Пастырский дискурс в христианском богословии | Язык и культура. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19996195/40/4

Пастырский дискурс в христианском богословии

Анализируются трактаты представителей «золотого века» христианской письменности, вошедшие в сокровищницу академического пастырского богословия в качестве его лучших образцов, а также общественные выступления современных иерархов Русской православной церкви, которые можно характеризовать как публичное богословие. Выявляются различные стороны пастырской идентичности, такие как этика, мораль, просвещение, наставничество. Обнаруживается общность тематического и смыслового содержания рассматриваемых текстов. Концепции пастырского богословия II-V вв. сопоставляются с современной церковной трактовкой пастырской деятельности. Сделаны следующие выводы: христианская патристика содержит богословское обоснование пастырского служения; тексты богословских трактатов таких видных христианских писателей, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Исидор Пелусиот, насыщены концептами, отражающими различные стороны пастырской идентичности; в текстах христианских экзегетов содержатся не только явные, но и скрытые смыслы, имеющие отношение к вопросу профессиональной компетентности священнослужителя; в православном богословии доминирует идея о том, что призвание священника актуализируется в богослужебной, проповеднической и воспитательной деятельности, направленной на развитие религиозной рефлексии верующих; современный церковный дискурс развивается в духе христианской патристики; взгляд современной Церкви на личность и деятельность священника формируется с учетом духовной потребности общества и актуальных задач православной миссии, одной из которых является привлечение к религиозным ценностям студенческой молодежи. Исследование нормативных документов Русской православной церкви, православных СМИ и других церковных источников дает ясное понимание того, что Патриархия разрабатывает стратегию формирования нового поколения священников, способных адекватно презентовать православие через проповедь и социальную работу. Для этого в систему аттестации клириков вводится компетентностный подход, о котором говорит и христианская патристика, но в архаичных формулировках. Сегодня, как и много веков назад, Церковь оценивает пастыря с позиций образовательного ценза, коммуникативных способностей и нравственных характеристик.

Pastoral Discourse in Christian Theology.pdf Введение К социальной группе православного духовенства со стороны современного общества предъявляются определенные требования, в том числе моральные. На пастыря смотрят не только как на профессионального служителя Церкви, исполнителя религиозных обрядов и проповедника, но и как на духовного наставника, помогающего людям в трудных жизненных обстоятельствах. Подобный взгляд демонстрирует и сама Церковь, чья деятельность направлена на помощь людям в обретении религиозной веры, поиске жизненных смыслов, реабилитации после утрат. И Церковь, и общество наделяют священника статусом религиозного лидера с присущими ему этическими признаками. Православные СМИ ссылаются на труды христианских подвижников, апеллируют к персонажам «житий святых», представляя их в качестве идеального примера христианского благочестия. Является ли данный взгляд на феномен пастырства, отраженный в современных публицистических шаблонах и клише, новым, был ли он присущ христианскому сознанию первых веков нашей эры, предполагается выяснить в данной статье. Кроме этого, попутно мы решим дилемму, связанную с общественным восприятием выступлений церковных руководителей. С одной стороны, Церковь как социальный институт не может быть отстранена от социально-политической жизни страны, в силу чего абстрагирование духовенства от общественных проблем квалифицируется иерархами как отступление от христианского служения. «Мы не обладаем возможностью предрешать события мировой истории, - говорил Патриарх Пимен, - но не имеем права и на пассивное созерцание происходящего» [1. С. 45]. С другой стороны, стремление Церкви внести духовное содержание в государственную жизнь вызывает неоднозначную реакцию в среде научной и творческой интеллигенции. Мы слышим не только одобрения, но и обвинения в адрес Патриархии по поводу использования ею политической риторики. Патриарх Кирилл применяет светскую лексику в своих обращениях к пастве, призывает священников проповедовать в социальных сетях и проводит модернизацию системы церковного образования по университетскому образцу, что, по мнению некоторых авторов, способствует нерелигиозному восприятию людьми проповеди Церкви. Возникает потребность в выявлении степени идентичности современного церковного дискурса фундаментальным идеям общепризнанных христианских учителей, что и составляет предмет нашего исследования. Методология Методологической основой данного исследования служит дискурсивный анализ, ориентированный на выявление в тексте эксплицитных и имплицитных смыслов, контекста, закономерностей и различий. Его применение позволяет сопоставить современные и ранние трактовки пастырского служения, проследить динамику изменений в представлениях Церкви о пастырской идентичности. Автор исходил из концепции, описанной в работе С.