Обучение математическому дискурсу иностранных студентов в условиях учебного мультилингвизма
Рассматривается обучение иностранных студентов математическому дискурсу в российских вузах в условиях естественного учебного мультилингвизма. Исследуются особенности обучения арабских студентов из Марокко, Алжира, Йемена, Судана, проходящих довузовскую подготовку в Пермской государственной фармацевтической академии. Одним из основных вызовов является лингвистическая диверсифицированность студентов и необходимость овладения математической речью на нескольких языках одновременно, что требует разработки специальных методик и дидактических материалов. Подчеркивается важность стратегического подхода к организации учебного процесса, учитывающего как внешние факторы, такие как образовательная политика Российской Федерации и требования рынка труда, так и особенности студентов: их психолого-педагогические характеристики, уровень владения иностранными языками и математической культурой. В контексте внешних факторов значимым является проект «Экспорт образования», направленный на повышение конкурентоспособности российского образования и привлечение иностранных студентов, а также тенденции к усилению роли русского языка в международной образовательной системе. Анализ внутренней образовательной среды показал, что лингвистическая ситуация в арабских странах, с множеством диалектов и низким уровнем владения современным арабским литературным языком, создает дополнительные трудности для студентов в процессе освоения дисциплин физико-математического цикла. Методологической основой исследования стали мультилингвальный, средовой, стратегический и компетентностный подходы. Мультилингвальный подход в обучении предполагает использование нескольких языков (русского, английского, французского и арабского) в процессе овладения математическим дискурсом. Средовой подход акцентирует внимание на создании мультилингвальной культурно-образовательной среды, которая способствует интеграции студентов в академическое пространство и поддерживает межкультурное взаимодействие. Стратегический подход включает анализ внешних и внутренних факторов, рисков и возможностей. Компетентностный подход позволяет объединить иноязычную коммуникативную, предметную и мультилингвальную предметную компетенции, развиваемые в процессе обучения, что особенно важно в условиях многоязычной академической среды. Одной из задач исследования было выявление трудностей, с которыми сталкиваются арабские студенты при изучении математики в условиях естественного учебного мультилингвизма. Анализ показал, что проблемы связаны не только с недостаточным уровнем владения иностранными языками (русским, английским или французским), но и с особенностями языковой среды, характерной для арабских стран. Студенты часто используют смешение диалектов и иностранных слов, что приводит к неправильному восприятию математической речи и ошибкам в учебной деятельности. Выявлено, что традиционные методы преподавания математики на русском языке не учитывают особенности многоязычных групп, что создает дополнительные барьеры в обучении. В рамках исследования авторами были разработаны дидактические материалы для обучения математике и математическому дискурсу на нескольких языках, которые могут использоваться как в аудитории, так и для самостоятельной работы студентов. Эти материалы состоят из теоретического, практического и исторического блоков, включающих задания на развитие иноязычной коммуникативной и математической компетенции. Четырехъязычные таблицы, упражнения на запоминание лексики, языковые клише и задания для активизации речевой и математической деятельности помогают студентам усвоить как лексику, так и ключевые математические понятия на разных языках. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы уже используются в учебном процессе Пермской государственной фармацевтической академии. Они помогают нивелировать различия в уровне языковой и математической подготовки иностранных студентов и создают условия для эффективного усвоения математической речи на нескольких языках. Особый акцент в материалах сделан на использовании языковых клише, поиске когнатов, интеграции историко-культурного контекста, что способствует улучшению качества межъязыковой коммуникации и адаптации студентов к учебному процессу. Проведенное исследование показало, что для успешного овладения математическим дискурсом в условиях естественного учебного мультилингвизма необходимо создание специализированных дидактических материалов, которые учитывают лингвистическую диверсифицированность студентов и особенности их подготовки. Кроме того, важным фактором успеха является организация мультилингвальной образовательной среды, способствующей интеграции студентов и развитию их языковой, математической и иноязычной коммуникативной компетенций. Внедрение этих материалов в образовательный процесс российских вузов позволит повысить эффективность обучения иностранных студентов и подготовить их к успешной академической и профессиональной деятельности на международном уровне. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
математический дискурс,
мультилингвальное обучение,
обучение иностранных студентов,
естественный мультилингвизм,
математическая речьАвторы
| Безукладников Константин Эдуардович | Автономная некоммерческая организация «Академия корпоративного обучения» | доктор педагогических наук, профессор | konstantin.bezukladnikov@gmail.com |
| Магданова Мария Павловна | Пермская государственная фармацевтическая академия | ассистент кафедры физики и математики | mpmagdanova@yandex.ru |
| Гитман Елена Константиновна | Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии | mygitman@gmail.com |
Всего: 3
Ссылки
О приоритетном проекте «Экспорт образования». URL: http://govemment.ru/info/27864/lv9pg0mzh0847386455 (дата обращения: 08.10.2024).
