Научно-техническая революция XIX в. обусловила радикальные изменения, постоянно происходящие в повседневной жизни каждого человека, что непосредственно связано с новыми научными открытиями и техническими инновациями, существенно преобразившими картину мира человека XX и XXI столетий. Научные изменения и открытия существенно влияют на современное социокультурное пространство, расширяют спектр возможностей для обеспечения эффективного межкультурного взаимодействия представителей различных этносов, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, поиска новых механизмов и технологий его реализации, актуализируют появление новых профессий и компетенций. Особая роль в подготовке будущих педагогов в поликультурном регионе отводится языку и культуре не только как уникальной форме выражения взглядов на мир представителей разных этносов, но и эффективному средству расширения межэтнических контактов, мироустройства. Определены теоретико-методологические основания культурологического и этнокультурного подходов к подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе, изучение родного языка и культуры своего народа и других этносов. Проанализированы и обоснованы культурологический и этнокультурный подходы в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе; выявлены знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов, проживающих в поликультурном регионе; определены уровни понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов, проживающих в поликультурном регионе. Использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ и синтез научных категорий, систематизация научных данных, обобщение педагогического опыта; эмпирические: количественный и качественный анализ данных проведенного опроса среди обучающихся первых курсов; диагностические: опрос, методы математической статистики. Выявление особенностей этнокультурного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе; знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов; уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов необходимы для эффективной организации межкультурного взаимодействия в поликультурном регионе, повышения эффективности подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Future teachers training for professional activities in the multicultural region: cultural and ethnocultural approaches.pdf Введение Научно-техническая революция XIX в. обусловила радикальные изменения, постоянно происходящие в повседневной жизни каждого человека, что непосредственно связано с новыми научными открытиями и техническими инновациями, существенно преобразившими картину мира человека XX и XXI столетий. Научные изменения и открытия существенно влияют на современное социокультурное пространство, расширяют спектр возможностей для обеспечения эффективного межкультурного взаимодействия представителей разных этносов, поиска новых механизмов и технологий его реализации. В Российской Федерации много уникальных поликультурных регионов, объединивших множество самобытных этносов. Особая роль в подготовке будущих педагогов в поликультурном регионе отводится культуре и языку, как эффективному средству расширения межэтнических контактов, мироустройства. Для достижения этих целей необходимо глубокое понимание особенностей менталитета, системы моральных ценностей представителей разных этносов, проживающих на территории поликультурного региона. Существование на одной территории и межкультурное взаимодействие способствуют обогащению человеческого интеллекта и поведения, уважению культурных традиций, формированию общечеловеческого образа мира [1]. Базовые национальные ценности определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и включают «любовь к России, своему народу, своей малой родине, служение Отечеству; красоту, гармонию, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество» [2]. Необходимость формирования культу-роведческой и этнокультурной компетенций, нашедшая отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), актуализировала изучение языка, истории, культуры народов поликуль-турного региона, в котором язык выступает одновременно и средством передачи социального опыта, и средством хранения традиций культуры и истории. В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации подчеркивается ведущая роль русского языка в процессе формирования личности, гражданина, в приобщении к отечественной культуре, в сохранении национальных традиций, «русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны» [3. С. 1]. Основные задачи проведенного исследования заключались в следующем: - анализ и обоснование этнокультурного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультур-ном регионе; - выявление знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона; - определение уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов поликультурного региона. Методология исследования Социокультурные, социально-экономические процессы и преобразования, происходящие в современном обществе, актуализируют необходимость поиска методологических оснований различных педагогических явлений, феноменов. Обобщенной методологической основой психолого-педагогических, социологических проблем является культурологический подход в контексте общефилософского понимания культуры, в