Проектная деятельность на занятиях РКИ как технология формирования социокультурной компетенции
Успешный процесс обучения русскому языку как иностранному предполагает развитие социокультурной компетенции иностранных обучающихся. Являясь одним из компонентов коммуникативной компетенции, социокультурная компетенция, как правило, формируется в комплексе с другими компетенциями и навыками. Одним из эффективных способов формирования социокультурной компетенции при обучении русскому языку как иностранному является метод проектов, направленный на развитие целого ряда навыков и компетенций и способствующий повышению мотивации обучающихся благодаря возможности индивидуализации учебного процесса. Одна из ключевых характеристик метода - адаптивность, делающая его практически универсальным. В настоящее время гибридное обучение становится все более популярным, так как позволяет учащимся самим выбирать комфортный способ обучения - в среде или вне ее, однако это ставит перед преподавателями ряд задач по улучшению качества такого учебного процесса. Успешным результатом гибридного обучения русскому языку как иностранному является формирование компетенций на одном уровне у онлайн- и офлайн-обучающихся, что представляет собой сложную задачу, связанную не только с технической реализацией процесса обучения, но и с разницей в мотивации учащихся. Использование метода проектов позволяет приблизиться к решению этой задачи, что и определило актуальность данного исследования. Целью статьи является выявление специфики применения метода проектов для формирования социокультурной компетенции при обучении РКИ в различных условиях. В исследовании обоснована целесообразность применения метода для формирования социокультурной компетенции, расширения общего кругозора учащихся и повышения их мотивации к самостоятельному знакомству с культурой страны изучаемого языка. Описано применение метода проектов в различных условиях обучения, показавшее его эффективность при проведении занятий в аудитории, дистанционном и гибридном обучении для формирования социокультурной компетенции. Проведенные опросы позволили оценить степень сформированности социокультурной компетенции иностранных стажеров из Вьетнама и Китая до и после применения метода проектов в учебном процессе. Представлена классификация проектных заданий, которые могут быть применены на практике в гибридном, онлайн- и офлайн-обучении. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
социокультурная компетенция, метод проектов, гибридное обучение, мотивацияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Филиппова Варвара Михайловна | Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина | кандидат педагогических наук, доцент кафедры стажировки зарубежных специалистов | vmfilippova@pushkin.institute |
Лешутина Ирина Анатольевна | Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина | доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного | ialeshutina@pushkin.institute |
Азимов Эльхан Гейдарович | Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина | профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного | egazimov@pushkin.institute |
Ссылки

Проектная деятельность на занятиях РКИ как технология формирования социокультурной компетенции | Язык и культура. 2025. № 70. DOI: 10.17223/19996195/70/13