Синергетическая модель развития образовательного пространства | Язык и культура. 2011. № 4 (16).

Синергетическая модель развития образовательного пространства

Дается общая характеристика образовательного пространства сучетом изменения содержания образования. Методологической основой для его моделирования вновых условиях служит синергетическая парадигма. Рассматриваются преимущества образного видения мира иприменения метода образного восприятия имышления. Проводится сравнительный анализ традиционной методики преподавания иностранных языков иподхода кязыку иего преподаванию наоснове синергетической модели языка.

Synergetic model of educational space development..pdf В связи сизменением содержания образования изменяется иформа процесса его организации. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации исамоорганизации образовательного процесса. Целью данной статьи является рассмотрение основных особенностей синергетического подхода применительно киноязычному образованию всравнении страдиционной системой обучения иностранным языкам.Структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса назовем образовательным пространством. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации, поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации исреды, вкоторой она распространяется.Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов системы, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного вобразовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования иразвития. Образовательное пространство является сферой взаимодействия трех его субъектов- учителя, ученика исреды между ними.Вывод Л.С. Выготского [1] отрехстороннем активном процессе- «активен учитель, активен ученик, активна среда между ними» - позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка, неразделяя воспитание иобразование. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя иученика, представлено как активное отношение сосредой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие надругих субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена, потерминологии Л.С. Выготского, как «идеальная форма среды», т.е. тосодержание культуры, которое было выработано человечеством впроцессе исторического развития.Организованная вобразовательном пространстве среда как совокупность отношений поосуществлению процесса освоения «идеальной формы» несет всебе логику поведения иотношений между субъектами образовательного пространства. Вэтом заключается активность среды, что позволяет рассматривать ее нетолько как объект, ноикак субъект образовательного пространства. Активность среды создает новое качество системы отношений субъектов образовательного пространства. Среда начинает определять других субъектов, управлять ими, требовать их изменения, проводить селекцию их состояний.Отношения учителя иученика представляют собой «перенос порядка», формы организации деятельности ребенка, соответствующих «идеальной форме среды», которая тем самым становится, повыражению, Л.С. Выготского, функцией личности ребенка, его внутренним достоянием. Активность ученика проявляется втом, что он отбирает предложенную ему форму порядка всоответствии сосвоими возможностями, склонностями, создавая кэтой форме определенное отношение. Представленность среды вовнутреннем отношении кней ребенка Л.С. Выготский назвал «переживанием», «единицей анализа отношения ребенка со средой». Результатом переживания должны стать такие внутренние изменения, которые вновь потребуют активного обращения к«идеальной форме среды».Активность учителя заключается втом, что он, всоответствии сосвоими возможностями, интересами ипредставлениями, определяет и предлагает ученику спектр возможных форм упорядочивания способов присвоения «идеальной формы среды». При этом он сам, постоянно варьируя данный спектр, насыщает среду, подбирает оптимальные варианты, тем самым осваивает «идеальную форму среды», делая ее все в большей мере достоянием своей личности. То есть взаимодействиесубъектов образовательного пространства, содной стороны, обеспечивает их единство иобщность, сдругой- способствует проявлению иразвитию их индивидуальности.Таким образом, образовательное пространство- это динамическое единство субъектов образовательного процесса исистемы их отношений, апроцесс образования- это процесс последовательного изменения отношений ученика иучителя собразовательной средой, своеобразный «путь» субъектов образовательного процесса вобразовательном пространстве. Такой «путь» мы трактовали как образовательную программу, цель которой определяется направленностью движения субъектов в образовательном пространстве. Тем самым показано, что модель образовательной программы как способа организации образовательного процесса может быть построена исходя изпринципов синергетики [2].