новом более широком понимании, связанном не только с культурными аспектами, но и с лежащей в основе профессиональной педагогической деятельностью. Именно такое трактование культурологического подхода обеспечивает понимание психолого-педагогических явлений с учетом социально-культурных, социально-экономических процессов в ретроспективе. Кроме того, содержательный аспект образования базируется на культурных доминантах прошлого, выступая отражением культуры определенной эпохи. Культурологический подход - методологическая позиция, прояв-ляющаюся в единстве аксиологического, деятельностного и индивидуально-творческого аспектов культуры, в рамках которой человек одновременно выступает и субъектом, и главным действующим лицом, созидателем культуры. В современной трактовке можно выделить три аспекта культуры: совокупность духовных и материальных ценностей, способ деятельности человека, процесс творческой самореализации личности. Сущность культуры составляет совокупность духовных и материальных ценностей человечества (А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.И. Громов, В.А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе) [4]. При таком понимании сущности культуры человек одновременно является и объектом культурных воздействий, и субъектом, созидателем ценностей, действующим в рамках общечеловеческих ценностей. Принципами культурологического подхода выступают: - принцип культуросообразности, определяющий отношение между воспитанием и культурой как средой, развитие личности как части культуры (А. Дистервег, П. Флоренский) [5]; «способность образовательного процесса отражать и выражать общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи» [6. С. 75]. В образовании культу-росообразность способствует глубокому пониманию многообразия культур разных этносов, культурной идентификации, развитию культуры личности; - принцип продуктивности, раскрывающий созидающий деятельностный характер, стимулирующий активность человека во всех сферах жизнедеятельности, ориентированный на создание нового продукта; - принцип мультикультурности, отражающий доминирующую ориентацию на разнообразие и многообразие культуры, культурных ценностей, обеспечивающий взаимодействия всех типов культур, диалог и полилог культур [6. С. 86-87]; способствующий сохранению и приумножению культурных ценностей, культурной идентичности и пониманию культурных различий; - принцип единства и гармонизации рационального и эмоционального факторов, обеспечивающий эмоционально-ценностное постижение широкого пласта культуры, личностного смысла для себя всех культурных процессов и явлений. На выработанных человечеством ценностях национальных культур базируется этнокультурный подход, обеспечивающий освоение различных пластов культуры этнических и общественных групп и мира в целом; приобщение к системе общечеловеческих ценностей, моральных устоев и общественных норм. Реализация этнокультурного подхода позволит сохранить и ретранслировать русскую культуру и культуру родного народа, культуру народов России в контексте общемировой культуры. Принципами этнокультурного подхода выступают: - принцип культуротворчества (Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк) [7], направленный на созидание новых и постижение уже существующих культурных ценностей, инкультурацию; метапринцип, который, с одной стороны, адекватен особенностям и требованиям современной культуры, а с другой стороны, обеспечивает возможность социальной реконструкции с целью организации новых культурных форм (Н.Б. Крылова) [6. С. 76]; - принцип народности, предполагающий освоение ценностей национальной культуры, истории, традиций, приобщения к культурноисторическим корням; развитие чувства принадлежности к определенной нации, формирование знаний о духовных ценностях своего народа; - принцип диалога культур, предполагающий необходимость учета традиций национального воспитания, поликультурного состава ученических и трудовых коллективов (В. С. Библер, А. Б. Панькин) [8]. Взаимодействие с другими культурами обеспечивает глубокое осознание культуры своего народа и вместе с тем способствует глубокому пониманию культур других этносов поликультурного региона; - принцип толерантности (Г. С. Абибулаев, Л. П. Ильченко), формирование уважения к различным этническим культурам и народам, принятие общечеловеческих ценностей, готовность к диалогу и сотрудничеству культур, народов, конфессий. Исследование Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе невозможна без осознания огромной роли языка и культуры. Освоение будущими педагогами культурных ценностей обусловило потребность в формировании педагогической культуры. Следует отметить взаимосвязь и историческую взаимообусловленность категорий «культура» и «деятельность», которые развиваются параллельно. В последние годы существенно изменился портрет современного педагога. Для этого существует ряд предпосылок и противоречий: - в связи с быстрой сменой информационного поля, устареванием информации в эпоху цифровизации молодой специалист при выпуске из вуза оказывается недостаточно готов к работе, поскольку те знания и умения, которые он осваивал на протяжении четырех-пяти лет в вузе, существенно устарели, технологии значительно продвинулись вперед; - работодателей не всегда устраивает тот специалист, которого они получают при «выходе» из вуза; - в эпоху интенсивного развития цифровых технологий современной школе необходим педагог, умеющий общаться с «цифровым» ребенком, обладающий рядом широких компетенций. Так, в Профессиональном стандарте «Педагог» представлен широкий спектр умений, которыми должен оперировать педагог: «...объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся; разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; использовать и апробировать специальные подходы к обучению с целью включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании (обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья); владеть ИКТ-компетентностями (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компе-тентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность), отражающими профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности; организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историкокультурного своеобразия региона» [9]. Как социально-культурное явление профессия имеет сложную структуру, включающую: предмет, средства, результат, цели, ценности, нормы, методы и методики. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями от 23 августа 2016 г. подчеркивается необходимость формирования общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира [9]. Социально-экономические и технологические изменения, происходящие в обществе, обусловили изменение сущности и роли педагогической профессии. А.П. Тряпицына подчеркивает, что профессиональная подготовка будущих педагогов рассматривается как процесс, детерминированный требованиями к ее результатам; становление субъектного опыта профессионально-педагогической деятельности [10]. Реализация культурологического подхода непосредственно связана с профессиональной деятельностью педагога, его педагогической культурой. Термин «педагогическая культура» введен В.А. Сухомлин-ским в работе «Сердце отдаю детям». В.А. Сухомлинский основой педагогической культуры считал воспитание чувств учителя, подчеркивал важность эмоциональной культуры [11]. Различные аспекты проблемы формирования педагогической культуры находят отражение в трудах А.А. Деркача, З.Ф. Есаревой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Н.Н. Тарасевич [12-14]. И. Ф. Исаев выделяет три группы противоречий формирования педагогической культуры: - социокультурные, направленные на преодоление кризиса педагогической культуры, причины которого связаны с недооценкой роли педагогического образования, ценности педагогической профессии; разрешение противоречия между общекультурными традициями и их недостаточным учетом в профессиональной деятельности; - общепедагогические: между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоения; - личностно-творческие: между опытом отдельных педагогов, образовательных организацией и несистематизированностью данного опыта [15]. Согласно «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», образование направлено на обеспечение «гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [16. С. 4]. Требования к этнокультурной подготовке студентов педагогических вузов определяются ФГОС высшего образования «Педагогическое образование». Программой бакалавриата установлены следующие универсальные компетенции: - коммуникация - УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах); - межкультурное взаимодействие - УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах [17]. Как справедливо подчеркивает в своей докторской диссертации С. Н. Федорова, в условиях поликультурной среды выдвигаются новые требования к подготовке подрастающего поколения к жизни, обусловливается необходимость изучения культурного наследия народов. Анализ реальной образовательной практики позволяет прийти к выводу, что в своей практической деятельности во время прохождения разных видов педагогической практики будущие педагоги недостаточно используют богатый педагогический потенциал этнокультурологической составляющей [18]. Реализация культурологического и этнокультурного подходов в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе осуществляется в ходе изучения таких дисциплин учебного плана, как «Педагогика», «Психология», «Философия образования», «Культурология», «Этнография», «Этнокультурология», курсов по выбору этнокультурной тематики; во время прохождения педагогических практик. В компетентностной модели будущего учителя, представленной Э.Н. Никитиным, особая роль отводится общим этнокультурнопедагогическим компетенциям, включающим: осознание ценности Отечества; понимание феномена этнической культуры; принятие духовных и этнокультурных ценностей народов региона, страны, мира в ходе диалога и полилога; способность к межэтническому, межкультурному общению, коммуникации (Л.П. Карпушина) [19]. Особый смысл реализации культурологического и этнокультурного подходов в поликультурном регионе связан с тем, что именно регионы должны сохранять и развивать этносы, возрождать этническую культуру. Как отмечает Н.В. Чекалева, социокультурная обусловленность образования базируется на трех позициях: готовность к изменениям; многообразие культур, конфессий, взглядов; цифровизация общества и виртуальность мира [20]. В условиях поликультурного региона профессиональная деятельность педагога приобретает особый смысл и имеет свою специфику. А.