История развития предметной методики обучения в подготовке учителей иностранных языков | Язык и культура. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19996195/59/12

История развития предметной методики обучения в подготовке учителей иностранных языков

В российской системе профессионального педагогического образования особое место традиционно отводится методической подготовке. Содержание данной подготовки учителей иностранных языков и ее учебного обеспечения закономерно меняется, корректируется под влиянием различных тенденций и реалий иноязычного образования, приоритетов государственной языковой политики, технического прогресса, достижений соответствующих научных исследований. При этом ряд тематических разделов, включаемых в содержание отечественных учебных программ и пособий по методике обучения иностранным языкам прошедшего и текущего столетий, остается стабильно практически неизменным (по крайней мере, формулировки их названий) вне зависимости от времени издания. Это в значительной степени касается таких тематических разделов, как «методы обучения иностранным языкам», «история методики обучения иностранным языкам». С одной стороны, в последнее время в отечественных научных исследованиях наблюдается очевидное возрастание интереса к историческим аспектам становления и развития методики обучения иностранным языкам (увеличивается количество научных трудов, разнообразных учебных изданий данной направленности). Значимость включения таких аспектов в содержание методических дисциплин вузовских образовательных программ не подвергается сомнению со стороны и теоретиков, и преподавателей методики. С другой стороны, реальное практическое воплощение названной задачи пока обнаруживает ряд противоречий и проблем. Так, при необходимости изучения достаточно большого количества методов обучения иностранным языкам, существовавших в различные временные периоды, объем учебных часов, отводимых на изучение данных тематических разделов, как правило, минимален. Нередко знания у студентов истории методов и методики обучения иностранным языкам поверхностны и бессистемны, а традиционно применяемые основы и способы обучения «историческим» темам (изучение лекционного материала и содержания пособий, подготовка докладов для семинарских занятий) существенно не меняются и не дают желаемого результата. Обозначенные противоречия свидетельствуют об актуальности исследования наиболее приемлемых и эффективных основ, способов обучения историческим аспектам методики обучения иностранным языкам как науки и образовательной практики в процессе подготовки учителей данного предмета. Проанализировано учебное обеспечение методической подготовки учителей иностранных языков относительно содержания в нем «исторической» тематики; выявлены основные проблемы, ошибки и ложные представления у студентов при изучения тем, касающихся исторических аспектов развития методики предметного обучения; предложены оптимальные основы и способы обучения данным аспектам в процессе вузовской подготовки.

The role of ICT in teaching oral two-way economic translation to students-linguists of the Chinese department.pdf Введение Небезызвестно, что отечественная методика обучения иностранным языкам начала свое становление во второй половине XIX в., когда иностранные языки вышли за рамки повседневной коммуникации привилегированных слоев общества и стали учебным предметом [1]. Далее, в XX в., ее статус как науки эволюционировал: от приложения сравнительного языкознания (в 30-х гг.), прикладной отрасли языкового языкознания (в 40-х гг.), прикладной психологии (в 50-х гг.) и педагогики (в 60-х гг.) до самостоятельной науки (с 70-х гг.) «о закономерностях языкового образования и обучения иностранным языкам» [2. С. 32]. Таким образом, как абсолютно самостоятельная наука российская методика обучения иностранным языкам существует более полувека и обоснованно заслуживает не только дальнейшего научного исследования в историческом контексте, но и изучения, осмысления будущими практиками в области иноязычного образования в процессе их профессиональной подготовки. Поскольку «методика обучения иностранным языкам как наука сама являет собой определенный результат процесса научно методического познания» [3. С. 19], знания о ее достижениях и эволюции, исторических (временных) этапах ее развития, безусловно, должны входить в содержание методической подготовки учителей иностранных языков, так как данные знания позволяют лучше понимать и интерпретировать вопросы, рассматриваемые в цикле методических дисциплин, прогнозировать развитие методической науки, критически оценивать глобальные и локальные тенденции развития иноязычного образования, что закономерно способствует повышению качества профессиональной подготовки учителей. Исторически менялись методы обучения иностранным языкам (как в начале своего становления, так и в дальнейшем развитии отечественная методика преимущественно адаптировала западные методы обучения, что обусловлено спецификой школьного предмета и вузовской дисциплины «Иностранный язык»), увеличивалось и продолжает увеличиваться их количество. Современные прогрессирующие