Модель обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/6

Модель обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта

Описаны основные этапы разработки и реализации модели обучения иноязычной коммуникации с помощью упражнений, развивающих эмоциональный интеллект. На сегодняшний день количество научных публикаций, посвященных вопросам формирования эмоционального интеллекта в процессе подготовки специалистов, увеличилось. Появились исследования и в методике преподавания иностранных языков, рассматривающие проблему развития эмоциональной культуры личности, поскольку иностранный язык обладает большим дидактическим потенциалом и может быть средством развития эмоционального интеллекта. Однако их авторы чаще всего затрагивают проблему формирования эмотивной компетенции и не раскрывают в полной мере возможности развития эмоционального интеллекта обучающихся при освоении иностранного языка. Разработана модель, включающая в себя систему упражнений для развития эмоционального интеллекта в процессе подготовки будущих лингвистов и преподавателей иностранного языка. Модель была интегрирована в процесс преподавания таким образом, чтобы это способствовало лучшему усвоению языка и формированию требуемых общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Исследование проводилось в три этапа на базе НГЛУ им. Н.А. Добролюбова среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика (бакалавриат)» и изучающих испанский язык как второй иностранный в течение трех лет. На первом этапе началась разработка лингводидактической модели. Студентам, изучающим испанский язык первый и второй год, были предложены лексические и грамматические упражнения по теме «Эмоции», а также задания, основанные на методе арт-терапии, адаптированные для занятия иностранного языка. Предварительно был проведен опрос студентов об уровне их осведомленности об эмоциональном интеллекте, а по завершении курса - анкетирование с целью выявления мнения обучающихся об эффективности упражнений. На втором этапе исследование проводилось в новой группе студентов, изучающих испанский язык второй год. В содержательном компоненте лингводидактической модели были выделены лингвистический и психологический аспекты. Были апробированы задания для развития эмоционального интеллекта, проведен опрос обучающихся по итогам работы, проанализированы показатели уровня эмоционального интеллекта до и после обучения; студенты защитили финальные проектные работы на иностранном языке, направленные на развитие навыков саморефлексии. На третьем этапе исследование продолжилось в двух выпускных группах; была завершена работа над лингводидактической моделью, содержательный компонент которой был дополнен методическим аспектом. Разработана система упражнений, содержащих лингвистический, психологический и методический аспекты; апробированы методические профессионально ориентированные задания и подведены результаты опытного обучения. Сделаны выводы о результатах проведенного опытного обучения и об эффективности предложенной модели обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмотивная компетенция, испанский язык, преподавание иностранных языков, эмоции, эмоциональное речевое поведение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дрожбина Александра ИльиничнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовастарший преподаватель кафедры романо-германской филологии Высшей школы лингвистики, психологии и педагогикиaleksdrozhofficial@mail.ru
Поршнева Елена РафаэльевнаНижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбовадоктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры романо-германских языков, перевода, зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Высшей школы переводаelporshneva@gmail.com
Всего: 2

Ссылки

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2006. 1136 с.
Blanco Fernandez J., Garcia Mata M., Rebaque Gomez A., Garcia Pascual R, de Caso Fuertes A.M. Influencia compartida entre las diferentes variables psicol6gicas: motivaci6n, emoci6n y aprendizaje // International Journal of Developmental and Educational Psychology: INFAD. Revista de Psicologia. 2019. Vol. 3, № 1. P. 353-362.
Elizondo Moreno A., Rodriguez Rodriguez J., Rodriguez I. La importancia de la emoci6n en el aprendizaje: Propuestas para mejorar la motivaci6n de los estudiantes // Cuaderno De Pedagogia Universitaria. 2018. № 15 (29). P. 3-11.
Angel R. N., Garcia H. G., Garcia F.T. et al. C ognitive and affective factors in teaching and learning of English as a foreign language // EduMeCentro. 2020. № 12 (2). P. 230-237.
Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. C. 3-22.
Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 3-11.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак-тов ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 336 с.
Тарнаева Л.П. Обучение будущих переводчиков трансляции культурно-специфических смыслов иституционального дискурса: дис. д-ра пед. наук. СПб., 2011. 545 с.
Шаховский В.И. Эмоциональная /эмотивная компетенция в межкультурной коммуникации (есть ли неэмоциональные концепты?) // Мир лингвистики и коммуникации. 2009. Т. 1, № 16. С. 7-14.
Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 208 с.
Першутин С. В. Методика обучения старших школьников эмотивной лексике на уроках английского языка: дис. канд. пед. наук. СПб., 2017. 212 с.
Хусяинова Ю.Н. Методика формирования эмотивной компетенции студентов бакалавриата в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку: дис. канд. пед. наук.СПб., 2017. 236 с.
Копыловская М.Ю., Ялышева А.В. Эмотивная компетенция и ее структура в теории обучения иностранным языкам // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А. Ч. I. С. 369-382.
Сизова Е.В. Методы формирования эмоционального интеллекта студентов факультета журналистики средствами иноязычной подготовки // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2023. № 03. С. 29-45. URL: https://e-koncept.ru/2023/231014.htm.
Ширшова И.А. Развитие эмоционального интеллекта студентов университетов путем детального анализа случаев употребления модальных глаголов в английском языке // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6, т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN620.pdf.
Ибрагимова М. Э. От ощущения - к метафорическому портрету эмотивного концепта (к проблеме развития эмоционального интеллекта при работе со словом) // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 2. С. 217-224.
Шаховский В.И., Волкова П.С. Эмотивность как метод вхождения в пространство межличностной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 132-138.
Поршнева Е.Р., Краснова М.А. Обучение иностранному языку в контексте позитивной психологии // Язык и культура. 2021. № 53. C. 255-269. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45729547.
Авдошина Е.Д., Дрожбина А.И. Испанский язык. Пособие по домашнему чтению с упражнениями на развитие эмоционального интеллекта (на материале книги Llorente L.F. Cruce de caminos). М.: Издательский Центр РИОР, 2024. 77 с. URL: https://riorpub.com/ru/nauka/textbook/4324/view.
 Модель обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/6

Модель обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/6