Практики оптимизации универсальных методов, стратегий и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе
Изучены современные тенденции в обучении иностранному языку, проектированию новых программ и моделей обучения иностранному языку, не связанные с подходами, основанными на преобладании концептуализма и формализма. В качестве одной из основополагающих стратегий предложен ассоциативный принцип, заключающийся в сопоставлении метафизических и референциальных категорий, упрощении структуры высказываний в процессе выполнения упражнений практики речевого общения. В соответствии с антропоцентризмом современных подходов в обучении иностранному языку применяется система методических практик, основывающаяся на активности учащихся с систематическим чередованием периодов интенсификации и ослабления интенсивности работы обучаемых. Преобладающим принципом в обучении иностранному языку является прогрессивно-эволюционный. Первый цикл обучения иностранному языку направлен на формирование функционально-коммуникативной реакции обучаемых, второй способствует интенсивной адаптации к аутентичной языковой среде. Применяется гибридная форма обучения иностранному языку с использованием различных цифровых образовательных порталов и программы искусственного интеллекта, технологии социальных сетей. Распространен прием активизации информации на основании принципа вероятностного прогнозирования. Лингводидактическим компонентом эффективной учебной программы является адаптация обучаемых к функционально-коммуникативным стилям иностранного языка, применение нарративного подхода в моделировании различных коммуникативных ситуаций, учет новейших исследовательских достижений в области психолингвистики. В практике обучения иностранному языку активно применяются конститутивные возможности социальной среды. Наиболее успешной практикой является сочетание проектного и нарративного подходов. Новая цель при обучении иностранному языку заключается в формировании ментальной модели аутентичной языковой личности на основании тотального антропоцентризма при обучении иностранному языку либо алгоритмических подходов в зависимости от установленных возможностей функционирования аутентичной модели языковой личности в системе личностно ориентированного обучения. Формализация и концептуализация в системе обучения иностранному языку применяются исключительно в условиях дифференцирования и поддержки других лингводидактических методов. Упражнения аудирования рассматриваются в системе других форм учебной активности студентов. Современной тенденцией в обучении иностранному языку является перформативный подход и метод проектов, включая элементы принципа Dogme. Принцип Dogme позволяет интегрировать множество языковых паттернов. Формирование аутентичной модели языковой личности достигается посредством адаптирования функционально-коммуникативной реакции в конкретной ситуации общения. Принцип организации программ обучения иностранному языку заключается в позиционировании освоения стилистических норм в качестве приоритета, практики чтения иноязычных текстов с имитацией аутентичных интонаций иностранного языка. Применение перформативного подхода в формировании модели аутентичной языковой личности требует представления различных коммуникативных ситуаций. При обучении иностранному языку на базе среднего профессионального и высшего образования формирование модели аутентичной языковой личности производится через языковую личность, характеризующую определенную социальную группу. Обучаемый проводит сопоставление текстов идентичных функционально-коммуникативных стилей, имитирует когнитивный маршрут типичного представителя данной сферы. Данная образовательная задача также достигается посредством личностно ориентированной стратегии обучения на основании индивидуального практического опыта студентов. Способы адаптации традиционных образовательных моделей к новейшим лингводидактическим принципам требуют формирования прагматико-бихевиористских моделей поведения речевой личности. Языковая личность успешно формируется в процессе чтения. Недостаток навыков восприятия иноязычной речи на слух требует увеличения упражнений из цикла аудирования, неразработанность аутентичных синтагматических и интонационных моделей побуждает к увеличению упражнений синхронного чтения иноязычных текстов с их имитацией. Совершенствование нарративного подхода осуществляется средствами интегрирования в практику речевого общения демонстрации различных функционально-коммуникативных стилей. Развитие циклической образовательной модели в обучении иностранному языку зависит от уровней владения иностранным языком обучаемых. На начальном уровне требуется систематическое повторение большинства аспектов, связанных с языковой системой. Преодолевающие проблему начального этапа владения иностранным языком циклически повторяют синтагматические модели высказываний. Личностно ориентированный подход в обучении иностранному языку является успешным при соблюдении баланса освоения лексико-семантической концептуальной схемы и абитуальных адаптивных процессов, происходящих в сознании обучаемых. Учебные сценарии реализации личностно ориентированной стратегии обучения соответствуют компенсаторному принципу, в соответствии с которым программа обучения воспроизводится на основании недостатков и образовательных лакун. Альтернативный сюжет личностно ориентированной модели обучения иностранному языку требует формирования индивидуального учебного нарратива, в котором сочетание различных форм учебной активности варьируется. Грамматические упражнения сочетаются с заданиями комплексного развивающего раздела. Формирование коммуникативных компетенций у обучаемых производится в случае совместной групповой работы либо с помощью программы искусственного интеллекта, выполняющей функцию интерактивного собеседника. В современной парадигме образования преподаватель занимает функцию консультанта и модератора учебного процесса. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
обучение иностранным языкам в вузе, лингводидактика, стратегии обучения, методика преподавания иностранных языков, коммуникативный подход, нарративный подход и метод, обучение в системе проектов, антропоцентрический и системный подходы, циклическая модель обученияАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Коваленко Надежда Сергеевна | Сибирский государственный медицинский университет | кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков | contraste@rambler.ru |
| Меньшикова Анна Андреевна | Сибирский государственный медицинский университет | кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков | menanna1366@yandex.ru |
Ссылки
Практики оптимизации универсальных методов, стратегий и подходов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/7
Вы можете добавить статью