К. Гураль «Дискурс-анализ в свете синергети-ческого видения» [2], в рамках которой язык рассматривается в качестве самоорганизующейся и коммуникативной системы, а дискурс - как линейное и одновременно самоорганизующееся когерентное образование. Основная часть Пастырская этика. Книги Ветхого Завета приписывают духовенству социальные статусы учительства (обучение религии), наставничества (религиозное воспитание) и врачевания (исправление нравственных недостатков). Христианские экзегеты ссылаются на библейские описания как на нравственные памятники и уроки, характеризуют священнослужение с точки зрения его прообразовательного значения для христианской миссии. Данная тенденция акцентирования внимания на этической стороне пастырского служения сохранилась вплоть до наших дней, поскольку в христианском мировоззрении моральные ценности оставили за собой ключевое место. Даже при обсуждении вопросов, напрямую не связанных с профессиональной этикой священнослужителя, официальные представители Церкви апеллируют к готовности священника к жертвенности, указывают на альтруизм как характерную черту пастырского призвания. Трудные условия жизни священника, по мнению православных иерархов, не должны понижать градус его духовной мотивации: «...в большинстве случаев священники ведут жизнь в материальном отношении очень скромную; жизнь их многотрудная, служение требует того, чтобы священник не жалел своих сил, не жалел себя, отдавал всего себя Богу и людям. И Господь именно таких людей призывает на служение» [3]. Как мы видим, пастырское призвание рассматривается в контексте христианской этики, его реконструкция в риторике христианских писателей первых веков происходит через противопоставление должного и недолжного: - одно из призваний Церкви - обучать людей правилам духовной жизни [4. C. 479], поэтому нерадивый священник не может ко конца соответствовать пастырскому призванию [5. C. 450]; - отличительной чертой священнического служения является стремление достичь святости [6. C. 202] и стать достойным духовно-нравственным примером для мирян [7. C. 407], поэтому безразличие к собственному духовному развитию и духовной жизни прихожан свидетельствует об отсутствии пастырской мотивации [8. C. 16]. С точки зрения христианской морали все стороны жизни священника, в том числе досуг, имеют немаловажное значение. В ранних источниках встречаются рекомендации духовенству не посещать увеселительные заведения и избегать небезупречных в нравственном отношении компаний, дабы не «расстроить гармонию в правильном образе жизни и добрых делах» [9. C. 35]. В тексте современной иерейской присяги содержится указание на обязанность «своим добрым примером руководствовать других к благочестию» [10]. Катехизация. В обязанности священника входит обучение мирян основам вероучения, изложенным в Библии. Чаще всего это происходит посредством устного повествования. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал исключительное значение духовенства в просветительной работе: «...прочие качества можно находить и в подчиненных, как-то: непорочность, воспитание детей в послушании, страннолюбие, справедливость, благочестие; но епископа и пресвитера особенно отличает то, чтоб он оглашал народ учением» [11. С. 414]. Сведения об активной катехизаторской деятельности священников встречаются и в богословских трудах более позднего времени, в том числе у крупного византийского писателя Феофилакта Болгарского, считавшего учительство отличительной чертой пастырской идентичности [Там же]. В наше время в рамках приходской реформы Русской православной церкви на православных приходах введена должность катехизатора, в его обязанности входит помощь настоятелю в просветительской работе. Инструктивным указанием Московской Патриархии за священниками закреплена обязанность по проведению пастырских бесед с желающими принять крещение в Русской православной церкви. Проповедь. В церковной среде традиционным способом трансляции религиозных истин служит проповедь, которую мы рассматриваем в качестве одного из элементов миссионерской деятельности священнослужителя. Традиция первых веков сочетать проповедь с богослужением повлияла на каноническое закрепление в чине литургии толкования священных текстов. Характер пастырской проповеди в зависимости от потребности паствы может быть обличительным (порицание греховных действий) и увещевательным (призыв к христианскому благочестию). По общему мнению христианских писателей, ораторское искусство проповедника связано с навыками структурирования текста, выбора тематики и использования техники речи (интонации, дикции, артикуляции и т.д.), «ибо что пользы, если речь истинна, но не кратка -утомляет же слушателей; или кратка, но не ясна, или ясна, но произносится некстати?» [12. C. 228]. Важной компетенцией проповедника является красноречие [13. C. 458], т.