Образовательное поликультурное пространство современной России
Актуальность исследования обусловлена современным пониманием образовательного пространства. Закон Российской Федерации «Об образовании» в начале 1990-х гг. заявил разновекторные цели российского образования. В первую очередь, это обеспечение «единства федерального культурного и образовательного пространства». Таким образом, «образовательное пространство» становится понятием, нормативно закрепленным. Образовательное поликультурное пространство современной России представлено через описание функционирования полиэтнической школы - школы с многонациональным контингентом учащихся. В связи с этим анализируются теоретические основы функционирования полиэтнической школы как представление образовательного поликультурного пространства современной России. Образовательное пространство следует трактовать как результат интеграции в педагогике, взаимодействие образовательных сред и форм существования отрицательных образов и институтов. Таким образом, следует говорить о пространственном подходе к организации современного образования, который определяет условия, наполняющие образование личностными смыслами. При этом образование становится пространством культуры и творчества. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет констатировать отсутствие единых требований к формированию регионального и этнокультурного содержания школьного образования. Представленные материалы дают возможность учителю школы с многонациональным контингентом учащихся адекватно воспринимать особенности поликультурной полиэтнической среды и эффективно строить образовательный процесс. Мультикультурное/поликультурное образование рассматривается как процесс усвоения этнической, общенациональной (российской) и мировой культуры с целью нравственного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и способности жить в поликультурной полиэтнической среде. Основами поликультурного образования являются культура, воспитание в духе мира, глобализм, интегративные процессы в образовании, педагогическая и регионально-этническая культура народа, уважение к каждому этносу с его специфическим менталитетом. Ведущими методами в исследовании данной проблемы выступили экспертные оценки педагогического процесса в полиэтнической школе, анкетирование учителей.
Educational multicultural environment of modern Russia.pdf Введение Образовательное пространство - это «пространство», существующее в обществе, где субъективно определены наборы отношений и связей, где осуществляется специальная деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию личности и ее социализации. Возможно и внутренне сложившееся индивидуальное образовательное пространство, формирование которого происходит в опыте каждого. Образовательное пространство, будучи по-ликультурным, выходит за территориальные границы и понимается как педагогически окрашенное информационное, психологическое, социальное пространство. Понимание сложной и многоуровневой пространственной организации и самоорганизации служит связующим звеном между простым эмпирическим представлением об образовательном учреждении (например, поликультурной образовательной среде полиэтнической школы) и его представлением как системы. Поликультурное образование в России является основой формирования личности, способной жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и религий. Культура, воспитание в духе мира, интегративные процессы в образовании, педагогическая и региональноэтническая культура народа становятся основами поликультурного образования. При этом формируется уважение к каждому этносу с его специфическим менталитетом. Методология исследования В исследованиях конца XX - начала XXI в. довольно часто под поликультурным образованием подразумевается полиэтническое образование, т. е. происходит смешение общего и особенного. Разделяя эти два понятия, мы используем понятия «образовательное поликультурное пространство» и «образовательная среда полиэтнической школы», функционирование последней определяется принципом поликультурности образовательной деятельности. Методологическую основу исследования составили системный и синергетический подходы. Одним из последствий полиэтничности является множественность национальных систем ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены в должной мере к «общему знаменателю» общечеловеческих ценностей [1-3]. Различие в системах ценностей является источником внутренней нестабильности каждого полиэтнического сообщества. Отсюда необходимость дополнения функций российской школы, помимо общеобразовательной, еще и консолидирующей функцией. В результате возникает обязательная организация сопряжения, взаимодействия, диалога культур в общем содержании образования [4-6], особенно в образовательной среде полиэтнической школы, формулировка использования традиционных этнических культур в образовании и воспитании толерантной личности, гражданина России. Метод систематизации и анализа национальных систем ценностей позволил минимизировать их различия в образовательном процессе. Синергетический подход нацелен на сохранение преемственности и адекватности многоаспектных социокультурных межнациональных ситуаций, возникающих в образовательной среде полиэтнической школы. Остается актуальным поиск ответов на широкий круг научных и методических вопросов педагогической деятельности в поликультур-ной и полиэтнической среде - от реализации демократических идеалов до внедрения иных программ, форм и методов воспитания и обучения. В России сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях по-ликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой - препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. Положения организации поликультурного (полиэтнического) образования разработаны В.П. Борисенковым и соавт. [7], О.В. Гукаленко, А.