Поэтри-слэм как феномен литературной сцены Швейцарии
Приводится комплексный анализ поэтри-слэма в Швейцарии как феномена культуры и литературной сцены. Исследование, охватывающее период с 1999 по 2024 г., направлено на изучение исторического развития поэтри-слэма в Швейцарии, выявление его основных этапов становления и развития, определение влияния языковой специфики на поэтическую практику, а также на характеристику организационной структуры и особенностей формата поэтического слэма в этой стране. Рассматриваются ключевые имена швейцарской слэм-сцены, анализируются особенности языковой, стилистической и тематической составляющей швейцарской слэм-поэзии. Методология исследования опирается на комплексный подход, сочетающий элементы исторического, культурологического, описательного и лингвистического видов анализа. Исторический метод позволяет проследить ключевые этапы и тенденции генезиса поэтри-слэма в Швейцарии. Культурологический метод направлен на анализ поэтри-слэма как поэтического феномена альтернативной литературной сцены и развлекательного продукта культурной индустрии в немецкоязычном пространстве в целом и в Швейцарии в частности. Описательный метод позволяет провести систематическое описание характеристик поэтри-слэма в Швейцарии, включая его формат, организационную структуру, стилистическое и тематическое своеобразие. Лингвистический метод включает проведение качественного анализа текстов и поэтических перформансов швейцарских слэмеров, доступтгх в интернет-пространстве. Теоретическая основа исследования опирается на анализ научных источников, дополненный изучением публикаций немецкоязычных СМИ и специализированных порталов по теме работы. Эмпирическая база исследования составлена из произведений поэтри-слэма, доступных в сети Интернет на момент исследования в видеоформате. Видеоматериалы позволяют анализировать текст в его перформативной реализации. Мультимедийный каталог, составленный в ходе исследования, систематизирует материалы по годам исполнения произведений, предоставляя доступ к текстам, видеозаписям, информации об авторах, местах выступлений и категориях участия. Несмотря на очевидные тенденции к стандартизации формата поэтри-слэма в Швейцарии, сохраняется независимая культура поэтического состязания, основанная на доступности участия и оценке для всех, а также фокусе на творчестве, что делает его формой социальной активности. Рассматривается поэтри-слэм Швейцарии и как успешный пример коммерциализации поэзии, когда поэзия преподносится как развлекательная услуга в культурной сфере. Поэтри-слэм как синтетическая форма современного искусства объединяет в себе элементы поэзии, эстрадного перформанса и состязания. Слэм-поэзия отличается отсутствием единого эталона поэтической структуры, демонстрируя многообразие метрических форм и широкое использование свободного стиха. Перформативный характер поэтри-слэма подразумевает активное взаимодействие солиста с аудиторией, что сказывается на языковых и стилистических особенностях произведений. Поэты-слэмеры используют яркие образы, живую интонацию, импровизацию и иные театральные элементы, чтобы привлечь внимание публики и создать неповторимую атмосферу выступления. Соревновательный аспект побуждает поэтов создать максимально яркое, запоминающееся и эффектное выступление, добавляет динамики мероприятию и способствует демократизации поэзии, поскольку состязание дает возможность выразить себя как опытным поэтам, так и новичкам, делая поэзию более доступной для широкой публики. Поэтри-слэм в Швейцарии представлен на швейцарском немецком, немецком, французском и итальянском языках. Солисты, которые читают свои тексты на швейцарском варианте немецкого языка, на сегодняшний день составляют наиболее значительную часть сцены, однако, присутствие франко- и италоязычных поэтов, таких как Пабло Мишелло, Лок Нгуен, Патрик Гийен, Селия (французский язык) и Марко Миладинович (итальянский язык), свидетельствует о многообразии и многоязычии культурного ландшафта Швейцарии. Швейцарская по-этри-слэм сцена обрела свою самобытность и уникальный национальный колорит благодаря постепенному переходу от литературного немецкого к швейцарскому диалекту в 2010-х гг. Этот языковой сдвиг позволил слэм-поэтам выразить свою индивидуальность и связь с местной культурой. Развитие слэм-сцены за пределами крупттх городов, с открытием новых локальных площадок, также поспособствовало языковому разнообразию. У поэтов появилась возможность выступать на своих родных диалектах, что сделало слэм-сцену более инклюзивной и разнообразной. Таким образом, смена языка и расширение географического охвата позволили швейцарскому поэтри-слэму сформировать собственную культурную идентичность. Швейцарский поэтри-слэм - это пространство для живого, динамичного и выразительного языка, который отражает естественную разговорную речь и особенности местных диалектов. Швейцарский поэтри-слэм, в отличие от немецкого, преимущественно фокусируется на личных и повседневных темах, используя юмор как инструмент для привлечения внимания и достижения максимального эффекта. Несмотря на преобладание развлекательной направленности, политические темы также присутствуют, хотя и реже, чем в немецком слэме. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
поэтри-слэм, слэм-поэзия, Швейцария, поэтический перформанс, современная немецкоязычная поэзияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Петрова Мария Владимировна | Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова | кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры медиалингвистики, факультет журналистики | pmascha@yandex.ru |
Ссылки

Поэтри-слэм как феномен литературной сцены Швейцарии | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/4