Гуманитарные характеристики человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию
Представлены результаты теоретического исследования по проблеме гуманитаризации человеческого капитала в контексте компететностного подхода к образованию. Методологической базой исследования выступили ключевые положения компетентностного подхода. Ориентация на компетентностный подход способствовала расширению гуманитарного контекста человеческого капитала (образование), поскольку данный подход ориентирован не только на профессиональное формирование, но и на личность обучающегося, на развитие его индивидуальных интересов, потенциала и способностей. С целью анализа и содержания основных понятий данного исследования были рассмотрены ключевые положения и концепции, демонстрирующие связь человеческого капитала и компетентностного подхода. Отмечается, что компетентность как свойство человека подверглась тщательному анализу лишь в середине XX в. Это было связано с гуманистическим подходом, ориентированным на личность обучающегося, на развитие его индивидуальных интересов, потенциала и способностей. Содержащийся образовательный и воспитательный потенциал в структуре компетентностного подхода направлен не только на формирование социальной и профессиональной стратификации будущего специалиста, но и развивает социальные качества личности, проявляющиеся в ее поведении и взаимодействии с другими членами социума, т.е. является гуманитарным по своей сущности. Являясь определенной трансформацией в образовании и профессиональной деятельности, компетентностный подход предполагает изменение социальных функций образования, выступающее не только педагогическим процессом воспроизводства человека, но и условием раскрытия его сущности (человеческой). В данном случае концепт компетентности выступает базовой характеристикой человека-профессионала, а развитие культурных, нравственных и интеллектуальных образований изменяет его профессиональную мотивацию, отражаясь в сознании индивида, и способствует овладению профессиональными компетенциями. Расширение гуманитарной составляющей человеческого капитала (образования) в рамках компетентностного подхода подразумевает, помимо передачи совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, также развитие кругозора, междисциплинарного видения, способности к индивидуальным креативным решениям и самообучению, формирование гуманистических ценностей. Гуманитарными характеристиками человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию являются следующие: 1. Концепт «компетентность» в контексте гуманитарного подхода трактуется как структура оценки внутренних критериев субъектом самого себя, как понимание индивидом своего побудительного стимула к получению образования, осознавая степень неполноценности собственных знаний и предвидения действий, направленных на преодоление данных ограничений. 2. Как субъект своего образовательного маршрута на протяжении всей жизни, начиная от различных культурных практик и заканчивая адаптацией и социализацией, человек является предпринимателем собственного образования, изменяя свою профессиональную и культурную идентичность. 3. Компетентностный подход, являясь гуманитарным по своей сущности, формирует у человека новые социокультурные ценности, установки и взгляды, что способствует дальнейшему становлению и развитию его как личности.
Human capital's humanitarian characterestics of a cometent approach to education.pdf Введение Состояние образовательного сегмента начала XXI в. характеризуется, с одной стороны, его беспрецедентным ростом и значительными достижениями научно-технического прогресса, а с другой - накоплением и обострением множества проблем в системе образования (А.Г. Асмолов, С.Л. Гертнер, Ж. Делор и др.). Одной из ключевых проблем является современный кризис образования, который в наибольшей степени связан с тем, что мировой образовательный сегмент входит в прямое противоречие с гуманистическими ценностями образования (В.В. Краевский, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков и др.). Для образовательного социума остается острой проблема высшего образования. С одной стороны, существует необходимость изменений в практике и качестве подготовки профессиональных кадров, которых теперь нужно готовить в соответствии с требованиями рыночной экономики и запросами рынка труда. С другой стороны необходимо формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическими ценностями. Поэтому актуальной задачей современного образовательного процесса становится поиск новых ориентиров подготовки специалистов. Компетентностный подход в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений теории и практики современного образования, как реакция России на присоединение к Болонской декларации (В.И. Байденко, В.М. Коровин, А.