Организационно-педагогические условия плюрилингвального корпоративного обучения взрослых иностранным языкам
Исследование посвящено выявлению и обоснованию организационно-педагогических условий плюрилингвального корпоративного обучения взрослых иностранным языкам. Актуальность темы определяется возрастающей потребностью современных организаций в специалистах, способных эффективно взаимодействовать в многоязычных и поликультурных командах. Подчеркивается, что традиционный подход к обучению иностранным языкам может быть существенно улучшен за счет ориентации на идеи плюрилингвального обучения в контексте обеспечения готовности специалистов к решению сложных профессиональных задач, основой которых становится свободное владение несколькими языками, понимание культурного контекста, развитие когнитивно-коммуникативных навыков как таковых. Цель исследования состоит в определении организационно-педагогических условий, ориентация на которые позволит обеспечить эффективность плюри-лингвального корпоративного обучения. Итак, исследование основывается на концептуальных положениях плюрилингвизма, в котором языки рассматриваются во взаимосвязи и диалогичном взаимодействии, а не в изоляции друг от друга. Методологическую основу составили принципы андрагогики, коммуникативно-когнитивного и технологического подходов в образовании. Особое внимание уделяется учету специфики взрослых обучающихся - ограниченности обучения во времени, объективному запросу на практическую значимость осваиваемого материала, его применимость в профессиональной жизни. В ходе анализа научной литературы были выявлены ключевые компоненты организационно-педагогических условий: содержательный (отбор профессионально релевантных и аутентичных материалов), методический (использование интерактивных форм обучения, современных цифровых технологий и др.), материальный (учет ресурсного обеспечения и инфраструктуры), результативный (четкие критерии оценки сформированности иноязычных компетенций, возможностей переключения между языками, самооценки). Практическая значимость работы состоит в формулировании общих рекомендаций по организации плюрилингвального корпоративного обучения, которые окажутся полезными при его организации. Исследование доказывает, что реализовать плюрилингвальный подход в корпоративном формате возможно при условии учета потребностей взрослых слушателей, применения активных методов (кейс-стади, проектная работа, дискуссии) и использования механизмов постоянной обратной связи и рефлексии, которые фундаментально объединяются под принципами плюрилингвизма. В перспективе предполагается дальнейшее уточнение моделей методической поддержки с учетом отраслевой специфики и организационной культуры разных компаний, а также исследование их влияния на содержание и подходы к организации плюрилингвального обучения в корпоративной среде. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
плюрилингвальное обучение,
корпоративное обучение,
плюрилингвальный подход,
иностранные языки,
организационно-педагогические условия,
андрагогика,
межкультурная коммуникация,
профессиональная направленностьАвторы
Лазарева Анна Сергеевна | Российский государственный социальный университет | кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков | lazareva@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Устинова Т.В. Обучение иностранному языку с точки зрения плюрилингвального подхода // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10 (102). С. 159162. doi: 10.24158/spp.2022.10.24.
Piccardo E. Plurilingualism: Vision, Conceptualization, and Practices // Handbook of Research and Practice in Heritage Language Education. Springer International Handbooks of Education. Springer, Cham, 2016. doi: 10.1007/978-3-319-38893-9_47-1.
Cross R., D’Warte J., Slaughter Y. Plurilingualism and language and literacy education // Australian Journal of Language and Literacy. 2022. Vol. 45. P. 341-357. doi: 10.1007/s44020-022-00023-1.
Сысоев П.В., Потапова Е.Н. Корпоративное обучение профессиональному иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 256-271. doi: 10.32744/pse.2022.2.15.
Шостак Е.В. Концепция плюрилингвизма в лингводидактике и обоснование термина «плюрилингвальное обучение» // Terra Linguistica. 2018. Т. 9, № 2. С. 71-85. doi: 10.18721/JHSS.9207.
Choi J., Cross R., Davies L.M. Looking towards plurilingual futures for literacy assessment // Australian Journal of Language and Literacy. 2022. Vol. 45. P. 325-340. doi: 10.1007/s44020-022-00021-3.
Халяпина Л.П. Концепции поли-/мульти- и плюрилингвального обучения в отечественной и зарубежной языковой политике // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2018. № 43. С. 141-151.
Устинова Т.В. Плюрилингвальный репертуар изучающего иностранный язык: подходы к лингвистическому описанию // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения : материала: XII науч.-практ. конф., Москва, 24 апреля 2021 года. М. : МПГУ, 2021. С. 681-692.
Гураль С.К. Обучение иноязычному дискурсу как сверхсложной саморазвивающейся системе (языковой вуз) : дис. д-ра пед. наук. Тамбов, 2009. 589 с.
Лазарева А.С., Безукладников К.Э. Андрагогика как базис мультилингвального корпоративного обучения // Язык и культура. 2023. № 62. С. 263-276. doi: 10.17223/19996195/62/14.
Сергеева М.Г., Даллакян А. В. Влияние плюрилингвизма на предметно-языковую интеграцию // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 235-238.
Piccardo E. Plurilingualism as a Catalyst for Creativity in Superdiverse Societies: A Systemic Analysis // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 2169. doi: 10.3389/fpsyg.2017.02169.
Galante A., dela Cruz J.W.N. Plurilingual and pluricultural as the new normal: an examination of language use and identity in the multilingual city of Montreal // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2021. Vol. 45, № 4. P. 868-883. doi: 10.1080/01434632.2021.1931244.
Семенова Е.Ю. Обучение взрослых иностранному языку // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 2. С. 96-102.
Корзникова Н.В., Газизова А. И. Организация корпоративного обучения педагогических работников в учреждении дополнительного образования // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 79-83.
Лохонова Г.М. Создание организационно-педагогических условий для формирования корпоративной культуры у студентов вуза // Вестник Российского университета кооперации. 2013. № 4 (14). С. 101-104.
Алямкина Е.А., Рибокене Е.В., Флеров О.В. Профессионально-педагогические особенности корпоративного обучения иностранному языку // Наука и школа. 2020. № 2. С. 75-88. doi: 10.31862/1819-463X-2020-2-75-88.
Сорокоумова Е. А. Психолого-педагогические условия обучения взрослых // Педагогика и психология образования. 2014. № 4. С. 109-114.
Янова М.Г., Царская Т.С. Организационно-педагогические условия формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 165-173. doi: 10.34216/2073-1426-2022-28-2-165-173.
Onutz T. Foreign Languages in Non-Formal Adult Education - A New Trend // Proceedings of the Education, Reflection, Development, Seventh Edition (ERD 2019), 12-13 July, 2019, Babes-Bolyai University Cluj-Napoca. doi: 10.15405/epsbs.2020.06.51.
Kang X., Matthews S., Yip V., Wong P.C.M. Language and nonlanguage factors in foreign language learning: evidence for the learning condition hypothesis // npj Science of Learning. 2021. Vol. 6. P. 28. doi: 10.1038/s41539-021-00104-9.