема аутентичности обучения речи - организации учебных заданий по аналогии с функционированием устного языка в реальных жизненных обстоятельствах [6]. Таким образом, целью изучения спецкурса является развитие профессионально-значимых компетенций учителей иностранного языка в процессе освоения ими научных основ и практических умений использования современных технологий обучения. Проводимые в рамках разработанного спецкурса занятия освещают следующие актуальные для учителей иностранного языка темы: 1. Инновационные процессы в российском образовании. 2. Цели, содержание, принципы обучения иностранным языкам на основе инновационных подходов. 3. Современные походы к обучению английскому языку. 4. Новые технологии и методы обучению видам речевой деятельности. 5. Организация процесса обучения с использованием современных подходов и технологий. 6. Решение проблем, возникающих при использовании современных подходов и технологий обучения английскому языку. Мы разделяем мнение о том, что при реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов в обучении иностранным языкам образовательная программа должна быть ориентирована на потребности как профессиональные, так и общекультурные, социально значимые для развития личности. Таким образом, можно говорить об индивидуализации процесса иноязычного образования, о мобильности и адаптивной возможности образовательной программы и учебного процесса, имеющего целью наиболее полное удовлетворение потребностей субъекта образовательной деятельности [7]. Поэтому при разработке тематики занятий, проводимых в рамках спецкурса, мы постарались в полной мере удовлетворить профессиональные потребности и интересы педагогов, направленные на работу в инновационном режиме. Несомненно, что процесс совершенствования профессиональной подготовки учителей иностранного языка должен соответствовать определенным педагогическим, психологическим и дидактическим условиям. В соответствии с разработанной программой к педагогическим условиям мы относим: - подготовку в рамках интеграции теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки; - направленность всего процесса курсового обучения на развитие методической компетенции через совершенствование коммуникативной; - учет профессиональных интересов учителей английского языка. Психологическими условиями для нас являются: - учет психологических особенностей обучения взрослой аудитории; - стимулирование мотивационной сферы учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения посред-ствам обсуждения актуальных проблем с коллегами, актуализации полученных знаний в процессе курсового обучения и др.; - насыщение процесса подготовки учителей иностранного языка заданиями, предполагающими задействование механизмов рефлексии; - направленность процесса курсового обучения на преодоление психолого-дидактических затруднений, возникающих при использовании новых технологий обучения. И наконец, дидактические условия: - активное использование современных подходов и технологий обучения (проблемного подхода, метода проектов, развития критического мышления, игровых технологий и др.); - организация коллективных форм работы, способствующих интерактивной направленности курсового обучения; - выполнение заданий коммуникативного блока на английском языке [8]. Организация и структурирование содержания обучения предполагают, что весь программный материал подразделяется на модули, учебные элементы, при этом появляется возможность изъятия и замены устаревших элементов содержания обучения; программа обучения быстрее и легче обновляется; можно создавать различные варианты программ для слушателей с разным уровнем профессиональной подготовки, интересов и потребностей. Программа спецкурса представляет собой набор из инвариантных и вариативных блоков модулей, объединенных общей целью, взаимосвязанных по содержанию, дополняющих и расширяющих друг друга. При структурировании содержания спецкурса мы учли, что при повышении квалификации, когда сроки обучения малы, в качестве единицы для структурирования учебной информации на модули могут выступать профессиональная функция или отдельная операция, а также типы решаемых задач или ситуаций профессиональной деятельности [9]. Учебно-методические блоки модулей варьируются в зависимости от контингента слушателей, уровня их профессиональной подготовки, методических задач, типов образовательных учреждений и других факторов. Каждый тематический блок модуля имеет единую структуру и включает практические задания: - на усвоение теоретических знаний по изучаемым проблемам; - развитие профессионально-речевых умений (коммуникативной компетенции учителей иностранного языка); - преодоление проблем и затруднений, возникающих при использовании современных технологий обучения в практической деятельности; - развитие критического мышления; - проблемно-поисковую деятельность педагогов в целях систематизации учебно-методического материала т. д. Особенностью заданий коммуникативного блока является их интерактивная направленность, выражающаяся в преимущественно парной и групповой работе слушателей. При составлении большинства заданий учитываются принципы проблемного подхода и используются соответствующие приемы для создания проблемных ситуаций. Вот некоторые из них: - преподаватель подводит педагогов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, цитирует противоречивые высказывания (афоризмы) по поводу обсуждаемых проблем и предлагает их прокомментировать; - предлагает рассмотреть явление с различных позиций; - побуждает аудиторию делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - формулирует проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.). Применяя данные методы в практике, мы соглашаемся с Г.