Рассматривается опыт трансформации традиционной студенческой конференции на английском языке для студентов младших курсов естественно-научного профиля в условиях дистанционного обучения в Национальном исследовательском Томском государственном университете (ТГУ). Описаны этаны работы и статистические данные по результатам проведенных студенческих конференций на английском языке Dive into Science и Launch yourself into Physics в форме видеодокладов в социальной сети «ВКонтакте». Пандемия 2020 г. поставила систему высшего образования в условия новой реальности: на первый план вышли дистанционные формы обучения и необходимость взаимодействия преподавателя со студентами с помощью электронных средств связи и современных мессенджеров и онлайн-платформ без ущерба для высоких стандартов качества образования. Весной 2020 г., работая в условиях удаленного обучения, было принято решение о нецелесообразности переноса студенческой конференции в Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ на следующий учебный год, и в результате возникла необходимость поиска новых форм и возможностей для реализации поставленных задач, связанных с проведением конференции Dive into Science. В качестве наиболее подходящей площадки была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», поскольку она обладала необходимыми возможностями и потенциалом, предоставляя иодный спектр инструментов для реализации наших целей. Во «ВКонтакте» было создано сообщество Dive into Science, которое стало общим виртуальным пространством для всех участников мероприятия. Следует отметить большую включенность всех участников конференции в дискуссию, что позволило им найти своих единомышленников и расширить собственное когнитивное поле в области естественных наук. Следует особо подчеркнуть, что более 90 студентов 1-3-х курсов Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ разместили 52 видеодоклада по различным естественно-научным направлениям. В качестве экспертов были привлечены преподаватели Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства и факультета иностранных языков ТГУ, а также студенты старших курсов и магистранты. Особенно знаковым было то, что в качестве приглашенного ученого и эксперта выступил профессор Сергей Юрченко, University College London, Великобритания. Данное мероприятие вышло далеко за рамки Биологического института и ТГУ, поскольку благодаря возможностям социальных сетей география просмотра была экстраполирована не только на ближнее зарубежье, но также и на зарубежные страны (Германия, Великобритания, Израиль и США). Чрезвычайно важно, что данная конференция получила свое развитие в последующих мероприятиях. Так, например, в апреле 2021 г. на физикотехническом факультете ТГУ была успешно проведена студенческая конференция на английском языке Launch yourself into Physics.
Teaching professional foreign language discourse using the potential of a social network (the example of a student acade.pdf Введение Проведение студенческих конференций на английском языке стало традицией в Национальном исследовательском Томском государственном университете (ТГУ). Это инструмент формирования навыков иноязычного общения, а также развития междисциплинарного знания. В 2017 г. в соответствии с программой повышения конкурентоспособности ТГУ проект «Развитие иноязычной компетенции студентов ТГУ» позволил по-новому взглянуть и оценить потенциал проведения студенческих конференций на английском языке [1, 2]. Так, например, опыт Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ по проведению конференции на английском языка был экстраполирован на модель проведения конференции на английском языке на физико-техническом факультете. Все студенческие конференции подтвердили и продемонстрировали высокую эффективность и вовлеченность студентов в свою будущую профессию, поскольку они носят профессионально ориентированный характер. Так, например, запланированная в апреле 2020 г. ежегодная студенческая конференция на английском языке, посвященная Дню космонавтики, на физико-техническом факультете ТГУ из-за пандемии была проведена в 2021 г. Следует подчеркнуть, что проведение этой конференции совпало с интенсивным развитием в России информационно-коммуникационных технологий в рамках становления цифровой среды. И это чрезвычайно важно, поскольку современное молодое поколение познает окружающий мир с помощью информационнокоммуникационных технологий. Так, П.В. Сысоев [3], Н.Ю. Северова и Ю.Э. Мюллер [4] отмечают, что сегодня невозможно представить процесс обучения без использования цифровых ресурсов. Актуальной проблемой в настоящее время является использование информационнокоммуникационных технологий в образовании для оптимизации процесса обучения с целью решения основных дидактических задач. Их интеграция в учебный процесс является обязательной с точки зрения формирования основных компетенций в образовательной области, в частности в обучении иностранным языкам. Так, Н.Ю. Северова и Ю.