Метабола в поэтике О.Г. Комаровой. Статья 1 | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/1

Метабола в поэтике О.Г. Комаровой. Статья 1

Литературная карта современной русской поэзии имеет четко очерченные и авторитетные центры в Москве и Санкт-Петербурге. Творчество авторов, проживающих за пределами литературных центров, как правило, остается малоизвестным и (или) неисследованным. При этом поэтика и российской литературной периферии нередко отличается самобытностью, цельностью, философскостью и имеет безусловную краеведческую ценность, отражая историю становления и социальную проблематику того или иного региона. В настоящей статье приведен краткий обзор актуальных исследований поэзии современной российской поэтической периферии - феномена, который авторы обозначают как русский региональный постмодернизм. Рассматриваются яркие представители русского регионального постмодернизма (О. Дозморов, Б. Рыжий, Р. Сидоров, Р. Тягунов и др.) в аспекте сходства и различия их поэтик с поэтикой и философией постмодернизма, а также в аспекте организации лирического пространства. Поэтике перечисленных представителей свойственны характерные для постмодернизма ироничность, высокая цитатность, смешение высокого и низкого и стремление вписать своего лирического героя в гипертекст мировой литературной традиции. Однако поэтика некоторых из них отличается трагизмом и серьезностью тона, что с трудом встраивается в постмодернистский канон. Организация лирического пространства в поэзии представителей регионального постмодернизма отличается противоречивостью отношений между центром и периферией. Так, периферия может представляться источником духовного обогащения для центра, как у Б. Рыжего, который стремился сделать приметы окружающей действительности частью русской поэтической традиции. Периферия может представляться лирическому герою источником экзистенциальной тоски, вызывающей мысли о центростремительном побеге (Р. Сидоров, М. Чаткин). Лирический герой представителя регионального постмодернизма может возвышаться над оппозицией «центр - периферия», осмысляя ее в философских и логических категориях (Р. Тягунов). Наконец, периферия может существовать вне отношений с центром как самоценный феномен, нуждающийся в очищении и избавлении от стыда всех, кто к нему причастен (Г. Айги, И. Трер). Далее авторы обращаются к непосредственному предмету исследования - поэтическому наследию томской поэтессы Ольги Григорьевны Комаровой и моделируют лирическое пространство ее сборника «Любовная песнь волчицы» (2007). Одной из ключевых черт поэтики и идиостиля О.Г. Комаровой является метабола-сложный словесно-поэтический комплекс, призванный, по М.Н. Эпштейну, обновить возможности метафоры через экспликацию так называемого промежуточного понятия, или основы метафорического сходства. Теоретической основой исследования является представление о метаболе как о принципиально новом тропе, впервые сформулированное М.Н. Эпштейном в его концептуальном манифесте «Что такое метареализм?». В качестве методологической основы исследования выбран комплексный подход к изучению метаболы, представленный в работах А.Е. Масалова - автора первого фундаментального труда, посвященного этому явлению в русской поэзии. Цель комплексного подхода - это объединение литературоведческих и лингвистических методов, поэтому авторами настоящей статьи применялись элементы биографического и мифопоэтического методов, лингвопоэтического, лингвостилистического и корпусного анализа текстов. На основе проанализированного материала была создана модель организации лирического пространства в лирике О. Г. Комаровой. В лирическом пространстве Комаровой признаки реального мира трансгрессируют в область фантастического в том числе посредством метаболы. Литературная периферия (город Томск) в лирическом пространстве О.Г. Комаровой является лирическим центром, тогда как реальный центр литературной карты России представлен рассеянными точками-вкраплениями. Тем самым лирическая героиня Комаровой децентрализует русскую литературную карту. В целом метаболические образы, организующие пространство в лирике О.Г. Комаровой, можно представить с помощью двух моделей: 1) реальное ↔ метабола = трансгрессия ↔ фантастическое; 2) периферия ↔ метабола = трансгрессия ↔ центр. Единицы метаболической образности могут быть выражены с помощью различных синтаксических отношений, но могут и являться синкретичными, и только тщательная деконструкция символической и смысловой нагрузки поэтической ткани позволяет выявить наличие метаболы. Исследование метаболической образности - это перспективное направление для дальнейших филологических изысканий. Метабола может быть изучена как с точки зрения ее формальной организации и типологии, так и в аспекте ее эстетического функционала в творчестве современных поэтов, принадлежащих к различным литературным направлениям. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

современная русская поэзия, сибирская поэзия, томская поэзия, О.Г. Комарова, постмодернизм, метабола, метаболическая образность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Верхотурова Наталия АлександровнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологииnatverk@rambler.ru
Зорина Надежда ВладимировнаНациональный исследовательский Томский государственный университеткандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологииnad514@yandex.ru
Кока Анастасия ОлеговнаНациональный исследовательский Томский государственный университетпреподаватель кафедры английского языка в сфере научной коммуникацииkozlova.nasty2012@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. М. : Флинта : Наука, 2001. 608 с.
