Основные этапы, принципы и тенденции развития дополнительного образования в Российской Федерации | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/9

Основные этапы, принципы и тенденции развития дополнительного образования в Российской Федерации

Описаны этапы развития дополнительного образования в России, начиная с внешкольного образования в постреволюционный и советский периоды и заканчивая современными тенденциями его совершенствования. Проведено сравнение законов об образовании Российской Федерации 1992 и 2012 гг. и отмечена более высокая степень детализации нового закона, в котором учтено не только дополнительное профессиональное образование (ДПО), но и общее дополнительное образование (ДО). Подробно описано внешкольное образование, в рамках которого ребенок и учащийся считались главными субъектами процесса обучения в ДО в 1930-1992 гг., когда внешкольное образование перешло в категорию ДО. Оценивается вклад представителей педагогической общественности 1930-х гг. -Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого - в развитие системы внешкольного образования на принципах самоуправления, доступности и открытости. Важным принципом деятельности дворцов и домов пионеров и школьников был отказ от дублирования школьных программ. Выделены два золотых периода развития ДО в России (1920-1930 и 1960-1970-е гг.), которые характеризовались большим разнообразием внешкольных учреждений и разработкой их научно-педагогических оснований, в то время как негативной тенденцией была чрезмерная идеологизация их деятельности, особенно в сталинское время. Дана периодизация дополнительного образования взрослых. Основная тенденция периода 1920-1940-х гг. по ликвидации безграмотности постепенно заменяется тенденцией дополнительного образования взрослых: направленностью на профессионализацию обучения в учреждениях дополнительного образования. В конце 1930 гг. и в 1940-е гг. повышение квалификации в Советском Союзе приобретает значение государственной системы. Курсы повышения квалификации появляются в академиях и институтах, в массовом количестве возникают при вузах, в частности на вечерних и заочных отделениях. С 2000-х гг. дополнительное профессиональное образование реализуется, главным образом, на курсах повышения квалификации с учетом личных предпочтений обучающихся в традиционном и онлайн-форматах. Основная профессионально развивающая функция ДПО сейчас дополнена личностно-развивающей, академической, консультационной и психологической функциями. Описаны варианты реализации современного уровня ДПО, например, дополнительного переводческого образования в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Представлена современная трактовка основных общих принципов развития ДПО: дополнительности, демократизации, преемственности между общим и профессиональным аспектами подготовки, взаимосвязи общего и профессионального секторов образования, гуманитаризации, гуманизации и регионализации. Показано, что программы ДО и ДПО вписываются в парадигму непрерывного образования ЮНЕСКО и обучения в течение всей жизни (life-long learning) Болонской декларации. В Российском контексте непрерывное образование, особенно в плане актуализации общеразвивающих программ дополнительного образования взрослых, направленных на развитие творческих способностей и личных интересов, способствует общему повышению качества жизни обучающихся. Учтены исследования по андрагогике как отрасли педагогического знания, изучающей особенности обучения взрослых. Рассмотрены принципы приоритетности самостоятельного обучения, совместной деятельности обучающихся, рефлективности, элективности, индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, актуализации результатов обучения. Отмечаемый в андрагогике принцип индивидуального подхода к обучению и учета индивидуальных потребностей слушателей в интеллектуальном развитии созвучен характерному для ДПО общему принципу гуманизации. Рассмотрены современные тенденции цифровизации и неуклонного роста количества частных школ и курсов дополнительного образования на примере курсов иностранных языков. Доступность онлайн-обучения позволяет преподавателям организовывать курсы повышения квалификации в дистанционном или гибридном формате, когда часть слушателей находится в аудитории, а остальные подключаются к сессии со своих гаджетов. Для иллюстрации тенденции роста количества частных школ и курсов дополнительного образования приведена статистика по возникновению новых курсов китайского языка в Санкт-Петербурге за последние семь лет. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

дополнительное образование, внешкольное образование, этапы, программы, принципы, известные педагоги, функции ДПО, концепции, личностное развитие, непрерывное образование, андрагогика, цифровизация, частные курсы иностранных языков

