Модель обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта
Описаны основные этапы разработки и реализации модели обучения иноязычной коммуникации с помощью упражнений, развивающих эмоциональный интеллект. На сегодняшний день количество научных публикаций, посвященных вопросам формирования эмоционального интеллекта в процессе подготовки специалистов, увеличилось. Появились исследования и в методике преподавания иностранных языков, рассматривающие проблему развития эмоциональной культуры личности, поскольку иностранный язык обладает большим дидактическим потенциалом и может быть средством развития эмоционального интеллекта. Однако их авторы чаще всего затрагивают проблему формирования эмотивной компетенции и не раскрывают в полной мере возможности развития эмоционального интеллекта обучающихся при освоении иностранного языка. Разработана модель, включающая в себя систему упражнений для развития эмоционального интеллекта в процессе подготовки будущих лингвистов и преподавателей иностранного языка. Модель была интегрирована в процесс преподавания таким образом, чтобы это способствовало лучшему усвоению языка и формированию требуемых общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Исследование проводилось в три этапа на базе НГЛУ им. Н.А. Добролюбова среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика (бакалавриат)» и изучающих испанский язык как второй иностранный в течение трех лет. На первом этапе началась разработка лингводидактической модели. Студентам, изучающим испанский язык первый и второй год, были предложены лексические и грамматические упражнения по теме «Эмоции», а также задания, основанные на методе арт-терапии, адаптированные для занятия иностранного языка. Предварительно был проведен опрос студентов об уровне их осведомленности об эмоциональном интеллекте, а по завершении курса - анкетирование с целью выявления мнения обучающихся об эффективности упражнений. На втором этапе исследование проводилось в новой группе студентов, изучающих испанский язык второй год. В содержательном компоненте лингводидактической модели были выделены лингвистический и психологический аспекты. Были апробированы задания для развития эмоционального интеллекта, проведен опрос обучающихся по итогам работы, проанализированы показатели уровня эмоционального интеллекта до и после обучения; студенты защитили финальные проектные работы на иностранном языке, направленные на развитие навыков саморефлексии. На третьем этапе исследование продолжилось в двух выпускных группах; была завершена работа над лингводидактической моделью, содержательный компонент которой был дополнен методическим аспектом. Разработана система упражнений, содержащих лингвистический, психологический и методический аспекты; апробированы методические профессионально ориентированные задания и подведены результаты опытного обучения. Сделаны выводы о результатах проведенного опытного обучения и об эффективности предложенной модели обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект, эмотивная компетенция, испанский язык, преподавание иностранных языков, эмоции, эмоциональное речевое поведениеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Дрожбина Александра Ильинична | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | старший преподаватель кафедры романо-германской филологии Высшей школы лингвистики, психологии и педагогики | aleksdrozhofficial@mail.ru |
Поршнева Елена Рафаэльевна | Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова | доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры романо-германских языков, перевода, зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Высшей школы перевода | elporshneva@gmail.com |
Ссылки

Модель обучения иноязычной коммуникации средствами развития эмоционального интеллекта | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/6