е. способность увлекать аудиторию яркими, образными, художественными выражениями. Ключевым фактором развития ораторских способностей пастыря является образование. В христианской патристике встречаются ясные указания на потребность изучения не только Священного Писания, но и гуманитарных наук, преимущественно философии и риторики. Использование передовых методик в церковном обучении способствует интеллектуальному росту священника, расширению его кругозора, систематизации знаний. Образованный священник более адекватно оценивает свои способности и, как правило, открыт к общению. В конечном счете всестороннее образованный проповедник способствует положительной презентации Церкви в обществе [14. C. 55]. Лучшими примерами совмещения в личности священнослужителя церковной и светской эрудиции принято считать таких видных церковных деятелей, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий. В их риторике малообразованное духовенство характеризуется крайне негативно [15. C. 472]. Иоанн Златоуст писал, что «важно и много содействует благоустроению Церкви и великую приносит пользу, когда предстоятели ее - люди ученые, а когда этого нет, то в Церквах многое погибает» [13. C. 222]. В современном церковном сознании невежество также считается недопустимым для пастыря и вредным для Церкви в целом. В связи с необходимостью постоянного повышения интеллектуального и образовательного уровня церковной иерархии Патриарх Кирилл считает целесообразным организацию курсов повышения квалификации для духовенства, что и реализуется в настоящее время на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. В своем обращении к одному из современных архиереев Патриарх Кирилл обратил внимание на следующее: «...чтобы подвиг твоего церковного служения был успешен, ему должна споспешествовать большая внутренняя работа» [5]. Душепопечение. Пастырская миссия не ограничивается функцией церковного учительства, религиозное обучение воспринимается в христианстве как один из ресурсов духовного воспитания личности. Православная педагогика исходит из представления о религиозной практике как процессе духовного исцеления человеческой природы. Священник выступает связующим звеном между Творцом и страждущим в том смысле, что использует свои духовные знания и опыт молитвы для врачевания нравственных пороков людей. Не случайно авторами публикаций о церковной жизни в дореволюционных журналах пастырское служение воспринимается не иначе как «попечение о душах и посредничество между Богом и человеком» [6. C. 202]. Применение правил духовного врачевания происходит на основе индивидуального подхода, поскольку, как пишет Исидор Пелусиот, «не всем пригодны одни и те же пособия», «не все излечиваются одним и тем же» [12. C. 55-56, 446]. Владение различными приемами психоэмоционального воздействия, такими как совет, увещание, наказание, пример, считается важной пастырской компетентностью [Там же. C. 55-57, 283284]. При этом подразумевается, что формальное вступление в клир еще не дает навыка духовного врачевания, так как он приобретается исключительно посредством персональной аскезы, направленной на искоренение душевных пороков и греховных привязанностей. Об этом известный христианский подвижник Симеон Новый Богослов говорил следующее: «...ни монахам по одежде, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни почтенным достоинством архиерейства, патриархам... только из-за рукоположения и за его ценность не дается от Бога оставлять грехи. но только тем, кто среди священников и архиереев и монахов может быть сопричислен к лику учеников Христовых за чистоту» [16. C. 152]. В концепциях современного академического богословия термины «посредничество» и «возрождение» также используются в качестве маркеров для обозначения психологической роли пастыря [17. C. 70]. Другой особенностью учения о пастырстве является разделение способностей священника проводить богослужение и принимать исповедь. И то и другое в православной педагогике является средством духовного воспитания личности, но исповедь больше относится к сфере так называемого пастырского «душепопечения» как педагогического процесса, в котором религиозный опыт передается от наставника к ученику и развивает духовные качества личности. С точки зрения христианской патристики процесс духовного воспитания в целом не ограничивается участием мирян в богослужении как экзистенциальном процессе откровения и постижения духовных истин. В широком смысле под душепопечением понимается всесторонняя забота священника о своей пастве, ожидаемым результатом которой становится достижение главной цели христианской жизни - спасения души. Община (паства) и священник выступают в качестве ключевых субъектов педагогического процесса, но личные интересы пастыря подчиняются духовным потребностям мирян. «Поверьте мне, - говорил архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст, - я забываю о собственном спасении, заботясь о вашем, и не имею времени оплакивать свои грехи» [13. С. 257-258]. В наше время определенная часть духовенства неоднозначно оценивает устоявшуюся практику совмещения исповеди и духовной беседы, апеллирует к идее первохристианских учителей о необходимости разделения богослужебной и