Практики оптимизации универсальных методов, стратегий и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/7

Практики оптимизации универсальных методов, стратегий и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Изучены современные тенденции в обучении иностранному языку, проектированию новых программ и моделей обучения иностранному языку, не связанные с подходами, основанными на преобладании концептуализма и формализма. В качестве одной из основополагающих стратегий предложен ассоциативный принцип, заключающийся в сопоставлении метафизических и референциальных категорий, упрощении структуры высказываний в процессе выполнения упражнений практики речевого общения. В соответствии с антропоцентризмом современных подходов в обучении иностранному языку применяется система методических практик, основывающаяся на активности учащихся с систематическим чередованием периодов интенсификации и ослабления интенсивности работы обучаемых. Преобладающим принципом в обучении иностранному языку является прогрессивно-эволюционный. Первый цикл обучения иностранному языку направлен на формирование функционально-коммуникативной реакции обучаемых, второй способствует интенсивной адаптации к аутентичной языковой среде. Применяется гибридная форма обучения иностранному языку с использованием различных цифровых образовательных порталов и программы искусственного интеллекта, технологии социальных сетей. Распространен прием активизации информации на основании принципа вероятностного прогнозирования. Лингводидактическим компонентом эффективной учебной программы является адаптация обучаемых к функционально-коммуникативным стилям иностранного языка, применение нарративного подхода в моделировании различных коммуникативных ситуаций, учет новейших исследовательских достижений в области психолингвистики. В практике обучения иностранному языку активно применяются конститутивные возможности социальной среды. Наиболее успешной практикой является сочетание проектного и нарративного подходов. Новая цель при обучении иностранному языку заключается в формировании ментальной модели аутентичной языковой личности на основании тотального антропоцентризма при обучении иностранному языку либо алгоритмических подходов в зависимости от установленных возможностей функционирования аутентичной модели языковой личности в системе личностно ориентированного обучения. Формализация и концептуализация в системе обучения иностранному языку применяются исключительно в условиях дифференцирования и поддержки других лингводидактических методов. Упражнения аудирования рассматриваются в системе других форм учебной активности студентов. Современной тенденцией в обучении иностранному языку является перформативный подход и метод проектов, включая элементы принципа Dogme. Принцип Dogme позволяет интегрировать множество языковых паттернов. Формирование аутентичной модели языковой личности достигается посредством адаптирования функционально-коммуникативной реакции в конкретной ситуации общения. Принцип организации программ обучения иностранному языку заключается в позиционировании освоения стилистических норм в качестве приоритета, практики чтения иноязычных текстов с имитацией аутентичных интонаций иностранного языка. Применение перформативного подхода в формировании модели аутентичной языковой личности требует представления различных коммуникативных ситуаций. При обучении иностранному языку на базе среднего профессионального и высшего образования формирование модели аутентичной языковой личности производится через языковую личность, характеризующую определенную социальную группу. Обучаемый проводит сопоставление текстов идентичных функционально-коммуникативных стилей, имитирует когнитивный маршрут типичного представителя данной сферы. Данная образовательная задача также достигается посредством личностно ориентированной стратегии обучения на основании индивидуального практического опыта студентов. Способы адаптации традиционных образовательных моделей к новейшим лингводидактическим принципам требуют формирования прагматико-бихевиористских моделей поведения речевой личности. Языковая личность успешно формируется в процессе чтения. Недостаток навыков восприятия иноязычной речи на слух требует увеличения упражнений из цикла аудирования, неразработанность аутентичных синтагматических и интонационных моделей побуждает к увеличению упражнений синхронного чтения иноязычных текстов с их имитацией. Совершенствование нарративного подхода осуществляется средствами интегрирования в практику речевого общения демонстрации различных функционально-коммуникативных стилей. Развитие циклической образовательной модели в обучении иностранному языку зависит от уровней владения иностранным языком обучаемых. На начальном уровне требуется систематическое повторение большинства аспектов, связанных с языковой системой. Преодолевающие проблему начального этапа владения иностранным языком циклически повторяют синтагматические модели высказываний. Личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку является успешным при соблюдении баланса освоения лексико-семантической концептуальной схемы и абитуальных адаптивных процессов, происходящих в сознании обучаемых. Учебные сценарии реализации личностно ориентированной стратегии обучения соответствуют компенсаторному принципу, в соответствии с которым программа обучения воспроизводится на основании недостатков и образовательных лакун. Альтернативный сюжет личностно ориентированной модели обучения иностранному языку требует формирования индивидуального учебного нарратива, в котором сочетание различных форм учебной активности варьируется. Грамматические упражнения сочетаются с заданиями комплексного развивающего раздела. Формирование коммуникативных компетенций у обучаемых производится в случае совместной групповой работы либо с помощью программы искусственного интеллекта, выполняющей функцию интерактивного собеседника. В современной парадигме образования преподаватель занимает функцию консультанта и модератора учебного процесса. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