К. Се-левко [10], который считает, что для успешной реализации проблемного подхода в практике преподавания необходимы: - оптимальная система проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиа средств); - отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем); - учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы. Выполняя такие задания, слушатели высказывают свою точку зрения, мотивируя согласие или несогласие с коллегами, учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, лаконично излагать собственную мысль; находить варианты решения проблемы. Необходимо подчеркнуть, что большинство заданий коммуникативного блока выполняются на английском языке, что приводит к совершенствованию всех составляющих коммуникативной компетенции учителя и развивает необходимый уровень профессиональной речевой культуры - готовности и способности обсуждать профессиональные вопросы на иностранном языке, используя профессиональную терминологию, понимать и использовать англоязычную методическую литературу в рамках тематики курса. В основе всех предлагаемых заданий и упражнений лежит использование различных уровней рефлексии, выделенных Е.Н. Солово-вой [11], в ходе которых происходит: - анализ действий учителя и ученика; - определение характера трудностей и анализ возможных причин их проявления; - выделение существенных и второстепенных факторов, влияющих на развитие данной ситуации; - поиск альтернативных решений в сложившейся ситуации; - моделирование новой учебной ситуации; - применение метода анализа / самоанализа и др. Данная организация занятий спецкурса позволяет нам придерживаться следующих принципов: модульности; структуризации содержания обучения на обособленные элементы; динамичности; метода деятельности; гибкости; осознанной перспективы [12]. Таким образом, суть авторской концепции заключается в широком использовании методов проблемного подхода и развития критического мышления в сочетании с рефлексивным подходом на всех этапах обучения, что приводит к совершенствованию методической и коммуникативной компетенций одновременно. Так, осваивая инновационные технологии обучения, слушатели курсов ПК постоянно обращаются к своему опыту преподавания, чему способствует тематика практических заданий, освещающая актуальные для преподавателей проблемы повседневной практики. Например, выполняя задания на отработку методических навыков, они решают проблемы, возникающие в реальных ситуациях общения с учащимися и коллегами. Описанная организация занятий позволяет учителям, осваивая новые технологии и методики обучения, одновременно совершенствовать коммуникативную компетенцию и пополнять свои знания в методике и психологии преподавания английского языка. Следующий блок нашей программы - операционно-дея-тельностный представляет собой синтез личностно-ориентированных технологий: проблемного обучения; метода проектов; развития критического мышления; игровых технологий; создания портфолио и др. В целом под технологией обучения нами понимается «технологически интегрированная система форм, методов и средств обучения» [13. С. 312], а под методами обучения - «способы организации учебно-познавательной деятельности с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, заранее запланированными результатами и учебными действиями». Методика обучения, в свою очередь, является «набором правил, принципов, методов и средств, позволяющих проводить обучение в рамках определенной педагогической системы» [Там же. С. 222]. Анализируя вышеназванные понятия, мы приходим к выводу, что они отражают содержательную сторону учебного процесса. Характеризуя понятие «форма организации обучения / организационная форма обучения», следует подчеркнуть, что оно обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и описывает взаимосвязь участников педагогического процесса. Организационных форм обучения множество, и они выделены в отдельные группы: способы обучения; формы учебной деятельности и формы организации текущей учебной работы. Наконец, средствами обучения мы считаем «все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала» [13. С. 276]. Учитывая сущность данных понятий, мы организовали профессиональную подготовку, процесс которой носит динамичный характер и протекает в целенаправленно моделируемой профессиональной среде на протяжении всего периода обучения на факультете ПК. В разработанной программе подчеркивается, что модульная технология может быть эффективно реализована в случае активного использования соответствующих технологий личностно-ориентиро-ванного обучения: - проектная технология предполагает, что слушатели курсов в процессе обучения выполняют систему творческих заданий (непосредственно связанных с решением профессиональных задач), извлекая новую информацию из отечественной и зарубежной методической литературы, включая иностранный язык в различные виды профессиональной деятельности, что ведет к получению коллективного