педагогической функций. Некоторые клирики, даже хорошо осведомленные в богослужебном уставе, часто считают себя не готовыми принимать исповедь. Добродетельная жизнь и аскеза под руководством опытного наставника считаются важнейшими условиями приобретения духовной мудрости, крайне необходимой для всех пастырей [18]. В христианской патристике большое внимание уделяется духовной проблематике молодежи. Для христианских экзегетов было свойственно ссылаться на указания апостола Павла о том, что молодые люди, склонные к духовному осмыслению жизни, в силу возраста относительно свободны, не обременены необходимостью решать вопросы быта и карьерного роста [19. С. 1306-1307]. Эти обстоятельства необходимо учитывать в процессе религиозного воспитания подрастающего поколения. Ответственность священника в роли духовного наставника столь велика, что рассматривается в сотериологическом аспекте: «...когда прочие грешат, вина падает на него» (священника), - говорил святитель Иоанн Златоуст [20. C. 38]. Современная Церковь говорит о своей обеспокоенности духовным состоянием студенческой молодежи в связи с невысоким уровнем ее институциональной религиозности и низкой вовлеченностью в духовную практику [21. С. 65-66]. С санкции церковного руководства священники активно пользуются Интернетом, транслируя православные идеи в информационное пространство. Проповедь в социальных сетях, чью основную аудиторию составляет молодежь, позволяет вовлечь в религиозный контекст подрастающее поколение. По словам Патриарха Кирилла, через пастырское слово в Интернете «Церковь сегодня может присутствовать в этом мире более эффективно, более надежно с точки зрения передачи миру и особенно молодежи своего послания» [22]. Следует заметить, что церковная повестка содержит множество других вопросов, актуальных как для настоящего времени, так и для предшествующих эпох. Одним из них является социальное служение православия, в котором священник, настоятель прихода выступают ключевыми действующими лицами. Известно, что Церковь изначально оказывала духовную и финансовую помощь малоимущим [4. C. 434436]. В среде духовенства всегда было принято отдавать часть собственных средств на благотворительность, уделять внимание проблемам малообеспеченных слоев населения, безвозмездно совершать для них религиозные обряды [23. С. 8]. Церковное служение ориентировано на доброе и сочувственное отношение к людям, попавшим в беду. В наше время функции защиты неимущих, психологической помощи душевнобольным и педагогической работы с проблемными группами населения принадлежат государственным учреждениям социальной помощи, но духовенство не может оставаться в стороне. Пастырское неравнодушие к страждущим людям вытекает из неизменного нравственного императива христианства. На православных приходах священники создают церковные приюты, детские дома, центры реабилитации наркоманов и алкозависимых. Священники также опекают государственные социальные и исправительные учреждения, посещают детские интернаты, дома престарелых и хосписы с целью проведения богослужений и духовных бесед, что очень важно для одиноких и обездоленных. Выводы Таким образом, можно говорить о содержательном единстве риторики древней и современной Церкви о пастырстве. Авторов объединяет общий лексический инструментарий, одинаковый набор этических терминов, таких как святость, благодать, духовность, добродетель и т. п. В современном богословском дискурсе, как в зеркале, отражаются концепции о пастырском служении христианских экзегетов первых веков, в них священник оценивается в аспектах личности и деятельности. Личностные качества священнослужителя соотносятся с этическим нормативом христианства, в котором альтруизм и самопожертвование занимают ключевое место. Большое внимание уделяется духовной жизни самого пастыря. Это свидетельствует о сохранении тенденции унификации взгляда христианских авторов на пастырское служение. В интерпретации христианских подвижников базовые концепции о пастырстве можно представить в следующих тезисах: - пастырская миссия обращена к церковной общине: прихожане -объект, их духовная жизнь - предмет пастырского попечения; - вне зависимости от должностного статуса священник выступает в роли проповедника и духовного воспитателя; - деятельность пастыря направлена на развитие духовных качеств прихожан; - церковная аудитория готова внимать священнику, реализующему провозглашаемые им паттерны в собственной жизненной практике; - аскеза и образование служат средствами повышения пастырской компетентности. В современном церковном дискурсе более точно, по сравнению с христианской патристикой, сформулирована концепция пастырской социализации. Церковные документы ясно показывают, что на священника возложены функции управления процессом религиозной идентификации прихожан и, адаптируя людей к церковной среде, формируя психологическую атмосферу приходского коллектива, настоятель повышает свою профессиональную компетентность. Наиболее значимыми факторами социальной активности современного священника являются религиозная мотивация, нравственная репутация и личностные качества.