тенденции технологизации, цифровизации образовательной сферы обусловили появление цифровой лингводидактики с комплексом технологий обучения иностранным языкам, также требующих изучения и осмысления не только в прикладном, методическом, но и в научноисторическом контексте. Однако при значительном возрастании в текущем столетии количества научных исследований по истории развития методики обучения иностранным языкам содержание методической подготовки по изучению данной истории существенно не меняется, что прослеживается в соответствующем вузовском программном и учебном обеспечении. На изучение данного раздела в программах методических дисциплин, в лучшем случае, выделяется не более трех тем, связанных с характеристикой комплекса исторических, современных и интенсивных методов. Одновременно спектр исторически и методически ценных данных, фактов, которые следовало бы изучать студентам (будущим учителям иностранных языков), расширяется и пополняется в современных научных изысканиях, однако их реальный объем у выпускников вузов недостаточен и ограничен. В этом плане методика как вузовская дисциплина существенно уступает педагогике, также профессионально значимой дисциплине для будущих учителей, где истории развития педагогического знания (фактам, тенденциям, персоналиям) уделяется самое пристальное внимание. Как результат, в процессе методической подготовки студенты успевают хорошо усвоить суть очень ограниченного количества методов, у большинства из них отсутствует четкое представление о временном периоде их возникновения, и единицы способны назвать основателей методов обучения. Нередко искажается суть того или иного метода, «приписываются» несвойственные ему характеристики. Далеко не всегда студенты осознают важность погружения в исторический контекст развития методики обучения предмету именно в процессе изучения методических дисциплин. Данное осознание появляется позже, в период педагогической практики, самостоятельной профессиональной деятельности, когда возможности восполнить существующие дефициты обозначенных исторических аспектов методического знания ограничены. Названные проблемы и противоречия свидетельствуют о необходимости пересмотра существующих основ, способов преподавания будущим учителям иностранных языков истории развития методики обучения предмету. Соответственно, цель данного исследования состоит в том, чтобы, выявив современное состояние и обобщив ключевые проблемы обучения будущих учителей иностранных языков историческим аспектам становления и развития методики обучения предмету как науки и образовательной практики в процессе профессиональной подготовки, определить наиболее приемлемые и эффективные основы, способы данного обучения. Методология и методы исследования Методологической основой исследования выступает компаративный (сравнительный) подход, позволяющий сопоставить, проанализировать, охарактеризовать и оценить исторические аспекты развития методики обучения иностранным языкам как науки в содержании подготовки учителей соответствующей предметной области. Теоретическую базу исследования составляют научные труды, содержащие историографический анализ преподавания иностранных языков в России; раскрывающие эволюцию научно-методического познания, историческую периодизацию, количество и временные границы этапов становления и развития российской методики обучения иностранным языкам, их суть и направленность - Д.В. Буримская [4], Н. Д. Гальскова [2, 3, 5], Н. И. Дорохова [6], О. Ю. Левченко [7], А.А. Миролюбов [1], Л.Ю. Никшикова [8] и др. В ряду использованных методов исследования: - теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования; - анализ отечественного учебного обеспечения методической подготовки учителей иностранных языков различных временных периодов издания (с 1930-х гг. по настоящее время); - наблюдение за учебной деятельностью студентов - будущих учителей, преподавателей в области иноязычного образования в процессе их методической подготовки; - решение авторских методических задач для обучения терминологии и историческим аспектам развития методики обучения иностранным языкам. Исследование и результаты Обращение к научно-педагогической литературе по истории развития методики обучения иностранным языкам позволяет констатировать, что данное направление исследований в текущем веке заметно прогрессирует. В основном в научных публикациях рассматриваются этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам и приоритетные в том или ином временном периоде методы обучения. Признавая, что каждый из этапов обозначился существенным вкладом в развитие названной науки, отражая изменения в государственной языковой политике и эволюцию статуса иностранного языка как школьного учебного предмета, вузовской учебной дисциплины, нельзя не заметить разночтения в выделении этапов становления и развития данной науки. Так, если Д.В. Буримская выделяет лишь три этапа (российский, советский, современный) [4], то у А.А. Миролюбова [1] их шести (первый - 1860-1917 гг.; второй - 1917-1930 гг.; третий -1930-1941 гг.; четвертый - 1940-1950-е гг.; пятый - 1960-е гг.; шестой -1970-1980-е гг.). Авторы пособия «История методики обучения иностранным языкам» С.