результата и переживанию ситуации успеха в совместно выполняемой с коллегами деятельности; - применение технологии развития критического мышления достаточно продуктивно при работе над текстами профессиональной направленности на русском и иностранном языках и при обсуждении актуальных проблем. Выполняя задания, построенные в соответствии с принципами данной технологии (при соблюдении трех стадий данной технологии - вызова, осмысления содержания и рефлексии), слушателям удается активно воспринимать информацию и рассматривать проблемы с разных точек зрения и решать их, сотрудничая с коллегами. Все это позволяет им применять свои навыки и знания в различных ситуациях; - стратегия «создания портфолио» предполагает, что слушатели на всем протяжении обучения формируют индивидуальный портфолио, в состав которого входят разнообразные дидактические, методические и организационные материалы, связанные с реальной педагогической деятельностью. Наряду с перечисленными технологиями в процессе обучения практикуется проведение лекций проблемного характера. Такие лекции организовываются в соответствии с требованиями технологии развития критического мышления и включают следующие этапы: вызова, реализации смысла и рефлексии. Ключевой задачей лекций становится не передача учебной информации преподавателем, а организация активной самостоятельной работы слушателей над систематизацией, структурированием, обобщением, классификацией полученной информации. На всех этапах учебного процесса успешно и активно используются групповые формы работы (работа в парах, больших и малых группах). Их широкое применение позволяет более продуктивно планировать время учебных занятий, учитывая сжатые временные рамки обучения в системе ПК. Кроме того, это обусловлено необходимостью общения между коллегами с целью обмена своим профессиональным опытом, а также для совместного решения задач оценивания и корректировки работ. Мы используем разные технологии проведения заключительных занятий, где есть задача подведения итогов и предъявления «отчетного продукта». Это технология микроисследований, которые слушатели осуществляют в процессе обучения на курсах, технология проектирования, где конечным продуктом является собственно проект разрешения наиболее актуальных проблем. Для получения итоговых оценок слушателям также предлагается выполнить тестовые задания, заполнить таблицы и анкеты. Таким образом, личностно-ориентированные технологии обучения (проектная, проблемного обучения, развития критического мышления и др.) и организации групповой работы становятся средством организации самостоятельной деятельности слушателей и подготовки реальных педагогических продуктов в процессе обучения. Контрольно-регулировочный блок представлен наборами тестов, анкет, контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Информацию о состоянии системы знаний, умений и навыков слушателей преподаватель получает по результатам «входных» тестов. Применяются «текущие» / «промежуточные» тесты и «итоговый» тест. Средствами оценивания готовности учителей в рамках разработанной программы выступает также заполнение дневника профессиональных наблюдений слушателей с целью актуализации знаний, умений, выявления уровня профессионального мастерства. При этом происходит рефлексия своего практического опыта и результатов обучения. В ходе такой учебно-познавательной деятельности реализуется новая роль преподавателя: он выступает не столько носителем и передатчиком информации, сколько тренером, консультантом, менеджером, помогающим обучающимся эффективно организовать самостоятельную работу в процессе обучения. Оценочно-результативный блок отражает результаты совершенствования подготовки учителей ИЯ по использованию современ -ных технологий обучения по уровням готовности: высокий, средний, низкий. Изучая педагогическую литературу, можно выделить множество точек зрения относительно проблемы профессиональной готовности и подготовки учителя. Объединяя различные трактовки данных понятий, мы рассматриваем подготовку учителя как определенную предварительную работу для осуществления какой-либо деятельности или процесс обучения, в ходе которого происходит формирование целостной системы психологических, педагогических, социальных и методических знаний и умений. А профессиональная готовность, в свою очередь, является закономерным результатом профессиональной подготовки, итогом профессионального образования и самообразования, профессионального воспитания и самовоспитания. В. А. Сластенин, рассматривая готовность в рамках понятия «профессиональная компетенция», делит это явление на два вида: теоретическую и практическую. Содержанием теоретической готовности, с его точки зрения, являются совокупность психолого-педагогических и специальных знаний и умение педагогически мыслить, проявляющееся в наличии у педагога аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. В содержание практической готовности ученый относит организаторские и коммуникативные умения [14]. В структуру педагогической готовности исследователи включают множество компонентов, в зависимости от аспектов профессиональной деятельности [15]. В рамках данного исследования мы понимаем готовность учителя к работе в инновационном режиме, как систему личностных свойств и профессиональных качеств, отражающую устойчивость