Реализация технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/8

Реализация технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей

Современной тенденцией в образовательном пространстве вузов является широкое распространение аналитической деятельности с перемещением фокуса внимания на профессиональную ориентированность образовательного процесса. В настоящих условиях образовательной парадигмы важной задачей становится формирование личности, способной мыслить критически, умеющей применять аналитические способности и навыки на практике. Специалист в сфере юриспруденции - это перспективный специалист нового формата, владеющий актуальными профессиональными и языковыми компетенциями, способный к самореализации, творчеству, критическому мышлению и самосовершенствованию в условиях трансформации современного рынка труда. В этой связи в контексте обучения профессиональному иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей большое значение уделяется созданию педагогических условий, направленных на интеллектуальное развитие студента, активизацию его познавательных творческих способностей, развитие навыков иноязычного общения, его теоретическую и практическую готовность к будущей профессиональной деятельности. Технологией, обладающей потенциалом максимально приблизить процесс обучения к профессиональной деятельности будущих юристов, выступает кейс-стади. Анализ и решение кейсов базируется на взаимосвязанности юридического и языкового контентов. На этой основе происходит актуализация юридических, лингвистических и экстралингвистических знаний и умений, возрастает мотивация студентов к выполнению будущих профессиональных функций и применению иностранного языка. Цель исследования - обосновать актуальность реализации технологии кейс-стади метода в процессе обучения иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей. Задачи исследования: проанализировать и обосновать теоретико-методологические основы кейс-стади метода в процессе обучения иноязычному дискурсу; выявить особенности применения метода кейс-стади в учебной деятельности студентов-юристов; показать эффективность внедрения метода кейсов в процесс обучения иноязычному дискурсу в целях повышения познавательной деятельности в решении практических профессиональных задач правового характера и улучшения уровня знаний иностранного языка студентов юридических специальностей. Определена теоретико-методологическая база текущего исследования - комплекс подходов к иноязычному обучению студентов юридических специальностей на основе реализации метода кейс-стади: синергетический, компетентностный, коммуникативный, контекстный. Процесс обучения иноязычному профессиональному дискурсу с использованием технологии кейс-стади рассматривается с точки зрения взаимовлияния и взаимодополнения данных методологических подходов для целостного понимания структуры и содержания современного образовательного процесса. Рассматриваются технологические возможности и преимущества метода кейс-стади в процессе обучения иноязычному профессиональному дискурсу. Подчеркивается значимость использования процессов сотрудничества, рефлексии и опыта в реализации данной технологии. Описывается опыт обучения иноязычному дискурсу студентов Юридического института ТГУ в рамках дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» на основе метода кейс-стади. Занятия по анализу проблемной ситуации кейса проходят в соответствии с установленными этапами и определен-ным алгоритмом действий. На основании изложенного сделан вывод, что применение технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей оправдано современными требованиями к специалисту юридического профиля, который не только владеет определенными знаниями, но и способен анализировать проблемную ситуацию, оперировать информацией, принимать продуман-ные решения в условиях профессиональной иноязычной коммуникации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

технология, кейс-стади метод, профессионально ориентированное обучение, иноязычный дискурс, компетенции, этапы деятельности

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Милованова Ольга ИгоревнаНациональный исследовательский Томский государственный университетаспирант, старший преподавательhelgamil@mail.ru
Гураль Светлана КонстантиновнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, профессорgural.svetlana@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Алдошина М.И., Комарова Э.П., Бакленева С.А., Федоров В.А. Субъектоцентрированный подход к разработке поликультурного обучения в университете // Язык и культура. 2021. № 56. С. 146-163.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессиональ ного образования по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности. М.: Министерство науки и высшего образования РФ, 2022. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//FGOS%20VO%203%2B%2B/Spec/40.05.01_C_3_08112022.pdf (дата обращения: 03.09.2024).
Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Москва; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. 320 с.
Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. 3-е изд., испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 240 с.
Гураль С.К., Смокотин В.М. Синергетическое поле обучения иноязычному дискурсу. Томск: Издательство Томского университета, 2023. 342 с.
Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
Безукладников К.Э. Лингводидактические компетенции: концепция формирования. 2-е изд., стер. Пермь, 2012. 207 с.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак-тов ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 336 с.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходу: к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004. 236 с.
Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
Комарова Э.П. Теоретические основы профессионального обучения иноязычному опосредованному общению в неязыковом вузе: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Воронеж, 2001. 40 с.
Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5.
Fischer J., Casey E. LCaS - Language case studies. Teacher training modules on the use of case studies in language teaching at secondary and university level. Council of Europe Publishing, 2008.
Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике. Ч. 1. М., 2006. 199 с.
Макарова О.А. Ситуационный подход к формированию профессиональной компетентности студентов-юристов средствами иностранного языка. Ульяновск, 2020. 200 с.
Сурмин Ю.П., Сидоренко А.И. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
Игнаткина А.Л. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку в сфере юриспруденции с применением метода кейс-стади // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2023. № 1. С. 33-45.
Голуб Л.Н., Медведева С.А. Использование кейс-метода на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 77-86.
Legal Profession Blog. URL: https://lawprofessors.typepad.com/legal_profession/2009/09/wave-of-the-future.html (дата обращения: 20.09.2024).
 Реализация технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/8

Реализация технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/8