Э. Мюллер [4] отмечают следующие возможности использования цифровых ресурсов, которые могут способствовать оптимизации процесса обучения иностранным языкам и более рационального решения конкретных дидактических задач: - использование аутентичных информационных ресурсов как источников информации, которая придает процессу обучения аутентичный характер; - использование дидактизированных интерактивных ресурсов. Речь в этом случае идет, прежде всего, о тематических ресурсах, адаптированных под конкретные учебные задачи; - создание интерактивных заданий самими преподавателями исходя из конкретной учебной ситуации; - использование целостной образовательной среды как интегративной части обучения иностранному языку; - использование полноценных дистанционных и смешанных курсов на основе LMS с учетом формирования всех необходимых компетенций. На таких курсах возможно предложить обучающимся более разнообразные типы заданий и различные социальные формы взаимодействия [3]. Несомненно, интенсивное развитие технологий привело к новым формам взаимодействия между людьми, в частности к использованию социальных сетей для этих целей. Социальные сети на сегодняшний день стали неотъемлемой частью повседневной жизни и объединили во Всемирную сеть большую часть населения планеты. Методология исследования На современном этапе следует особо подчеркнуть, что первоначально социальные сети использовались преимущественно для обмена текстовыми сообщениями, в настоящее же время с их помощью можно передавать аудио- и видеоматериалы, различные рисунки, графики, объявления, осуществлять звонки и проводить видеоконференции. Интенсивное развитие новых технологий привело к тому, что существенно изменились способы взаимодействия между людьми и практически стерлись территориальные границы для общения. Особенно это ощущается в области образования. Согласно данным статистики, аудитория социальной сети «ВКонтакте» ежегодно увеличивается. Например, вот так изменилась месячная аудитория (MAU) в России за несколько лет: с 65 млн во втором квартале 2017 г. до 72 млн во втором квартале 2021 г. (+ 10,7%). Во «ВКонтакте» хотя бы раз в месяц «заходят» 71,8% жителей России, а 43,3% посещают соцсеть хотя бы раз в день. Это самый высокий показатель среди соцсетей. По данным исследования социальных сетей «ВКонтакте», 28% пользователей ищут учителей для дополнительного образования. Здесь уже работает больше 43 тыс. онлайн-школ и около 40 тыс. научнопопулярных сообществ [5]. Необходимо отметить, что 26 января 2022 г. Правительственная комиссия по определению перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко внесла социальную сеть «ВКонтакте» в список социально значимых сайтов. Согласно действующему законодательству и правилам ведения перечня бесплатных социально значимых информационных ресурсов, утвержденным 29 декабря 2021 г., сайт или ресурс может считаться социально значимым, если там располагается не менее 5 тыс. аккаунтов госорганов. Также следует подчеркнуть, что каждый день «ВКонтакте» посещают больше 5 млн российских пользователей [6]. Использование социальных сетей, по мнению многих отечественных авторов [1, 3, 7-9], является достаточно эффективным средством формирования иноязычной профессиональной компетенции, поскольку позволяет решить сразу несколько задач, как общедидактического, так и практического характера. Так, Т.А. Гольцова и Е.А. Проценко [7] отмечают, что использование социальных сетей дает возможность студентам лично участвовать в обсуждении профессиональных тем на английском языке, что создает стимул для повышения уровня языковой подготовки. Кроме того, общение с носителями языка дает возможность решить целый ряд практических задач по повышению эффективности обучения иностранному языку, в частности обеспечивает знакомство с культурой, речевым этикетом, социальными нормами и принятыми в данной профессиональной среде образцами поведения; способствует усвоению и активному закреплению терминологической лексики, наиболее значимых грамматических и синтаксических явлений, характерных для подъязыка изучаемой специальности; развивает умения читать и понимать специальную литературу. Поскольку блоги и социальные сети, по мнению авторов [7], обеспечивают наличие обратной связи, то такого рода коммуникация, в отличие от традиционной письменной речи, способствует формированию навыков убеждения, аргументации своей точки зрения, адекватного реагирования, прогнозирования ответной реакции собеседников. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать и подробно описать эффективность использования потенциала социальной сети «ВКонтакте» при проведении студенческой конференции Dive into Science на английском языке для студентов Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ, а также экстраполировать этот опыт на проведение студенческой конференции на английском языке Launch yourself into Physics на физико-техническом факультете ТГУ. Исследование и результаты Следует подчеркнуть, что целью наших конференций была реализация следующих требований: - привлечь к участию в конференции максимально большее количество студентов; - нивелировать технические проблемы и накладки; - развивать мотивацию и интерес студентов к активному участию в учебном академическом