Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка
С каждым днем технологии искусственного интеллекта (ИИ) все глубже интегрируются в образование в целом и процесс обучения иностранному языку в частности. Учеными-методистами разрабатываются частные методики обучения аспектам иностранного языка, видам иноязычной речевой деятельности, культуре и переводу студентов языкового вуза на основе конкретных инструментов ИИ. Подобная интеграция ИИ в образовательный процесс позволяет создать дополнительные условия для внеаудиторной языковой практики обучаюшцхся и способствует дальнейшему формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов. Вместе с тем большинство методических исследований имеет узкую направленность и ориентировано на решения отдельных и иногда дискретных учебных задач, связанных с развитием конкретных речевых умений или формированием лексических, грамматических или фонетических навыков речи обучающихся. На современном этапе дидактический и лингводидактический потенциал технологий ИИ позволяет системно рассматривать вопрос интеграции ИИ в процесс лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка, что пока еще не выступало предметом отдельного исследования. Цель работы: разработать структурную модель интеграции технологий ИИ в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка. Предлагаемая авторами модель интеграции технологий ИИ в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка включает пять блоков: языковые дисциплины, узкопрофильные профессиональные дисциплины, методические дисциплины, педагогическую практику и исследовательскую работу. В рамках каждого блока выделяются подблоки, направленные на решение конкретных учебных/исследовательских задач. Авторы показывают, какие инструменты ИИ и для решения каких задач можно использовать в рамках преподавания дисциплин каждого блока. В основу методического содержания блоков положена типология обратной связи от генеративного ИИ применительно к обучению иностранному языку, включающая учебно-социальный, информационно-справочный, методический, аналитический, оценочный и условно-творческий типы. Исследование строится на основе системного и экспертного подходов с применением теоретических (сравнительно-сопоставительный, компонентный и комплексный анализ инструментов ИИ, классификация, синтез, обобщение, моделирование) и эмпирических (наблюдения и опросы преподавателей и студентов) методов исследования. Материалами исследования послужили научные статьи (Article и Review), опубликованные в научных журналах, индексируемых в МБД Scopus и Web of Science (Q1 и Q2) и российских научных журналах перечня ВАК РФ (К1 и К2) по педагогическим наукам. Предметом исследования в используемых работах выступала разработка практических методик обучения иностранному языку (видам речевой деятельности и аспектам языка) посредством конкретных инструментов искусственного интеллекта. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
искусственный интеллект, подготовка учителей иностранного языка, языковой вуз, интеграция искусственного интеллекта в образованиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Сысоев Павел Викторович | Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; Московский педагогический государственный университет | доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра Российской академии образования; профессор кафедры иноязычного образования | psysoyev@yandex.ru |
Евстигнеев Максим Николаевич | Московский педагогический государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики | maximevstigneev@bk.ru |
Ссылки

Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/10