Н. Джуринским [8] и другими учеными. Интерес высшей школы к поликультурному образованию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества, усилением движения этнических и расовых меньшинств за свои права в многонациональных регионах и государствах. Учебным заведениям следует ответить на потребность воспитания основ межкультурного взаимодействия учащихся из семей разных социальных страт и профессий. В вузах многонациональной России злободневность теоретической и практической подготовки к поликультурному воспитанию и обучению обусловлена необходимостью формирования и развития новой национальной общности - россиян. Следует отметить кризис идей и опыта социалистического интернационального воспитания; не прекращается пополнение россиян беженцами и иммигрантами из бывших республик Советского Союза. При этом усиливаются процессы национально-культурного самоопределения народов России. Продолжает развиваться этнопедагогика как основа для реализации концепций поликультурного образования. Основными направлениями поликультурного образования являются: билингвальное обучение; педагогическая поддержка представителей различных этнокультурных групп; педагогические меры против этноцентризма [8]. Целью поликультурного образования является формирование личности, готовой к активной созидательной деятельности в многонациональной среде, способной к жизни в полиэтническом и поликуль-турном обществе, сохраняющей свою социально-культурную идентичность, стремящейся к пониманию других культур, уважающей иные культурно-этнические общности, обладающей навыками жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и религий. Поликультур-ное образование помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Требования к образованию как процессу развития личности, формирования «человека культуры» принципиально меняют отношение участников образовательного процесса к знаниям о культуре, поскольку системное научное знание о культуре из различных гуманитарных дисциплин становится эффективным средством организации профессиональной педагогической деятельности в соответствии с культурными нормами. В процессе подготовки представленного материала были использованы: - методы диагностики (опросы учителей, интервью, дискуссии, оценка); - анализ педагогического процесса в полиэтнической школе, анализ продуктов деятельности педагогов, учащихся: творческих индивидуальных заданий, эссе, сочинений, содержащих понимание «культурного человека», знания о культуре; - прогностические методы (моделирование педагогического процесса, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки). Исследование и результаты Концептуальные положения о сущности образовательных пространств и сред известны давно, но подлинное их осмысление современной образовательной практикой для построения реальной педагогической действительности, на наш взгляд, произошло лишь недавно. Гуманитарное восприятие общей теории относительности показало в ХХ в. важность для культуры категории «пространство». Использование термина «пространство» предполагает его трактовку как комплекса содержательных, структурных, коммуникативных параметров и отношений. Введение этого термина в научную революцию связано с отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как о линии, заданной траектории трансляции готовых знаний или определенном канале, по которому нормативно должен двигаться ученик. В образовательном пространстве школы дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, сглаживаются проявления социального и материального расслоения, формируется гуманистическая направленность. Актуальным становится понимание образовательного пространства личности. Культурно-образовательное пространство школы защищает учащихся от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Одним из важнейших условий функционирования пространственной организации образования является разнообразие входящих в нее образовательных сред, обусловленное содержательным ядром образовательного пространства. Последнее удерживает всю полифонию разнообразных взаимодействий в предсказуемых и организованных рамках и обеспечивает заданную динамику развития участника образовательного процесса. Образовательная система становится образовательным пространством тогда, когда она открывает человеку возможность занять в ней свое место. И если система не восприимчива к жизни человека, то образовательное пространство - это «пространственновременной континуум» образования, самообразования человека во всех его культурных и духовных проявлениях. Образовательное пространство придает педагогике гуманистический вектор, поскольку по сути своей является культурно-антропологическим пространством и включает в себя только знания, понятия, личностные смыслы, проявления жизни и культуры, полученные и открытые самим человеком при оказанной ему педагогической поддержке [9]. Образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия учебного материала и объектов образовательных процессов. В последнее время образовательная среда стала одним из ключевых понятий при выявлении и анализе образовательных потребностей и тенденций имидж-негатива и институтов, которые, являясь ее частью, могут обеспечить эффективность образования. Образовательная среда - это объект деятельности, связанный с целеполаганием образования в целом и содержанием педагогического процесса конкретной образовательной организации как производной от общего содержания образования, его социально ценной культурной направленности, что, в свою очередь, определяет иерархию целей и задач образовательной политики государства с учетом сложившихся в обществе образовательных традиций. Именно такими характеристиками, например, обладает поликультурная образовательная среда российской полиэтнической школы [10]. Многонациональный характер российского государства, его федеративное устройство, полиэтническая структура общества, функционирование в некоторых субъектах Российской Федерации двух государственных языков - русского и языка титульной нации - предопределяют разнообразие типов образовательных учреждений (средних школ). Школы различаются по языку обучения, этническому составу учащихся, целям и содержанию гуманитарного образования. В обществе этнического, культурного, религиозного многообразия актуальной проблемой является воспитание подрастающего поколения, свободного от предрассудков, расизма, дискриминации, ксенофобии, способного эффективно сотрудничать с представителями других культур. Современное образование становится мультикультурным, основанным на идеях свободы, справедливости и равенства. Такое образование представляет собой процесс усвоения этнической, национальной и мировой