Коммуникативно-прагматический аспект эргонимов в современном строительном медиадискурсе (на примере французского и русского языков)
Исследуются характеристики эргонимов в современных франко-язычных и русскоязычных медиатекстах строительной тематики в сопоставлении. Актуальность исследования обусловлена важной социально-экономической функцией современного строительного медиадискурса как фактора отражения аспектов строительной сферы, а также возрастающим интересом лингвистов к функционированию в современном лингвистическом пространстве эргонимов как лингвокультурных маркетов, своеобразной картины повседневной жизни социума. Анализируются работы исследователей, изучающих вопросы эргонимов, характеристики медиатекстов. Отмечено, что термин «эргоним» имеет различные трактовки в современной лингвистике, функционирование видов эргонимов исследуется лингвистами на примере различных сфер деятельности. Рассмотрены вопросы медиадискурса и медиатекстов как базовой категории медиалингвистики, приводятся примеры определения понятия «медиатекст», изучаются его значимые характеристики. Изложены результаты сопоставления функционирования франкоязычных и русскоязычных эргонимов в рамках информации о рейтингах наиболее популярных строительных компаний. Исследован коммуникативно-прагматический аспект эргонимов в русле их многофункциональности, обусловленной мыслеречевой деятельностью адресанта, выделяющего основные и вспомогательные функции эргонимов. Сопоставление функционирования названий строительных компаний позволило выявить общность и различия в предоставлении информации о наименовании организаций, что следует рассматривать в качестве коммуникативно-прагматического аспекта эргонимов, специфики современной строительной коммуникации на примере двух разноструктурных языков. Общность выражается в главной, назывной, функции эргонимов, обозначающих названия строительных групп-лидеров с включением сведений об их деятельности, в качестве рекламной составляющей. Различия исследованных рекламных рейтингов проявляются в лексическом компоненте. Установлено, что в русскоязычных медиатекстах употребление эргонимов сопровождается лексикой с негативной и позитивной коннотациями, при этом во франкоязычных медиатекстах содержится большее количество языковых средств выразительности, в числе которых стилистически окрашенная лексика, и эргонимы здесь выполняют, одновременно с номинативной функцией, ряд других, таких как рекламная, формирующая спрос на определённый строительный объект и реализующая стратегии привлечения внимания потенциальных клиентов; воздействующая функция, отражающая намерения адресанта убедить в достоверности информации; информативно-прагматическая функция, выражающая мотивационные причины; фатическая функция, способствующая установлению контакта с целевой аудиторией; персуазивная функция, выражающая стремление адресанта убедительно продемонстрировать неоспоримые преимущества данной строительной компании, её универсальность, а также аттрактивная функция, заключающаяся в создании привлекательного имиджа компании. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
эргоним,
медиадискурс,
медиатекст,
строительные компании,
рейтинг,
функции франкоязычных и русскоязычных эргомимовАвторы
Пашинина Юлия Сергеевна | Московский технический университет связи и информатики | старший преподаватель кафедры иностранных языков | Juliespa@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 2007. 366 с.
Тортунова И.А. Эргоним как результат речетворчества // Научный диалог. 2012. № 3. С. 124-136.
Романова Т.П. Проблемы современной эргонимии // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Филология. 2008. № 1. С. 82-90.
Носенко Н.В. Названия городских объектов Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты : дис. канд. филол. наук. Новосибирск, 2007. 218 с.
Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. 264 с.
Добросклонская Т.Г. Моделирование информационных процессов в современном медиапространстве // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2015. № 4. С. 3-15.
Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. СПб., 2002. 383 с.
Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005. 287 с.
Кузнецова А.В. К определению понятия медиатекста // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 5. С. 141-145.
Строительная газета. URL: https://www.stroygaz.ru/.
Travaux com. URL: https://www.travaux.com/.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / отв. ред. А.В. Суперанская 2-е изд., перераб. и доп. М. : Наука, 1988. 192 с.
Алистанова Ф.Ф. Эргонимы современного русского языка как микросистема : дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2011. 179 с.
Васильева Ю.А., Маркова Е.М. Прагматический потенциал регионального эргонимикона // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 4. С. 170-174.
Шавлюк В.Б. О структуре эргоним // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 253-256.
Питина С.А. Эргонимы в современном локальном лингвистическом ландшафте (на материале названий парикмахерских) // Вестник ЧелГУ. 2020. № 12 (446). С. 89-93.
Кометиани Е.А. Эргонимы как значимая характеристика заголовков франкоязычных, англоязычных, русскоязычных публицистических текстов железнодорожной отрасли // Вестник филологических наук. 2024. С. 84-89.
Нуруллина Л.Ш. L'analyse lexique et semantique des noms des cafes et restautants // Межкультурное взаимодействие в научно-образовательном аспекте / авт.-сост. М.Г. Агеева, Д.А. Ефремов, А.И. Лаврентьев, В.В. Неборская, Л.С. Патрушева, Е.В. Туктангулова, И.А. Федорова, Н.Н. Черкасская, Н.В. Шестакова, Л.А. Юшкова. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. С. 112-115.
Алистанова Ф.Ф. Эргонимы современного русского языка в аспекте языковой игры // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2011. № 2 (16). С. 310-313.
Пашинина Ю. С. Аббревиатурные эргонимы в современной франкоязычной прессе строительной тематики // Сборник статей по материалам докладов и сообщений III Всероссийской научно-практической конференции «Языковые аспекты профессиональной коммуникации в современной образовательной среде» / под ред. Е.А. Федорченко. Люберцы:, 2019. С. 58-63.
Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград, 2004.
Новичихина М.Е. Теоретические проблема: исследования эффективности коммерческой номинации : дис. д-ра филол. наук. Воронеж, 2004.
Трапезникова А.А. К вопросу о классификации эргонимов (на материале коммерческих наименований Красноярска) // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. С. 68-70.
Емельянова Л.М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере названий деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов г. Уфы) : дис. канд. филол. наук. Уфа, 2007. 170 с.
Донскова Г.А. Сравнительно-сопоставительная характеристика динамики эргонимической номинации Нижнего Поволжья и Западного Казахстана : дис. канд. филол. наук. Уральск, 2004. 246 c.
Бутакова Е.С. Лингвистическая креативность в томской эргонимии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Вып. 3. (131). С. 146-152.
Гураль С.К., Найман Е.А., Смокотин В.М., Бовтенко М.А. Взаимоотношения языков и культур и роль культуры в языковом образовании // Язык и культура. 2013. № 1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-yazykov-i-kultur-i-rol-kultury-v-yazykovom-obrazovanii (дата обращения: 20.01.2025).
Косаренко С.В. Эргонимы и проблемы сохранения национально-культурных особенностей русского языка // Вестник Воронежского государственно университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 2. С. 110-113.
Колшанский Г.В. Некоторые вопросы семантики языка в гносеологическом аспекте // Принципы и методы семантических исследований / под ред. В.Н. Ярцевой. М. : Наука, 1976. С. 5-81.
Кондратова А.В. Функции эргонимов в аспекте их классифицирующей характеристики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 9-1 (87). С. 105-108.
Куценко А.А. Лингвокультурологические особенности языковой личности в дискурсе телеформата // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2017. № 3 (13). С. 34-40.