С. Куклина и М.Н. Татаринова дают следующую аргументацию таких разночтений: «... история развития отечественной методики после 1917 г. еще не дописана, поэтому нет единой точки зрения на количество ее этапов и толкование их содержания» [9. С. 41]. Оценка и интерпретация самими учеными содержания тех или иных изданий по методике обучения исторической направленности иногда неоднозначны, что вызывает вопрос о возможности их объективного восприятия студентами - будущими учителями иностранных языков. К примеру, монография А. А. Миролюбова «История отечественной методики обучения иностранным языкам» (2002) оценивается одними исследователями как явление знаковое (Н.Д. Гальскова, Е.С. Полат), а другими подвергается критике (Г.Е. Ведель) [10]. В своей статье О. Н. Горошко в результате изучения вышеназванного издания приходит к довольно поверхностному и дискуссионному, на наш взгляд, выводу: «Подводя итог об истории отечественной методики в период с 1860-2000 года, можно сказать, что существенно ничего не изменилось в уровне владения иностранным языком нашими учениками» [11. С. 111]. Признавая неоспоримую значимость данной монографии, к ее единственному относительному недостатку отнесем лишь то, что характеристика исторических этапов заканчивается здесь 1980-ми гг., и это ограничивает использование издания в методической подготовке учителей на современном этапе. В последнее время активно развивается отдельное направление исследований, изучающее вклад выдающихся российских ученых в развитие методики обучения иностранным языкам как науки, например И.Л. Бим [12], И.А. Грузинской [13], Р.П. Мильруда [14], Е.И. Пассова [15, 16], И.В. Рахманова [17], Г.В. Роговой [18], Р.К. Миньяр-Белоручева [19], С.Ф. Шатилова [20], Л.В. Щербы [21]. Стоит также положительно оценить публикации, освещающие и обобщающие развитие и достижения научно-методических школ в области иноязычного образования [22-24]. Таким образом, актуальность научного изучения отдельных аспектов исторического развития методики обучения иностранным языкам неоспорима, и результаты данного изучения должны учитываться и отбираться при проектировании содержания методических дисциплин на основе таких принципов, как достоверность, непротиворечивость и актуальность информации. Если говорить о вузовском обеспечении методической подготовки учителей иностранных языков, то в ряде пособий уделялось и уделяется внимание истории развития методической науки. Проведенный авторами публикации анализ учебной литературы указанной направленности свидетельствует о том, что примерно в трети соответствующих изданий разных временных периодов, начиная с появления первых отечественных пособий по методике обучения иностранным языкам, содержатся отдельные параграфы, главы исторической направленности. Примечательно, что такие пособия периода становления методики содержали больше исторических параграфов, чем современные пособия. К примеру, книга И. А. Грузинской «Методика преподавания английского языка в средней школе» (издание 1947 г.) включает более 10 параграфов, содержащих сведения об истории методических учений в преподавании иностранных языков. Соответствующие пособия различных временных периодов содержат преимущественно ограниченное количество разделов исторической тематики (1-3 параграфа) и ограничиваются фрагментарным описанием методов обучения иностранным языкам (цель метода, авторы/основатели, общая специфика, достоинства и недостатки). В настоящее время рассматриваемые в пособиях методы обучения чаще всего подразделяют либо на исторические, интенсивные (альтернативные) и современные, либо на традиционные и нетрадиционные, отечественные и зарубежные. Существуют малочисленные пособия, полностью посвещенные истории методики обучения иностранным языкам [9, 25], современным методам обучения иностранному (английскому) языку [26]. Разработчики пособий для подготовки учителей иностранных языков в последнее время предпринимают небезынтересные попытки «подать» исторические аспекты развития методики как науки в схематичном, «сжатом» формате. Например, в 2021 г. было издано учебное пособие по истории методов обучения иностранным языкам в схемах и таблицах [27]. Его преимущество состоит в том, что наряду с представлением информации в схемах и таблицах авторы (С. Л. Буковский и А. Н. Щукин) предлагают краткие биографические очерки выдающихся ученых-методистов, представителей научных школ, разработчиков научных методических концепций. Одновременно в 2021 г. был опубликован биографический энциклопедический словарь «Специалисты в обучении иностранным языкам» [28], содержащий информацию (биография, достижения/вклад, ключевые труды) о 200 известнейших исследователях (отечественных и зарубежных), которые внесли существенный вклад в развитие методики обучения иностранным языкам. Это стоит оценить как положительную тенденцию, поскольку аналогов подобных отечественных изданий не существует. При этом весь научный и дидактический потенциал обновления содержания данной подготовки историческими аспектами развития методики обучения иностранным языкам