Ловчинский Н.А. Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования // Вестник ЧелГУ. 2009. № 43. С. 95-97.
Красавченко Т.Н. Постмодернизм мертв? Дискуссии в англоязычной критике // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение: Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 207-217.
Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М. : Новое литературное обозрение, 2000. 512 с.
Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. 317 с.
Галинская И.Л. Творчество Тимура Кибирова // Вестник культурологии. 2016. № 2 (77). С. 59-61.
Волин В. Анархисты в России: поиск новых путей // Вестник бури. 2016. URL: https://vestnikburi.com/anarhistyi-v-rossii-poisk-novyih-putey/(дата обращения: 04.09.2024).
Субъективный путеводитель. URL: https://varandej.livejournal.com/777352.html (дата обращения: 04.09.2024).
Неизвестная Россия. URL: https://vk.com/unknown_russia (дата обращения: 04.09.2024).
Славникова О. Призрак Лермонтова // Октябрь. 2000. № 7. URL: https://magazines.gorky.media/october/2000/7/prizrak-lermontova.html (дата обращения: 04.09.2024).
Мельников А Введение в географию // Литературная Россия. 2020. № 2020 / 35. URL: https://litrossia.ru/item/boris-ryzhij-vvedenie-v-geografiju/(дата обращения: 04.09.2024).
Комадей А. Сон категории B (о жизни и творчестве Романа Тягунова) // Вещь. 2017. № 2. URL: https://журнальныймир.рф/content/son-kategorii-v (дата обращения: 04.09.2024).
Азбука имени. Роман Тягунов в воспоминаниях / сост. Н.В. Колтышева. Екатеринбург : Кабинетный учёный, 2017. 238 с.
Тягунов Р. «Будь счастлив, что живешь в глуши!.» // Prosodia. Стихотворение дня. URL: https://prosodia.ru/catalog/stikhotvorenie-dnya/roman-tyagunov-pishi-komu-i-chto-popalo/(дата обращения: 04.09.2024).
Санникова Н. Думать о поэте // Урал. 2012. № 12. URL: https://magazines.gorky.me-dia/ural/2012/L2/dumat-o-poete.html (дата обращения: 04.09.2024).
Дозморов О. Дура-надежда // Знамя. 2024. № 1. URL: https://znamlit.ru/publica-tion.php?id=8894 (дата обращения: 04.09.2024).
Озеров Сергей // Журнальный мир. URL: https://журнальныймир.рф/avtor/ozerov-ser-gey (дата обращения: 05.09.2024).
Сидоров Руслан Геннадьевич // Библиотека им. Н.В. Гоголя г. Новокузнецка. URL: https://libnvkz.ru/chitatelyam/o-novokuznetske/imya-v-istorii/sidorov (дата обращения: 05.09.2024).
Группа «Наитие». URL: https://vk.com/naitiemusic (дата обращения: 05.09.2024).
Группа памяти поэта. Руслан Сидоров. URL: https://vk.com/club133444331 (дата обращения: 05.09.2024).
Немиров В. Стих вопиющего в Сибири // Кузнецкий рабочий. 2007. № 5. URL: https://vk.com/club133444331?w=wall-133444331_520 (дата обращения: 05.09.2024).
Наитие. Май // Сервис «Яндекс Музыка». URL: https://music.yandex.ru/al-bum/29157501/track/111326685 (дата обращения: 05.09.2024).