мероприятии, используя привычную электронную среду; - создать коммуникативную среду для активного участия студентов в проведении конференции; - создать наиболее благоприятные условия для осуществления иноязычной коммуникации и обеспечить обратную связь; - максимально снизить уровень стресса путем адаптации студентов к создаваемой нами новой комфортной среды; - обратить особое внимание на выбор формата и презентации материала, которые могли бы соответствовать уровню знаний студентов 1-2-го курсов бакалавриата. Представляется, чтобы наиболее эффективно реализовать все вышеупомянутые требования, в первую очередь необходимо изменить формат традиционного доклада на формат видеодоклада, поскольку такой метод нивелирует стресс у студентов, так как позволяет им неоднократно обращаться к тому, что им было непонято. Следует особо подчеркнуть, что для реализации нашего проекта была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», поскольку она является самой популярной социальной сетью. «ВКонтакте» предоставляет весь спектр инструментов для реализации наших целей, а студенты владели всеми включенными сервисами. Для реализации наших целей было создано сообщество Dive into Science (https://vk.com/dive_into_science), которое стало общим виртуальным пространством для всех участников мероприятия. Необходимым условием участия было наличие открытых комментариев под размещенным видеодокладом с тем, чтобы любой студент, заинтересовавшийся темой доклада, мог оставить свои комментарии, задать вопросы, внести предложения, а также выразить слова поддержки. Фактически все студенты активно включились в эту работу, неоднократно просматривали видеодоклады друг друга. Следует отметить, что лучшие доклады достигали 2 600 просмотров. Самые популярные видеодоклады набрали более 200 лайков. Максимальное число комментариев (75) пришлось на доклады, в которых были проиллюстрированы современные достижения и проблемы в самых различных областях знаний (рис. 1, 2). Особого внимания заслуживает стиль подачи материала видеодоклада. Вспоминаются следующие слова известного ученого, нобелевского лауреата П.Л. Капицы: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые» [10]. Следует иметь в виду, что студенты на данном этапе подготовки к конференции были еще не полностью включены в научную деятельность, однако активно интересовались актуальными вопросами современной науки. Долг преподавателя - адаптировать научно-популярный стиль студента к научному. CIRCADIAN RHYTHMSAND THE DAILY STRUGGLE FOR SYNC Рис. 1. Видеодоклад студента Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ Vladimir Gorbunov 12 Apr 2021 Hello everyone! I would like to present you my presentation on how jet engines work, the creation of which has allowed humanity to explore our world much wider, further and faster! Enjoy your viewing! JET ENGiNE: HOW iT WDRKS Jet engine, how it works 1140 views Ql07 p 35 £>7 Рис. 2. Видеодоклад студента физико-технического факультета ТГУ Согласно статистике сообщества Dive into Science, конференцию посетили порядка 1 000 пользователей «ВКонтакте». Можно с уверенностью сказать, что мероприятие вышло за рамки Биологического института и Томского государственного университета, поскольку благодаря возможностям социальных сетей география просмотра видеодокладов включала не только Россию и ближнее зарубежье, но и европейские страны (Германия, Великобритания), а также Израиль и США. По итогам работы было опубликовано 47 положительных отзывов студентов и гостей конференции. В отзывах акцентировалось внимание на том, что при подготовке и участии в конференции им удалось узнать много нового, почувствовать себя увереннее в английском языке, найти единомышленников и овладеть новыми техническими и коммуникативными навыками, обрести уверенность в своих силах, повысить мотивацию к изучению английского языка для успешной реализации в профессиональной сфере. Благодаря опыту проведения конференций с представлением видеодокладов в Институте биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ, который был экстраполирован на проведение аналогичной конференции на физико-техническом факультете ТГУ, было создано общее виртуальное пространство Launch yourself into Physics (https://vk.com/event203868776) для всех участников мероприятия. По итогам конференции, проведенной на физико-техническом факультете в апреле 2021 г., подготовлено 26 видеодокладов. Видеодоклад с самым большим количеством просмотров набрал 1 208 просмотров. Под каждым видеодокладом задан вопрос или оставлено 548 комментариев. В данной конференции принимали участие студенты 1-3-х курсов. Так, студенты 1-го и 2-го курсов составляли доклады по интересующим их темам (освоение космоса, физические явления, искусственный интеллект и др.). Студенты 3-го курса готовили доклады по темам своего исследования. Студенты 1-го и 2-го курсов отметили тот факт, что у них появилась возможность познакомиться с материалом и исследованиями, которые они будут изучать или проводить в будущем, благодаря докладам студентов старших курсов. Чрезвычайно важно, что преподаватели ведущих профильных дисциплин