далеко не исчерпан. Многолетнее наблюдение за учебной деятельностью будущих учителей, преподавателей иностранных языков, результаты их тестирования в рамках промежуточной аттестации по методическим дисциплинам (в Национальном исследовательском Томском государственном университете - с 2016 г., в Томском государственном педагогическом университете - с 2004 г.), собственный продолжительный опыт реализации методических дисциплин позволили обобщить те наиболее часто встречающиеся проблемы, ошибки и ложные представления, которые обнаруживаются у студентов в процессе изучения тем, раскрывающих исторические аспекты развития методики предметного обучения: - отождествление интенсивных (альтернативных) методов обучения с современными методами обучения; - недостаточно точное понимание сути тех или иных методов, например убежденность в том, что использование видеоматериалов в обучении - это всегда аудиовизуальный метод, а упор в процессе обучения на грамматику - всегда грамматико-переводной метод и т.д.; - представление, что все без исключения современные учебники иностранных языков строятся только на коммуникативном методе; - отсутствие знаний или очень скудные знания о вкладе отечественных исследователей в развитие методики обучения иностранным языкам как науки в государственном и мировом масштабе; - путаница во временных периодах появления тех или иных методов обучения; - больший интерес к методам с интересными, «говорящими» названиями, например методу гувернантки, армейскому методу; - нежелание знать, запоминать авторов методов обучения, ведущих ученых в области методики. Названные проблемы возникают по ряду причин. Так, некоторые преподаватели методики сами считают вопросы истории развития данной науки, методов обучения «проходными», теоретизированными, поэтому освещают их поверхностно или предлагают студентам для самостоятельного изучения. Преподавание методических дисциплин не всегда осуществляется по авторитетным пособиям, содержащим достоверный, объективный материал исторического характера. Даже специально разработанные пособия по истории методики обучения иностранным языкам содержат преимущественно теоретические аспекты тех или иных методов (авторы, суть метода, период и причины возникновения и реализации, преимущества и недостатки), но очень ограниченно представлены или совсем не представлены практические примеры реализации данных методов в форме фрагментов учебников, пособий, учебных материалов. Это создает у студентов либо недостаточно точное представление о методах, либо восприятие их как мифологических, нереалистичных и, соответственно, не заслуживающих внимания и требующих забвения на современном этапе, что, в свою очередь, приводит к определенной недооценке их значимости. Студентам также сложно в условиях ограниченного количества учебных часов усвоить абсолютно все некогда существовавшие и применяемые сейчас методы обучения иностранным языкам (например, в пособии С.Л. Буковского, А.Н. Щукина [27] их более 20). Не менее сложно им представить реализацию того или иного исторического метода в образовательной практике, поскольку нередко недоступны учебники, разработанные на их основе, и студенты должны принимать всю информацию на веру без должной рефлексии. Возможности для обогащения содержания методической подготовки учителей иностранных языков посредством включения значимых исторических аспектов развития методического знания в области иноязычного образования стоит рассматривать на уровнях учебного обеспечения и основ, способов обучения. Учебное обеспечение методических дисциплин должно дополняться таким видом издания, как хрестоматия, включающая научные труды наиболее известных ученых-методистов, отражающие особо значимые достижения методической науки и практики. Необходимо переиздание лучших пособий и монографий соответствующей направленности и тематики различных исторических периодов. История методической науки может изучаться и в рамках учебной (исследовательской) практики. На сегодняшний день на просторах сети Интернет доступны интересные издания выдающихся ученых прошлого века (например, И.А. Грузинской, Л.В. Щербы); видеолекции по истории методики; документальные фильмы о разработчиках учебников по иностранным языкам (например, фильм о Н.А. Бонк), видеоинтервью (к примеру, с Г.А. Китайгородской), видеолекции выдающихся ученых-методистов (Е.И. Пассова, Р.П. Мильруда, Г.