Трудовые функции специалиста как основа конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/8

Трудовые функции специалиста как основа конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов

Сегодня языковые кафедры отечественных неязыковых вузов достаточно серьезно вовлечены в проблему верификации содержания образования по английскому языку специальности с учетом последних вызовов времени, требований государства и рынка труда. Роль владения английским языком специальности будущими юристами неоспорима, так как правовая практика обусловливает постоянное изучение ими узкоспециализированной литературы, нормативно-правовых актов, постановлений и решений судов, протоколов, в том числе и на иностранном языке, так как данные документы редко переводятся на русский язык. Практика показывает, что сейчас фиксируется достаточно осознанное желание студентов изучать юридический английский, так как в дальнейшем это поможет им продвинуться по карьерной лестнице, а также практиковать международное право и читать первоисточники в оригинале. Однако следует отметить, что на практике не все реализуемые образовательные треки отвечают запросам обучающихся и соответствуют трудовым функциям юриста, так как часто для этого применяются зарубежные учебники без дополнительной адаптации (International legal English, Absolute legal English и пр.), которые изначально «заточены» их авторами на сдачу международного экзамена по языку специальности в рамках общего или международного права и не рассматривают специфику (даже в лингвистическим плане) российской гражданско-правовой системы. Более того, разработчики текущего ФГОС ВО настойчиво рекомендуют отечественным вузам и кафедрам опираться на трудовые функции специалиста, верифицированные Минтрудом РФ в соответствующем Профессиональном стандарте, в частности в процессе разработки образовательных треков по учебным дисциплинам. Обозначенное актуализирует обращение практикующих педагогов высшей школы (преподавателей English for specific purposes, ESP) к анализу текущих трудовых функции юриста, формирующих основу конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности студентов юридических факультетов, чему и посвящено данное исследование. Целью исследования выступило изучение специфики конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов с опорой на его трудовые функции. Представлен накопленный педагогический опыт конструирования образовательного трека по английскому языку специальности для будущих юристов на примере Финансового университета (г. Москва). Установлено, что в соответствии с Проектом профессионального стандарта «Юрист» (ID проекта 01/02/03-20/00100744) выделяются четыре обобщенные трудовые функции юристов: вспомогательная деятельность в сфере оказания профессиональных услуг, правовое обеспечение деятельности юридических лиц, оказание помощи физлицам, более того, судебная и управленческая деятельности, сущность которых и формирует содержательную составляющую при конструировании образовательного трека и подборе методов обучения ESP с опорой на компетентностный и предметно-интегрированный (CLIL) подходит. Приводятся фрагменты занятий по языку, раскрывающие содержание основных трудовых функций юриста, с опорой на кейсметод (работа с кейсами судебной практики по договорному праву с применением метода IRAC), метод «перевернутого класса», деловую игру в формате «Moot court» (моделирование судебного заседания) с опорой на реальные кейсы из мировой судебной практики. Видение и понимание трудовых функций позволяют преподавателям ESP корректно подобрать, скорректировать и интерпретировать учебный материал и сам образовательный трек; отобрать соответствующие методы обучения; разъяснить студентам, как изучаемый материал отражается и преломляется в их будущей профессии, и пр. Накопленный научно-педагогический опыт и практика преподавания ESP на юридическом факультете убедительно показали, что обращение к вышеописанным методам обучения является эффективным и оправданным с позиции развития трудовых функций будущих юристов. Проведенное исследование послужило определенным толчком для пересмотра образовательных треков учеными, а также заинтересованными педагогами-теоретиками и практиками, находящимися в динамичном поиске актуальных подходов и соответствующих им методов обучения иностранному языку специальности будущих выпускников юридических факультетов. Таким образом, опора на трудовые функции юриста при конструировании образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов однозначно будет способствовать как совершенствованию их уровня владения ESP, так и осознанному погружению в специфику выбранной профессии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Ключевые слова

трудовые функции юриста, английский язык специальности, образовательный трек, будущие юристы, вуз, компетентностный подход, предметно-интегрированный подход, кейс-метод, метод «перевернутого класса», деловая игра в формате «Moot court»