принимали активное участие в студенческой конференции, подробно комментируя каждый прослушанный доклад. После завершения конференции и перед подведением итогов студентам Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства и студентам физико-технического факультета Томского государственного университета было предложено заполнить анонимно анкету. Необходимо было дать свою оценку всем видеодокладам, а также выбрать три лучших. В опросе приняли участие 90 студентов Института биологии и 70 студентов физико-технического факультета. Опрос студентов Института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства и физико-технического факультета ТГУ показал, что большинство из них позитивно оценивали проведение данных конференций с использованием видеодокладов. Докладчики отметили, что они значительно пополнили не только свой словарный запас, но и овладели навыками озвучивания видео, монтажа, создания музыкального сопровождения видеодокладов. Они также освоили различные приложения по созданию презентаций. Заключение На наш взгляд, участие в студенческих конференциях в социальной сети предоставляет возможность улучшить навыки аудирования и говорения, что позволяет получить новую информацию в области своей профессиональной деятельности. Большим преимуществом, на наш взгляд, является тот факт, что у студентов была возможность оценить себя со стороны, а именно насколько удалось привлечь внимание аудитории интересным заголовком, насколько структурированно и интересно был представлен материал для аудитории, обратить внимание на произношение, темп речи, оформление титульного листа презентации и прочие способы привлечения внимания к своей работе. В процессе работы секции было отмечено, что с каждым днем студенты пытались добавить какой-нибудь интересный элемент или как-то улучшить свой видеодоклад, чтобы привлечь больше аудитории. Проведение студенческих конференций на английском языке в социальной сети для студентов естественно-научного профиля, на наш взгляд, позволяет решить ряд образовательных и дидактических задач, способствующих формированию познавательной, исследовательской, творческой, организационной деятельности учащихся, поскольку социальные сети давно стали площадкой, где люди могут объединяться по интересам, общаться, вместе обучаться, решать разнообразные задачи, находить друзей и единомышленников. Несмотря на большое количество пользователей, аудитория «ВКонтакте» продолжает расти. На данный момент в сообществе Dive into Science (Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ТГУ) состоят 253 участника, в сообществе Launch yourself into Physics (физикотехнический факультет ТГУ) - 92 участника. С каждым годом планируется увеличивать аудиторию сообществ. Участие студентов в студенческих конференциях на английском языке в социальной сети развивает у обучающихся естественнонаучного профиля умение использовать современные информационные технологии не только для извлечения информации и подбора материала, но и для представления материала, формирует организационные способности, а также позволяет освоить профессиональную иноязычную лексику. Подобная форма работы служит своего рода подготовкой к участию и приобщению учащихся к иноязычной научной среде.
Шульгина Е.М., Вычужанина Е.В., Мельникова Е.А. Студенческая конференция как метод формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых факультетов // Язык и культура : сб. ст. XXVIII Междунар. науч. конф. (25-27 сент. 2017 г.). Томск : Издательский Дом ТГУ, 2018. С. 432-439.
Gural S.K., Komarova E.P., Bakleneva S.A., Fetisov A.S. The theoretical context of integrated subject and language teaching at the university // Язык и культура. 2020. № 49. С. 138-147.
Сысоев П.В. Направления информатизации лингвистического образования на современном этапе // Язык и культура. 2015. № 1 (29). С. 156-168.
Северова Н.Ю., Мюллер Ю.Э. Дидактические возможности цифровых ресурсов в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. 2020. № 7. С. 38-46.
Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается. URL: https://vc.ru/vk/279614-auditoriya-vkontakte-2021-ezhegodnyy-rost-prodolzhaetsya (дата обращения: 02.02.2022).
Портал госуслуг и «ВКонтакте» будут доступны даже при нулевом балансе. URL: http://government.ru/news/44417/ (дата обращения: 02.02.2022).
Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 62-68. doi: 10.24411/1813-145X-2019-10417
Мельникова Е. А., Вычужанина Е. В. Адаптация формата студенческой конференции на английском языке к условиям дистанционного обучения (на примере неязыковых факультетов естественнонаучного профиля) // Язык и культура : сб. ст. XXXI Междунар. науч. конф. (11-14 окт. 2021 г.). Томск : Издательский Дом ТГУ, 2021. С. 226-232.
Ялынская А.Э., Митчелл Л. А. Использование социальной сети в обучении студентов неязыковых факультетов иностранному языку // Язык и культура : сб. ст. XXXI Междунар. науч. конф. (11-14 окт. 2021 г.). Томск : Издательский Дом ТГУ, 2021. С. 384-388.
Всё простое - правда.. Афоризмы и размышления П.Л. Капицы.. / сост. П.Е. Рубинин. М. : Изд-во Моск. физ.-техн. ин-та, 1994. С. 132.