В. Мудрик рассматривает понятие «регион» как «часть страны, представляющую собой целостную социально-экономическую систему, обладающую общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием» [21. С. 55]. Для работы в поликультурном регионе нужен педагог с высоким уровнем этнокультурной и этнопедагогической компетентности, готовности к межкультуному взаимодействию. Для работы с контингентом обучающихся - представителей разных этнических групп педагогу необходимо: - глубокое знание истории и культуры, национально-культурных традиций, фольклора, этнокультурных ценностей своего народа и народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации - поликультурного региона; - умение сотрудничества и межкультурного взаимодействия с детьми разных национальностей. В поликультурном регионе происходит взаимодействие разных национальных культур. Это обусловливает важность в профессионально-педагогической деятельности учета особенностей полиэтнического региона; знания истории, народного искусства, традиционной культуры [22]. Реализация в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе культурологического и этнокультурного подходов повышает общекультурный уровень обучающихся, эффективность межэтнического взаимодействия. Результаты В соответствии с обозначенными задачами исследования проведена диагностика с целью выявления знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона; сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов поликультурного региона. Экспериментальную базу исследования составили обучающиеся первого курса Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте. В диагностическом исследовании с целью выявления знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона; сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов поли-культурного региона принимали участие обучающиеся направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование и логопедия» (20 человек), профиль подготовки «История» (19 человек), профиль подготовки «Математика» (23 человека), профиль подготовки «Музыка» (15 человек) кафедр педагогики и педагогического мастерства, истории и философии, математики и информатики, музыкальной педагогики и исполнительства. Обучающиеся были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Компонентный состав групп и общие условия были идентичными. Для диагностики уровня знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов поликультурного региона обучающимся предлагали методику «Традиции народов региона». Статистическая обработка данных проводилась с помощью критерия Пирсона. Результаты диагностики знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона по методике «Традиции народов региона» представлены в табл. 1. Т а б л и ц а 1 Результаты диагностики по методике «Традиции народов региона», % Уровень ЭГ КГ Высокий 7,8 7,4 Средний 61,5 61,7 Низкий 30,7 30,9 Анализ результатов позволил выявить уровни знания будущими педагогами традиций, истории, культуры, этнокультурных особенностей своего и других этносов региона. Так, высокий уровень зафиксирован у 7,8% будущих педагогов экспериментальной (ЭГ) и 7,4% респондентов контрольной групп (КГ); средний уровень выявлен у 61,5% обучающихся экспериментальной и 61,7% будущих педагогов контрольной групп; низкий уровень продемонстрировали 30,7% будущих педагогов экспериментальной и 30,9% респондентов контрольной групп. Анализ диагностических данных, приведенных в табл. 1, позволяет констатировать, что у обучающихся преимущественно были выявлены фрагментарные знания традиций, истории, культуры и этнокультурных особенностей народов региона. Для выявления уровня понимания будущими педагогами сущности явления культуры межнационального общения, общепринятых норм и правил общения при взаимодействии с представителями других этносов Крыма использовали Опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Респондентам предлагали проран-жировать утверждения в формате «согласен», «скорее согласен», «в чем-то согласен, в чем-то нет», «скорее не согласен», «не согласен»: «Я - человек, который... предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам; считает, что межнациональные браки разрушают народ; часто ощущает превосходство людей другой национальности; считает, что права нации всегда выше прав человека; считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения; предпочитает образ жизни только своего народа; обычно не скрывает своей национальности; считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности; часто испытывает стыд за людей своей национальности; считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа; не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную; нередко чувствует превосходство своего народа над другими; любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов; считает строго необходимым сохранять чистоту нации; трудно уживается с людьми своей национальности; считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей; безразлично относится к своей национальной