Дифференцированное обучение теоретическим дисциплинам в языковом вузе
Проблема дифференциации и построения индивидуальных образовательных траекторий по-прежнему остаётся одной из актуальных тем исследования в современной вузовской дидактике, так как преподавателю приходится работать со студентами, имеющими разный уровень подготовки в школе и разную степень готовности к восприятию учебного материала. В практике вузовского языкового образования также возникает насущная потребность в реализации дифференцированного подхода, который в свете текущих трансформаций структуры и содержания учебного процесса приобретает актуальность в том числе для обучения теоретическим дисциплинам в языковом вузе. Стратегии осуществления дифференцированного обучения в рамках лингвотеоретических и лингводидактических дисциплин до сих пор недостаточно изучены. В этой связи целью настоящего исследования является научное обоснование, проектирование и реализация методики дифференцированного обучения теоретическим дисциплинам студентов институтов иностранных языков. Исследование включало в себя четыре основных этапа: изучение научной литературы и опыта вузов, теоретическое моделирование образовательного процесса, апробацию, анализ результатов и выработку единой методики дифференцированного обучения лингвотеоретическим и лингводидактическим дисциплинам. В исследовании приняли участие 115 студентов Московского городского педагогического университета направления «Педагогическое образование», профиль «Немецкий язык», а также 20 аспирантов по направлениям «Теоретическая прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика», «Языки народов зарубежных стран (германские языки)». Результаты исследования заключаются в следующем: определена роль дифференциации в системе самостоятельной учебной деятельности; виды дифференциации соотнесены с типами самостоятельной работы. На этой основе описаны требования к обеспечению дифференциации в лингвистических и лингводидактических дисциплинах в рамках лекционных, семинарских и проектно-исследовательских занятий. Обобщение опыта работы (организации собственных лекционных и практических занятий) по сформулированным требованиям позволило авторам предложить собственные методические рекомендации по дифференцированному обучению в рамках лекционных и практических занятий по методике преподавания иностранного языка в школе, теоретической грамматике, стилистике, истории немецкого языка, сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному языкознанию. Выявлено, что к способам реализации дифференцированного обучения относятся дифференцированное ознакомление с материалами, в частности, использование «параллельного» онлайн-курса, т.е. более полного лекционного видеокурса по теме занятий; дифференциация по формам и содержанию обучения в рамках семинарских занятий; предоставление свободного выбора студентам темы и характера изложения исследовательского проекта, дифференцированное оценивание ответа студента в зависимости от вариативности изученных им материалов. Кроме того, используются дополнительные пояснения при чтении лекций на иностранном языке для слабых студентов и постановка наводяшцх вопросов по материалу лекции. Эффективной формой обучения является организация работы студентов в микрогруппах, в состав которых вводятся слабые, средние и сильные студенты: последние могут выступать в качестве консультантов - помощников преподавателя. В этом случае слабые студенты могут достичь соответствия зоне ближайшего развития. При работе с аспирантами хорошо проявляет себя чтение лекций проблемного плана с последующим дифференцированным вычленением материала для научно-исследовательской деятельности. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
дифференцированное обучение,
теоретические дисциплины на иностранном языке,
проектная деятельность,
типы самостоятельной работы,
педагогический университет,
обобщение преподавательского опытаАвторы
Колесников Андрей Александрович | Московский городской педагогический университет | доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры германистики и лингводидактики Института иностранных языков | kolesnikov@mgpu.ru |
Бирюкова Евгения Викторовна | Московский городской педагогический университет | доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой германистики и лингводидактики Института иностранных языков | biryukovaev@mgpu.ru |
Попова Лариса Георгиевна | Московский городской педагогический университет | доктор филологических наук, профессор кафедры германистики и лингводидактики Института иностранных языков | popovalg@mgpu.ru |
Всего: 3
Ссылки
Rhizome Metaphor: Legacy of Deleuze and Guattari in Education and Learning / M.S. Khine (Ed.). Singapore : Springer, 2023. 202 p. doi: 10.1007/978-981-19-9056-4.
Kononova V., Kersh N., Dobrydina T. Adult English Language Teaching: Transformation through Lifelong Learning. Cham : Springer, 2022. Vol. 29. 219 p. doi: 10.1007/978-3-030-98566-0.
Lokhoff J., Wegewijs B., Durkin K., Wagenaar R., Gonzalez J., Isaacs A.K., Donadalle Rose L.F., Gobbi M. A Tuning Guide to Formulating Degree Programme Profiles. Bilbao, Groningen, The Hague. 2010. 96 p.
Beacco J.-C., Byram M., Cavalli M., Coste D., Cuenat M.E., Goullier F., Panthier J. Guide for the development and implementation of curricula for plurilingualand intercultural education. Strasbourg : Council of Europe Publishing, 2020. 167 p.
Beacco J.-C., Fleming M., Goullier F., Thurmann E., Vollmer H. A Handbook for curriculum development and teacher training the language dimension in all subjects. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2020. 138 p.
Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment.Companion Volume. Strasbourg : Council of Europe, 2020. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата обращения: 20.01.2025).
Chaika O. Foreign language teaching: content of poly-and multicultural education // International journal of social science and human research. 2022. Vol. 5, Is. 8. P. 3614-3621. doi: 10.47191/ijsshr/v5-i8-36.
Margevica I., Rektina A. Differentiation in heterogeneous foreign language classes // Society.Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2022. № 1. P. 465-475. doi: 10.17770/sie2022vol1.6881.
Roiha A., Heinonen P. ‘A learner is like a snowflake, each unique’: Uncovering pre-service language teachers’ perceptions of differentiation relying on visualisations, metaphors and group discussions // Journal of Research in Special Educational Needs. 2023. Vol. 24, Is. 2. P. 349-361. doi: 10.1111/1471-3802.12636.