Учитывая цели изадачи обучения, именно врамках синергетического подхода представляется целесообразным искать методы эффективного усвоения языка иего саморазвития икак знаковой системы, икак дискурсивной практики. Одним изтаких методов является метод образного восприятия имышления. Следует отметить, что какойбы оценке неподвергалась синергетика, воснове подхода всегда лежат образное видение мира, образное осмысление научной проблемы. Образ является нетолько продуктом эмоционального восприятия, как представляют порой сторонники эмпирической позиции, но и синтезом эмоционального ирационального, субъективно-личностного иобъективно-содержательного. В качестве преимущества образного видения предмета имеет значение то, что образ представляет мир объемно (заисключением, конечно, тех случаев, когда имеет место плоскостное отображение явлений). Кстати сказать, одним изприемов операции варьирования (метод обобщающей переформулировки проблемы) как раз является перевод задачи изплоскостного варианта вобъемный, стереометрический вид. Образы запечатляют вещи так, как они есть, где ничего неубавлено инеприбавлено. Другое дело, что образ неочерчивается лишь одной адекватностью, анесет ссобой инекое рациональное начало [3].Большое преимущество образа также втом, что он предъявляет целостную картину явления. Понятийное описание линейно, аналитично, иему недано «взять» предмет сразу всовокупности его характеристик, которые можно обозреть лишь последовательностью фиксаций, нонеоднолинейно, как способен явить образ. Сведущие вобласти исследовательской мысли считают, что талант отличается открепкого профессионализма тем, что любую сложную идею он воспринимает как целое, нетратя сил наее разложение почастям, анализ составляющих и их увязывание.Среди вспомогательных приемов обращения кобразу часто используют моделирование. Модель- это объект-заместитель, конструируемый вцелях изучения оригинала, когда последний труднодоступен либо работа сним требует больших материальных затрат ввиду громоздкости. Оригинал имодель характеризуются отношением сходства иразличия, которое определяется мерой подобия. Модель неможет быть тождественна оригиналу, ибо тогда нет смысла его моделировать, номодель втоже время должна иметь сходство сизучаемым объектом, впротивном случае мы неполучим полезных результатов.Сложно исторически складывается понимание термина «язык». Исследователи насчитывают, например, двадцать семь смысловых вариантов этого термина, или, иначе говоря, двадцать семь моделей языка. Вот некоторые изних: язык- исторически развивающееся явление; язык - явление общественное; язык имеет собственные внутренние законы, хотя итесно связан собществом. Различные стороны языка развиваются неравномерно. Язык- это своеобразная система систем. Тенденция развития вязыке противостоит тенденции ксохранению существующего. Язык визвестной мере зависит отфизиологических особенностей человеческого организма. Язык как самоорганизующаяся система непрерывно развивается, внем могут спонтанно организовываться смыслы, ивтоже время они социокультурно детерминированы.Обобщая сказанное, отметим, что применение синергетического подхода влингвистике далеко небесспорно. Уэтого подхода есть ипротивники, исторонники. «Лингвистика пока еще неразглядела сложное соотношение однозначного (линейного) имногозначного (нелинейного) всамой основе языка имышления… Необходимость новой нелинейной теории языка (синергетики языка) становится все более очевидной. Лингвистике необходимо вырваться излинейного плена», - отмечает А.А. Кобляков [4. С. 327, 329].В предложенном исследовании мы попытались дать сравнительный анализ традиционной методики преподавания иностранных языков и намечающихся контуров нетрадиционного (синергетического) подхода кязыку иего преподаванию наоснове синергетической модели языка. Применение синергетического подхода кязыку [5] опиралось напараллели: «открытая нелинейная среда- контекст», «спонтанная самоорганизация- процессы синтеза всмыслообразовании». Процесс обучения языку- это процесс, слагающийся изусвоения суммы знаний, выявления смысла, межличностного общения, усвоения лексических исинтаксических правил, овладения социокультурными навыками языковой коммуникации ит.д.Тем самым, прорисовывая контуры проекта «синергетическое движение вязыке», выявили три его аспекта. Первый обусловлен комСинергетическаямуникативной онтологией языка, где язык предстает как самоорганизующаяся целостность. Второй обусловлен эпистемологией- язык как инструментарий познания, он описывается вконтексте проблематики «язык имышление». Третий связан сметодиками обучения языку, синергетикой образования.

Ключевые слова

модель образовательного пространства, синергетический подход, метод образного восприятия и мышления, model of educational space, synergetic approach, method of image-bearing perception and thinking

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гураль Светлана КонстантиновнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой английской филологии, декан факультета иностранных языковgural.svetlana@mail.ru
Обдалова Ольга АндреевнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков факультета иностранных языковO.Obdalova@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Выготский Л.С. Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. 1008 с.
Гураль С.К. Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе (языковой вуз) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. M., 2009.
Кубрякова Е.С. Язык изнание. М., 2004. 560 с.
Кобляков А.А. Синергетика, язык, творчество // Синергетическая парадигма. М., 2002.
Гураль С.К. Язык как саморазвивающаяся система. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. 122 с.
 Синергетическая модель развития образовательного пространства | Язык и культура. 2011. № 4 (16).

Синергетическая модель развития образовательного пространства | Язык и культура. 2011. № 4 (16).

Полнотекстовая версия