Реализация технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей
Современной тенденцией в образовательном пространстве вузов является широкое распространение аналитической деятельности с перемещением фокуса внимания на профессиональную ориентированность образовательного процесса. В настоящих условиях образовательной парадигмы важной задачей становится формирование личности, способной мыслить критически, умеющей применять аналитические способности и навыки на практике. Специалист в сфере юриспруденции - это перспективный специалист нового формата, владеющий актуальными профессиональными и языковыми компетенциями, способный к самореализации, творчеству, критическому мышлению и самосовершенствованию в условиях трансформации современного рынка труда. В этой связи в контексте обучения профессиональному иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей большое значение уделяется созданию педагогических условий, направленных на интеллектуальное развитие студента, активизацию его познавательных творческих способностей, развитие навыков иноязычного общения, его теоретическую и практическую готовность к будущей профессиональной деятельности. Технологией, обладающей потенциалом максимально приблизить процесс обучения к профессиональной деятельности будущих юристов, выступает кейс-стади. Анализ и решение кейсов базируется на взаимосвязанности юридического и языкового контентов. На этой основе происходит актуализация юридических, лингвистических и экстралингвистических знаний и умений, возрастает мотивация студентов к выполнению будущих профессиональных функций и применению иностранного языка. Цель исследования - обосновать актуальность реализации технологии кейс-стади метода в процессе обучения иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей. Задачи исследования: проанализировать и обосновать теоретико-методологические основы кейс-стади метода в процессе обучения иноязычному дискурсу; выявить особенности применения метода кейс-стади в учебной деятельности студентов-юристов; показать эффективность внедрения метода кейсов в процесс обучения иноязычному дискурсу в целях повышения познавательной деятельности в решении практических профессиональных задач правового характера и улучшения уровня знаний иностранного языка студентов юридических специальностей. Определена теоретико-методологическая база текущего исследования - комплекс подходов к иноязычному обучению студентов юридических специальностей на основе реализации метода кейс-стади: синергетический, компетентностный, коммуникативный, контекстный. Процесс обучения иноязычному профессиональному дискурсу с использованием технологии кейс-стади рассматривается с точки зрения взаимовлияния и взаимодополнения данных методологических подходов для целостного понимания структуры и содержания современного образовательного процесса. Рассматриваются технологические возможности и преимущества метода кейс-стади в процессе обучения иноязычному профессиональному дискурсу. Подчеркивается значимость использования процессов сотрудничества, рефлексии и опыта в реализации данной технологии. Описывается опыт обучения иноязычному дискурсу студентов Юридического института ТГУ в рамках дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» на основе метода кейс-стади. Занятия по анализу проблемной ситуации кейса проходят в соответствии с установленными этапами и определен-ным алгоритмом действий. На основании изложенного сделан вывод, что применение технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей оправдано современными требованиями к специалисту юридического профиля, который не только владеет определенными знаниями, но и способен анализировать проблемную ситуацию, оперировать информацией, принимать продуман-ные решения в условиях профессиональной иноязычной коммуникации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
технология, кейс-стади метод, профессионально ориентированное обучение, иноязычный дискурс, компетенции, этапы деятельностиАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Милованова Ольга Игоревна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | аспирант, старший преподаватель | helgamil@mail.ru |
Гураль Светлана Константиновна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор педагогических наук, профессор | gural.svetlana@mail.ru |
Ссылки

Реализация технологии кейс-стади метода в обучении иноязычному дискурсу студентов юридических специальностей | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/8