принадлежности; испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь; готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия; считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов; часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности; считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами; считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории; раздражается при близком общении с людьми других национальностей; всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре; считает необходимым “очищение” культуры своего народа от влияния других культур; не уважает свой народ; считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу; никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам; считает, что его народ не лучше и не хуже других народов» [23. C. 13-17]. Набранная сумма баллов позволяла сделать вывод о типе этнической идентичности, выделить доминирующие типы. В результате анализа выявлено, что норма практически не встречалась. Частыми были случаи этнонигилизма, этноэгоизма, этноизоляционизма. Сравнительные количественные результаты диагностического обследования приведены в табл. 2. Т а б л и ц а 2 Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента, % Уровень Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент ЭГ КГ ЭГ КГ Высокий 7,8 7,4 18,2 8,2 Средний 61,5 61,7 72 62,6 Низкий 30,7 30,9 9,8 29,2 На контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдались значительные положительные изменения. Высокий уровень выявлен у 18,2% будущих педагогов (было 7,8%); средний - у 72% обучающихся (было 61,5%); низкий - у 9,8% респондентов (было 30,7%). Незначительные положительные изменения отмечались и в контрольной группе. Высокий уровень выявлен у 8,2% будущих педагогов (было 7,4%); средний - у 62,6% респондентов (было 61,7%); низкий уровень - у 29,2% обучающихся (было 30,9%). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации культурологического и этнокультурного подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе. Заключение Анализ данных, полученных в ходе диагностики уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликуль-турном регионе, позволяет утверждать, что большинство респондентов недостаточно знакомы с историей и культурой этносов своего региона, что затрудняет учет этнических особенностей в профессиональнопедагогической деятельности. При выявлении типа этнической идентичности частыми были случаи этнонигилизма, этноэгоизма, этноизоляционизма. Реализация культурологического и этнокультурного подходов в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности способствовала повышению уровня их готовности: высокий уровень увеличился до 18,6%; средний - до 72,2%. Низкий уровень снизился до 9,2%. Такая положительная динамика обусловлена педагогическим потенциалом культурологического и этнокультурного подходов, использование которых способствовало эффективному бесконфликтному межкультурному взаимодействию и обеспечивалась за счет учета национального фактора в обучении и воспитании детей, их этнических особенностей, истории, культуры и традиций народов поли-культурного региона. Реализация культурологического и этнокультурного подходов в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в поликультурном регионе осуществлялась в соответствии с ФГОС ВО «Педагогическое образование» и обеспечивала формирование таких универсальных компетенций, как коммуникация (УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)) и межкультурное взаимодействие (УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах).
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие. М., 2000. 146 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2014. 26 с.
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. М., 2016. 10 с.
Арнольдов А. И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция) : учеб. пособие. М. : Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. 352 с.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1956. С. 136203.
Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное образование, 2000. 269 с.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д : Булат, 2000. 351 с.
Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/
Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М. : Концептуал, 2019. 320 с.
Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. 32 с.
Есарева 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л., 1974. 112 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1998. 224 с.
Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект. Москва ; Белгород, 1992. 187 с.
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda/
ФГОС ВО 3+ по направлениям бакалавриата. Образование и педагогические науки. 44.03.01 «Педагогическое образование». URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94
Фёдорова С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов : дис.. д-ра пед. наук. М., 2006. 528 с.
Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 302-305. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29077
Чекалева Н.В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 80-88.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2005. 200 с.
Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д : Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.
Гришина А.В., Зеленов А.А., Лунин С.Л. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения : учеб.-метод. пособие. М. : КРЕДО, 2016. 28 с.