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Морозова Анна ЛеонидовнаФинансовый университет при Правительстве Российской Федерациикандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникацииllg04@yandex.ru
Костюкова Татьяна АнатольевнаНациональный исследовательский Томский государственный университетдоктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологииkostykova@inbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Проект профессионального стандарта «Юрист» (по состоянию на 27.03.2020) (подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/02/03-20/00100744). URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/61222.html?ysclid=lx8xwt3g3v522317219 (дата обращения: 10.11.2024).
Гураль С.К. Новый формат образования // Язык и культура : сб. ст. XXVII Междунар. науч. конф. Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 3-5.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М. : Слово, 2000. 146 с.
Неборский Е.В., Богуславский М.В., Наумова Т.А. Менеджмент цифрового университета. Комплексный подход к организации педагогического процесса. М. : Пробел-2000, 2022. 87 с.
Макаренко А.Н., Мелик-Гайказян И.В., Смышляева Л.Г. Астигматизм цифровизации образования: постановка задачи для семиотической диагностики последствий // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2023. № 3 (37). С. 90-110.
Азизова С.М. Особенности профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов юридического профиля // Педагогический журнал. 2016. № 4. С. 251-260.
Нурхамитов Р.М., Геркина Н.В. Особенности преподавания английского языка для студентов юристов в университете // Педагогические науки. 2017. № 58-1. С. 97-99.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М. : Академия, 2006. 336 с.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствуюшцх профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ1/05вн) Утверждаю Министр образования и науки Российской Федерации Д.В. ЛИВАНОВ 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн.
Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages (дата обращения: 10.10.2024).
Лемех В. В. Современные требования к трудовой функции работника: рекомендации для науки // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : В 2 т. Минск, 2023. С. 344-349.
Богдан Н.В. Соотнесение универсальных и общепрофессиональных компетенций с трудовыми функциями профессиональных стандартов // Педагогический менеджмент в здоровьесберегаюшем образовании : тематический сб. науч. тр. Челябинск, 2021. С. 15-26.
Мотина Е.В. Правовое регулирование трудовой функции: новые вызовы в профессиональных стандартах // Проблема: трудового и социального права в условиях цифровой трансформации общества : сб. науч. тр. Минск, 2023. С. 179-184.
Нестерова О.А. Трудовая функция и профессиональные стандарты: проблема взаимодействия // Интернаука. 2023. № 45-5 (315). С. 34-36.
Година Д.Х., Яковлева Г.П., Ярославская Г.П. Английский для специальных целей как мотивационный стимул овладения знаниями студентами неязыкового вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. С. 158-162.
Думина Е.В. К вопросу о форматах профессионального иноязычного общения в трудовой деятельности современного юриста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3 (802). С. 55-63.
Иноземцева К.М., Бондалетова Е.Н., Борисова Т.Д. Эволюция ESP как методологии преподавания иностранного языка для профессиональных целей в нелингвистических вузах России // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: https://human.snauka.ru/2016/02/13994 (дата обращения: 13.09.2024).
Глумова Е.П., Жигалев Б.А., Морозова М.А. Проектирование современного электронного учебного курса по иностранному языку для студентов технических вузов // Язык и культура. 2024. № 65. С. 143-166. doi: 10.17223/19996195/65/7.
Dudley-Evans T., St John Maggie Jo. Developments in English for Specific Purposes (A multi-disciplinary approach). Cambridge : Cambridge University Press, 2011.
Coyl, Do, Hoo, Philip, Marsh David. CLIL Content and Language Integrated Learning. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. 173 р.
Buckingham L.R., Fernandez Alvarez M., Halbach A. Differences between CLIL and non-CLIL students: motivation, autonomy and identity // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2023. Vol. 44, № 7. Р. 626-640.
Wu Q., Lei Ju. Curriculum integrated language teaching: CLIL in practice // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2022. Vol. 25, № 8. Р. 3131-3133.
Кудряшова А.В. Модель формирования CLIL-компетенции преподавателя инженерных образовательных программ российского вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 5 (217). С. 133-143.
Морозова А. Л. Применение кейс-метода при обучении языку специальности будущих юристов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024. Т. 14, № S1. С. 109-114.
Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Педагогическая система языкового образования в условиях неязыкового вуза // Язык и культура. 2019. № 48. С. 315-331.
 Трудовые функции специалиста как основа конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/8

Трудовые функции специалиста как основа конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/8