А. Китайгородской и др.). Стоит расширять соответствующую тематику студенческих научно-исследовательских (курсовых и выпускных квалификационных) работ. Данная деятельность широко внедряется на факультете иностранных языков (сейчас - Институт иностранных языков и международного сотрудничества) Томского государственного педагогического университета. Здесь успешно защищаются выпускные квалификационные работы как по современным приемам, методам и технологиям обучения, так и по эволюции учебного обеспечения методической подготовки учителей иностранных языков, терминологических словарей по методике, технических средств обучения иностранным языкам. Такая тематика весьма привлекательна для студентов. Еще одной из апробированных и востребованных студентами форм работы, позволяющей оптимизировать изучение истории развития методики обучения иностранным языкам, является решение методических задач [29]. Названные задачи, к примеру, предусматривают: определение временных периодов издания методических пособий по небольшим цитатам из них; анализ фрагментов пособий начала - середины XX в. на предмет используемой в них методической терминологии и соотнесение ее с современными аналогами; отбор заданий в учебниках по иностранным языкам (отечественных и зарубежных), отражающих определенный метод обучения. В процессе их решения студенты не без удивления обнаруживают, что методические пособия раннего советского периода не более идеологизированы, чем пособия позднего советского периода, а методические рекомендации в пособиях «давно минувших дней» нередко значимы и сегодня. Интерес у них вызывают актуальные для того или иного периода средства обучения, тематика школьных кружков для изучения иностранных языков, используемая терминология. Безусловно, названный перечень основ, способов обучения историческим аспектам развития предметной методики в процессе профессиональной подготовки учителей иностранных языков может быть расширен. Заключение Абсолютно очевидно, что историю развития методики обучения иностранным языкам и в дальнейшем будут «дописывать», уточнять, переосмысливать. Научные изыскания в названном направлении исследования должны найти полноценное отражение в содержании и учебном обеспечении методической подготовки учителей обозначенной предметной области. «Историческую» тематику стоит рассматривать как обязательную в ряду тематических разделов содержания названной подготовки, однако теоретическое изложение специфики методов обучения необходимо полноценно дополнять конкретными наглядными примерами их реализации в учебниках и образовательной практике. Наблюдаемое в последнее время увеличение количества разнообразной научно-педагогической литературы сугубо по истории развития методики обучения иностранным языкам пока не восполняет те проблемы, которые обнаруживаются в вузовской подготовке учителей (отсутствие интереса к данной тематике, поверхностные знания методов и пр.), поскольку такая литература, во-первых, мало используется в подготовке учителей (в силу ее узкопрофильной направленности), во-вторых, она больше известна и интересна теоретикам методической науки, чем вузовским преподавателям. Однако данная литература может и должна более широко использоваться при выполнении студентами научно-исследовательских работ, служить основой для включения в содержание хрестоматий по методике обучения, для разработки преподавателями разнообразных учебных заданий, таких, например, как методические задачи. Наряду с методическими задачами оптимальными основами, способами обучения истории развития предметной методики выступают: просмотр и обсуждение видеолекций, документальных фильмов соответствующей тематики, вебинаров известных ученых-методистов, представляющих те или иные методы обучения, авторов школьных учебников; также исторические аспекты должны быть шире представлены в тематике курсовых и выпускных квалификационных работ по методике обучения. Повышение интереса будущих учителей иностранных языков к историческим аспектам методической науки и практики иноязычного образования позволяет мотивировать их к педагогической и научноисследовательской деятельности, избежать искаженного понимания сути методов обучения, культивировать ценностное и внимательное отношение к истории развития предметной методики, сформировать осознанное критическое отношение как к существующим, так и ко вновь появляющимся методам обучения.

Ключевые слова

методика обучения иностранным языкам, история методики обучения иностранным языкам, профессиональное образование учителей иностранных языков, иностранные языки, учителя иностранных языков

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Игна Ольга НиколаевнаНациональный исследовательский Томский государственный университет; Томский государственный педагогический университетдоктор педагогических наук, профессорonigna@tspu.edu.ru
Гуль Наталия ВладимировнаСанкт-Петербургский государственный экономический университеткандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана гуманитарного факультетаgulnawl@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Игна О.Н., Игна Я.Д. Учебная литература по методике обучения иностранным языкам как основа разработки терминологических задач // Язык и культура. 2017. № 40. С. 174-187. doi: 10.17223/19996195/40/14
Буковский С.Л. Специалисты в обучении иностранным языкам : биографический энциклопедический словарь. М. : Прометей, 2021. 438 с. ISBN 978-5-00172-084-3.
Буковский С.Л., Щукин А.Н. История методов обучения иностранным языкам в схемах и таблицах. Иллюстративно-графический курс : учеб. пособие. М. : Прометей, 2021. 214 с. ISBN 978-5-00172-072-0
Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков : учеб. пособие. М. : Академия, 2008. 256 с. ISBN 978-5-7695-4653-2.
Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. 2-е изд., стер. Минск : ТетраСистемс, 2004. 176 с. ISBN 985-470-203-0.