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попова Нина ВасильевнаСанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великогодоктор педагогических наук, профессор, профессор высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институтninavaspo@mail.ru
Алмазова Надежда ИвановнаСанкт-Петербургский политехнический университет Петра Великогодоктор педагогических наук, профессор, профессор высшей школы лингвистики и педагогики, Гуманитарный институтalmazovanadia1@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/91bb29f8525428fe6bf3020a3c35e211e138f5cd.
Круглова Л. Ю. Интегративно-развивающий подход к модернизации профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. 46 с.
Куприянов Б.В. Социальная миссия внешкольного образования в СССР: историческая реконструкция советского мегапроекта // Вестник МГПУ. Серия "Педагогика и психология". 2016. № 2 (36). С. 101-109.
Богуславский М.В. Истории российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием // Вестник образования. 2003. № 15. С. 17-24.
Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историкопедагогический контекст). М.: Научная книга, 2007. 169 с.
Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 603 с.
Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. 22 с.
Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для академического бакалавриата / отв. ред. А.В. Золотарева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 267 с. (Серия: Университета: России).
Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей - территория перспективного и безопасного детства // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 1. С. 138-144.
Костин А.К. Система дополнительного образования детей в социокультурном развитии региона: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2007. 43 с.
Каргина З.А. История становления системы дополнительного образования детей в России: два "золотых периода" // Историко-педагогический журнал. 2013. № 1. С. 89-103.
Дьячин А.С. Развитие отечественной системы дополнительного образования - исторические параллели // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, вып. 3. С. 363-367.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 1997. URL: https://docs.cntd.ru/document/902361664?marker=6540IN.
Флеров О.В. Генезис отечественного дополнительного профессионального образования: от истоков к современным проблемам // Современное образование. 2017. № 2. С. 57-82.
Морозова Н.А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление: дис. д-ра пед. наук. М., 2003. 332 с.
Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., 1995. 232 с.
Цывунина А.Д. История формирования дополнительного образования в России // Гуманитарные, естественно-научные и технические решения современности в условиях цифровизации: материала: XII Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2021. С. 142-144.
Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования // Компетентность. 2009. № 5. С. 10-16.
Яшина О.В. Дополнительное профессиональное языковое образование в современной образовательной парадигме // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 11. С. 181-184.
Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговоряшцх странах (Франция, Канада): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2019. 27 с.
Тигина Ю.О. Особенности обучения иностранному языку студентов дополнительного образования в техническом вузе // Mеждународный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 8. C. 93-94.
Аносова Н.Э. Учебно-методический комплекс по профессиональной переподготовке специалистов с присвоением дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации". Английский язык. СПб.: Изд-во Политехи. унта, 2008. 115 с.
Программа переподготовки "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" на сайте СПбПУ. UL: https://do.spbstu.ru.
Яцевич Л.П. Организация обучения иностранному языку в дополнительном образовании // Проблемы науки. 2021. № 7 (66). С. 49-51.
Михалева О.В., Морозов А.В. Метод моделирования языковой среды как эффективный ресурс повышения качества образования будущих переводчиков // Управление образованием: теория и практика. 2019. № 3 (35). С. 37-45.
Пузанкова Е.И. Новые способы обучения иностранному языку в системе дополнительного образования. Методические рекомендации педагогу дополнительного образования. 2022. URL: https://pedsovet.su/load/257-1-0-57829.
Программа переподготовки "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" на сайте МГЛУ. URL: https://www.linguanet.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/de-tail.php?ID=3598.
Царева М. С. Дополнительное образование в области иностранных языков // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 10. С. 110-116.
Аристов И.В. Специфика дополнительного языкового образования в РФ // Современные вызовы и перспективы развития молодежной науки: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск: Новая наука, 2022. С. 23-27.
Калинина А. Г. Индивидуально-ориентированная модель организации дополнительного образования взрослых по иностранным языкам (на материале английского языка): автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 28 с.
Копылова Ю.В. Принципы обучения иностранному языку в условиях дополнительного языкового образования // Педагогическое образование в России. 2017. № 4. С. 112-117.
Копылова Ю.В., Безбородова С.А. Особенности обучения английскому языку в условиях дополнительного образования // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 1А. С. 174-183.
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. Методология преемственности общего и дополнительного технологического образования // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2018. № 1. С. 69-89.
Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2012. № 3 (Март). С. 31-35.
Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование: учеб. пособие. М., 2005. 123 с.
Справка по вопросу "О проекте концепции непрерывного образования". К заседанию коллегии Минобрнауки России 22 февраля 2011 года. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/8282/11.02.22-spravka1.pdf.
Bennett S., Ryley P. The Bologna Process and Lifelong Learning: Complexity and Flexibility as Watchwords for Change // Journal of Adult and Continuing Education. 2007. № 13 (2). Р. 213-230.
Aspin D.N., Chapman J.D. Lifelong learning: concepts and conceptions // International Journal of Lifelong Education. 2000. № 191. Р. 2-19.
Marjan Laal, Ashkan Laal, Arsalan Aliramaei. Continuing education; lifelong learning. 5th World Conference on Educational Sciences // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 116. Р. 4052-4056.
Вылешанина О.Е., Бавтрушева М.В. Сравнигельный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2009. № 1 (25). С. 141-144.
Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: автореф. дис. канд. филол. наук. Н. Новгород, 2021. 21 с.
Хасанов А.А., Уроцова Ш.Б.К. Цифровизация образования на современном этапе развития информатизированного общества // Scientific progress. 2021. Vol. 2, is. 1. C. 300-308.
Цывунина А.Д. Развитие коммуникативной культуры подростков в условиях цифровизации // Человек и образование. 2021. № 3 (68). С. 119-123.
Цывунина А.Д. Развитие коммуникативной культуры подростков в условиях цифровизации дополнительного образования: автореф. дис...канд. пед. наук. Великий Новгород, 2021. 24 с.
 Основные этапы, принципы и тенденции развития дополнительного образования в Российской Федерации | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/9

Основные этапы, принципы и тенденции развития дополнительного образования в Российской Федерации | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/9