К. Маркова и др.). Концепция модернизации российского образования до 2025 г. предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода как условия успешного формирования новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяется как современные ключевые компетенции. Одной из ключевых идей компетентностного подхода является развитие компетенций. Это выводит цели за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи знаний и о формировании соответствующих им умений и навыков, а также акцентирует внимание на развитии личности, ее способности применять знания на практике. Анализ диссертационных исследований в области педагогических наук за последние 10 лет показал низкую опытно-экспериментальную активность в направлении исследования компетентностного подхода - защищено 30 диссертаций (2 докторские и 28 кандидатских). В основном тематика компетентностного подхода исследуется в трех направлениях: 1) концептуальные основания, которые принципиально изменяют организацию деятельности в образовательных учреждениях различного уровня [1, 2]; 2) результат образования - разработка компетенций для оценки результативности учебного процесса [3, 4]; 3) условие для развития профессиональных и личностных качеств участников образовательного процесса [5, 6]. Кроме того, компетентностный подход часто используется в диссертационных исследованиях, отражающих состояние инновационной педагогической практики [7] или специфику предметной подготовки специалистов [8, 9]. Это указывает на востребованность компетентностного подхода для решения актуальных задач современной педагогической практики. Анализ диссертационных исследований, где объектом выступает человеческий капитал [10-12], указывает на актуальность этой тематики для политических, социологических и экономических наук. В педагогической науке встречаются отдельные работы, затрагивающие разные аспекты человеческого капитала, в том числе и через призму компетентностного подхода (И.Ю. Малкова, О. В. Цигулева). Однако до настоящего времени системные педагогические исследования, позволяющие оценивать состояние человеческого капитала в поле образовательной практики, отсутствуют. Это указывает на несформиро-ванность единого подхода к определению человеческого капитала в образовании, к механизмам и условиям его формирования и оценивания. Генезис предпосылок становления компетентностного подхода показывает, что являющийся базисом концепции стандартизации (Болонский процесс) и определяющий тенденции развития отечественной и зарубежной высшей школы данный подход противостоит феномену индивидуализации. Поэтому весьма важным является понимание концепта «компетентность» в контексте гуманитаризации, где ценностносмысловые ориентиры соединены с поиском субъектного смысла получения образования. В данном случае компетентность трактуется как структура оценки внутренних критериев субъектом самого себя, как понимание индивида своего побудительного стимула к получению образования, осознавая степень неполноценности собственных знаний и предвидения действий, направленных на преодоление данных ограничений. Именно в гуманитарных изображениях компетентности проявляются новые аспекты человеческого опыта, открывая экзистенциальную сущность бытия субъекта. Методология исследования Анализ массива научно-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что проблема человеческого капитала широко освещена в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых (И.В. Абанкина, М.М. Критский, H.R. Bowen, T.W. Schultz и др.). Учитывая современные тенденция и направления развития высшего образования в России и за рубежом, не менее важным является исследование гуманитаризации человеческого капитала, выделение его гуманитарных характеристик в контексте компетент-ностного подхода к образованию. Для раскрытия сущности изучаемого в исследовании феномена мы рассмотрели различные подходы к трактованию категорий «компетенция» и «компетентность», их содержанию и структуре. Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, изучающих различные вопросы гуманитаризации человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию. Основополагающими принципами компетентностного подхода при проведении данного исследования выступают следующие: - сущность процесса образования заключается в развитии умений самостоятельного принятия решений в различных ситуациях (как личностных, так и профессиональных) на основе использования собственного и социального опыта обучающихся, в самостоятельном проектировании содержания учебного процесса и темпах его усвоения (В. И. Байденко, О. Е. Лебедев, Н. Хомский); - признание личностных запросов и целей обучающегося, создающих условия для его самореализации, саморазвития и самоопределения в процессе обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); - обучающийся выступает как активный полноправный субъект педагогического процесса, обладающий знаниевой позицией, способствующей развитию его умений самостоятельно и творчески мыслить, моральным и нравственным ценностям и установкам (Ю.А. Базыльни-кова, И.А. Зимняя). Расширению гуманитарного контекста компетентностного подхода в разрабатываемом нами исследовании послужили ключевые положения отечественных и зарубежных психолого-педагогических и социологических исследований: - человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев, И.С. Бурикова, А.И. Юрьев); - раскрытие человеческой сущности проявляется в системе социальных отношений (к обществу, трудовой деятельности, к другим людям, к себе) (Ю.Г. Быченко, А.Н. Татарко, Ю.Н. Федоров, М. Seligman); - компетентность человека имеет вектор индивидуальноличностных механизмов саморазвития, саморегуляциии и самореализации (И.А. Зимняя, Н. Хомский, А.В. Хуторской, R.V. White); - высокий уровень мастерства включает компетентности (А.К. Маркова, Л.