Трудовые функции специалиста как основа конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов
Сегодня языковые кафедры отечественных неязыковых вузов достаточно серьезно вовлечены в проблему верификации содержания образования по английскому языку специальности с учетом последних вызовов времени, требований государства и рынка труда. Роль владения английским языком специальности будущими юристами неоспорима, так как правовая практика обусловливает постоянное изучение ими узкоспециализированной литературы, нормативно-правовых актов, постановлений и решений судов, протоколов, в том числе и на иностранном языке, так как данные документы редко переводятся на русский язык. Практика показывает, что сейчас фиксируется достаточно осознанное желание студентов изучать юридический английский, так как в дальнейшем это поможет им продвинуться по карьерной лестнице, а также практиковать международное право и читать первоисточники в оригинале. Однако следует отметить, что на практике не все реализуемые образовательные треки отвечают запросам обучающихся и соответствуют трудовым функциям юриста, так как часто для этого применяются зарубежные учебники без дополнительной адаптации (International legal English, Absolute legal English и пр.), которые изначально «заточены» их авторами на сдачу международного экзамена по языку специальности в рамках общего или международного права и не рассматривают специфику (даже в лингвистическим плане) российской гражданско-правовой системы. Более того, разработчики текущего ФГОС ВО настойчиво рекомендуют отечественным вузам и кафедрам опираться на трудовые функции специалиста, верифицированные Минтрудом РФ в соответствующем Профессиональном стандарте, в частности в процессе разработки образовательных треков по учебным дисциплинам. Обозначенное актуализирует обращение практикующих педагогов высшей школы (преподавателей English for specific purposes, ESP) к анализу текущих трудовых функции юриста, формирующих основу конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности студентов юридических факультетов, чему и посвящено данное исследование. Целью исследования выступило изучение специфики конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов с опорой на его трудовые функции. Представлен накопленный педагогический опыт конструирования образовательного трека по английскому языку специальности для будущих юристов на примере Финансового университета (г. Москва). Установлено, что в соответствии с Проектом профессионального стандарта «Юрист» (ID проекта 01/02/03-20/00100744) выделяются четыре обобщенные трудовые функции юристов: вспомогательная деятельность в сфере оказания профессиональных услуг, правовое обеспечение деятельности юридических лиц, оказание помощи физлицам, более того, судебная и управленческая деятельности, сущность которых и формирует содержательную составляющую при конструировании образовательного трека и подборе методов обучения ESP с опорой на компетентностный и предметно-интегрированный (CLIL) подходит. Приводятся фрагменты занятий по языку, раскрывающие содержание основных трудовых функций юриста, с опорой на кейсметод (работа с кейсами судебной практики по договорному праву с применением метода IRAC), метод «перевернутого класса», деловую игру в формате «Moot court» (моделирование судебного заседания) с опорой на реальные кейсы из мировой судебной практики. Видение и понимание трудовых функций позволяют преподавателям ESP корректно подобрать, скорректировать и интерпретировать учебный материал и сам образовательный трек; отобрать соответствующие методы обучения; разъяснить студентам, как изучаемый материал отражается и преломляется в их будущей профессии, и пр. Накопленный научно-педагогический опыт и практика преподавания ESP на юридическом факультете убедительно показали, что обращение к вышеописанным методам обучения является эффективным и оправданным с позиции развития трудовых функций будущих юристов. Проведенное исследование послужило определенным толчком для пересмотра образовательных треков учеными, а также заинтересованными педагогами-теоретиками и практиками, находящимися в динамичном поиске актуальных подходов и соответствующих им методов обучения иностранному языку специальности будущих выпускников юридических факультетов. Таким образом, опора на трудовые функции юриста при конструировании образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов однозначно будет способствовать как совершенствованию их уровня владения ESP, так и осознанному погружению в специфику выбранной профессии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
трудовые функции юриста, английский язык специальности, образовательный трек, будущие юристы, вуз, компетентностный подход, предметно-интегрированный подход, кейс-метод, метод «перевернутого класса», деловая игра в формате «Moot court»Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Морозова Анна Леонидовна | Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации | кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и профессиональной коммуникации | llg04@yandex.ru |
| Костюкова Татьяна Анатольевна | Национальный исследовательский Томский государственный университет | доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологии | kostykova@inbox.ru |
Ссылки
Трудовые функции специалиста как основа конструирования образовательного трека при обучении английскому языку специальности будущих юристов | Язык и культура. 2025. № 71. DOI: 10.17223/19996195/71/8
Вы можете добавить статью