Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/7

Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля

Компетентностная парадигма образования развивается в условиях цифровизации образовательной среды учебных учреждений. Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля требует организации персонализированного контекстного обучения путем реализации личностно-деятельностного подхода в самообразовании. Создание нелинейных вариативных индивидуальных образовательных траекторий позволяет гарантировать достижения качества личностно-профессиональных коммуникативных компетенций. Цель исследования - формирование самообразовательной компетенции в рамках автономного обучения путем ориентации на персонализацию обучения в контексте будущей военно-профессиональной деятельности. Задачи исследования: педагогическое проектирование цифровой трансформации лингво-профессиональной подготовки военных специалистов инженерного профиля в контексте инфокоммуникационной военной профессионально ориентированной цифровой образовательной среды; разработка технологии персонализированного самообучения путем создания вариативных нелинейных индивидуальных образовательных траекторий на базе адаптивной автоматизированной образовательной системы с элементами искусственного интеллекта и использованием вероятностной экспертной системы качества, направленной на достижение гарантированного качества обучения. Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных категорий, обобщение инновационного и собственного педагогического опыта, систематизация и классификация выявленных особенностей); эмпирические (количественный и качественный анализ данных педагогического эксперимента среди курсантов 3-х курсов технического направления подготовки); диагностические (тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистики). Результаты исследования: технологическая основа и функциональные возможности лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля базируется на соответствующей модели инфокоммуникационной военной профессионально ориентированной цифровой образовательной среды военного вуза. Ее основу составляют формируемые информационно-знаниевые потоки. Самостоятельность и самоорганизация личности субъекта реализуются на дифференциальных уровнях вуза (кафедра, факультет) и вузов Министерства образования Российской Федерации путем создания в системе «клиент-сервер» серверного приложения «АРКТУР-Web». Метабазис многовекторного учебного контента лингво-профессиональной подготовки расположен на сервере, процесс его автоматизированного формирования реализуется возможностями адаптивной автоматизированной образовательной системы. На её базе реализуются формирующие, управляющие и диагностические функции. Созданная система автоматически распознает грамматически-функциональные образы с вероятностью не менее 90% в зависимости от сложности грамматических конструкций в аутентичных текстах военно-технического профиля. Диагностический блок системы критериально определяет самообразовательную компетентность и за счет искусственного интеллекта управляет формируемой индивидуальной траекторией. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

персонализированная компетентностная парадигма, автономное обучение, самообразование, личностно-деятельностный, контекстный подход, индивидуальная образовательная траектория, личностно-профессиональная подготовка

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Комарова Эмилия ПавловнаВоронежский государственный технический университетдоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков и технологии переводаvivtkvk@mail.ru
Склярова Оксана НиколаевнаВоенно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагаринакандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языковoxi_us@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 5-10.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Зибров Г.В. Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки офи церских кадров в вузах Министерства оборони: Российской Федерации: дис. д-ра пед. наук. М., 2004.
ФГОСВО (3++). URL: http://fgosvo.ru(дата обращения: 25.01.2024).
Система ФГОС ВО 4.0 Основные параметры. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FUMO/440000/Meeting_FUMO_440000_27102021.pdf (дата обращения: 25.0l.2024).
Little D. Constructing a theory of learner autonomy: some steps along the way // Centre for Language and Communication Studies Trinity College. Dublin, 2004. 11 p.
Yan S. Teachers' roles in autonomous learning // Journal of Sociological Research. 2012. Vol. 3, № 2. Р. 557-562.
Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории про фессионального развития будущего специалиста: дис. д-ра пед. наук. М., 2012. 417 с.
Комарова Э.П., Петухов С.Г. Модель формирования профессиональной компетенции в процессе качественной подготовки рабочих к профессиональной деятельности // Мир образования - образование в мире. 2009. № 1 (33). С. 156-161.
Гураль С.К., Краснопеева Т.О., Смокотин В.М., Сорокоумова С.Н. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных траекторий с учетом латентных характеристик студентов // Язык и культура. 2019. № 47. С. 176-196.
Ус Н.А., Склярова О.Н. Обоснование технологии проектирования самостоятельной деятельности будущих специалистов при организации лингво-профессиональной подготовки в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде // Векторы личностно-профессиональной подготовки специалистов в технических вузах в контексте цифровой парадигмы. Воронеж: Научная книга, 2023. С. 113-149.
Комарова Э.П., Бакленева С.А. Субъектно-контекстный подход к интеллектуальноэмоциональному развитию обучающихся вузов в процессе самостоятельной деятельности // Язык и культура. 2022. № 60. С. 201-214.
Вербицкий А.А. Теория и технология контекстного обучения: учеб. пособие. М.: МНГУ, 2017. 268 с.
Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
Склярова О.Н. Формирование профессионально-образовательной среды при обучении курсантов неязыковых военных вузов иностранному языку. Воронеж: Научная книга, 2017. 220 с.
Петросян Я.В., Склярова О.Н. Автоматизированная обучающая система по проверке знаний лексики, грамматики и пониманию смысла текстов на иностранном языке "ARCTUR" / Свидетельство об официальной регистрации программа: для ЭВМ № 2007614117. Зарегистрировано ФИПС в Реестре программ для ЭВМ 26 сентября 2007 г.
 Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/7

Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/7