Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/5

Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи

Рассматривается проблема совершенствования умений иноязычной монологической речи старшеклассников на основе использования в учебном процессе стратегии развертывания сюжетных линий. Существующая избыточность информации и простота поиска создают проблема: для старшеклассников с точки зрения ее отбора, обработки и критического понимания. Требования к качеству умения иноязычного говорения не ограничиваются разнообразием используемых языковых средств, а определяются степенью смысловой ценности высказывания. Однако имеющийся ограниченный речевой и жизненный опыт не всегда позволяет учащимся ориентироваться в коммуникативной ситуации. Процесс обучения должен не только расширять этот опыт, но и помогать своевременно актуализировать его в ходе общения, предвосхищая развитие событий. Поиск эффективных решений поставленных задач требует умения реализации накопленного опыта. В связи с этим важно учитывать необходимость формирования новых стратегий обучения, которые бы обеспечивали эффективное совершенствование иноязычных умений обучающихся. Описаны критерии, позволяющие методически обоснованно отбирать темы для построения занятий с использованием рассматриваемой стратегии для обучения иноязычной монологической речи в старших классах. Приведены этапы обучения старшеклассников развертыванию сюжетов в ходе построения собственных монологических высказываний. Сформулирован комплекс коммуникативных заданий на основе данной стратегии для одного из разделов УМК Spotlight, в которых реализуются предложенные этапы с применением различных форматов работы. Обоснована эффективность использования стратегии развертывания сюжетных линий на занятиях по иностранным языкам в старших классах. Установлено, что организация учебного процесса в подобном формате позволяет совершенствовать умения иноязычной монологической речи старшеклассников, а также дает возможность разнообразить осуществление образовательной практики в старшей школе, создавая персонализированную образовательную среду, учитывающую индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

современные образовательные стратегии, сюжетные линии, проектирование жизненных траекторий, проблемное обучение, творческие способности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ариян Маргарита АнастасовнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовадоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологииfenkot603@yandex.ru
Погодина Анна АлександровнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова; МБОУ «СОШ им. С.Л. Страховой»аспирант; учитель английского языкаVolkova-anne@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Гураль С.К., Смокотин В.М. Межъязыковая и межкультурная коммуникация в период глобализации // Язык и культура. 2013. № 4 (24). С. 14-23.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М.: ЛУЧ, 2018. 640 с.
Мильруд Р.П. Развивающее обучение средствами иностранного языка в средней школе: дис.. д-ра пед. наук. M., 1992.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2002. 272 с.
Coorough C. Multimedia and the Web: creating digital excitement. Orlando, FL: Harcourt College Publishers. 2001. 362 p.
Dornyei Z. On the Teachability of Communicative Strategies // TESOL Quarterly. 1995. № 1.
Trager G., Hall E. Culture and Communication; A Model and an Analysis // Explorations and Communication. 1994. № 3.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (в ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/(дата обращения: 10.10.2024).
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и теория школьного учебника. М.: Русский язык, 1974. 289 с.
Гураль С.К., Комарова Э.П., Бакленева С.А., Фетисов А.С. Теоретический контекст интегрированного предметно-языкового обучения в вузе // Язык и культура. 2020. № 49. С. 138-147.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арти-Глосса, 2010. 186 с.
Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005. 245 с.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. С. 236-277.
Давидова Е.А. Методика применения средств музыкальной культуры в нравственноэстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку дис. канд. пед. наук. М., 2013. 212 с.
Махутова Г.М. Проблемные ситуации в обучении иноязычному общению студентов: дис. канд. пед. наук. Нижневартовск, 2013. 184 с.
Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика. М.: Глосса-Пресс, 2012. 252 с.
Esteban S. G.Integrating curricular contents and language through storytelling: Criteria for effective CLIL lesson planning. Multimodal Communication in the 21st Century: Professional and Academic Challenges. Madrid, 2015.
Whiteson V. New Ways of Using Drama and Literature in Language Teaching. Alexandria, VA., TESOL, 1996. 155 p.
Wood J.D. Using stories to help children learn a foreign language. Granada, 2016.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. 502 с.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 208 с.
Левитан К.М. Юридическая педагогика. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 416 с.
 Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/5

Развертывание сюжетных линий как действенная стратегия обучения старших школьников иноязычной монологической речи | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/5