Федеральный проект «Россия - привлекательная для учебы и работы страна». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/fed_proekt_rossiya_privlekatelnaya_dlya_ucheby_i_raboty_strana/(дата обращения: 10.10.2024).
Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. URL: http://static.govemment.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5RgUqReX4nWt6TuUAH4.pd f (дата обращения: 10.10.2024).
Минобрнауки: около 355 тысяч иностранных студентов учатся в вузах РФ. URL: https://ria.ru/20231123/student-1911436685.html?ysclid=lv9pg0mzh0847386455 (дата обращения: 08.04.2024).
Уртенова А. У., Уртенов Н. С. Математическая культура: структура и содержание // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskaya-kultura-struktura-i-soderzhanie (дата обращения: 10.10.2024).
Махонин В.А. Стратегическое мышление и стратегический анализ: подхода: к пониманию терминов // Военная мысль. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-myshlenie-i-strategicheskiy-analiz-podhody-k-ponimaniyu-terminov (дата обращения: 10.10.2024).
Артебякина О.В. Формирование математического языка у студентов педагогического вуза // Вестник ЧелГУ. 2011. № 33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-matematicheskogo-yazyka-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 29.09.2024).
Тесленко И.Ф. Научно-техническая революция и математика в школе. Киев, 1973. 31 с.
Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М., 1983. 160 с.
Шармин Д.В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа : автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 2005. 209 с.
Шелыгина О. Б. Приема: формирования мыслительных операций при обучении младших школьников решению арифметических задач // Концепт. 2014. № 32. С. 1618.
Махонина А.А. Методика формирования математической речи учащихся 5-6 класов при введении математических понятий // Педагогика и психология: от вопросов к решениям : сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.- практ. конф. Томск : Эвенсис, 2016. С. 14-18.
Ананьева М.С., Магданова И.В. Понятие региональной культурно-образовательной среды в методологии проекта «Мой Пермский край» // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-regionalnoy-kultumo-obrazovatelnoy-sredy-v-metodologii-proekta-moy-permskiy-kray (дата обращения: 07.10.2024).
Обдалова О.А., Гураль С.К. Концептуальные основы разработки образовательной среды для обучения межкультурной коммуникации // Язык и культура. 2012. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-razrabotkiobrazovatelnoy-sredy-dlya-obucheniya-mezhkulturnoy-kommunikatsii (дата обращения: 06.10.2024).
Прохорова А. А. Мультилингвальное обучение как составляющая процесса профес сиональной подготовки студентов технического вуза // Известия ВГПУ. 2019. № 9 (142). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multilingvalnoe-obuchenie-kaksostavlyayuschaya-protsessa-professionalnoy-podgotovki-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 07.10.2024).
Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-inoyazychnoy-professionalnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-buduschego-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 07.10.2024).
Онлайн-мониторинг портала Education in Russia. URL: https://education-in-rus-sia.com/education-in-russia/monitoring (дата обращения: 07.10.2024).
Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 г. № 622 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43709 (дата обращения: 07.10.2024).
