Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи
Рассматривается проблема совершенствования умений иноязычной монологической речи старшеклассников на основе использования в учебном процессе стратегии развертывания сюжетных линий. Существующая избыточность информации и простота поиска создают проблема: для старшеклассников с точки зрения ее отбора, обработки и критического понимания. Требования к качеству умения иноязычного говорения не ограничиваются разнообразием используемых языковых средств, а определяются степенью смысловой ценности высказывания. Однако имеющийся ограниченный речевой и жизненный опыт не всегда позволяет учащимся ориентироваться в коммуникативной ситуации. Процесс обучения должен не только расширять этот опыт, но и помогать своевременно актуализировать его в ходе общения, предвосхищая развитие событий. Поиск эффективных решений поставленных задач требует умения реализации накопленного опыта. В связи с этим важно учитывать необходимость формирования новых стратегий обучения, которые бы обеспечивали эффективное совершенствование иноязычных умений обучающихся. Описаны критерии, позволяющие методически обоснованно отбирать темы для построения занятий с использованием рассматриваемой стратегии для обучения иноязычной монологической речи в старших классах. Приведены этапы обучения старшеклассников развертыванию сюжетов в ходе построения собственных монологических высказываний. Сформулирован комплекс коммуникативных заданий на основе данной стратегии для одного из разделов УМК Spotlight, в которых реализуются предложенные этапы с применением различных форматов работы. Обоснована эффективность использования стратегии развертывания сюжетных линий на занятиях по иностранным языкам в старших классах. Установлено, что организация учебного процесса в подобном формате позволяет совершенствовать умения иноязычной монологической речи старшеклассников, а также дает возможность разнообразить осуществление образовательной практики в старшей школе, создавая персонализированную образовательную среду, учитывающую индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
современные образовательные стратегии, сюжетные линии, проектирование жизненных траекторий, проблемное обучение, творческие способностиАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ариян Маргарита Анастасовна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии | fenkot603@yandex.ru |
Погодина Анна Александровна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; МБОУ «СОШ им. С.Л. Страховой» | аспирант; учитель английского языка | Volkova-anne@yandex.ru |
Ссылки

Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/5