Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/10

Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка

С каждым днем технологии искусственного интеллекта (ИИ) все глубже интегрируются в образование в целом и процесс обучения иностранному языку в частности. Учеными-методистами разрабатываются частные методики обучения аспектам иностранного языка, видам иноязычной речевой деятельности, культуре и переводу студентов языкового вуза на основе конкретных инструментов ИИ. Подобная интеграция ИИ в образовательный процесс позволяет создать дополнительные условия для внеаудиторной языковой практики обучаюшцхся и способствует дальнейшему формированию у них иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов. Вместе с тем большинство методических исследований имеет узкую направленность и ориентировано на решения отдельных и иногда дискретных учебных задач, связанных с развитием конкретных речевых умений или формированием лексических, грамматических или фонетических навыков речи обучающихся. На современном этапе дидактический и лингводидактический потенциал технологий ИИ позволяет системно рассматривать вопрос интеграции ИИ в процесс лингвометодической подготовки будущих учителей иностранного языка, что пока еще не выступало предметом отдельного исследования. Цель работы: разработать структурную модель интеграции технологий ИИ в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка. Предлагаемая авторами модель интеграции технологий ИИ в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка включает пять блоков: языковые дисциплины, узкопрофильные профессиональные дисциплины, методические дисциплины, педагогическую практику и исследовательскую работу. В рамках каждого блока выделяются подблоки, направленные на решение конкретных учебных/исследовательских задач. Авторы показывают, какие инструменты ИИ и для решения каких задач можно использовать в рамках преподавания дисциплин каждого блока. В основу методического содержания блоков положена типология обратной связи от генеративного ИИ применительно к обучению иностранному языку, включающая учебно-социальный, информационно-справочный, методический, аналитический, оценочный и условно-творческий типы. Исследование строится на основе системного и экспертного подходов с применением теоретических (сравнительно-сопоставительный, компонентный и комплексный анализ инструментов ИИ, классификация, синтез, обобщение, моделирование) и эмпирических (наблюдения и опросы преподавателей и студентов) методов исследования. Материалами исследования послужили научные статьи (Article и Review), опубликованные в научных журналах, индексируемых в МБД Scopus и Web of Science (Q1 и Q2) и российских научных журналах перечня ВАК РФ (К1 и К2) по педагогическим наукам. Предметом исследования в используемых работах выступала разработка практических методик обучения иностранному языку (видам речевой деятельности и аспектам языка) посредством конкретных инструментов искусственного интеллекта. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

искусственный интеллект, подготовка учителей иностранного языка, языковой вуз, интеграция искусственного интеллекта в образование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сысоев Павел ВикторовичТамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; Московский педагогический государственный университетдоктор педагогических наук, профессор, руководитель Научного центра Российской академии образования; профессор кафедры иноязычного образованияpsysoyev@yandex.ru
Евстигнеев Максим НиколаевичМосковский педагогический государственный университеткандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и лингводидактикиmaximevstigneev@bk.ru
Всего: 2

Ссылки

Харламенко И.В. Искусственный интеллект в помощь учителю иностранного языка при работе над лексическими навыками // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 55-60.
Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 2. С. 386-394.
Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения студентов написанию иноязычных творческих работ на основе оценочной обратной связи от искусственного интеллекта // Перспективы науки и образования. 2024. № 1 (67). С. 115-135.
Коренев А.А. Стратегии использования искусственного интеллекта для предоставления письменной обратной связи в обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. С. 68-77.
Филатов Е.М. Использование оценочной обратной связи от нейросети ChatGPT в обучении учащихся и студентов написанию эссе на английском языке // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 78-83.
Сорокин Д. О. Использование голосовых помощников для развития устных иноязычнsх речевых умений обучающихся // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 7377.
Евстигнеев М.Н. Нейросеть Twee - новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 6. С. 1428-1442.
Мурунов С. С. Типология цифровых проблемных заданий при обучении иностранному языку // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12, № 2. С. 67-85.
Мурунов С. С., Поляков О.Г. Методическая обратная связь от ChatGPT на занятиях по иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 47-54.
Тивьяева И.В., Михайлова С.В., Казанцева А.А. Регламентирование использования средств генеративного искусственного интеллекта в выпускной квалификационной работе // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 2 (54). С. 202-218. 10.25688/2076- 913X.2024.54.2.15.
Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28, № 2. С. 276-301.
Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д. О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, № 3. С. 559-588.
Сысоев П.В., Филатов Е.М., СорокинД.О. Обратная связь в обучении иностранному языку: от информационных технологий к искусственному интеллекту // Язык и культура. 2024. № 65. С. 242-261.
Perdana I., Farida M. Online grammar checkers and their use for EFL writing // Journal of English Teaching, Applied Linguistics and Literatures (JETALL). 2019. Vol. 2, № 2. P. 67-76.
Han D. The effects of voice-based AI chatbots on Korean EFL middle school students' speaking competence and affective domains // Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2020. Vol. 6, Is. 7. P. 71-80.
Cakmak F. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students' L2 speaking performance and speaking anxiety // Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language). 2022. Vol. 16, Is. 2. P. 113-131.
Kim H.S., Cha Y., Kim N. Y. Effects of AI chatbots on EFL students' communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. Vol. 21. P. 712-734.
 Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/10

Интеграция технологий искусственного интеллекта в лингвометодическую подготовку будущих учителей иностранного языка | Язык и культура. 2025. № 69. DOI: 10.17223/19996195/69/10