обучение иностранным языкам в вузе, лингводидактика, стратегии обучения, методика преподавания иностранных языков, коммуникативный подход, нарративный подход и метод, обучение в системе проектов, антропоцентрический и системный подходы, циклическая модель обучения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коваленко Надежда СергеевнаСибирский государственный медицинский университеткандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языковcontraste@rambler.ru
Меньшикова Анна АндреевнаСибирский государственный медицинский университеткандидат философских наук, старший преподаватель кафедры иностранных языковmenanna1366@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Обиденко В.И., Ащеулов В.А. Некоторые аспекты организации учебного процесса и формирования основных профессиональных образовательных программ направлений подготовки в рамках ФГОС ВО // Актуальные вопросы образования. 2016. № 1. С. 6-11.
Ефремов В. С. Оптимизация форм организации учебного процесса в рамках совместных программ высшего образования // Вестник университета. 2010. № 24. С. 23-31.
Гусева А.Х. Технологии образовательной коммуникации: об итогах реализации дополнительных профессиональных программ // Научный аспект. 2022. Т. 8, № 6. С. 946-952.
Зайнашева Г.Н., Мингазова С.Г. Метод проектов в научно-исследовательской работе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицина: им. Н.Э. Баумана. 2015. Т. 221, № 1. С. 77-79.
Смирнова Е.Е. Инновационные методы организационной работы студентов // Налоги и налогообложение. 2008. № 11. С. 77-78.
Thornbury S. A Dogma for EFL // lATEFL. 2000. Is. 153 (2). URL: https://neb-ula.wsimg.com/22eaea86234146ac3105f57698b06b75?Access-KeyId=186A535D1BA4FC995A73&disposition=0&alloworigin=1 (accessed: 3.09.2023).
Курченко В.Е. Характерные особенности и преимущества технологии модульного обучения // Педагогический вестник. 2022. № 23. С. 33-35.
Шуляков Л.В., Жаренков П.В. Применение модульного обучения как инновационной образовательной технологии // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск : Удмурт. ун-т, 2016. С. 130-134.
Jalaluddin Ja. Using L1 in the teaching of English as a foreign language // AMCA Journal of Education and Behavioral Change. 2022. Vol. 2, № 1. P. 22-27.
Карпов А.О. Метод научных исследований vs метод проектов. URL: https://sevcbs.ru/main/wp-content/uploads/2015/12/712.pdf (дата обращения: 23.01.2023).
Гончарова С.В., Калюжная В.Ю. Обучение иностранному языку с применением методов психолингвистики // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия: Филологические науки. 2022. Т. 74, № 1. С. 58-62.
Чебанов К.А., Бурляева В.А., Надеева Т.А. Практико-ориентированная концепция оптимизации профессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 22-23.
Юкович Л.Ф., Ермакова Д.В. Повышение информационной культуры преподавателей - доминирующий элемент в системе требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего образования // Новые технологии в науке, образовании, производстве: по материалам междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. М.Н. Горохова. Рязань : РИБиУ, 2015. С. 104-110.
 Практики оптимизации универсальных методов, стратегий и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/7

Практики оптимизации универсальных методов, стратегий и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/7