Г. Смышляева, R.E. Boyatzis, G. Binder). Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов, адекватных природе изучаемого феномена: - междисциплинарный анализ и синтез данных из философской, социологической, психолого-педагогической литературы; - историко-методологический анализ (в том числе изучение документов, концепций, положений); - анализ зарубежного и отечественного психолого-педагогического опыта в области человеческого капитала и компетентностного подхода; - анализ нормативно-правовых документов, диссертационных исследований. Исследование и результаты Дефиниция «компетенция» впервые стала использоваться в США в области бизнеса в середине ХХ столетия, отражая определенные качества успешного профессионала. Исследователь американского направления когнитивной психологии У. Мишел уточнил дефиницию компетентности, представив ее (компетентность) как когнитивное знание и эмоциональное состояние, взаимодействующее между собой и оказывающее взаимное влияние. Ученый показал, что связь между интеллектом и психикой составляет основные характеристики управленческой структуры индивида [13]. Сущность компетентности коренится непосредственно в процессе социализации, приобретенные человеком знания трансформируются в личные конструкты, дающие возможность изменять внешние ситуативные стимулы, предвосхищая будущие ситуации, и нацеливая быть готовым к незамедлительным действиям. Проблему компетентности продолжил другой американский ученый Р.Дж. Стернберг, интерпретируя компетентность в качестве интегральной функции практического интеллекта [14]. Необходимо отметить, что именно американские исследователи (Дж. Джеймс, Д. Дьюи, Ч. Пирс и др.) первыми выделили гуманитарные характеристики ком-петентностного подхода, связав его с прагматизмом. Так, основоположник прагматизма Ч.С. Пирс рассматривал человека как существо, развивающее культуру для компенсирования ослабевших и малоэффективных инстинктов [15]. Ученый считал, что индивид, вставший на путь практического изменения природы и построения общества, попадает в новые непривычные для него ситуации, которые заставляют человека действовать. В отечественной теории и практике акцентирование на компетенциях, а не на теоретических знаниях также не является инновационным. Отечественные исследователи в области психологии и педагогики (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, П.Я. Гальперин, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.) заостряли свое внимание не просто на освоении умений, но и на обобщенных способах деятельности. Этимологический анализ дефиниции «компетенция» объясняется полемичными аспектами ее генезиса. Так, в зарубежных источниках понятие «компетенция» рассматривается как однозначное слово, несмотря на различные способы его трактования. В российской научной литературе дефиниция «competence» является многозначным словом по своей сути и транслируется на русский язык как «компетенция» или «компетентность» в зависимости от научного контекста. Изучение содержания понятий «компетенция» и «компетентность» в научной общественности ведется давно в различных областях исследований, однако до сих пор носит дискуссионный характер. Так, некоторые ученые утверждают о неправильном и неправомерном понимании вышеназванных дефиниций, введенных в научный оборот из зарубежных источников. Это объясняется тем, что во многих европейских языках данное понятие обозначатся одной лексической единицей. В зарубежных источниках дефиниция «competence» транслируется как компетентность и компетенция. Оксфордский англо-русский словарь понятие «competence» трактует как умение, полномочия, компетентность [16]. В Кембриджском словаре данная дефиниция имеет значение «умение, необходимые навыки, способность» [17]. Разделение понятий, принятых в педагогике, можно отнести к 1960-м гг., когда термин «компетентность» получил распространение в лингводидактике и педагогике. Введение Н. Хомским этого термина, но уже с целью обозначения способности личности к выполнению какой-либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков, определило дальнейшее развитие исследований в данной области применительно и к иным областям знания. Разграничение понятий «компетенция» и «компетентность» базируется на его утверждении о том, что существует фундаментальное различие между компетенцией и употреблением - реальным использованием языка. Именно употребление, по мнению Н. Хомского, есть проявление компетенции в различных видах деятельности, оно связано с мышлением и опытом человека [18]. Такое употребление приобретенного опыта в виде знаний, умений, навыков впоследствии стали называть компетентностью. Однако нередко ложной подменой данных дефиниций является их частичное сходство в написании и идентичное звучание. Компетентность как свойство человека подверглось тщательному анализу лишь в середине XX в. и было связано с гуманистическим подходом, ориентированным на личность обучающегося, на развитие его индивидуальных интересов, потенциала и способностей. В рамках профессионального образования как среднего, так и высшего звена компетентность трактуется как целостная функциональность характеристик человека, как итог обучения личности с целью реализации своей деятельности в конкретных сферах и сегментах [15. С. 24]. Ю.