культуры с целью обогащения духа, формирования готовности и способности жить в поликультурной/поликультурной среде в мире и согласии с людьми разных национальностей и религий. Основными целями поликультурного образования являются, прежде всего, повышение академической успеваемости представителей разных национальностей, межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация, взаимообогащение культур, формирование у учащихся знаний о ценностных ориентациях межэтнической толерантности. Структурными компонентами поликультурного образования являются личностно-смысловая ориентация; творческие способы обучения, формирование компетенций; групповые и индивидуальные формы образовательного процесса [11]. В конце ХХ - начале XXI в. исследования российских ученых рассматривали процесс образования как процесс организации образовательной среды, в которую вписан культурно-исторический контекст [12]. При этом образовательная среда (профессионально-образовательная, социокультурная) отождествляется нами с образовательным пространством. Следует отметить, что гуманизации образовательной среды способствует: - обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых; - персонализация среды (фиксация определенной части среды как своего «Я»); - создание «среды для меня», т. е. образовательной среды каждой личности; - обеспечение личностного роста субъектов среды. Таким образом, образовательное пространство становится образовательной средой, и эти особенности образовательной среды характеризуют современную российскую полиэтническую школу. Образовательная среда является частью социокультурного пространства, зоной взаимодействия учебного материала и объектов образовательных процессов. Поликультурное образование - система образования и воспитания, которая учитывает культурные, этнические и религиозные особенности учащихся, развивает их толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности [13, 14]. Сущность поликуль-турного образования сводится к тому, что оно позволяет познакомить учащихся с многообразным проявлением этнических культур, для чего расширяет понимание содержания культурной компетентности учителя через его этнопедагогические и этнокультурные идеи. Заключение Образовательное пространство следует трактовать как результат интеграции в педагогику. Оно осуществляется в процессе взаимодействия образовательных сред и форм их существования. Таким образом, следует говорить о пространственном подходе к организации современного образования, который определяет условия, наполняющие образование личностными смыслами. При этом образование становится пространством культуры и творчества. Полиэтническая школа - это инструмент не только воспитания (социализации) ученика, но и инструмент интеграции. Уроки в полиэтнической школе - это пространство межкультурного диалога, соприкосновения и взаимодействия культур. Целью деятельности учителя в поликультурной образовательной среде полиэтнической школы является формирование творческой личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде. Полиэтническая школа -сообщество субъектов образовательного процесса с развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, способное жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Поликультурная образовательная среда полиэтнической школы характеризуется многонациональностью, педагогической толерантностью и интеграцией в региональных условиях школьного образования.
Ключевые слова
образовательное пространство,
пространство культуры,
поликультурное образование,
образовательный процесс,
полиэтническая школа,
контингент учащихся,
«человек культуры»,
среда школы,
региональное и этнокультурное содержание,
этнос,
менталитетАвторы
Михеева Татьяна Борисовна | Донской государственный технический университет | доктор педагогических наук, профессор кафедры мировых языков и культуры | mitata.m@yandex.ru |
Морозова Янина Самвеловна | Донской государственный технический университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры мировых языков и культуры | yanina.frost@mail.ru |
Всего: 2
Ссылки
Сафина Р.Н., Абдурахманов М.А. Формирование толерантности учащихся в многонациональной школе // Международный научно-образовательный журнал. 2016. Т. 11, № 3. С. 269-277.
Михеева Т.Б. Полиэтническая школа и проблемы многоязычия в российском образовании // Ученые записки ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. 2010. № 5. С. 44-50.
Mikheeva T.B., Shapovalova E., Ereshchenko M., Antipas I. Multicultural professional competence of a teacher /13th International technology, education and development conference. INTED 2019. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37241270.
Набок И.Л. Педагогика межнационального общения : учеб. для школьников. М. : Academia, 2010. 304 с.
Mikheeva T.B. Intercultural competence of multicultural personality of a student. IX International Conference “Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects” // Social & Behavioural Sciences. 2018. Р. 109-114. doi: 10.15405/epsbs. 2018.04.02.16.
Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде / под ред. В.Н. Гурова. М., 2004. 240 с.
Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы дизайна. М. : Педагогика, 2006. 458 с.
Джуринский А. Концепции и реалии поликультурного образования: сравнительное исследование. М. : Academia, 2008. 303 с.
Asten T., Rynkevich A., Karpova A. Multicultural education as the basis of professional literacy of the students. ICERI-2020. doi: 10.21125/iceri.2020.0543.
Михеева Т.Б. Предмет «Русский язык» в контексте поликультурной образовательной среды полиэтнической школы // Известия Орловского педагогического университета - Вестник Орловского педагогического университета. 2011. № 4 (18). С. 137140.
Morozova J.S., Kuzheleva I.G. The research of personal and professional development features of college graduates in the university: content and methods» // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020). doi: 10.1051/e3sconf/ 202021022026.
Шендрик И.Г. Образовательное пространство предмета и его конструкция. М. : АПК и ПРО, 2003. 156 с.
Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. С. 85-104.
Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. Екатеринбург : Изд-во УГУ, 2002. 121 с.