Языкова Н.В., Макеева С.Н. Вклад научной школы профессора Г.В. Роговой в развитие отечественной концепции методической подготовки учителя иностранного языка // Преподаватель XX век. 2018. № 1-1. С. 9-17.
Коряковцева Н.Ф. Научно-методическая школа Московского государственного лингвистического университета: 90 лет истории и векторы развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 11-27. doi: 10.52070/2500- 3488_2021_1_838_11
Гураль С. К. Преподавание иностранных языков в Томском государственном университете. Связь времен: традиции и современность // Язык и культура : сб. тр. XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 10-летнему юбилею факультета иностранных языков Томского государственного университета (Томск, 18-20 апреля 2005 г.) / под ред. С.К. Гураль. Томск, 2006. С. 3-14.
Алямкина А.Н. Вклад Л.В. Щербы в становление методики обучения иностранным языкам // Молодежь в науке и творчестве : сб. тр. конф. Гжель : Гжельский гос. ун-т, 2016. С. 285-287.
Барышников Н.В. Научно-методическое наследие С.Ф. Шатилова в контексте инноватизации отечественной лингводидактики // Шатиловские чтения. Концептуальная образовательная парадигма в контексте глобализации: инноватика в иноязычном образовании : сб. науч. тр. СПб. : Изд-во СПб. политехн. ун-та Петра Великого, 2019. С. 8-13.
Колобкова А.А. О педагогическом наследии Р.К. Миньяр-Белоручева // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 1-1. С. 128-136. doi: 10.34670/AR.2020.1.46.182
Безукладников К.Э., Никитенко З. Н., Ромашина С. Я. Научное наследие профессора Галины Владимировны Роговой // Язык и культура : сб. ст. XXVIII Междунар. науч. конф. (Томск, 25-27 сентября 2017 г.) / отв. ред. С.К. Гураль. Томск, 2018. С. 115-122.
Колобова А.А. О педагогическом наследии Е.И. Пассова // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 6А. С. 367-375. doi: 10.34670/AR.2020.46.6.209
Миролюбов А.А. Корифеи отечественной методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2006. № 6. С. 15-17.
Карташова В.Н. Учитель и ученый (к юбилею Е.И. Пассова) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 2 (50). С. 109-118. doi: 10.24888/2073-8439-2020-50-2-109-118
Радислав Петрович Мильруд / редакция журнала «Иностранные языки в школе» // Иностранные языки в школе. 2008. № 7. С. 26.
Памяти И. Л. Бим / редакция журнала «Иностранные языки в школе» // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 8-10.
Игна О.Н. Книга И.А. Грузинской «Методика преподавания английского языка в средней школе»: отражение раннего советского периода развития отечественной методики // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 2. С. 190-199. doi: 10.23951/2307-6127-2019-2-190-199
Горошко О. Н. Краткий обзор отечественной методики обучения иностранным языкам // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1 (8). С. 110-112.
Ведель Г. Е. Соображения об истории отечественной методики обучения иностранным языкам // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. № 2. С. 65-83.
Куклина С. С., Татаринова М.Н. История методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. 111 с. ISBN 978-5-456-00107-8.
Никшикова Л.Ю. Историко-педагогические основы преподавания иностранных языков в России XIX - начала XX в. : автореф. дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007. 27 с.
Левченко О.Ю. Историографический анализ преподавания иностранных языков в России // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (33). С. 31-35.
Дорохова Н.И. Развитие отечественной методики преподавания иностранных языков в послереволюционный период // Евразийское научное объединение. 2017. Т. 2, № 3 (25). С. 131-134.
Буримская Д.В. История развития методики преподавания иностранного языка в вузах России // Педагогические науки. 2008. № 5 (32). С. 118-122.
Гальскова Н. Д. Отечественная лингводидактика: этапы становления и развития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1 (838). С. 28-38. doi: 10.52070/2500-3488_2021_1_838_28
Гальскова Н.Д. Эволюция научно-методического познания: от методики преподавания иностранных языков к методической науке // Преподаватель XX век. 2018. № 1-1. С 18-31.
Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. Москва : СТУПЕНИ ; ИНФРА-М, 2002. 446 c. ISBN 5-94713-005-X (СТУПЕНИ).
Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2017. 390 с. ISBN 978-5-406-05677-6.
 История развития предметной методики обучения в подготовке учителей иностранных языков | Язык и культура. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19996195/59/12

История развития предметной методики обучения в подготовке учителей иностранных языков | Язык и культура. 2022. № 59. DOI: 10.17223/19996195/59/12