Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля
Компетентностная парадигма образования развивается в условиях цифровизации образовательной среды учебных учреждений. Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля требует организации персонализированного контекстного обучения путем реализации личностно-деятельностного подхода в самообразовании. Создание нелинейных вариативных индивидуальных образовательных траекторий позволяет гарантировать достижения качества личностно-профессиональных коммуникативных компетенций. Цель исследования - формирование самообразовательной компетенции в рамках автономного обучения путем ориентации на персонализацию обучения в контексте будущей военно-профессиональной деятельности. Задачи исследования: педагогическое проектирование цифровой трансформации лингво-профессиональной подготовки военных специалистов инженерного профиля в контексте инфокоммуникационной военной профессионально ориентированной цифровой образовательной среды; разработка технологии персонализированного самообучения путем создания вариативных нелинейных индивидуальных образовательных траекторий на базе адаптивной автоматизированной образовательной системы с элементами искусственного интеллекта и использованием вероятностной экспертной системы качества, направленной на достижение гарантированного качества обучения. Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных категорий, обобщение инновационного и собственного педагогического опыта, систематизация и классификация выявленных особенностей); эмпирические (количественный и качественный анализ данных педагогического эксперимента среди курсантов 3-х курсов технического направления подготовки); диагностические (тестирование, метод экспертной оценки, методы математической статистики). Результаты исследования: технологическая основа и функциональные возможности лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля базируется на соответствующей модели инфокоммуникационной военной профессионально ориентированной цифровой образовательной среды военного вуза. Ее основу составляют формируемые информационно-знаниевые потоки. Самостоятельность и самоорганизация личности субъекта реализуются на дифференциальных уровнях вуза (кафедра, факультет) и вузов Министерства образования Российской Федерации путем создания в системе «клиент-сервер» серверного приложения «АРКТУР-Web». Метабазис многовекторного учебного контента лингво-профессиональной подготовки расположен на сервере, процесс его автоматизированного формирования реализуется возможностями адаптивной автоматизированной образовательной системы. На её базе реализуются формирующие, управляющие и диагностические функции. Созданная система автоматически распознает грамматически-функциональные образы с вероятностью не менее 90% в зависимости от сложности грамматических конструкций в аутентичных текстах военно-технического профиля. Диагностический блок системы критериально определяет самообразовательную компетентность и за счет искусственного интеллекта управляет формируемой индивидуальной траекторией. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
персонализированная компетентностная парадигма, автономное обучение, самообразование, личностно-деятельностный, контекстный подход, индивидуальная образовательная траектория, личностно-профессиональная подготовкаАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Комарова Эмилия Павловна | Воронежский государственный технический университет | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков и технологии перевода | vivtkvk@mail.ru |
Склярова Оксана Николаевна | Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина | кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков | oxi_us@rambler.ru |
Ссылки

Цифровая трансформация лингво-профессиональной подготовки будущих военных специалистов инженерного профиля | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/7