Г. Татур уточняет сущность понятия «компетентность» [19]. Автор рассматривает данную дефиницию как желание и готовность реализации человеком своего потенциала, включающего не только знания и умения, но и прошлый опыт, и личностные качества с целью продуктивной деятельности в области собственных профессиональных интересов. Что же касается сущности дефиниции «компетенция», то в большинстве случаев она рассматривается с позиций когнитивизма: - умение применять полученный опыт, знания и способности в разнообразных ситуациях (как профессиональных, так и социальных) [20]; - совокупность качеств человека, способствующая осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с общественными потребностями и запросами, с субъективными предположениями и предвидениями индивида [21]; - интегральные надпредметные параметры подготовки обучаемых, проявляющиеся в готовности к выполнению какой-либо деятельности, в определенных проблемных ситуациях в процессе обучения или после его окончания [22]; - заведомо обусловленные образовательные потребности, сформированные в процессе учебной деятельности [23]. Проведенный анализ теоретических источников свидетельствует, что сущность дефиниций «компетентность» и «компетенции» трактуется в отечественной образовательной системе классическим образом, как идеальные категории, подлежащие осмыслению и пояснению. В западной научной литературе данные дефиниции рассматриваются не как классический феномен, который принят в общественной образовательной практике, а как отражение непосредственно совокупности интересов государства, сферы образования, работодателей, потребителей рынка образовательных услуг и социальных запросов общества. Для более детального понимания сущности дефиниции «компетенция» необходим компаративный анализ его с понятием «квалификация». Трансформация от дефиниции «квалификация» к понятию «компетенция» представляется общемировой тенденцией, проявляющейся в активизации информативных базисов современного производства, которое не восполняется привычным понятием «квалификация». Более адекватным становится дефиниция «компетенция» [24]. Компетент-ностные цели, ценности и соответствующие технологии обучения в зарубежном педагогическом сообществе выросли из действий, направленных именно на преодоление недостатков образования. В современном отечественном образовании также дискутируется вопрос о сдвиге от квалификационного подхода к компетентност-ному. Использование квалификационного подхода в образовательном процессе подразумевает, что содержание программ соотносится с будущей трудовой деятельностью, однако при этом данный подход не отражает потребность в определенных знаниях, умениях и личностных качествах, столь необходимых в изменяющихся условиях жизнедеятельности человека. Квалификационный подход действует в определенных рамках, следуя заранее заданным правилам. Компетенции существуют вне рамочной деятельности, соответствуя динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей [25. С. 84]. Это не снижает качество образовательного процесса. Компетенции предполагают контекстную целесообразность деятельности, контекстное творчество, контекстно-ролевую самоорганизацию, саморазвитие, самоанализ, самосовершествование. Дискутируя о переходе в образовательном процессе к компетентностному подходу взамен квалификационного, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об отмене квалификационного подхода как такого, а только о его недостаточном несоответствии современным требованиям рынка труда и социума. Ключевое отличие компетентностного подхода от квалификационного заключает том, что компетентностный подход выносит на первый план способность, готовность и умение личности принимать решение в сложных и проблемных ситуациях. Использование компетентностного подхода в процессе образования - это не просто дань моде, а требование, вызванное трансформациями в образовательных потребностях социума и перманентных изменениях рынка труда. Рассматривая компетентностный подход как результат образования, необходимо выделить его основные составляющие, способствующие социально-профессиональной стратификации и личностному развитию индивида: - трансформация от тенденции трансляции знаний к их организации в практической деятельности в процессе профессионального обучения; - акцентирование на развитии профессиональной мобильности как основное условие будущей профессиональной стратификации личности в образовательном процессе (т.е. мобильность в расширении возможностей получения нескольких специальностей, будущего трудоустройства и выполняемых профессиональных задач); - комплексные интегрированные междисциплинарные требования, положенные в основу образовательного процесса; - интеграция целей образования с реальными требованиями рынка труда и запросов работодателей; - ориентация человека, его способностей и потенциала на бесконечное многообразие деятельности (в профессиональных, социальных и личностных ситуациях) [26]. Компетентностный подход в учебном процессе содержит не только основной набор знаний, умений и навыков, но и желание личности, и ее готовность к познавательной деятельности, к окружающей действительности, а также способствует раскрытию желаемого результата образования через комплекс различных компетенций. Содержащийся образовательный и воспитательный потенциал в структуре компетентностного подхода способствует не только социальной и профессиональной стратификации будущего специалиста, но и развивает социальные качества личности, проявляющиеся в ее поведении и взаимодействии с другими членами социума, т.