Ключевые слова

пастырь, священник, служение, идентичность, паства, наставничество, проповедь, компетентность, pastor, priest, ministry, identity, flock, mentoring, preaching, competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Морозов Евгений МихайловичТомская православная духовная семинариякандидат богословия, проректор по учебной работеtigriso@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на пленуме Советско го комитета защиты мира // Журнал Московской Патриархии. 1984. № 5.
Гураль С.К. Дискурс-анализ в свете синергетического видения. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2009. 176 с.
Митрополит Волоколамский Иларион. Служение священника - служение жертвен ное // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3659143.html (дата обращения: 20.10.2017).
Иоанн Златоуст. Творения : в 12 т. СПб., 1895. Т. 1.
Слово при вручении архиерейского жезла Преосвященному Порфирию (Преднюку), епископу Лидскому и Сморгонскому. URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/slovo-pri-vruchenii-arhiereyskogo-zhezla-preosvyaschennomu-porfiriyu-prednyuku-episkopu-lidskomu-i-smorgonskomu (дата обращения: 20.04.2015).
Высота и важность священнического звания // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 23.
Об отношениях между пастырями и пасомыми // Руководство для сельских пасты рей. 1891. № 33.
О пастырском служении // Христианское Чтение. М., 1847. Ч. 1.
Амвросий Медиоланский, святитель. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. Киев, 1875.
Текст ставленнической присяги при рукоположении во диакона и иерея // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1435038.html (дата обращения: 02.11.2017).
Херасков Михаил, протоиерей. Послания апостольские и апокалипсис. Владимир, 1898.
Творения св. Исидора Пелусиота : в 3 ч. М., 1859-1860.
Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на разные места Св. Писания. СПб., 1861. Т. 1.
Святителя Григория, Архиепископа Константинопольского, слово похвальное Афанасию Великому, Архиепископу Александрийскому // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 5.
Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд. СПб., 1895. Ч. 1.
Кривошеин Василий, архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. Н. Новгород, 1996.
Федченков Вениамин, митрополит. Лекции по пастырскому богословию с аске-тикой. Изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М., 2006.
Иерей Андрей Лоргус. Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ. // Русская православная психология. URL: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a.-svyasch.-psihologicheskaya-praktika-i-pastyirskoe-sluzhenie.html (дата обращения: 18.10.2017).
Библия / Изд. Российского библейского общества. М., 2013.
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополь-скаго. СПб., 1903.
Грашевская О. В. Исследование отношения студенческой молодежи к религии // Проблемы развития территории. 2014. Вып. 5 (73). С. 57-67.
К активной проповеди в сетях призвал священников патриарх Кирилл // Феномен. URL: http://fenomen.ws/k-aktivnomu-propovedi-v-setyax-prizval-svyashhennikov-patriarx-kirill/ (дата обращения: 10.10.2017).
Об отношениях между пастырями и пасомыми // Руководство для сельских пастырей. 1891. № 36.
 Пастырский дискурс в христианском богословии | Язык и культура. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19996195/40/4

Пастырский дискурс в христианском богословии | Язык и культура. 2017. № 40. DOI: 10.17223/19996195/40/4