Фетисова Е.В. Методика довузовского обучения математике иностранных студентов, обучающихся на русском языке : медико-биологический профиль : дис.. канд. пед. наук. Курск, 2014. 163 с.
Марутина-Катрецкая Е.М., Мендыгалиева А.Н. Развитие математической речи у иностранных студентов на занятиях по русскому языку // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-matematicheskoy-rechi-u-inostrannyh-studentov-na-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 14.09.2024).
Козырева А.В., Колпакова С.В., Бурлакова Е.А. Особенности обучения иностранных студентов математике // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-inostrannyh-studentovmatematike (дата обращения: 14.09.2024).
Мужикова А. В., Габова М.Н. Развитие грамотной математической речи студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gramotnoy-matematicheskoy-rechi-studentov-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 14.09.2024).
Соколова Л.И. Новые образовательные технологии при обучении математике иностранных студентов предвузовского этапа на русском (неродном) языке // Полилинг-виальность и транскультурные практики. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-obrazovatelnye-tehnologii-pri-obuchenii-matematike-inostrannyh-studentov-predvuzovskogo-etapa-na-russkom-nerodnom-yazyke (дата обращения: 01.10.2024).
Салехова Л.Л., Спиридонова Н.И. Основные условия развития математической речи школьников в процессе билингвального обучения // Образование и наука. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osnovnye-usloviya-razvitiya-matematicheskoyrechi-shkolnikov-v-protsesse-bilingvalnogo-obucheniya (дата обращения: 14.09.2024).
Государственное автономное общеобразовательное учреждение «Полилингвальный комплекс “Адымнар” - путь к знаниям и согласию» г. Казани. URL: https://edu.tatar.ru/nsav/page2317.htm (дата обращения: 14.09.2024).
Ченянова Н.И. Переходная модель в системе билингвального обучения математике // Дискуссия. 2013. № 11 (41). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/perehodnaya-model-v-sisteme-bilingvalnogo-obucheniya-matematike (дата обращения: 07.10.2024).
Салехова Л.Л., Валеев И.И. Тенденции исследований проблем математического образования в многоязычном контексте (аналитический обзор) // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tendentsii-issledovaniy-problem-matematicheskogo-obrazovaniya-v-mnogoyazychnom-kontekste-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 07.10.2024).
Esquinca A. Socializing pre-service teachers into mathematical discourse: the interplay between biliteracy and multimodality // Multiling. 2012 Ed. 2, 4. doi: 10.1186/2191-5059-2-4.
Дагбаева О.И. Особенности языковой ситуации в странах Северной Африки // Поли-лингвиальность и транскультурные практики. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-yazykovoy-situatsii-v-stranah-severnoy-afriki (дата обращения: 12.09.2024).
Кухарева Е.В. Проблема: арабского литературного языка в королевстве Марокко и их решение в университете Абдельмалика Ас-Саади (Тетуан) // Филологические науки в МГИМО. 2020. № 2 (22). С. 89-99. doi: 10.24833/2410-2423-2020-2-22-89-99.
Соколова В.Л. Языковой ландшафт Алжира: актуальное состояние и тенденции раз вития // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2024. № 6 (887). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-landshaft-alzhira-aktualnoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 12.09.2024).
Houichi Asma, Dekhil Anfal Khadidja. The role of social networking sites in transforming the algerian society: from a francophone to an anglophone society // International Journal of Media and Information Literacy. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-social-networking-sites-in-transforming-the-algerian-society-from-a-francophone-to-an-anglophone-society (дата обращения: 12.09.2024).
Presentation des principaux resultats du RGPH 2014. URL: https://rgph2014.hcp.ma/Presentation-des-principaux-resultats-du-RGPH-2014_a374.html (дата обращения: 12.09.2024).
Фадль И.А. Т., Сабитова С. У. Между реальностью и вызовами: система образования в Йемене // Арабистика Евразии. 2020. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-realnostyu-i-vyzovami-sistema-obrazovaniya-v-yemene (дата обращения: 13.09.2024).