Кирчанов М.В. «Чаваш тёнчи» как «изобретенная традиция» в поэтическом воображении чувашского модернизма и постмодернизма // Новый филологический вестник. 2022. №3 (62). С. 262-278.
Ершов М.В. Социокультурная эволюция образов очеловеченного пространства: общетеоретические и конкретно-исторические аспекты. Ханты-Мансийск : Печатный мир, 2014. 276 с.
Эпштейн М.Н. Что такое метареализм? URL: http://modernpoetry.ru/main/mihail-epshteyn-katalog-novyh-poeziy (дата обращения: 23.12.2024).
Эпштейн М. Н. Что такое метабола? // Стилистика и поэтика. Тезисы всесоюзной научной конференции. Вып. 2. М. : Институт русского языка АН СССР, 1989. С. 7580.
Кедров К. Метаметафора Алексея Паршцкова. URL: https://m.wikisource.org/wiki/Метаметафора_Алексея_Парщикова_(Кедров) (дата обращения: 21.12.2024).
Северская О.И. О «синтезе поэзии, философии и науки» в современном авангарде // Митин журнал. 1989. № 25. URL: https://kolonna.mitin.com/archive/mj25/severskaja.shtml (дата обращения: 23.12.2024).
Степанов Е.В. Метафора. Метаметафора. Метабола // Дети Ра. 2011. № 2011. URL: https://magazines.gorky.media/ra/2011/9/metafora-metametafora-metabola.html (дата обращения: 05.09.2024).
Масалов А.Е. Морфология метаболы в поэтическом языке метареализма : дис. канд. филол. наук. 2022. 290 с.
Белехова Л.И. Концептуальная амальгама в словесном образе-метаболе (на материале американской поэзии постмодерна) // Вестник Киевского национального лингвистического университета. Серия: Филология. 2011. Т. 14, № 1. С. 18-25.
Яскевич И. К юбилею томского поэта Ольги Комаровой // Томский литературный калейдоскоп. 2022. URL: http://kaleidoscope.library.tomsk.ru/books/4itatel/news2999/ (дата обращения: 05.09.2024).
Комарова О.Г. Любовная песнь волчицы. Томск : Красное знамя, 2007. 158 с. URL: https://www.elib.tomsk.ru/purl/1-17033/(дата обращения: 05.09.2024).
Бельская Л.Л. Как «заблудившийся трамвай» превратился в «трамвай-убийцу» // Николай Гумилев. Электронное собрание сочинений. URL: https://gumilev.ru/about/219 (дата обращения: 05.09.2024).
Масалов А.Е. Семиотика метаболы. Статья 1: семантика // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1 (82). C. 122-126.
Батай Ж. Трансгрессия // Ж. Батай. История эротизма. М. : Логос, 2007. С. 69-95.
Поляков Е., Рачковский П. Дом с драконами: история и мифы // Сибирская старина. 1999. № 16 (21). С. 6-8. URL: https://elib.tomsk.ru/purl/1-1216/(дата обращения: 11.12.2024).
Залесова П.В., Манонина Т.Н., Васина Н.В. «Стиль драконов» в архитектуре России начала XX в. // Вестник ТГАСУ. 2020. № 4. С. 73-82.
Белышева И. С. Пещера Платона и Бог Ра Ольги Комаровой // Томский литературный калейдоскоп. 2024. URL: http://kaleidoscope.library.tomsk.ru/books/4itatel/news3539/ (дата обращения: 10.12.2024).
Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru (дата обращения: 03.07.2024).
Дашковский П.К., Шершнёва Е.А. Мусульманское образование в Западной Сибири в XIX- начале XX вв. // Известия АлтГу. 2011. № 4-1. C. 68-71.
Гладченко А. История и легенда: Томских подземелий // Туристский информационный центр Томска. URL: https://tic-tomsk.ru/новости/история-и-легенды-томских-подземелий/(дата обращения: 10.12.2024).
Памятник Чехову // Товики: томская вики. URL: https://towiki.ru/view/Памятник_Чехову (дата обращения: 10.12.2024).
 Метабола в поэтике О.Г. Комаровой. Статья 1 | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/1

Метабола в поэтике О.Г. Комаровой. Статья 1 | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/1