е. является гуманитарным по своей сущности. Трактуя компетентностный подход как комплекс общих принципов достижения целей образования, его содержания, отбора и организации, а также оценки образовательных результатов, О.Е. Лебедев к числу таких принципов относит следующие [27]: - сущность образования заключается в формировании и развитии у учащихся способности принимать решения в проблемных ситуациях в различных сферах профессиональной деятельности на основе собственного социального и профессионального опыта; - содержание образовательного процесса должно отражать накопленный общественный опыт решения различных задач (моральных, культурных, политических и др.) и проблемных ситуаций; - смысл организации образования состоит в создании условий формирования у учащихся самостоятельного опыта решения нравственных организационных, коммуникативных познавательных задач. Таким образом, компетентностный подход предполагает изменения не только целей образовательного процесса, но и позволяет по-новому посмотреть на содержание образовательного процесса, на его формы, методы и технологии, ориентированные на комплексное профессиональное образование, культурное, нравственное, духовное и творческое развитие учащегося. В связи с перманентным процессом реформирования отечественного образования компетентностный подход рассматривается как динамично формирующееся направление. Являясь по своей сущности определенной трансформацией в образовании и профессиональной деятельности, компетентностный подход предполагает изменение социальных функций образования, выступающее не только педагогическим процессом воспроизводства человека, но и условием раскрытия его сущности (человеческой). Исследователь И. А. Зимняя отмечает, что компетентностный подход помогает сохранить культурно-исторические, этносоциальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования [21]. В данном случае концепт компетентности выступает базовой характеристикой человека-профессионала [28], а развитие культурных, нравственных и интеллектуальных образований изменяет его профессиональную мотивацию, отражаясь в сознании индивида, и способствует овладению профессиональными компетенциями. Реализуя подходы к развитию профессиональной компетентности, необходимо сделать акцент на анализе внутренней и внешней системы ценностей человека, объясняющий единый характер их взаимодействия. Внешняя система предоставляет информацию о переменах в сфере профессиональной деятельности. Внутренняя система подразумевает самооценку будущим профессионалом своих наклонностей, способностей, интересов, объясняет отношение человека к нравственным и профессиональным ценностям и нормам, определяет ключевые мотивы человека в профессиональной области. При этом уровень связанности между составляющими системы может выступать индикатором ее целостности. Взаимовлияние вышеперечисленных систем и их использование в образовательном процессе способствуют развитию профессиональной направленности человека в соответствии с его психологическими особенностями и требованиями определенного вида профессиональной деятельности. Происходит подготовка человека к выбору своего профессионального маршрута через актуализацию личностного опыта, развитие способностей и самореализации. Заключение Компетентностный подход является гуманитарным по своей сущности, поскольку непосредственно связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида, способствуя не только социальной и профессиональной стратификации будущего специалиста, но и развивая социальные качества личности, проявляющиеся в поведении и взаимодействии с другими членами социума. Компетентностный подход актуализирует личностное, деятельностное и аксиологическое основания образования, выступая не только педагогическим процессом воспроизводства человека, но и условием раскрытия его сущности [29]. Расширение гуманитарной составляющей образования в рамках компетентностного подхода подразумевает, помимо передачи совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, также развитие кругозора, междисциплинарного видения [30], способности к индивидуальным креативным решениям и самообучению, формирование гуманистических ценностей. Гуманитарными характеристиками человеческого капитала в контексте компетентностного подхода к образованию являются следующие: 1. Концепт «компетентность» в контексте гуманитарного подхода трактуется как структура оценки внутренних критериев субъектом самого себя, как понимание индивидом своего побудительного стимула к получению образования, осознавая степень неполноценности собственных знаний и предвидения действий, направленных на преодоление данных ограничений. 2. Как субъект своего образовательного маршрута на протяжении всей жизни, начиная от различных культурных практик и заканчивая адаптацией и социализацией, человек является предпринимателем собственного образования, изменяя свою профессиональную и культурную идентичность. 3. Компетентностный подход, являясь гуманитарным по своей сущности, формирует у человека новые социокультурные ценности, установки и взгляды, что способствует дальнейшему становлению и развитию личности.