Chernionkov Y. Self-educational activity of a foreign languages teacher as a factor of adaptation to individualization of professional training at institutions of higher education // Academic Notes Series Pedagogical Science. 2022. № 1. P. 161-164. doi: 10.36550/2415-7988-2022-1-203-161-164.
Betal A. Enhancing second language acquisition through artificial intelligence (AI): current insights and future directions // Journal for Research Scholars and Professionals of English Language Teaching. 2023. Vol. 7, Is. 39. doi: 10.54850/jrspelt.7.39.003.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология как отрасль знания // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (22). С. 8-20.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 1996. 96 с.
Безукладников К.Э., Попова С.Н., Жигалев Б.А. Дифференцированное обучение иностранному языку на основе осознанности: вопросы подготовки учителя // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 106-117. doi: 10.17223/15617793/475/14.
Обдалова О.А., Соболева А.Э. Учет когнитивных стилей обучающихся как способ индивидуализации процесса обучения иностранному языку // Язык и культура. 2013. № 2 (22). С. 110-115.
Кобцева С. А. Дифференцированное обучение в высшем учебном заведении (на примере изучения иностранного языка студентами нелингвистических специальностей) : дис. канд. пед. наук. Мурманск, 2007. 184 с.
Chernigovtseva O. Уа, Pristupa E.N., Dalbergenova L. Ye. Relevance of differentiated instructions: an e-learning perspective // Bulletin of Shokan Ualikhanov Kokshetau University. Philological Series. 2021. № 3. P. 107-118.
Спиридонова М.Е. Проектно-дифференцированный подход к обучению иностранному языку в условиях дистанционного обучения // Образование и право. 2022. № 10. С. 433-437. doi: 10.24412/2076-1503-2022-10-433-437.
Войтик Н.В., Полетаева О.Б., Абсалямова Р.А. Конъюнктура иноязычного образовательного пространства в условиях цифровизации // Язык и культура. 2022. № 59. С. 130-152. doi: 10.17223/19996195/59/8.
Краснопеева Т.О., Шевченко А.И., Гураль С.К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153-176. doi: 10.17223/19996195/51/8.
Kondakova N.N., Zimina E.I., Prokhorova M.Y. A differentiated approach to teaching English for specific purposes // Tambov University Review: Series Humanities. 2020. Vol. 25, № 186. P. 25-33. doi: 10.20310/1810-0201-2020-25-186-25-33.
Беляева И. Г. Обучение иностранному языку в нелингвистических вузах с учетом особенностей памяти студентов // Перспективы науки. 2017. № 9 (96). С. 94-99.
Лозинская А.М. Вопросы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов: дифференционно-интеграционная концепция методологии дидактической инженерии // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 189-199. doi: 10.26170/po17-06-26.
Развитие самостоятельности учащихся на занятиях по немецкому и русскому языкам как иностранным. От теории к практическим решениям / под ред. А. А. Колесникова, У. Бер, П. Савадого. Bad Berka : Thuringer Institut fur Lehrerfortbildung, Lehrpla-nentwicklung und Medien; Faszination Media+Event GmbH, 2021. 132 с.
Lutge Ch. Englisch Methodik. Berlin : Cornelsen, 2014. 240 p.
Yengkopiong J.P. Differentiation in the Classroom: A Pedagogical Approach for a Successful Engagement of Students in Secondary Schools // East African Journal of Education Studies. 2023. Vol. 6, Is. 2. P. 9-24. doi: 10.37284/eajes.6.2.1213.
Prast E., Stroet K., Koornneef A., Wilderjans T. What do students think about differentiation and within-class achievement grouping? // Frontline Learning Research. 2023. Vol. 11, Is. 1. P. 57-93. doi: 10.14786/flr.v11i1.1079.
Колесников А. А. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку в условиях учебной автономии // Иностранные языки в школе. 2019. № 9. С. 2-11.
Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15-28.
Комарова Э.П., Бакленева С.А. Субъектно-контекстный подход к интеллектуальноэмоциональному развитию обучающихся вузов в процессе организации самостоятельной деятельности // Язык и культура. 2022. № 60. С. 201-214. doi: 10.17223/19996195/60/11.
Белякова Е.Г., Быков С.А., Землянова М.П., Муравьева Н.Г. Восприятие студентами возможностей цифровых технологий в вузовском обучении // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 479. С. 199-212. doi: 10.17223/15617793/479/21.
Салосина И.В., Демидова Т.А., Гриценко Л.М. Дистанционное образование без дистанции: гармонизация педагогического общения на занятиях по РКИ в вузе // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. С. 191-200. doi: 10.17223/15617793/476/21.
Сam M.F., Obdalova O.A. The technology of communicative training as a means of developing the skills of foreign language intercultural communication of students // Tomsk State University Journal. 2023. 488. P. 5-13. doi: 10.17223/15617793/488/1.
Сергеева Н.Н. Профессионально-ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы // Язык и культура. 2023. № 61. С. 272-288. doi: 10.17223/19996195/61/15.
Игна О.Н., Ревякина В.И., Червонный М.А. Профессионально-педагогические пробы и инициативы будущих учителей иностранных языков в вузовской подготовке // Язык и культура. 2023. № 63. С. 167-186. doi: 10.17223/19996195/63/9.
Калашников С.Б., Матвеева И.И., Гаврилина О.В., Симкина В. С. Модель интерактивной онлайн-лекции в системе вузовского образования: методологическое обоснование // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. № 2 (42). С. 96-109. doi: 10.25688/2076-913X.2021.42.2.10.