интересов к проблемам разработки и внедрения новых технологий обучения, сознательную ориентацию на использование их в своей практической деятельности, наличие теоретических знаний по проблемам инновационной образовательной практики, а также умений и навыков практического использования новых технологий обучения. Исходя из существующих представлений о готовности к различным аспектам профессиональной деятельности, нам представляется возможным определить структуру готовности учителя к использованию современных технологий обучения, в которую включены компоненты профессиональной педагогической культуры учителей: мотивационный, когнитивный, технологический, рефлексивно-оценочный. Уровни развития данных компонентов представляются нам определяющими и констатирующими способность к профессионально-личностной самореализации в условиях инновационной образовательной практики, а потому необходимыми и достаточными для характеристики результатов профессионального развития учителей. Выводы Таким образом, рассмотрев структуру программы подготовки учителей иностранного языка к использованию современных инновационных технологий обучения по компонентам, мы подчеркиваем, что успешная реализация разработанной программы позволяет решить следующие задачи: - выработать умения и навыки использования современных технологий обучения у слушателей ПК (учителей английского языка); - развить критическое мышление педагогов через выполнение заданий проблемного характера на английском языке и рефлексию своего профессионального опыта и опыта коллег; - выявить и реализовать на практике систему методов активного обучения, обеспечивающих развитие рефлексивного мышления и актуализацию полученных знаний. При этом программа носит полифункциональный характер, выполняя образовательную, диагностическую, организационную, мотива-ционную, координирующую и корректирующую функции, что обеспечивает ее целостность и функционирование. Наш опыт по внедрению экспериментальной программы обучения учителей иностранного языка в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования и Институте повышения квалификации работников образования Республики Алтай доказывает, что эффективность подготовки учителей иностранного языка к использованию современных подходов и технологий обучения повышается при внедрении разработанной программы с включением в учебный план спецкурса «Совершенствование профессиональных компетенций учителей английского языка в условиях современной образовательной практики».

Ключевые слова

повышение квалификации учителей, иностранный язык, образовательные программы, компетентностный подход, рефлексия, технологии обучения, raising the level of teacher's proficiency, foreign language, educational programmes, the competence approach, reflection, educational technologies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сметанина Марина ЮрьевнаАлтайский государственный университет (г. Барнаул)кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей Международного института экономики, менеджмента и информационных системsmtmarina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. М. : Просвещение, 1993. 159 с.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. А. Сластёнина. 9-е изд., стереотип. М. : Академия, 2009. 576 с.
Юцявичене П.А Методы модульного обучения : учеб. пособие. Вильнюс : ИПКРР и СХН, 1988. 55 с.
Смирнов С.Д. Педагогика : теория, системы, технологии : учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. 6-е изд., перераб. М. : Академия, 2008. 512 с.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Практикум к базовому курсу : учеб. пособие для вузов. М. : АСТ, Астрель, 2008. 192 с.
Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 61-65.
Методологические основы системы модульного формирования содержания образо вательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей // Сайт Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. URL: http://www.msu.ru, свободный.
Сметанина М.Ю. Формирование профессиональной готовности учителей иностран ного языка к использованию инновационных технологий обучения в процессе повышения квалификации. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. 130 с.
Минакова Л.Ю., Пилюкова А.В. Модернизация образовательной программы по ино странному языку для студентов неязыковых направлений подготовки // Язык и культура. 2014. № 3 (27). С. 157-165.
Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983. 308 с.
Мильруд Р.П. Приемы и технологии обучения устной речи // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 104-121.
Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учре ждений / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М. : Новая школа, 1995. 464 с.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. URL: http://www.akipkro.ru/index.php, свободный.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуров невому описанию в методических целях. М. : Еврошкола, 2004. 236 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федера ции на период до 2020 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/ concept, свободный.
 Подготовка учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения | Язык и культура. 2016. № 1 (33).

Подготовка учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения | Язык и культура. 2016. № 1 (33).