Проектная деятельность на занятиях РКИ как технология формирования социокультурной компетенции | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/13

Проектная деятельность на занятиях РКИ как технология формирования социокультурной компетенции

Успешный процесс обучения русскому языку как иностранному предполагает развитие социокультурной компетенции иностранных обучающихся. Являясь одним из компонентов коммуникативной компетенции, социокультурная компетенция, как правило, формируется в комплексе с другими компетенциями и навыками. Одним из эффективных способов формирования социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному является метод проектов, направленный на развитие целого ряда навыков и компетенций и способствующий повышению мотивации обучающихся благодаря возможности индивидуализации учебного процесса. Одна из ключевых характеристик метода - адаптивность, делающая его практически универсальным. В настоящее время гибридное обучение становится все более популярным, так как позволяет учащимся самим выбирать комфортный способ обучения - в среде или вне ее, однако это ставит перед преподавателями ряд задач по улучшению качества такого учебного процесса. Успешным результатом гибридного обучения русскому языку как иностранному является формирование компетенций на одном уровне у онлайн- и офлайн-обучающихся, что представляет собой сложную задачу, связанную не только с технической реализацией процесса обучения, но и с разницей в мотивации учащихся. Использование метода проектов позволяет приблизиться к решению этой задачи, что и определило актуальность данного исследования. Целью статьи является выявление специфики применения метода проектов для формирования социокультурной компетенции при обучении РКИ в различных условиях. В исследовании обоснована целесообразность применения метода для формирования социокультурной компетенции, расширения общего кругозора учащихся и повышения их мотивации к самостоятельному знакомству с культурой страны изучаемого языка. Описано применение метода проектов в различных условиях обучения, показавшее его эффективность при проведении занятий в аудитории, дистанционном и гибридном обучении для формирования социокультурной компетенции. Проведенные опросы позволили оценить степень сформированности социокультурной компетенции иностранных стажеров из Вьетнама и Китая до и после применения метода проектов в учебном процессе. Представлена классификация проектных заданий, которые могут быть применены на практике в гибридном, онлайн- и офлайн-обучении. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

социокультурная компетенция, метод проектов, гибридное обучение, мотивация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Филиппова Варвара МихайловнаГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкинакандидат педагогических наук, доцент кафедры стажировки зарубежных специалистовvmfilippova@pushkin.institute
Лешутина Ирина АнатольевнаГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкинадоктор филологических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранногоialeshutina@pushkin.institute
Азимов Эльхан ГейдаровичГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкинапрофессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранногоegazimov@pushkin.institute
Всего: 3

Ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
Филиппова В.М. Лингводидактический потенциал метода проектов и его реализация в преподавания РКИ : дис.. канд. пед. наук. М., 2019. 208 с.: ил.
Raes A. Exploring Student and Teacher Experiences in Hybrid Learning Environments: Does Presence Matter? // Postdigital Science and Education. 2022. № 4 (1). P. 138-159.
Raes A., Vanneste P., Pieters M. et al. Learning and instruction in the hybrid virtual classroom: An investigation of students’ engagement and the effect of quizzes // Computers and Education. 2020. Р. 143.
Гетманская М.К. Обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов с использованием кросс-культурных проектов // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 109-115.
Крутова И. Ю., Царева Л. М., Балова И. С. Организация самостоятельной работы студентов медицинского вуза в процессе формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. Т. 10, № 3. С. 76-84.
Шпар Е.В. Метод проектов в организации аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «иностранный язык» в техническом вузе // Теория и практика языковой коммуникации = Theory and practice of language communication : материалы XIII Междунар. науч.-метод. конф. Уфа, 2021. С. 217-224.
Михайлова Г. И. Проектная технология как способ повышения мотивации при обучении иностранному языку // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 875. С. 118-121.
Раздорская О. В. Опыт разработки проекта по формированию коллективной креативности студентов // VII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности : сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Казань, 2022. С. 287-289.
Закотнова П.В. Работа над проектом как способ комплексного развития мягких навыков студентов вуза // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 7. С. 150154.
Анохина Э. Н. Особенности применения проектной технологии в разноуровневой группе на занятиях русского языка как иностранного // Актуальные проблемы преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин : сб. науч. ст. Смоленск, 2023. С. 5-9.
Бурлакова И. И. Практика формирования социокультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Язык и текст. 2018. Т. 5, № 1. С. 109-115.
Томашук Н.В. Роль социокультурной компетенции в обучении иностранным языкам // Евразийский научный журнал. 2019. № 5.
Максимова А.В. Формирование социокультурной компетенции в обучении английскому языку в общеобразовательной школе // Естественные и гуманитарные науки в современном мире : материала: Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2020. С. 495500.
Кубракова Е.Н. Метод проектов и моделирование курса иностранного языка в вузе: теория и практика. Саратов : Изд-во Саратов. ун-та, 2022. 152 с.
Гадзаова Л.П. Функциональность образовательного и просветительского контента трио - литературы, музыки и живописи - в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Язык и культура. 2021. № 52. С. 162-174.
Рахимова А.Э. Развитие социокультурной компетенции обучающихся в условиях Интернет-проектов : дис.. канд. пед. наук. Казань, 2007. 187 с.: ил.
 Проектная деятельность на занятиях РКИ как технология формирования социокультурной компетенции | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/13

Проектная деятельность на занятиях РКИ как технология формирования социокультурной компетенции | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/13