Ключевые слова
компетентностный подход,
человеческий капитал,
гуманитарные характеристики,
образованиеАвторы
Цигулева Олеся Владимировна | Новосибирский государственный педагогический университет | кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков | oltsiguleva@yandex.ru |
Абакумова Наталия Николаевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент | tomsk-ann@yandex.ru |
Поздеева Светлана Ивановна | Томский государственный педагогический университет | доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования, Институт Детства | svetapozd@mai.ru |
Всего: 3
Ссылки
Лукоянова Н.А. Профессиональная подготовка будущих экономистов в условиях компетентностного подхода в образовании : автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2015. 25 с.
Дегальцева В. А. Подготовка преподавателей к контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук. Армавир, 2018. 26 с.
Логинов И. В. Компетентностный подход к внедрению балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности курсантов как средство инновационного развития военного вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2015. 31 с.
Королева М.Ю. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка курсантов военных вузов на основе компетентностного подхода : автореф. дис.. канд. пед. наук. Ялта, 2020. 23 с.
Лазарева М.В. Педагогические условия развития мотивации студентов в вузах культуры на непрерывное образование: компетентностный подход : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2020. 25 с.
Войтик И. А Педагогические условия повышения квалификации преподавателей вокала учреждений культуры и дополнительного образования: компетентностный подход : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2020. 25 с.
Раджабова Н.Р. Формирование когнитивной компетенции учащихся старших классов общеобразовательных учреждений по английскому языку с использованием инновационной технологии : автореф. дис.. канд. пед. наук. Душанбе, 2019. 28 с.
Лей В. А Развитие эколого-педагогической компетентности студентов технического вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2017. 23 с.
Исаева Л.М. Формирование методической компетентности преподавателя средней профессиональной образовательной организации в условиях открытого образования : автореф. дис.. канд. пед. наук. Махачкала, 2020. 23 с.
Гарафиев И.З. Инновационный человеческий капитал в регионе (социологический анализ) : дис.. д-ра социол. наук. Пенза, 2013. 369 с.
Матулис С.Н. Человеческий капитал как ключевой фактор модернизации России: политическое измерение : автореф. дис.. канд. полит. наук. М., 2013. 28 с.
Перепелкина Е.В. Человеческий капитал в процессе структурных сдвигов в экономике : автореф. дис.. канд. экон. наук. Самара, 2019. 26 с.
Mischel W., Shoda Y. A cognitive-affective system theory of personality // Psychological Reports. N.Y., 1973. № 102. P. 246-268.
Sternberg R.J. Practical Intelligence in Everyday Life. Cambridge University Press, 2000. 279 p.
Пермяков О. Е. Развитие систем оценки качеств подготовки специалистов : автореф. дис. д-ра пед. наук. М. : Центр проф. образования ФГУ «Федер. ин-т развития образования», 2009. 47 с.
Oxford Russian-English dictionary. Oxford University Press, 2006. 920 p.
Cambridge international dictionary of English. Cambridge University Press, 1995. 1773 p.
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972. 230 с.
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 22-31.
ФГОС ВПО третьего поколения. URL: http://uop.ifmo.ru/stat/21/ (дата обращения: 07.05.21).
Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
Зеер Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3 (5). С. 90-102.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
Цигулева О. В., Павлова Т. Л. Компетентностный подход как основа развития профессиональной мобильности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 111-114.
Смышляева Л. Г. Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских и муниципальных служащих: компетентностный подход : учеб. пособие. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2011. 236 с.
Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
Максимов А.Н., Максимова С.И. Формирование человеческого капитала при использовании компетентностного подхода и показателей динамики органического строения производства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 54-60. doi: 10.17513/vaael.999
Malkova I.Y., Liventsova E.Y., Fakhretdinova A.P., Tsiguleva O.V., Kiseleva P.V., Larionova A.V. Methodology of research of student's subjectivity formation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. doi: 10.15405/epsbs.2020.10.04.15
Fakhrutdinova A.V., Abakumova N.N., Borisova V.A., Terentyeva I.V., Leontieva T.V. Development of a junior skills efficiency monitoring models for sustainable development // Pro-cedia environmental science, engineering and management. 2020. Т. 7, № 3. Р. 361-366.